1.
Приток Моклы - Эльпа (русское мягкое произношение) - Элба (тунгусское). В зимнее время, по рассказам ороченов, безопасна - мистическое не беспокоит.
Дважды пробивался на Эльпу. Как будто и ничего. Восхищение дикой первозданностью. А жёсткое невезение и злоключения - превратности судьбы.
С Михаилом Георгиевичем Кругловым (меня навязали в последний момент, представив как студента-этнографа, изучающего историю тунгусов; вынужден согласиться) залетели вертолётом МИ-4 из тёплой, ярко золотисто-брусничной осени в позднюю, серо-белую, холодную и заснеженную высокогорную тайгу. Высадились на стрелке слияния Эльпы и ключа Гулэкэчэн (Гуликачин).
Гуликачин - "Подобие жилья, призрачного, о коем известно, что оно там есть, но где и чьё - неизвестно, и кто-то на него выходил и пр." Вторым значением прочно связан с Элбой. Переводится как "место шаманских проводов умерших".
Верхняя граница территории Элба (Эльпы).
Снег чуть ли не по колено. Обустраивались два дня. Как гром среди ясного неба, с грохотом дизелей и лязгом гусениц,с острым запахом выхлопных газов, заявились на двух вездеходах АТЛ "друзья" Михаила - нелегальные охотники на диких оленей. Девяностые! Браконьеры планировали добыть не менее шестидесяти голов. Всё рваческое выползло из душ, стоило только чуть ослабить надзор государства над законностью, выскочило: всё дозволено!
Моё присутствие их удивило! Очень! Особенно одного, из Могочи, он меня узнал. Даже однажды косвенно пострадал от последствий публикации моего материала.
В вагончик, вместе с густым духом техники, влезла алкогольно-перегарная пелена, перемешанная с густым табачным дымом. Для некурящего - пытка. Вознамерился серьёзно поговорить с Михаилом и сообразить свои действия. Он, пока ещё не очень пьяный, насторожился. "Ребята" хлебнули несколько месяцев фронтовой жизни на западе, но в боях не участвовали, потом "воевали" в Маньчжурии. Михаил в той части был старшиной роты.
- Услышу, проболтался - вморозим в ключ на века! Тунгусы сюда не суются, чудовищ боятся. Так что никто и никогда тебя не найдёт.
Достаточно для побега!
Вся орава отправилась в горы на отстрел. Там и порешают как быть со мной, в свете информации могочинца...
Тогда у них без убийства не обошлось. Якобы несчастный случай - убили как раз того, что меня узнал.
...Очередной раз опять неудача. Перекочевали на Эльпу с Бэгдэрина (Багдарина). Несколько дней охотился с неким Василием. Человек своеобразный, конечно, однако жаден и туповат. И неприятен в общении: все у него дураки и гадёныши... Интерес потерял к нему быстро. Да и места охоты (участок его) отводил мне уже им же обхоченные и далёкие от интересующего меня Места.
Кожей ощущал - Эльпа не то чтобы не принимала, как думалось, а яростно сопротивлялась глубинами прошлыми, внимательно следя за каждым моим шагом. Опасности начали случаться подозрительно часто... И всё равно рвался туда!
Бойся, предупреждала ороченка из Средней Олёкмы - Валентина Васильева, "Эльпа уж если возьмёт тебя в оборот, ты можешь оказаться перед собой полным ничтожеством, узнаешь себе подлинную цену. Как жить-работать будешь?!"
2.
На берегу Олёкмы, метров двести от Моклы, приметы "детских" захоронений. Такие же на устье Эльпы.
Течение быстрое, берег обрывист невысоко. Кое-как причалили в расщелину - стекающие дождевые воды промыли. Тщательно привязали лодку к корням, с продстраховкой. Ещё не хватало, чтобы моторку унесло. Раздражающих приключений и так предостаточно.
Сырая мшистая территория. Лиственницы хилые, корявые берёзки, кустарники. Двенадцать старых, тридцатых годов 20 в., захоронений детей. Судя по остаткам столбов от погребальных помостов - гирамки; переводится как "кладбище", куда старались привезти или принести детей, умирающих или умерших от заразных болезней, занесённых колонизаторами. Тихо. Глухо. Далеко-далеко шумит, как будто одухотворённо всплескивая, журчливая чистая-чистая вода на перекате перед слиянием с Моклой.
Эльпа обмелела. Лодку поволочим от плёса до плёса.
Среди скорбных исчезающих следов лесных тунгусов, неизвестный человек, европеец, движимый бездельем и размышлениями над детскими косточками под разрушенными обтёсанными брёвнами, вырубил на деревьях два мрачных истукана, невольно изобразив лики людей, сгубивших самое дорогое.
3.
В детстве мне как-то попало странное письмо: " В летнее время на Эльпе можно встретить потомка "могзонского старца "Мефодия."
"...Если у тебя крепкая психика! Он прикочёвывает из горной тайги Хребта..."
"...он приходит за "дурной" водицей (жидкой грязью). Где берёт, знают Васильевские. Это эвенки, коих привезли из Уркумы..." "... То Место пройти не останавливаясь. Возьми глазом ориентир и всё время держи. Собьёшься - и тебе уже не вырваться... Я прошёл, а двое, топографы, муж и жена, нет... Но боюсь, что меня затягивает отбратно..." "...Тропа ведёт по правой стороне от котлована-жерла. За тыщи лет звери выели два большущих глубоких оврага. Если старик там будет, то выйдет навстречу. Не останавливайся. Он пойдёт за тобой и остановит в безопасном месте. По-русски говорит плохо. Ну, да вы поймёте друг друга..." "...когда-то был грязевой вулкан..."
Датировано: 1948 г. Адресовано: начальнику сейсмостанции...
4.
Эльпа - высокогорный приток Моклы. Мокла - "прямая как дерево". Называли древние тунгусы все притоки основных рек, впадающие строго прямо на километр-два. Небольшая извилина и вновь прямизна на сколь глаз хватает. За некоторыми речками закрепилось гидронимом: Мокла.
В прежние времена река Олокма (Олёкма) начиналась от слияния реки Тунгир с рекой Дырылда (названа мигрирующими на прародину тюркскими народами Экэ (т) - Якэт - якутами; Дырылда переводится "шумливая, издающая бурлящий звук и т.п." Тунгусское название: Нэксэ (Нюкжа). По долине Нюкжи древнейший путь с Олекмы на Амур. Так что не удивляйтесь, если в текстах могут встретиться тюркские названия.
Эльпа (правильно: Элба или Элбу): "Река, оставшихся душ на земле", душ умерших, "не сопровождённых саманами через год в Мир мёртвых". Обряд проводов совершали, пригласив самана (шамана). Затем все пятились, пуская стрелы в сторону могилы. Так делали наши деды племени чилчагиров (ойратов) Нгамакта. Откуда чилчагиры на Тунгире и Моклах? 17 век. Восстание верхнеангарских тунгусов против колонизаторов-казаков. Часть бунтарей вернулась на Правую Маму. А большая "бежала" и выжила в тунгиро-олёкминском регионе до 20-го века, несколько семей есть и сейчас: в Гуле, Моклакане и в Тупике.
После "обряда проводов" захоронения не посещали. А покойника старались не вспоминать. А происходила "встреча" в сновидеяниях или вдруг вспоминался в разговоре или вовсе без причины, то обращались к саману или толкователю, чтобы понять, что хочет дух предков.
5.
"Детское" эльпинское захоронение тунгусы не посещали. Но исполняли "положенное", останавливаясь ниже по течению, на левом берегу, в начале "нгунгнэткэл" - "прямика" - нартовой дороге по суше. Прямик миновать (здесь о сокращении пути речь не идёт - тропа параллельно речке) валунистый порог. С осени пустолёд над глубокими ямами - лёд висит на валунах. Опасно для человека и упряжных оленей. Свободные олени, да и всякий зверь, чуют такие места и далеко обходят.
В слове Эльпа (Элба) ещё важное для тунгуса значение "обязательной остановки" - "эл-ми". Из уважения к умершим и их предкам угостить духов чем-нибудь, выделив из припасов: несколько спичек, малость табаку, сахара, пару конфет, патрон, если есть, побрызгать "на все стороны" водкой и пр.
Для Духов важно почитание и признание живущими!
Входит так же обязательное значение "эла-ми" - "развести огонь" для поклона "Духам Места" - неостановимой жизни, начиная с дуннэ мусун (почвы)(, орокто (растений), арги (тайги), му (воды), мо (каждого дерева от корня до верхушки) и так до бесконечности.
Сухой бугор. Слева стеной терраса сопки. Наверху от края широкая ровная площадка. Видны останки изгороди. Всюду следы древних и недавних стоянок.
Исполнив обычай, подкрепились. Через час-полтора попытаемся до "детских захоронений" (рассказано выше). Много детей погибло, заражаясь от казаков корью, оспой, туберкулёзом. Немало и взрослых захоронений на песчанных буграх долины Эльпы. Аборигены хоронили на деревьях в специальных срубах или ящиках, называемых "тунгс,уки". Пришельцы из Северобайкалья в земле, зашивая трупы в берёсту. Могилу укрепляли срубом в четыре-пять брёвен: при проводах через год в сруб добавляли землю... Детей везли на Эльпу с дальних краёв, в надежде излечить "нгопчу" - дурным духом. Оно, конечно, устраняло мучения, но дети всё равно умирали, и с улыбкой. И родители с горьким облегчением: ему там, видно, хорошо...
6.
Валерий разложил у костра потрёпанную оленью шкуру. Мрачно взглянул на небо. Редкие вытянутые прозрачные облачки непривычно рядом. По опухшей физиономии и совсем сузившимся глазам, похмелье усугубилось очередной стадией. Резко улёгся, укрылся суконным покрывалом " с головой". И как будто исчез. Такая же манера мгновенно отключаться у Леонида - брата Валерия. Его в прошлом году, утром, неожиданно обнаружили умершим. Хозяева, они живут в Средней Олёкме, никак не могли объяснить посторонннего человека на полу кухни.
Когда мы волочили лодку от устья Эльпы по перекату, возникла причина, дескать, брат снился. Сильно ругался, запрещал показывать Место.
- Может, вернёмся? - с надеждой. - Зачем тебе такая заморочка? Не кончится добром. А мне отвечать! - Валерий воображал себя бывалым таёжником...
- Передохнём... Ты ничем не рискуешь. Покажешь путь. И вернёшься к лодке. Порыбачишь . А то у нас с продуктами худо, - уязвил. - Хорошо, сети взяли! К вечеру вернусь... А зачем? С Местом роднится много преданий. Хочу сам посмотреть, пока возможно. Солонец, так его называете?, год-два, и окончательно размоет наводнениями... Знаешь моё настоящее имя?
Он назвал.
- Прозвище. А имя? Мать наверняка проговорилась.
- Было, было. Кэлтэк.
- Вот именно: "Урод!" Возможно, там ответ на мой главный вопрос...
...Подбросив в огонь сучьев, спросил:
- Через сколько разбудить?
В ответ ни звука - спит!
7.
Преткновения к цели. Таёжники, протрезвев, отказывались под разными предлогами. Подвернулся Валерий. Договорились, поднимемся "на бечеве" до порога. Далее идти одному.
Поручил спутнику закупить провизию. А в селе как раз у местных антигорбачёвцев-бултрегеров поспела брага и самогон. Деньги разом "ушли" на зелье. Пьяный Валерий, корча рожицы, похоже требующие якобы доверия, убеждал, с продуктами проблем не будет.
- Доверяй тому, с кем в тайгу идёшь. Да и мясо добудем! - Сопровождавшие "разбогатевшего" закадычники не выдержали и расхохотались: оболтус Валерка мясо добудет! Правда, дрожжи и сахар всё-таки купил - "забурдучить" брагу в двух трёхлитровых банках и алюминиевой фляге. "Пока буду ждать - не скучать". Из продуктов: с десяток тонких лепёшек, уже затвердевших, рожек на три-четыре раза, две банки сайры. Даже соль забыл. Кстати, и дрожжи тоже. А может, "друзья" вытащили. Зато сахару вдоволь! Ко всему возникла проблема с бензином. Сначала не могли найти автол - развести топливо. Оказалось, бензин изрядно разбавлен соляркой. Все вдруг перестроились! Никогда ещё отсутствие принуждения к порядку не устаняло совесть и стыд так стремительно, как тупоумное стремление государственных деятелей к некой, никогда не существовавшей свободе. Люди сбивали в "стаи" растаскивать казенное имущество, а неприкаянные одурманивались алкоголем, особенно, вредным американским техническим спиртом. Валерий - один из них. Ругаться - пустое. Мог притянуть как повод отказаться.
О "дурном солонце" люди ограничивались краткой информацией: место хорошо посещают копытные звери - поедают грязь; старики рассказывали, что в былом, раз в три года, "грязь" начинала пучиться, хлюпать, двигаться, источаясь разноцветными испарениями. В грязи якобы живёт чудовище. Если зверь окажется рядом, оно выскакивает и проглатывает животное целиком... С годами вроде как слабеет, да и очищается наводнениями - размывает и "грязь" уносит водой...
8.
Симфония зазвучала странно волнующей тревогой. Будто погружаешься в реальную опасность и не можешь остановиться. Подобное, менее сильное, у человека на краю пропасти. Мир горных речек и скалистых гор в звуках текуче меняется от звенящей тишины до оглушающего буйства громовых звуков. Чуть вода просела - умиротворяюще зажурчало, а на порогах сплошной гул - ничего не слышно. Медведи в таких местах залегают в засаде на оленей. А уж туча зашла в верховья - скоро приход воды валом. Тогда рёв, мощь здоровенные камни ворочает, шумную мелолоию "играет" на склонившихся к воде деревьях...
Неестественный всплеск. Опять. И опять.
Осторожно подошёл к краю. У воды, на валуне, маленькая девочка. Изредка она швыряла камешки, приговаривая на неизвестном архаичном языке. Странность. Но смысл вполне понятен: камешки затвердели миллионы лет как, ранее мягкая и живая масса, постепено затвердевшая, затем разрушенная и обкатанная водой... Девочка оказалась вовсем не эвенкийкой:
- Твоя теория! - Синие-синие глаза её сияли.
Вдруг сбой, то ли временной, то ли пространственный. Смех в клекотание, едва слышное агрессивное урчание огромной птицы. Вцепилась когтями в добытого кабаржонка, балансируя мощными крыльями...
А вот она! Девочка никуда не делась. Рассмотрев очередной камешек, швырнув в воду, заговорила:
- Нет у меня никого на белом свете. Сына обезглавили капризно. Некому помянуть. Даже ты не веришь. А я есть на Земле. Смотри, сейчас по тому берегу промчится олень. Это-то отрицать не будешь? Проверишь следы... Смотри!
Олень стремительно бежал по краю, стряхивая на камни воду - видимо, переплыл Эльпу. Резко, хватив человечьего запаха, выскочил на коренной берег и канул в зарослях.
Девочка:
- Бегите отсюда, бегите. Скорее вытаскивай из тьмы попоутчика, пока он ещё недалеко ушёл. И возвращайтесь в обиталище людей.
- Ты кто? Я сплю?
- Нет, Урод! Наоборот просыпаешься из лживого сна. Имя мне - Елизавета. Дочь Ааронова. Я - мать Иоанна Крестителя, Ангела Божьего.
- Ты же малышка!
- Все мамы были малышками.
Птица, в когтях добыча, тяжело взлетела. Шумно взмахивая крыльями, улетела по-над рекой.
Встряхиваю за плечи Валерия изо всех сил.
- Проснись! Проснись!
На краю террасы полуголые тунгусы - Леонид и Валерий. Опирались на копья, наблюдая. Наконец, "Леонид" выкрикнул: "Му!" (Вода) и показал рукой выплёскивание на голову счастливо улыбающегося "Валерия".
Холодная вода привела в чувство. Зло:
- Не дал поспать! Так хорошо мне! С ребятишками играл. С Лёнькой встретился. Мы на охоту пошли. Тебя видели... Да пошло всё к чёрту! Возвращаемся!
Достал из рюкзака фляжку.
- На, Валера, глотни, опохмелись! Тогда и порешаем. Ведь люди над тобой смеяться будут. Меня же предупреждали!
Сделал два глотка.
- Крепкая. Спирт? - попробовал немного. - Рояль? - Ещё глотнул.
- Довезёшь до порога, флягу оставлю. Поправишься.
Промолчал, размышляя.
9.
От порога Эльпа уходит вправо, к высоченным горам - крутая лесистая стена, поверху ровно срезанная как будто неведомой силой. Тянется, ограничивая древнюю пойму.
Идти до Места по каменистой тропе, перемежёванной болотистыми зыбкими марями, с выходом в конец излучины речки. Она, сделав петлю, выпрямляется на километр-полтора и вновь к "стене"-хребту.
На "углу" зимовье на той стороне, охотники пользуются зимой. Летом проезжают - от кошмаров подальше.
Внутри излуки - непроходимая прибрежная тайга. Разнолесье - сплошая чащоба особого энергичного мира, где каждое взрослое дерево держит тонну воды, поглащает и возрождает почву, в которой и на которой множество всяческих организмов, копошащихся, старающихся выжить и продолжить себя в потомстве. Вся территория изрезана глубокими протоками. Забиты топляками - деревьями и "мусором". Огромные лиственницы по берегам. У верхней окраины - угрюмые кедры. Березняки и осинники. По сухим буграм высоченные сосны. В кронах всё время пошумливает ветерок-хиус. А зимой гудит ежедневный ветер на закате солнца. По островам - царство тополей, у воды - ив-тальников.
Далеко-далеко парили два белохвостых орлана. Хищники "освоили стену" колонией. Три орлана неподвижны на деревьях. Когда подлетал четвёртый, две птицы соскальзывали и нападали на гостя, прогоняя. Наконец, орлан-пришелец набрал высоту и скоро растворился в пронзительной сини.
Между краями прибрежной тайги излучины Эльпы и горной тайгой (тёмно-хвойные ельники, кедрачи, плантации стелющегося кедрача-стланика, лиственниц да сосен) - пространство: наклонная равнина, редколесная, хилая, болотисто-моховая. На возвышенностях холмов жёсткая и тусклая трава на каменистой земле. Орочёнская тропа проходит краем относительно твёрдого склона, ниже уже тундра - вязкая, кочковатая низина. Несколько десятков мёртвых - они зеркально блестят, и тёмных - живых озёр. На живых обязательно кормятся или отдыхают утки.
После двух часов ходьбы, начал склоняться к правоте отговаривавших. Ничего особенного! Вот яма. Метров двести в длину и сотню в ширину. Да, пожалуй, от незнакомого запаха, напоминающего дух горячей глины, перемешанного с тухлятиной, как бы не заполучить головную боль. Пора в обратный путь.
- А что так? - скрипучий голос ужаснул.
Измождённая пожилая женщина, да ещё и брюхатая.
- Ну да. Я и есть Елизавета Ааронова, мать Иоанна Крестителя. Меня прогнали орланы! Живое стремится к обособлению. Даже два пера иной расцветки приводят в ярость. Они сопротивляются тому, что чуждое и враждебное проникает в их суть... А что, у человеков не так?
- А девочка?
- Когда было! Шестьсот лет назад. По-вашему, шестьдесят. А сейчас беременна Иоанном. Такое имя написал онемевший муж мой Захарий.
- Почему выбор отцов веры христианской пал на Иисуса -плотника, а не на вашего сына Иоанна? Ведь в народе его воспринимали именно Христом. Даже священники, противостоящие наплывам множеству лжепророков и мессий. Благовестник рассказывал, Иоанн Креститель переубеждал священников: "...я не Христос".
- Потому и не избран.
Мудрая тишина Вселенской бесконечности коснулась Земли...
10.
Жара невероятная. Как будто не в горах северных, недалеко от местного полюса холода.Умылся от пота. Вода кисловатая на вкус. Подняться к тропе и бежать отсюда. Развернулся и обомлел... Толстые ивы, высокие-высокие. Частокол! Так плотно - не протиснешься. Куда выведет узкая тропа? А! Всё равно надо идти. Преодолел по бревну ручей. Наполнен густой красной водой. Она кажется неподвижной. Но течение всё-таки несло жухлый листик медленно-медленно... Прочь! Ослепляющий яркий свет Солнца. Осторожно, привыкая, вернулся в видимый мир. Волнистая равнина. Пустошь до окоёма. На золотой скамье у беседки, в длинных до пят чисто-белых одеяниях, вели тяягучий разговор благовестник Марк и священник Захарий - отец Иоанна Крестителя.
- Сыну твоему уготовано то, что положено от Саваофа. Он сыграл отведённое Писанием, возведя в явь надуманное. Не он, так другой... был бы призван Духом Святым - Богом человеческим. Дух Святой человеком создан и создаётся до предела, когда отделившись становится Дух над ним. Вот уже сто двадцать лет ( в беседе утверждалось :шестьсот сорок лет) прахом развеяно твоё тело и тело твоей Елизаветы. А мир человеков не может отпустить, ибо нет ответа: от божественного наития или от воспитания усвоил Иоанн. Благовестник Лука определил: ваша набложность отразилась на сыне. Он преступил грань человеческую, достигнув напряжения Ангела Божьего. Был ли способен Иоанн, сын твой, Захария, отшельник на сговор? И для того вернуться из пустыни в родительскую обитель? Вот вопрос. Как Иоанн Креститель - нет! Но раньше, будучи святым человеком "по образу Ангела". И сам, как и все мы, следуя духовному опыту предтечий, создаем себя, и он создал себя...
- Человек! Он и был обезглавлен по капризной воле человека. Может ли божество пропрано без смысла? Да и ангелы не знают смерти, ибо вечно пребывают в Царствии Небесном, созданнеым Писанием. А раз изречено - то ложь. А изречённая тысячно ложь - правда. И этой "правдой" держится мир человечий. Христос, не явный им, а будучи ещё плотником Иисусом из Назарета, сам привёл себя на Галгофу, по вашему утверждению благой вестью, ведомый Богом Саваофом, Богом исчезнувшим в Космосе давным-давно абсолютным НЕБЫТИЕМ, оставив от себя Закон. И по букве Его Иисус распят, но как будто по божеской воле. Так закреплено Благой вестью "знание народов о плотнике из Назарета, как исполнившего Закон Божий: "Иисус же сказал: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать; и: люби ближнего своего, как самого себя".
11.
Высокий берег Эльпы. Напротив большое зимовье. Дверь распахнута - чёрным прямоугольником, уводящим в неведомую глубь чужой жизни.
Вырвался! - обрадовался.
У воды женщина чистила рыбу. Кто-то находился в жилье.
- Э-эй! перевезите меня! Нужна помощь!
Женщина механическими движениями чистила рыбу. В чёрных глубинах жилья таился страшный и непостижимый. Надвигалось со всех сторон, из воды и с неба непреодолимо гибельной силой. Нельзя убежать. Избранным спастись на горних высях. Многим быть убитыми. И даже съеденными близкими. Не жди Божьей помощи "действием", не протянет руку, не подстелит соломку, не подскажет нужное... Он есть Закон.
Марк добивался от Захария: не был ли Иоанн, как плотник Иисус, - отсекшим от Себя веельзевула?
Огромная иссиня-чёрная толща тучи наползала с западного окоёма. Там, там гибельная опасность, в воде, и там же Спасение, потому время ещё не пришло!
- Женщина! Мне только переждать грозу. Женщина! Помогите мне. Я заблудился! я в опасности.
Никакой реакции. Как кукла! Кукла?!
Захарий: "Может Иоанн и был таким. Он вытравлял дъявола (человеческое) отказом от пищи, поедая непотребное. С изменениями времён, если бы Вы избрали его Христом, то веру в него поколебали крики врагов: он - сумасшедший, поедавший мокриц и насекомых... Но связь Иоанна и Иисуса извечна далеко от их рождения. Елизавета и Мария родственницы. Мария всегда тянулась к старшей за поддержкой. А та встреча, важная для множества человеков. Елизавета вот-вот должна разродиться Иоанном. А Мария понесла от порочной связи с римским солдатом, несмотря на вселенский ужас. Купила мускус, но не решалась на убийство. Елизавета твёрдо: "Ребёнок должен родиться. Надобно донести наречённому в мужья Иосифу. В нём дитяти спасение!"
12.
В мелькающих сценах, картинах, действиях эпох прошлых и будущих, ковыляя умирающим по зловонию жёлто-красной жижи, ещё однажды видел Захария и Марка. Запечатлились первыми и наперво здесь. Они, стоя в плоскодонке, забрасывали сети в неподвижную гладь морскую. Вытаскивали тенёта, вытряхивали в лодку рыбин-человеков. Вот человеки упорядочивались в ряды, в колонны, бодро шагая на берег, вскидывали руки в приветствии исходящего в истерике правителя: "указающий путь и смысл в презрении к любви к ближнему. "Любовь" Христа к человекам - ненависть к дьявольскому или к человеческому: "Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели меня, не достоин меня..."
Приписали? Ибо Закон Божий: "Возлюби ближнего, как самого себя".
Благовестники же устами Христа: "Кто не со Мною, тот против Меня..."
13.
Попы, почитающшие многобожие, не суть христиане. Им не верьте. Они - самоназначенцы. Бог один, эволюционировавший в сознании людей от Отца, к переходному состоянию Иисусу Христу, от него (возвращение) к Богу - Святому Духу. Так и для иных народов. Попы обожествляют человеков, разных дев и угодников Церкви. Говорят: Бог любит вас! Лгут. И богохульствуют, очеловечивая Бога Отца народа Израилева, представляя наивно из-за скудной образованности, что он подобен человеку, а не человек ему, наделяя Его человеческой способностью любить. Они человеческое (сатанинское по Христу!) накладывают на образ Божий, когда как на истине, нет у Него к человекам любви и не может быть. Есть лишь Закон. Не уходит и не приходит, не изменяется и не исчезает. Он всегда, неизменный и жёсткий, сеющий непримиримую вражду (потрясения!) между человеками, обманутыми лжеугодниками, что Саваоф - Бог всех народов, хотя и Сын его, посланный к народу Израилеву только, и не всем народом признанный, с убийственным мечом в руке, разя человеков направо и налево. Ради чего?! Сие есть "любовь Божия?" В первом послании апостола Иоанна Богослова глубокое сомнение. Он пытается объяснить, прежде всего себе самому: "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою и мы должны полагать души свои за братьев". В чём здесь общечеловеческая пристрастность, привязанность, самоотверженность, если "должны", а всякий долг, в отличие от любви, есть установление. Богослов: "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилоствование за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга".
Полнейшая галиматья, если учесть, Сын послан с карающим мечом потрясать и уничтожать всех, кто против Него, то есть особого порядка жизни, при котором процветание для избранных "возлюбленных". Лжеугодники изображают его миротворцем. А где же меч убивающий и раздор кровавый среди народов? Затаён назади икон?
Ближе всего к истине апостол Пётр (это же истекает из философии Иисуса Христа): "Всех почитайте, братство ЛЮБИТЕ, БОГА БОЙТЕСЬ, ЦАРЯ ЧТИТЕ". В писаниях ещё установлено: Страх Божий, а не любовь есть истина. Вот что исходит от Него. Страх начало мудрости и самосохранения.
И, наконец, Иисус Христос определил реальным Богом не Отца своего, а Дух Святой, носитель Его тот или иной народ.
14.
Из беседы Захария с Марком:"...или же иная причина, Марк, я не знаю того, что известно Богу, Иоанн, сын мой, вернулся. Тяготясь нами, никогда и ничего не просил, а тут возжелал пристрой-келью. Среди плотников Иисус Назарянин. Думаю, для того и вернулся сын, увидиться с Иисусом по сокровенному. И всяко убедиться в правоте Писания, действующего по времени и по происходящему. Всё, чему быть, того не миновать. Кто знает, не вели ли они на расстоянии беседы? Но тогда бы они могли общаться не через посланных, когда сын мой был заключен в темницу. Днём Иоанн подолгу наблюдал за строителями. И не заключили ли он и Ииисус союз на "четыре стороны". По Центру - Бог Саваоф, правое открестие - Иисус, левое - Иоанн, вкопанный конец - дьявольское (человеческое), то есть всё благоприобретенное и изобретённое человеком сверх Закона. Сейчас я испытуем сыном на прочность веры. Не "задумано ли", ведь то, что сказал благовестник Иоанн, и мне известно, и другим. Сын мой, Иоанн Креститель, зная об Иисусе: "Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, тот есть Крестящий Духом Святым". Но ранее, при стройке кельи, которая не понадобилась, ибо Иоанн в тот час по окончании работ, ушёл навсегда, был я, Марк, испытан Иисусом плотником, проникнув в душу Его доверием. Взошли на холм. Иисус провозгласил "тайну свою великую". Воспылал ещё подростком страстью к Марии, матери своей, как к женщине и равно ненавистью, ибо он становился тем, кого она безумно любила и от кого понесла Иисуса. Когда же она вопросила: "Сын мой возлюбленный! Что ты хочешь сделать со мною?" Понял "им вдвоём не справиться с животным влечением". Он бежал, зарабатывая на жизнь плотничанием и почтовыми голубями, постигая Бытие во всей красе. Так, а не так, как поведал якобы Иосиф. Выслушав, сказал Ему: "Я не знаю выхода. Надо с этим жить. Но кланяюсь тебе за доверие и посему всегда буду на твоей стороне, кроме богохульства... " Иисус мне поклонился и ушёл в страданиях. Известно мне недоподлинно, что Иисус постановил как верующий, что "всё от Бога". И приговор себе - от Бога. Поступок показал велико мужественным человеком, исходящим из него в миг перед отсечением естества скопцом-лекарем: "Отныне ты для Бога!" Знание сего многих шествующих к нему и с ним, принудило объясниться, чтобы не толковали превратно: "...ибо есть скопцы, которые из чрева матери его родились такие; и есть скопцы, которые оскоплены от людей: И ЕСТЬ СКОПЦЫ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЛИ САМИ СЕБЯ СКОПЦАМИ ДЛЯ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО".
15.
Миг ночи, сырой, глубокой, дремлющей кратко. Замирают обитатели мира, смолкают ночные птицы, не хищничают звери и зверушки, а дневные существа ещё пребывают во сне. Небо - чёрная плотная туча. Должна бы непроницаемая тьма. Но видно прекрасно. Толстенные дерева, с густыми и обширными кронами. Меж ними густо переплетением множества берёз, осин, тополей, кустарников - десять шагов обзора.Заполуночная неподвижность. Лишь птичка-говорун металась вокруг, быстро-быстро лепетела нечто цоканием. то подлетала к лицу, то отпрахивала, зазывая. В густейшей траве, вымахавшей чуть ли не в рост человека, птичка указала незаметную щель - тропу к избе. Широкие двери - две створки. Крыльцо прогнившее. В сенях по стенам полки, ящики, на полу нечто бесформенное, съедаемое плесенью, в провалах и проломах внизу множество разбухших от сырости книг, проржавевшая канистра, несколько щелочных аккумуляторов. Дверь в избу приоткрыта. Столы, заставленные полдуразобранными приборами, торчат концы оторванных проводов. Останки стульев на полу, мусор, разорванные журналы сейсмических наблюдений.
Чуть слышно, у самого уха:
- Прежде, чем войдёшь туда, верни моё письмо на место, в печь, где и должно было сгореть.
Откуда-то издалека приглушённая, очень энергичная компанейская речь. Мужчины перебивали друг друга, доказывая, аргументируя притчами, временами переходили на ругань... Потом смолкали. Звуки застольно посудные, звяканье. Немного погодя пьяная беседа вспыхивала вновь.
Под деревом неизвестиной породы, багрово освещённым закатным солнцем, светом странно незнакомым, неслепким, будто искусно изображённым художником, на кошме худощавый, длинноволосый глава застолья. Он не произносил ни слова, женственное лицо ничего не выражало, кроме удовольствия от витания в пьяных видениях. Пил вино и ел много, не вслушиваясь в спор братии. Вдруг она, расположившаяся вокруг стола на низких ножках, взволновалась. Люди из соседних домов, многие с дубинами. Несколько священников. Один, сурово гневаясь, обвинил: "Нет бездельники от вас покоя! Днём смущаете народ похмельной бредью. Вечерами пьёте и орёте, мирянам уснуть невозможно. Разве можно так много пить и есть, до безумия?!"
Человек у дерева, названный возмущенными лодырем Иисусом из Назарета, встал. Создалась такая тишина - травинка не дрогнет шелестом.
- Вам, святые отцы, никогда и ни в чём не угодить нельзя. На всё набрасываете запрет, не оставляя даже самую малость для жизни. "Ибо пришёл Иоанн, ни есть, ни пьёт; и говорят: "В нём бес". Пришёл сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: "вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам".
16.
Первосвященники пренебрежительны к Иоанну Крестителю. Но обеспокоены. Иоанн Богослов: "Когда иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов (потомственных уставных священников) спросить его: кто ты? Он объявил, что я не Христос. И спросили его: кто же? Ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он ответил: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; и они спросили его: что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?"
Благовестник Марк много знал об Иоанне Крестителе. Внял его словам: "Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас ДУХОМ СВЯТЫМ".
Отчего же церковники, возлагая на себя самостийно христианство, прдолжают "Иоанново крещение" водой?!
Крещение Святым Духом народа Израилева многим, если не всем, попам недоступно, даже недоступно состояние пророка Исаия: гласа вопиющего в пустыне. Ибо не профессия сие, а великое призвание Божье. Посему потворство преступное страшным грехам: прелюбодеянию, убийству миллионов нерождённых душ, лжи и злословию.
Бог Саваоф - Сын Человеческий Иисус Христос - Дух Святый - троица Израилева не видит, не слышит и не разумеет чуждые народы, ввергнутые в бесконечные потрясения. Лицемерие официальной церкви, призванной прислуживать властям. А те батюшки, подспудно одухотворённые Святым Духом СВОЕГО НАРОДА, а не иного какого, и не Израилева, из мудрости, истинно служат людям, но по скрижали Иоанна Крестителя, скорбного самоистезателя и мученика, и по завету Христа, определяющего бесполезность противостояния власти: "Богу богово, кесарю кесареву". Отсылаю к чёткой формулировке апостола Петра (см. выше). Попытка свести извечное противоречие в приемлемое.
Время подходит и пришло уже Церкви Святого Духа.
А не прошло ли оно?! Вовсе нет Делателей Церкви, а есть по наитию беспомощные, завистливые и мамонозависимые служки чужого Бога.
Святой Дух у каждого народа нарождался с первобытных основ рода. И Он никак не соотносится с инородцами, как бы они не пыжились изображать себе верующими, печально взглядывая вверх, неистово крестясь, не понимая скудоумием, у них нет доступа к чужому Богу и он их молитвы не слышит и не может разуметь Всеобщим Разумом (Духом Святым) их чаяния.
17.
Люди от природы ищут всеобщий смысл, восклицая: куда мы идём?! Куда нас ведут властители?!
Человеческое - не одно сатанинское (наносное, придуманное, с изуродованной тягой к бесконечному наслаждению и т.д.), но и божественное равно. И в равновесии добра и зла пылает вопрос: в чём же цель жизни народа?
Иисус Христос: неукоснительное исполнение общечеловеческого Закона, предопределённого Законами Космоса: "Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков не нарушать пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё".
Благовестники, их последователи и толкователи, взвалив на себя наставничество, что греховная потуга! У них один наставник - Иисус Христос. Он и сам жёстко так постановил. Они перенесли то, что предназначено для израилевых служителей христианства на Человечество. Не видя целеполагания Бога, прельщают верующих несбыточной вечной жизнью - Царством Господа вашего и Спасителя Иисуса Христа.
"Иисус, призвав дитя, поставил его посреди апостолов и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, тот и больше в царстве Небесном..." И следующее речение Спасителя народа Израилева приписали как послание Человечеству: "Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное".
И с рвением попы (не народами, а сами друг друга обрекающими священнослужителями и иерархическими санами) начали тащить человеков на "Крест" устремления в Царство Небесное, игнорируя предупреждение Иисуса Христа: "А Иисус, возрев, сказал им: ЧЕЛОВЕКАМ ЭТО НЕВОЗМОЖНО, Богу же всё возможно". Сказано Иисусом Христом в ответ ученикам, удивлённым притчей о верблюде: кто же может спастись?
"...ЧЕЛОВЕКАМ ЭТО НЕВОЗМОЖНО..."
Так чей же он Спаситель?!
Другие же высказывания противоречат Иисусу Христу, и теряют ясность и истинность, непонимание истин Христовых, что Цартсво Небесное - не новая жизнь, и не продолжение прежней, или какая-то другая не безжизненная инстанция: "Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах..."
18.
Мощнейшая гроза. Тёмно-синие сумерки. Гигантские сверкания молний. Горы вздрагивают от оглушительных раскатов грома. Битва небесная усиливалась неотвратимо.
Ровное поле от горизонта до горизонта (горы исчезли, вернее, ещё не появились!) и ясное-ясное небо. Стол, письменный стол тянулся в беспредельность, превращаясь вдали в чёрную ниточку. За столом велико число людей корпели над листами бумаги. Видел там Пушкина и Гончарова, Гоголя, с чёртиком на плечи, смиренным серебряной цепкой, Достоевский, Толстой... Напротив древние предтечи-единомышленники... Когда настоятель отворачивался по делу, к вновь прибывшему (они возникали как пузыри на воде), то Цицерон и Белинский показывали друг другу кукишки.
Глас: "Сделай запись в книге "Под куполом преддверия Царства Небесного" и дано для того 60 лет человеческих". По истечении срока явился: "Запись посетителя Кэлтэк (Урода) удалена, как тысячно уже произнесённая и тысячно написанная... Нет тебе места среди ангелов".
Особое мнение евангелиства Марка: "Когда же поведут вас, не заботьтесь наперёд, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой".
Громыхнуло так - перепонки чуть не полопались. Огромная молния ударила в громаду гор, где живут орланы. И опять страшенный гром. Ливень, бесконечный ливень льёт который день. Холодная вода стремительно затапливает угрюмую тайгу. Идти, надо идти, но куда, в какую сторону хотя бы? Сил нет. Ранее здесь видел скелеты на деревьях. Десять или больше. Много. Прилечь отдохнуть. И попытаться взобраться на дерево, привязаться - наводнение не вечно. Выполз на бугорок и провалился в тьму бессознания.
...Боль. По голове осторожно ударяли как будто молоточком. На спине нечто тяжёлое. Резко, разворачиваясь, стряхнул. Захлопали крылья мощной птицы. И далёкий-далёкий крик: "Гурич!? Гурич?! Сюда, сюда! Сюда!"
Зов может быть очередным обманом; пережито тысячи. Но всё-таки...
Коротко ли, долго ли, где вплавь, где на карачках, где едва переступая, добрался до затопленного края взъёма сопки. Из тьмы кто-то схватил за воротник и потащил вверх...
Ближе к утру, в серых туманных сумерках.
- И что "там" нашёл? - Валерий злился. - Шесть дней психовал из-за тебя. Смотри... На глотни. Спирт я развёл. Смотри. Совсем новенькие сапоги были. Лёнька даже ни разу не успел надеть. Подошвы сапог стёрты до плёнки - пальцем проткнуть можно. Тебя что, чудовища там наждаком охаживали. А одежду искромсали когтями в клочья? А раны... Эвон загноились уже... Если бы вода не затопила "грязи", я бы никогда не решился тебя искать... Ну?
- Домой! - Боже мой, Амикун! Родное и самое-самое: "А теперь возвращаемся домой!"
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Информация:
Длительные перерывы в работе сайта некоторых тунгусов беспокоит: не помер ли? В ближайшее время не собираюсь - некогда! Перерывы связаны с финансовыми трудностями и техническими проблемами. Материалы на сайт помещала одна из родственниц. Сейчас отказывается (*огород, после ягоды, грибы и прочая сезонность). Мой же старик-ноутбук, после двух ремонтов, "сожрав" последние деньги, следом за принтером, "приказал долго жить" - сгорел окончательно... Будем общаться по возможности. А когда конкретно разрешатся трудности - неведомо! Да, кстати, из Читы единомышленник Козырев И.Д., возжелавший помочь на бумагу и ручки, спрашивает номер карты. Очень ценю ваше искреннее желание. Номер: карта "Мир" - 2202 2009 0567 8841.
До встречи!
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------