1.
Писательство переплетается с миссианством. Но результативных деятелей немного. Из малочисленных народов можно ответственно говорить о двух: нивхе Владимире Михайловиче САНГИ и ханты Еремее Даниловиче АЙПИНЕ.
Уже уйма сменилось деятелей-функционеров. А в народах чтят двух и дела их до сих пор действенны. И Санги В.М. и Айпин Е.Д. продолжают служение своим и другим народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Такой благороднеый стиль деятельности в Советское время заложил Владимир Михайлович САНГИ. Он напрочь отвергал показуху в задаче обучения литераторов МН мастерству, национальной философии и национальной политике. Посчастливилось создать крепкую группу молодых. В неё входил уже состоявшийся молодой писатель Еремей Данилович Айпин. Взаимообучение происходило на творческих семинарах (по сути, месячных литературных курсах)в Малеевке, в Ялте, в Магадане. Участники, особенно, от общения между собой, увидели реальность планов, многие вообще пересмотрели взгляды на сущность мира и своё собственное место в народе.
2.
Айпин, сохранив традицию, поднял её на новый уровень. И это в созданном нынешними правителями мира невыполняемых обещаний, вранья, лозунгов, восклицаний о незначительных для народов событий, как о достижениях... и прочей показухи! Архисложно выдержать стиль роезультативности. И всё же... Один из недавних показателей истинной общественной работы. Осенью прошлого года, оргинизованная Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Всероссийская Конференция финно-угорских писателей, с международным участием. Масштабное событие! Два пленарных заседания. Семь тематических секций. Два"круглых стола". Кроме основной программы организованы тематические площадки: Детская образовательная программа, Мастерская юного автора, Финно-Угорская медиашкола, Мастерская иллюстрации и др. Проведена литературная мастерская для начинающих авторов финно-угорских территорий РФ. Культурная программа Конференции осуществлена на базе двенадцати учреждений культуры города Ханты-Мансийск. В Кронференции приняли участие 203 человека из России, Венгрии, Белоруси, Молдавии, США; активно работали представители финно-угорских территорий РФ: Марий Эл, Мурманской области, Ямало-Ненецкого АО, Мордовии, Карелии, Коми, Удмуртии. Сейчас становится понятно подлинное значение Конференции для дальнейшего развития финно-угорской литературы. А "мозгом" сего важного события, организатором и координатором был как раз, нигде не сказали, Еремей Данилович АЙПИН.
3.
Изучение материалов-исследований докладчиков Конференции ещё раз подтвердило наши соображения. В мире велико пристальное внимание к культуре МН, их судьбе, в частности, к явлению "неизбежного исчезновения" народов. Если эволюционным путём, то сие согласуется с законами Ноосферы (противоположность текущей Цивилизации). А революционным, геноцидным, преступным, болезненным и садистским, часто вызывающим кровавое национально-освободительное сопротивление. В результате того и другого - конгломератное растворение в нации. Под нацией подразумеваем родственные (одного расового происхождения) народы вокруг гегемона, одновременно поглощая иные этносы, особенно, МН, с геополитическими целями (противоестественный процес). Эволюционное развитие допускает ассимилитативные заимствования, с последующей метизацией, с сохранением духовной культуры (обычаев, фольклора, духовности -языка), с антропологическими изменениями внешности, что не устраняет национальную идентичность.
4.
"Исчезновение" народов признак окончательного движения к постепенному вымиранию вида - человека. ЧСеловечество подспудно мобилизуетр учёные цмы антропологического достоинства, яростно сопрортивляясь как будто неизбенжному, пытаясь понять (осознать!?) "механизм" самоуничтожения - выымирания до полного разрушения животворной (репродуктивной) цепи биологического развития Человечества.
Айпин Е.Д. прекрасно осознает и всеми доступными средствами поддерживает антропологию и этнографию малочисленных народов России. В произведениях самого Айпина (и других авторов-северян) за "единением человека и природы", как это не странно для умов евпропейской культуры, суровое противостояние, поскольку един, несмотря на враждебную конкурентность, только мир животных. Не даром, многие племена ведут своё родословие от зверей: бобра, волка, медведя и даже комара... И кто-то их них, по замыслу демиурга, за условно "сказочными" мотивами, обязательный заместитель человека, какое-то животное, адаптированное к тем условиям выживания, которые сформируются к периоду прихода иных носителей Разума (СВятого Духа).
Такая альтернативная европейской философия МН (сформулированная мудрость), в комплексе мировоззрения хантыйской культуры, сконцентрированной в творчестве Айпина, например, в мифологии романа "В поисках Первоземли".
В тунгусо-маньчжурской мифологии "земные смены Цивилизаций" допускается полное уничтожение разумного (животного) мира Земли "самоуничтожением" или уничтожением космической катастрофой. И только по истечении миллионов лет из Океана выйдут на восстановившуюся Землю очередные цивилизационные силы протоамфибий, нарождаясь, возможно, в иных формах, но обязательно по вечному генетическому сценарию. Более того, считалось древними, новая Цивилизация уже зародилась в глубинах Океана и прристально наблюдает за нами.
4.
Космос - вне разума челдовеческого - против человека. Нет дела, что с нами происходит, что в падении не вниз, не вверх (то земные закономерности), а в непостижимость Бездны, распавшись бесследно? Как будто никогда не были вон там, у старенькой берёзы в углу двора. Роняя "золото" листвы, подтверждает неотвратимость "умирания-рождения". И вот когда появляется жажда понимания смысла "посещения мира сего". Писатели малочисленных народов - духовность уходящего мира - осколков древних миров, уничтожаемых Цивилизацией. Некоторые творцы, образованные национально, прекрасно понимающие политическую действительность, результативно, в отличие от назначеных властями функционеров, работают для народов, чтобы удерживать ассимиляционные процессы в рамках эвыолюционных, освещая губительность революционного пути, часто возникаюющему по капризу правителя. Они постигли главное для любого деятеля "как надо". Но вряд ли их слышат. А если и слышат, то игнорируют робкое сопротивление гигантской силе Цивилизации.
Писакели Санги Владимир Михайлович, Айпин Еремей Данилович, Курилов Николай Николаевич, учёный и публицист Комарицын Сергей Гурьевич, явно и подсупдно, развивают философское понимание своих народов "вечности человека". Вот почему яростно ратуют "за сохранение рода". Шестьдесят лет назад услышал сию мудрость древних народов от эвенкийки Екатерины Габышевой, когда она наставляла страшего сына Михаила: "Хочешь родиться в будущем - роди потомка. Из семени сосны никогда не вырастет лиственница. А мотык (лосиха) не родит волка! В семени "спрятаны" все сосны с первого ростка. Они уже были. И не раз. И снова возродятся. Как и человек, маты, волк... Можето быть, на том свете, мы где-то встретимся и не узнаем друг друга. И будем тем возвышенно страдать..."
Сия философия подспудно, на ряду с другими истинами малочисленных народов, пронизывает творчество названных деятелей...
Аят!
Прошу поддержать, по возможности, сайт (форс-мажорные обстоятельства, устранение коих поможет сохранить наше общение).
Карта СБЕР: 2202 2009 0567 8841.
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------