1.
Духовная битва с живыми и мёртвыми. Служение очень опасное - в лабиринте неизведанной бесконечности мозга, из жестокого познания мира без "нас возвышающего обмана, с признанием сверхсилы, смиренно ввергаясь в религиозное бессилие.
2.
Ядовитость налипает на кожу каждого.
Цивилизация в "неибежности" геологической силы: отравление воды, воздуха, почвы. Сжигание кислорода превысило возобновление.
Из "Аннган": лёд (оледенение), пекло (солнечный жар), вода (потоп) - рождаются взрывом тунгусского вулкана "Пэктусан": "Чёрное небо. Ледяной холод. Чёрные, а спустя белые снегопады. Ураганы загнали людей под снег. Прорывая ходы к горным "выдувам" - пастбищам северных оленей (багдакар), оголённых кинжальными ветрами. Добывая животных грабежом волков по пути в оазисы, территории, не подверженные оледенению. Стада оленей находились в постоянном движении и найти их было непросто. Тогда смертельный голод. Сказания "Хувун" ("Хугун") насыщены рефренами тогдашней жизни: сильные ветра, вой пурги, метели, меж ними "мёртвая" тишина, ослепительное солнце, пар от дыхания, бесконечное движение снега... Люди ледяного времени - "голодные и озверелые", то есть "хугун, хуг": "...и воевали под снегом, выпивая кровь убитых противников, чтобы выжить..."
Умение, чётко ориентируясь, подкрадываться под снегом сохранялось до конца 19 века.
3.
"...Тропа, ведущая по кругу": рождение, становление, созидание или разрушение, смерть или гибель. Преобразующая сила, выполнив миссию, самоперерабатывается в геологический слой.
Из "Аннган": "Гибель Цивилизации и Рождение очередной, снизу эволюционной лестницы (из Океана). Заместители человека уже наблюдают, впитывая невольно Опыт, не подозревая о будущем выползании амфибиями-первопроходцами на "очищенную" и восстановившуюся Землю.
Апологеты "Аннган" (тунгусы и буряты) категорически восставали (и восстают!) против вымирания. Человечество способно преодолеть Апокалипсис, если станет часть Экосистемы (Ноосферы), подчиняясь законам Сферы Разума (Святого Духа). Нет иного выбора и нет других сил, ни естественных, ни божественных.
В 20 веке основные первобытные филососфы замучены в сталинских лагерях.
4.
Сказитель Павел Кузьмин ("Горбатенький"), под звонкие удары кузнечного молотка по заготовке ножа, "застревал" в начале каждого сказания: "...Земля горела под Солнцем. Люди спасались от сжигающего зноя и пустоты воздуха (разряженного?) глубоко под землёй. Многие, не успев спрятаться, не найдя убежище, задохнулись, как рыбы без воды. Другие погибли от голода. Вот Зло Пэктусана! И люди, исполнив "аннган", его победили. Он утух. Слова предков под ниги не бросаю!"
Баба Катя (Е.Габышева). Она многие фольклорные знания постигала от мужа - якута Николая Габышева. Он скрывался от властей. Сказитель похоронен в селе Тупик Тунгиро-Олёкминского района Забайкалья. Из слов Бабы Кати, люди-илоу (тунгусы-хитэмэ; подчёркивала) наивным молебном "загоняли" огненное "чудовище" в нору - обратно в Пэктусан, погибая от ядовитого воздуха, сгорая в лаве... Так родился обряд (все обряды) "Аннган" - противостояние сверхсиле, то есть Гибели!
5.
Тишина раскалывалась взрывами звонко в скалу! Вода промерзанием на перекатах реки разрывает оковы, выплёскиваясь. Щёлкают и вытреливают многочисленные ключи-притоки. Туман оседает серебристостью на береговые заросли ив-тальников, черемух, ольхи, берёз, сосен да лиственниц на ярах. Хладная неподвижность и стылость. Так, пока река не "прокипит" и течение не прекратится. Ключи "кипят" до февраля-марта.
Расплывчатое светило. Синие тени от деревьев. Шуршащие снежинки движет по насту хиус - беспрестанное скольжение воздуха по-над поверхностью покрова.
В "солнесный отрезок" дня мир минут на двадцать оживляют вороны. Выискивая добычу, вскрикивая, пролетают парой вдоль склонов пойменных гор, сообщая, жизнь в замеревшей от стужи тайге полна и разнообразна. Переживают лютые холода лоси, изюбри, кабарга, косули, волки, лисы, росомахи, одичавшие собаки-зоргол, северные олени, кабаны, соболи, колонки, белки, горностаи, ласки,, тарбаганы, летяги, множество разнопородных мышей, выдры, куропатки, глухари, тетерева, рябчики, дятлы, синицы, ронжи-кедровки, кукши, филины... медведи спят в берлогах, бурундуки в сладкой дремоте, иногда оживляясь подкрепиться запасами семян...
Собака вернула продрогшего старика, в избушке выстыло, из сомнамбулического состяния - сердито залаяла. Опасность! Предупредив, Найда спряталась в конуре, с осени набитой сухой травой. Вход заделан старой телогрейкой, чтобы полог неизменно закрывался; сверху и сбоков конуру завалил снегом.
Собачья еда остыла. Пора кормить. Старик вышел из зимовья. Поставил кастрюлю к конуре. Собак нехотя вылезла и быстро-бастро зачавкала.
6.
На реке путник. Тот, кто мне нужен? Последний из шести. Пятеро оказались непричастны. Кого понесёт в пронзительную стужу, да ещё на ночь глядя?
Несколько раз выходил в темноту, прислушивался. Наконец, уловил ходкий ритм. Идущему сейчас испытание. Выше островка свежая наледь. С правой стороны куртой яр. С левой - отвесная скала. Звук сник - остановился. Топчется - осторожный хруст мёрзлого снега. Стихло. Сошёл с дороги в снег...
Сакральность создаётся "верой". Без неё любая идеология - комедия. Произошло и происходит мире. Если поп оправдывает грех (нарушение святых законов), то перед вами атеист. Вероисповедание "оседлали" теистически необразованные идеологи-служители не Бога, а Церкви, как ветви власти над народами...
Где-то в горах глухо лопнул лёд ключа.
Тишина. К шипению чуть слышные, и вовсе неслышные, пульсирующие волны Бесконечности. Каждая звёздочка Космоса дрожаще сверкала, источая симфонию, отражаясь в снежинках созвучием-мерцанием таинства "Аннган".
7.
Плотно поленья на угли. Поставил воду. Добавил в чайник льду. Мясную похлёбку подогреть позже.
Найда порыкивает - далеко прослушивает мир. Да и человек, в холод, ночью, по-над рекой, сжатой берегами, звук чувствует задолго до слуха. Залаяла.
- Бэрэл! (Успокойся!) -крикнул.
Дрова охватились огнём. Пламя густо загудело.
Неуслышанный стариком пришелец, распахнув резко дверь, с клубом пара, ввалилися. Закуржвленный с ног до макушки. Огромный из-за одежды. Лохматая шапка, светло-рыжая. Из под неё сердитый блеск в узких веках. И нервный вопрос: и что? Вот я здесь! Суконная куртка до колен, под ней ватный комбинезон ("полозунки"). На ногах - китайские чуни. Важное свидетельство окончательного ухода в небытие национальной охотничьей экипировки. Чуни резиновые, с брезентовыми голяшками, с чулками из войлока. На два размера крупнее - носков надеть побольше да портянки намотать. Чуни хороши для охоты ранней осенью, когда снег сырой. Но негодны для стужи. Однако многие эвенки, разучившись выделывать кожу и шить меховые унты-амчуры (хэмчурэ, эмтуре, эмчурэ), всю зиму в "резинках".
8.
Он! Потрёпанный жизнью взрослый тунгус, скажем, якутского происхождения. Какое-то время не мог говорить. Отогревшись, прихлёбывая горячий чай, рассказал:
- Сырость далеко учуял. Наледь! Испугался - возвращаться придётся. Парит. Вода чернеет. Идти не идти? Ноги, как остановился, сразу дубеть начали. Сколько ещё до избушки? И там ли ты? Промочу ноги, а зимовье вдруг дальше. Тогда мукчун! Конец! Не лучше ли вернуться? А тут твоя собака, чёрная, пробежала. Мимо, у самых ног. Она-то воду под снегом чует. Рискнул. Вроде как назад повела, метров сто, наискось. А потом резко к берегу. На яр вылез. Куда там! Снег по пояс. Тьма. Кочки, коряги, чаща, ямы. Спустился. По камням, наклон крутой, искобенился до места, где ты дрова пилил. Там уж твоим следом. - Мужика потряхивало - крепко промёрз. - ...Как приехал, мне племянница сказала, срочно идти к тебе. У мужиков на Олёкме не стал ночевать. Пять человек. Двое с жёнами. Третий - незнакомец. Повернуться негде. У них, видать, бражка поспела. Посторонний в их празднике ни к чему! Советовали вернуться в село. Ещё сказали, ты злющий стал. Даже Ивана Круглова прогнал?!
- Идиоты! - возмутился старика. - Как мог прогнать "хозяина"? Ведь здесь благодаря ему. Владимир Михайлович Калугин тоже на меня "наехал"... Впрочем, хорошо. Ещё ворпросы есть? - обсудим и отбросим. Нам надо лишнее отринуть. Ешь, пей, располагайся. Да начнём работать.
9.
- А ты изменился.
- Да и ты... Старик. Двадцать лет. Промелькнули.
- Так. По Ивану Георгиевичу. Прогнал?! Люди, Валерий Федорович, живут полуложью. А чаще откровенно лгут. Неотъемлемая часть выживания. Правда убивает. А вот оговор - иное. На догадках, измышлениях, на слухах, по сплетням - приговор! Тебя, может, удивит, но... для таких, как я, - чрезвычайно полезный приговор! Справедливое наказание как возрождение.
- Ничего себе!
- Оговор - бытийный обряд на уничтожение. Лишил всего! Разрушил закономерные поступательные планы. Переживал: не состоялся из-за козней. Духа не хватало признать: просто Бог таланта ни капельки не дал. Бах! В конце жизни: наоборот! Повезло! К счастью, упорные оговорщики, по злобности, добившись своего - полного уничтожения, оставили один на один с предназначением. Велико ли оно, мизерно ли, - время рассудит. Главное - по душе. Никакой шелухи! Суеты! Лжи себе! Никакого предательского тщеславия... Попробуй ни на кого не оглядываться. Хотя бы одну неделю проживи по-своему, ни к кому не прислушивайся... Тот, кто оговорил Ивана Георгиевича и меня, очень жаждет, чтобы люди ненавидели друг друга. Всё просто. Охотучасток клочками. Там ключик, в другом месте, в третьем... А транспорта нет. Охотники рады бы помочь завезти провизию. Да Ивана Георгиевича боятся. Строго запретил проезжать по участку. Застарелая, оказывается, вражда...
- Ещё какая!
- Договорился с охотником Сергеем, чтобы подъехал. Оба не знали, что я подстроил встречу. Иван Георгиевич приехал первым. На конной упряжке. Как услышал о моём миротворчестве, буркнул, дескать, посмотрим. И вышел. Вроде коня рспрягать, с реки в лес завести... Жду, жду. На стол ужин приготовил. Выхожу на яр. А его и след простыл... Подумал, он дальше поехал, на свой участок. А он в село вернулся. Так-то! Ладно, забыли. Есть ещё волнующие вопросы? Перед делом надо избавиться, иначе помешает...
- Да просто спросил. Люди обсуждают. Говорить-то о чём-то надо. За годы обо всём переговорили! Мне выйти. Собака не укусит?
- Привязана. На цепи. В село убегает.
Валерий Федорович замер, пытаясь сообразить...
10.
Валерий Фёдорович впал в отчаяние:
- Значит, дерьмо жизни "оттуда"? А хуже не будет? Я как-то смирился. Мы кого-то вытащили с Эльпы? Был же! Ты из-за него приехал?
- Нет, Валера, нет. К Эльпе не относится. Быть-то всё может. Но то, о чём ты говоришь - вне нас. Помнишь, парень утонул в Мокле? Пластинин? И витать духу от гибельного порога и до устья Усмуна вечно. Наиважнейшее в другом: не был ли ты "там" ещё, без меня?
- "Грязи" размыло. "Дурь" унесло. Вычистило. Сейчас там глубокое озеро. Даже рыба зимует... А сама "Грязь" ("Чудовище"-чулугды) вспучилась из-под земли в другом гиблом месте - в четырнадцати километрах. Место чащобное, глухое. подхода толкового нет - такой бурелом! Километра три. Там был. Кое-как вышел - ноги отяжелели, как свинцовые. Накрутил на валёжинах?
- Поэтому я здесь. Не из-за тебя. Свои причины. Дух, коего ты, похоже, притащил на ногах, начал мстить моим обидчикам. Он ведь не имеет соображения, у него тямы (ума) нету, что обиды чаще всего справедливо наносятся, по заслуге. Однажды увидел лицо "боксёра", ты его должен помнить, среди ночи. И услышал нечеловеческий голос, но понятный: "Он откусил ему ноги. Жди вести..." Через две недели получаю, никогда не писала, а тут письмо от невестки: боксёр пьяный отморозил ноги и ему их отрезали! Вот тогда-то пожалел, что не послушался самана Маинканчи! А Дух и сейчас с тобой! Надо препроводить его обратно в Мир Мёртвых. А дерьмо жизни, как ты сказал, увы, от тебя самого...
- Че-о-рт! Ещё тогда догадался. Резко пошло наперекосяк. Охотничью территорию потеряли. Выгнали нас, короче. Начальство засунуло туда каких-то своих. Потом меня осудили на три года. Пьянка постоянная. Жизнь превратилась в бред! Ноги заболели...
- А вот это как раз и есть "тянет жилы". Старики говорили, что это дух в образе сулаки -дылбэрил (чёрная лиса). Оказывается, не только. Дылбэрил описал Арсеньев Владимир Клавдиевич, погрузившись в недоумение. Он долго считал, что истинное саманство держится на гипнозе и психотерпии, пока сам не убедился в необъяснимости "аннган", когда саман возвращал соплеменнику "вторую" тень...
- Гурич, мне что-то совсем хреново. "Он" что, во мне так и сидит? Как глист? Сдохнуть! "Он" меня жрёт? Потому постоянная слабость?! А?
- Это-то надо осознать и начинать отторгать. Но сначала мне убедиться, что именно ты "притащил" духа. Не знаю "как", дух будет сопротивляться. Но, надеюсь, вылезет наружу...
11.
- Дед Иннкоентий, брат моего дедушки Владимира Гурьевича, погибшего на войне, служил охранником-надзирателем в лагере "врагов народа". Около Хабаровска. Много чего нам, мальчишкам, рассказывал. В 1959 последний рассказ: "Мучил сон. Лучше сказать, бред. Шаман требовал: отдайте "мурумтыевун" - конный посох. На оленях и конях по тайге первопутком посох хорош опереться в землю, если верховой запнётся. Второй раз - тот же конь на этой тропе не запнётся. В ногах крепкая память. Был среди зэков, в лагере, забайкальский мурчен (конный тунгус-степняк). Грамотный, учёный. Я его сразу узнал. Приезжал в Ченчу. Жил сколько-то в Куморе. Записывал, рисовал, расспрашивал. Года за два-три, а может, и больше прошло, у нас умер шаман - Егор Маканчи. Бабушка Комарицына нас, мальчишек, поправляла: называйте правильно: "Маинканчи". А учёного зэка звали Елпидифор Титов..."
Елпидифор Иннкокеньевич Титов - писатель, поэт, этнограф, исследователь языка и фольклора тунгусов. Работал в двух экспедициях с Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым. Их совместная работа - научная книга "Быт и характер народностей Дальнего Востока". В Куморе и Ченче был в 1921 и 1922 годах. В марте 1936 г. Титов исключен из коммунистической партии за "связь с чуждыми элементами", то есть с родителями жены. Они жили в Харбине. В августе 1937 года арестован, обвинён в связях с "организатором и вдохновителем контрреволюционных груп и организаций на Дальнем Востоке - Арсеньевым В.К. Расстрелян Е. Титов 21 января 1938 года. Реабилитирован в 1957 году.
12.
"...Сорок человек расстреляли. Титова во второй пятёрке. Говорил он как бы соседу по строю. А я специально рядом конвоировал. За день, улучив момент, Елпидифор попросил найти на моей родине место. Там спрятал бубен. Основной. "Помощника" и другие саманские манатки увёз в Иркутск. Кому-то на хранение. В тайнике самасик, колокольчики-конгактэл, серебряные. Их надо привязать на бубен - "тэму". И хорошо бы унести на горный лабаз, километрах в двух от Куморы. На вершире горы саман Маинканчи жил перед охотой. Тунгусы посещали для всяких разговоров, снабжали провизией. Маинканчи похоронен в Иркане, на кладбище. На другой год Титов хотел вывезти остальное. Да пришлось спрятать. Кто-то предупредил. Тунгусы, Комарицынские, на Верхней Ангаре перехватили и обыскали. Перед расстрелом через зэков бумажку передал - кусочек картона. Нарисовано, где "тэму" спрятал, самасик и колокольцы. Завтра приходите, пороюсь, найду, так покажу..."
- Увы, утром погиб. Задавило брёвнами. Вроде бы куча-стопа за много лет улежалась. Да разом развалилась, когда старик привычно уселся на нижнее бревно выкурить трубку. Председатель перепугался - брёвна-то сельсоветские. Поэтому сказали, что сам по себе умер...
13.
- Дарье Николаевне Зылыкеевой позвонил геолог из Иркутска. Фамилию не называю. Родственники его возразили. Они их страха хотели были полного забытья - хватили до предела саманских страстей. Геолог, в пятидесятых, в окрестностях Куморы, на сопке, наткнулся на захоронение. Кожаные и тряпичные свёртки, ветхий лук, ржавые наконечники, большой нож, с прогонившей длинной рукоятью... Взял на память серебряный колокольчик.
В "перестройку" упразднили геофизический отдел экспедиции. И таёжная жизнь геолога закончилась. Однажды сверху прозвучал слабенький звон. В другую ночь звучание удлинилось! Ещё! И ещё! "Заболевание" усугублялось с каждым днём. Засыпал... и далёкий-далёкий, приходилось изо всех сил наприягать слух, как будто из глубокого колодца стонущее: "По-о-ло-зи" По-о-ло-зи!"
Признался жене: "Кажется, я сошёл с ума! Готов воткнуть в ухо нож! Только бы прекратить какофонию...". Страх Господень! Жена, дочь и сын дочери, таясь друг от друга, тоже страдали от звона множества колокольчиков, голосов и стонов... Крепко задумались. Вспомнил! И слова местного жителя - Семушева: "Взял не своё - худо сделал... Себе же!" Неделю обшаривали дом, двор. Прощупали, протрясли, перебрали. Изучили каждую веточку тополя и черёмухи в палисаднике. Нет колокольчика! Внук смутно вообразил, вроде бы играл с ним и потерял где-то. Через знакомых узнали у иркутских специалистов телефон эвенкийского учёного Александра Сергеевича Шубина. Он жил в Старом Уояне. Шубин тяжело болел. Рассердился: "Зачем залез в чужой мир? Он что, маленький детё, не знает, что это преступление. Страшный грех осквернять могилы, особенно, воинов. Скорбь и боль падёт на внуков". Но ночью, смягчившись, разбудил жену: "Семью его жаль, соседей, людей улицы, врачей, к коим будут обращаться... Про вора-осквернителя и речи нет. Завтра иди к Кэлтэкэ (Уроду), расскажи ему. Скажешь: я разрешил (взял на себя ответственность)"!
14.
- Вода связывает, очищает, создаёт "твердь" жизни, хранит событийную и духовную историю космической протяжённости. Отправил письмом геолога на реку Ушаковка. Призвать Духа погибшего в мире Ушаковки полководца. Честно, ничего не утаивая, исповедоваться. После, закрыв глаза, протянуть руку... Коснулась ивы. Колокольчик звякнул. Немедля поспешил на почту. Отправил в Старый Уоян - Дарье Николаевне. Шубин ко времени " укочевал" на Энгдекит - Реку Мёртвых. Зылыкеева, не долго думая, свалила на меня, принесла колокольчик. Примитивное древнее устройство: серебряная пластина, свёрнутая конусом и заклёпанная. Язычок - серебряный шарик, с пропилинной канавкой вокруг - привязывать жилку. Колокольчик отнёс в целлофановом мешочке в лес, за дамбу, спрятал в корнях толстенной сосны. Сообщил: "Тебе, Маинканчи, принадлежит. Тут"копиталги" (место в тайге, где хранились запасы, особенно, пищи, а колокольчики звоном призывают удачу в добыче пропитания). Возвращаю!"
15.
- Поблекшая, больная, задыхающаяся "водой" Дарья Николаевна. Год не общались.
"Надо, Гурич, что-то делать. Маинканчин стучит в окно: "Положи на место!" И колокольчиками брякает. Может, увезти в Кумору и зарыть в лесу?"
"Место его на бубне. Сочувствую. Видели? В сенях манатки. Уезжаю. С минуты на минуту машина подойдёт. Вы, Дарья Николаевна, не ведитесь, не выполняйте требования своего же подсознания. Отстанет! Образуется за время..."
Элемент лукавства: не до посторонних проблем. Это сейчас понимаю: к кому же ей было идти?!
Ирина Атакина, племянница Зылыкеевой (живёт в посёлке Багдарин Баунтовского района Бурятии) рассказала: "Ночью настойчиво постучали в окно: "Вставай! Время пришло!" Дарья Николаевна запнулась о ковёр, упала... Шейку бедра сломала..." Весь ужас нахлынул позже. Бывший хирург проговорился: "Мы вязать не стали... Насквозь больная старуха. Почечная недостаточность, диабет и..."
Выходит, бросили умирать, умирать медленно, в неподвижности... За что, боже? Какой смысл в великих страданиях человека?
- За грехи...
- Нет, Валерий. Месть - не Божеское, а человеческое, то есть сатанинское. Так вот. После подробностей гибели Дарьи Николаевны, колокольчик "ожил". Сплошная неврастения: странные головные боли, очень болючие. Пронзительное понимание: так просто не уйдут. Раздражала любая мелочь. "Вспыхивал" и вовсе без причин. Ночные судороги, удушения - дыхание прерывалось. И ужас, необъяснимый изнуряющий ужас. Тело "спит", а мозг "работает" вхолостую. Голоса, голоса, голоса. Из словесной чехарды всплывало: "А мне одной было каково замирать во всей этой боли в бездонном кошмаре?" Решение, Валерий Фёдорович, пришло само. Выкопал колокольчик и поехал в Кумору - искать тайник Титова. За осень планировал управиться. Ушло девять долгих месяца!
16.
- В первый день чёрная здоровенная собака из берёзового леса. Все дни встречала на окраине Куморы. Отбежит вперёд, замрёт, отбежит. Осень минула, тёплая, мокрая, липкая снегом. Перешла в снежную зиму. Поиски бессмысленны. Всё равно на лыжи и отправлялся в лес. Крохотная надежда, что местные эвенки посвящены, понавязали "приношения". В апреле занемог. Болел долго. В мае возобновил поиски. На исходе девятого месяца, пёс, около кладбища в Иркане (четыре километра от Куморы) преградил тропу. Рычит. А потом, как человек, правой лапой несколько раз притопнул, отскочил и опять притопнул. Будто играть зовёт.
- Дылби! - вскричал. - Это же Дылби! Вспомнил! Я его помню. Он всё время у меня за спиной спал. Грел.
"Ну, вот и подтверждение. Он!"
- Да. Пёс твоего отца. Отдал он его "Бибишке". А тот его убил. Привыкла с детьми постоянно. Выла от тоски, попав в чужой мир. Обиделась на ваш род. А мне помогал медвежьими услугами. Пёс раньше часто прибегал к моей палатке подкормиться. Дух его сейчас приходит. Привёл к тайнику. Под валёжиной самасик (шаманское одеяние, останки халата, тэму-бубен. Обветшавший. Кучкой разные колокольчики.
"Маинканчи, вот твоё! Не я покой твой нарушил. Обрети снова!" долго рассказывал о вымирании народа. Он послал меня на Тунгир. Дескать, без пса никогда бы ничего не нашёл и постепенно превратился в безумца. Их в мире сейчас, по причине святотатства, всё больше и больше. Но теперь ты отправляйся немедля на Тунгир. Найди человека. На его ногах дух пса "прилип". Отними и верни на Реку Мёртвых. В живом мире ему нельзя быть!" - Когда Солнце достигло верха, прижался ладонями к планете Земля: "Ахун сэнэчи бичэв хавал-ми! Мултув-ми!" - "Я работу выполнил. Отпусти!" как будто оковы лопнули. Великолепный разноголосый мир! Разноцветный! С беспрестанным движением жизни в лесной тишине. Стучал дятел. Синицы перелетали с дерева на дерево, высвистывая вечную мелодию. Далеко-далеко, устремлённые в будущее, на север, кричали журавли. Пахло весной, солнце сияло, звучала радость жизни. Всё это, Валерий, твоим может быть. Захоти!!! А теперь надо немного поспать.
17.
Валерий с трудом проснулся. Мрачен. Злился, вероятно, кляня судьбу.
Так и не стал таёжным кочевником. Хорошо подготовлен. И знаниями, и навыками. Жизнь тысяч тунгусов такая. неприхотливые, беззащитные в чуждом социуме, безропотно существуют в современности, часто не имея собственного жилья, перебиваясь случайными заработками, рыбалкой, браконьерством, не помышляя о родовом деле - таёжном или степном Бытии: "нити" безжалостно оборваны, ниши все заняты, вытеснение совершилось. А теперь можно и о правах болтать с высоких трибун... В чём же причина? Арсеньев В.К. говорил, как и Широкогоров С.М. : " Инородцы гибнут с каждым годом всё больше и больше... Судьбу инородцев решают те Хлестаковы, которые говорят: "Чем скорее они вымрут, тем лучше". Сейчас так не говорят, но вся национальная политика пронизана именно такой идеологией. Она в последние 30 лет стала государственной доктриной, под прикрытием бравурной болтовни и показушных мероприйтий. Границы воздействия сей идеологии революционного единения в одну нацию расширяются.
18.
- Давай-ка проясним для начала. Как ты будешь дальше? Завтра-послезавтра...
- Уеду в Могочу, к сестре. Там хоть какие-то врачи есть. У меня заболевание сосудов ног.
- Именно так. И болезнь из-за пса Дылби. Год сюда не возвращайся, если аннган получится. Ты Дылби "притащил", ты и начнёшь обряд-ловушку. Сначала возведём в Бэлэмни-помощником. Нужное дерево присмотрел. Всё мирское, человеческое оставишь на ветвях. Затем укажу место на льду. Там пешнёй пробьёшь прорубить, неровную, с острыми углами, чтобы Нечто не вырвалось наружу. Ему надо гладкие стены и края. На разрыв дух пройти, по частям, не может. Туда же, в Бездну, любая трещина или отверстие годится. Когда закончишь долбить, молча, без ругательств, уходи в избушку. Разденься догола, уверни фитиль в лампе, пусть огонёк сам угаснет, чтобы не насмердить. И терпи на нарах холод. Он поможет боль перетерпеть. Будет очень больно, будто жилы щипцами вытягивают-выворачивают. Если Дух сойдёт от тебя, оденешься, затопи печь, потому что я вернусь без сил и могу замёрзнуть, выйдешь на свой след. И уходи, не оглядываясь.
19.
"Анга" - открыть "дверь", "отодвинуть камень", "проковырять дыру". Через "выход" небесно исчезнуть в разинутой пасти зверя "Окин" - Вечности.
Поиски "двери" происходили через покойника-предка (призывать покойника - "анан-ми"), жившего несколько тысячелетий назад. Он должен быть там либо саманом, либо хавалдя (служителем). Предок приводит к "двери" (здесь: превращает прорубь в "дверь"). Нынешний саман или, как сейчас, хавалдя (служитель Амикуна), проникает через неё, оставляя в проходе бубен-тэму, чтобы "дверь" не закрылась. В данном случае, хавалдя оставил поперёк идакавун - колотушку, коей когда-то извлекался из бубна нужный звук.
Обряд называется "Аннги". Суть: поминки и окончательные проводы покойника через год после смерти (аннгани - "год", "годовщина") в Мир Мёртвых. Обряд сей достаточно прост. Саман за час справлялся. А вот "возвращение" Туда духа покойника, выбравшегося в Средний Мир волей непредвиденного, действие мучительное, требующее запредельных усилий.
Есть ещё несколько сакральных пластов в самом термине и в процессе "Аннган" (значения здесь скрываются накрепко), а в самом действе-"молитве" убраны тайные заклинания, по той простой причине, что они непереводимы.
Задолго до рассвета, в самую холодину, начат поиск места проруби (эта часть действа называлась "итыв-ми"). Несколько раз возвращался ("к началу") в зимовье, отогревался, и снова "месить" снег. Вот уже и серостью небо на востоке забрезжило. Пронзило! Как вкопанный. Здесь!
20.
Прорубь готова. Вода густела. Палкой, обтёсанной лопаткой, убирал шугу беспрестанно, вызывая вдохновение ("хивин"):
- Тала эйе халганин эчэ турэ? - Где ты ходишь? Там, где не ступала нога человека".........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................Посмотри на меня. Хоть ничтожнее всех на Тунгире, на Олёкме и на Верхней Ангаре, подчиняюсь Закону Твоему беспрекословно: "Тар н-экэнэтин гороло этэни иста" - Нечестно высокого не достигнешь! Поэтому и ничтожен, прозябаю, порой и корочкой хлеба довольствуюсь. Но "Тар нимнаканду бичэн". - Так было истари - люди прекрасно живут ложью! Обманом! Предательством!..................................................................................................................................................................................................................................................................................................... "Тар-да бичэлин, турэнмэс дундэду этэм гарандарэ" - Хоть оно и так, слово Твоё на землю не брошу. Даже случись, скажут "Он против тебя", всё равно не потеряю веру в Твоё слово" Так "бэлэлгэйэ"! - Так помоги (обращение ко всему окружению Божества).
В пространстве возник приближающийся гул, он исходил из разных сторон. "Екакуне майгинивуктэ училинивул даллу?" - Для чего закружились Духи?!" "Бэлэлгэйэ!" - На помощь! "Од-ана вэр одактин!" - Пусть сделают то, что всегда делали!...................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................."Бэлэлгэйэ!"..................................................................................................................................................................................................... "О-о-о! Мамар, мамардайвэ! О-о-о! - Сбор, сбор! Собирайтесь Духи! Собирайтесь здесь. Вот собрались! К делу!" "Элэксийнэл, уруннэл, айахалва бутунну бэлэгэйэ окаллу! - Согласитесь меж собой, восхищаясь, сведите к острию все мои чаяния, помогите!....................................................................................................................................................Далее идёт духовная (эмоциональная), непереводимая, архаичная часть молитвы, суть коей сводится: "Уведите от меня того, кто пришёл с земли-места, где никто из живых не ступал". В молитвенной части обряда есть обращение к неизвестной мне богине Айи. Эту часть обряда дополнила учёный-исследователь, лингвист, писательница Галина Ивановна Варламова (Кэптукэ), когда ей пояснил, что получал наставления от её отца - Ивана Лазарева. Тунгирские эвенки объясняли, что у них нет такого образа, то есть Бога, Богини. "Наверное, -говорила Валентина Васильева. - Это Дух Добра". Владимир Прокопьевич Абрамов: "Это Анё-Айи!" - Мать хорошего.
Понимание "хорошего" у древнего народа - это "благополучное завершение", например, пути, охоты, кочевья, излечения от хвори, восстановление мира, достигнутое согласие в семье...
ЭПИЛОГ
Стремительность финала долго готовившегося обряда, простота - поразили!
И это всё! Закончилось?!
Впрочем, великое так и завершается?!
Что будет происходить во время обряда, как, в каком виде, откуда что-то или нечто покажется, или голосом проявится или чем-то неконкретным... ничего не знал! Даже представить не мог. Продолжал молиться. Очищал прорубь. Ходил вокруг бездны, чтобы не превратиться в безжизненную ледышку. От избушки донеслись дикие вопли. Найда оборвала цепь, выскочила на реку, заметалась по льду и помчалась прочь. Вдруг туман над наледью рассекло узким коридором. Багровая радуга. По краям чёрная. Внутри заветилась жёлтая полоса. Она согнулась в круг, вращаясь, превратилась в "Суги" - смерч. Стремительно вращающаяся воронка (10-12 метров высотой, наверху - метра 3). Она мгновенно оказалась рядом. Застыла над прорубью 2-3 секунду и ввинтилась в воду. Она взбурлилась. По наставлению, в сей мромент, призвал неизвестную богиню Айю (Айи): "Бэлэкэл" Бэлэкэл! Донготонгдё-ми гокит - аскавъя". - Закрой-заморозь прорубь (выход) из Бездны! Вода в проруби мгновенно замёрзла. Толсто забросал снегом, чтобы свет не проникал в хладную тьму Мирового Океана (Ламур).
"Амикун, эрикэн-эрилэн! Нэ-нэ-нэ! Кэ! Кэ! Кэ! Самоде-ми хаку-ми, сувусин-ми мучунмук Киргангэ". - Амикун, зову-обращаюсь" Всё! Всё! Всё! Завтра со всех сторон возвращение возведи Духа смерти (пришельца из Мира Мёртвых).
Кэ! Аят!
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------