1.
Еремею Даниловичу АЙПИНУ в июне 75 лет.
Ясный ум, неугасающая сила таланта, энергичность, результативность разносторонней деятельности.
Оригинальная философия (сформулированная мудрость), не та, накзываемая в тунгусской культуре "эрэ-тара долдикэл, эрэ-тара улгучэкэл" - "Познав прошлое, сам обо всём расскажи" (главное для национального писателя), а вдобавок: " Назначенное свыше вложи в "задуманное, в мечты": "Этэм мулутувра д-алви. Тар дуннэвэ нгикэт ( о романе "В поисках Первоземли") - "По этой "земле" никто не ступал. Если назначено - иди, даже из последних сил, чтобы не в пустоту придти".
2.
Поворотное явление судьбы - вхождение в Литературный институт им. А.М. Горького в 1970 году. "Взять" образование, нароботать основание для самосовершенствования.
Еремей Данилович говорил: поступил в институт с произведениями как будто "слабыми".
Из разговора с Борисом Васильевичем Бедным (руководитель семинара, автор романа "Девчата", сборника "Комары" и др.): "В ранних рассказах Еремея находил неопытность исполнения. Но когда пошло настоящее, тогда и те вещи предстали другими".
Значит, не такие уж "слабые".
Борис Васильевич в рассуждениях о попытках будущих национальных писателей (впоследствии достигли определённого мастерства) не раз упоминал Айпина, давая нам надежду: "У меня недавно закончил курс хант Айпин. Не верил в него. А он взял и расписался!" В 1975 году Бедный оправдывал возникшую ситуацию, убеждая меня, а больше себя. Разговор тяжёлый, усугублённый взаимной неприязнью. Бедный набирал очередной семинар и был против моего поступления в институт. Но навязали, продавили. Однако, оскорблённый дискуссией "брать - не брать", принял решение отказаться от учёбы. Борис Васильевич в двусмысленном положении (вроде как всё-таки избавился), решительно возражал: "У меня ведь был такой. Но расписался. Да так, что к пятому курсу стал настоящим писателем. За всё время преподавания - второй случай..." Через год, на аттестационной комиссии, Бедный несколько изменил мнение, вновь вспомнил Айпина:"...Конечно, своего добьётся, но не так скоро, как Айпин!"
В 1975 году Е.Д. Айпин защитил диплом повестью "В ожидании первого снега". А через четыре года книга издана в цикле избранных "Советская классика".
3.
Мировоззренческая система культур малочисленных народов, как бы мощно европейская не подавляла жизнетворность, исходящую прямо из Божественного, прорывается в философско-мифологическом сотворчестве с мистическими силами. Уместно напомнить убеждение Сергея Есенина: "Единственное, что связывает человека с природой - это мистика". Писатель Е.Д. Айпин, как и его герои, от рождения в космической стихии философско-мифологического разумения народа. Во многих измерениях совпадает с тунгусо-маньчжурским пониманием Божественного как космических законов (сходящих из Верхнего мира), закреплённых в заповедях народов Земли. Боги не знают ни зла, ни добра, ни сострадания, ни милости, ни всепрощения Иисуса Христа, на самом деле явившегося исполнить Закон Божий, с "мечом" карающим инородцев-иноверцев и "щитом" евреев.
4.
Творчество Айпина - поиски истины - места и значения ханты в Цивилизации. Проникнуто ответственностью за народ и среду обитания, теперь уже сферу выживания. Человек не просто связан с природой, он материальная и духовная цельность. Лес, дерево, кусты, вода, озеро, река, дождь, облака, почва, тысячи тысяч тварей, дикие звери и птицы, собаки, олени... всё живое - есть хант, тунгус, ненец... В романе "В поисках Первоземли" одна из существенных линий - "ради чего?!". У тунгусов (Гавриила Гантимурова, Алитета Немтушкина, Галины Кэптуки и др.) нет однозначного ответа, но есть понимание: "Узнаю "откуда", значит, узнаю "куда"".
Айпин осмыслил прежде всего родовое предание: представление о сотворении человека из семян листвепнницы. В тунгусской культуре, среди "тунгирвэ", подчёркивалось: человек образовался из всего существующего на земле, всё вобрал в себя мерно - и стал "рождаться-умирать-рождаться", как всё живое. Древнее предание предков Айпина, так же невероятно глубокое. Человек как "схема" (между рождениями) - биохимическая "запись", затаённая в семени. Другие финно-угорские племена хранили и передали миф о человеке "Менквы". Сначала "сделан" (архаичное представление) из лиственничных брёвен или сердцевины лиственницы, оплетённой множеством корней. Сей тип (мохнатый человек) не понравился творцам (?) и Менквы уничтожены (вымерли?). А людей разумных сплели (кто?) из тальника и обмазали глиной...
Проблема Творения (Сотворения) ещё один существенный пласт произведений Е.Д. Айпина.
5.
Русский писатель Анатолий Игнатьевич Приставкин, тонко чувствовавший мир, подметил духовную суть Еремея Даниловича. Доносит то, что получил напрямую от предков, не оглядываясь на европейскую культуру ложных выводов и суждений. Более того, пистатель Айпин осмыслил мифологию народа как раз через призму трагической современности мира малочисленных народов России. Утрата способности радоваться жизни, постоянная гложущая боль, тихая беспомощная тревога за родину, за родных и за народ.
Приставкин А.И. рекомендовал Айпина в Союз писателей СССР, следил за его творчеством, как и писатель Георгий Витальевич Семёнов, серьёзно оценивающий мастерство Айпина. Безошибочно, как показало время: "Рядом с нами, - говорил он, - большой талант и светлый рациональный ум". Георгий Витальевич тогда понимал, Айпин - будущий общественный и государственный деятель, чрезвычайно нужный народам Севера...
Конец первой части.
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Примечание: Возможны неточности написания эвенкийских слов; позже, когда автор вернётся, исправит.
Н.Д.П.