+79503886920
Без выходных, с 9:00 до 21:00
22.06.2023

АЙПИН (К 75-летию)

22.06.2023

                                                 Часть вторая

                                                          1.

    Утверждение "литература не делается в одиночку" многих удивило. Один из неизвестных мне литераторов возразил: я творю, и все творцы,  создают в одиночестве.

    Предтечи (сказители, эпические певцы, музыканты, поэты, художники, композиторы, учителя-рассказчики из окружения, педагоги и т.д.) произвели титаническую подготовительную работу, основу целостного мироздания культуры народа.

    Те 20 основных книг, созданных Айпиным, одна из вершин "айсберга" народного хантыйского Смысла и Божьего промысла Югры. Произведения пропитаны философскими сказаниями, сакральностью, обычной, традиционной культурой.

    Истоки творческого мира Еремея Даниловича, прежде всего, восходят продолжением мира его Семьи. Айпин, делясь глубокими значениями, выражает благодарность: "Мои первые "писатели" (духовные и образующие наставники) - это мама и папа. У мамы (суть семьи, творчесая аура, эмоциональное поле бережения) - это любовь к своим детям. Ко всему тому, к чему она прикасалась. У неё и имя было символичное. Вера, Вера Савельевна, Вера в любовь материнскую, человечную, человеческую. Вера в любовь, спасающую жизнь детей, народа, земли... Отец (Данил Романович) был очень деликатным (философом) человеком. Он говорил: с людьми нужно жить с добрыми словами. Потом, когда человек уйдёт в другой мир, люди о нём будут вспоминать добрым словом. И это будет приятно его детям..."

 

                                                               2.

    Семья охотника и рыболова -  прекрасное путешествие вовнутрь стихии родного языка. Сначала родные голоса и мамины небесные песни, ласковый её говор привели к приключенской тропе в самые-самые первоначалы: Звуки, Прозрения, Великие постижения Мудрости (опыта). Потом Вера Савпельевна и Данил Романович, дядья бережно ввели в атмосферу национальной философской и материальной культуры...

    Рано или поздно, у каждого в жизни появляется наставник (наиважнейший определяющий период становления). Первый сторонний национальный Учитель - крёстный отец - старец Ефрем. Милостливо для нас одарил священными обрядовыми песнопениями, сказками, преданиями, промысловыми и бытийными поучениями. Потом, вдруг, мир сей стал стремительно раздвигаться. Прекрасное знание русского языка, вобравшего в себя грандиозную энергию славянских речений, тюркских, финно-угорских, моногольских, тунгусо-маньчжурских (сибирские говоры) языков, открыло Айпину великий путь в мировую литературу, позволившего донести миру драгоценную поэзию народа ханты.

 

                                                                  3.

    Еремей Данилович Айпин родился 27 июня 1948 в Варьегане (Югра). После восьмилетней школы в 1967 году, профессионально промышлял охотой и рвболовстом. Продолжая национальное самообразование, вполне осознанно выстроил вектор развития, непреклонный и целеустремлённый: "Ты должен делать то, что считаешь справедливым. В делах государственных, в личной жизни, в быту. В любой ситуации..." Отсюда стремление к самосовершенствованию, к расширению образования. В Ханты-Мансийском педагогическом училище (окончил в 1971 г.) проявились ростки стремления к творчеству. Заметила и оценила преподаватель Вера Григорьевна Плесовских. Она убедила Еремея Даниловича поступать в Литературный институт. Преодолел конкурс, сдал экзамены, зачислен в семинар писателя Бориса Васильевича Бедного (см. часть1).

    Для серьёзного творчества важен опыт в тонкостях взаимовлияния духовной и материальной жизни. Найти, исследовать, испытать и пережить исходный материал. Уже имея оригинальное национальное образование, впитанное в Семье и близком окружении, Айпин старательством упорным взял "призму" современности: студенчество в училище и в институте, Армия, тяжёлая работа помощником бурового мастера, плотником-строителем, переход на творческую работу корреспондентом телевидения, наконец, наиважнейшее возвращение в родную национальную стихию этнографическими экспедициями и уже комплексным изучением хантыйского фольклора.

    У каждого в жизни случается поворотный миг. Но многие его даже не замечают из-за неготовности. К тому моменту (молниеносность "вот сейчас есть, и тут же уже исчезло") востребованности социально-государственной системой, с подспудным этническим согласием, Айпин Еремей Данилович был готов занять "нишу", потому что он себя создал. И карьерный путь, подчёркиваю, на благо своего народа, состоялся. Еремей Данилович отвественно становится, к чему он тоже был готов, избранником этноса.

 

                                                                 4.

    Творчество Айпина Е.Д. изучено литературоведами, отмечено государственными наградами и званиями. Имеет значение для прочности и авторитета человека, защищающего национальные интересы малочисленных народов. Дни юбилея Еремей Данилович воспринимает мудро. Не как празднование и чествование, сие ему давно уже не нужно, а как отчёт о всесторонней деятельности.

    Еремей Данилович, из нас многих "мелькнувших" и канувших в неизвестность, состоялся как личность, как писатель, хранитель родного языка и национальной культуры народа ханты.

    Значение явления зависит в современности от посторонних оценок. Но во времени не определяется сиюминутными мнениями. Особенно, когда наполнено таинственным и волнующим, независимым от самого создателя. Как и  творчестве Айпина (берём все прозведения, их более 20, как целое), в художественных произведениях литераторов МН особую ценность: духовный опыт народов, подверженных естественному угнетению Цивилизацией. Кстати, и для неё самой. Титульные народы мира заблуждаются, что не для них "чаша сия"! Когда мир завоёвывают, а не сосуществуют ( у землян уже столько убийственных проблем накопилось!), то закладывается гибель. Завоевание ничего не стоит  без защиты завоёванного уничтожением сопротивления порабощённых. А это невозможно без подавления национального менталитета. Альфа современной мировой идеологии - порабощение; омега - сопротивление порабощению, опять-таки, в свою очередь, приводящей к тому же! И то, и другое - убийственное насилие и взаимоуничтожение, приводящее неминуемо к космическому катарсису - очищению от скверны, в том числе неготовностью ко всемирным катастрофам, которые стермительно надвигаются на планету.

 

                                                                   5.

    Творчество российского писателя Еремея Даниловича Айпина, называемого народами Севера "духовным летописцем ханты", многозначно. Не берусь, в силу огрнаиченности и нестостоятельности, дать исчерпывающую оценку, но как читатель, чувствую, что для полного художественного мироздания Айпина, необходимо ему полнять ещё два-три пласта национальной истории жизни ханты. Впроочем, писатель видит сию необходимость: "Несмоненно, человечество выживет. Традиционные духовно-нравственные ценности возьмут верх. Я верю в это. Пока живётся - надо жить... Традиционное жизненное пространство сокращается. Пастбища, охотничьи и рыболовные угодья сужаются. Численность носителей родных языков сокращается. Это общемировой процесс. Общая тенденция. Но, насколько возможно, нужно заниматься сохранением родных языков, жизненного пространства, генофонда... Планов - громадьё. Не написанного много. Это Большой остяцкий князь Самар (время Ермака). Династия остяцких и российских князей Тайшиных, предка коих благословила на правление Екатерина Вторая. Кроме этого, ещё семь разделов в повести " У гаснущего Очага" - это семь томов из жизни моего народа. И многое другое..."

    Да будет!

 

                                                    (Конец второй части)

 

                                        Александр Гурьевич Латкин.

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: