1.
Предтечи Фу Си для ханьских князей глинобитные стены покрывали снаружи камнями. Потолок-крыша накатывалась уклоном. Спасало от неожиданных нападений лазутчиков и предателей, от ветров и горных ледяных дождей.
Изначало традиций "Дворца Поднебесной".
Вся жизнь древнего правителя открыта простолюдинам. Но за глухими стенами уже творилось нечто таинственное - зародилась традиция личной жизни, влияющей на судьбоносные события в сплочённом сообществе.
Фу Си вывел народ Хань к Хурнхэ в среднем течении.
Жилище правителя построили на высоком берегу. Да затопило в половодье! Фу Си распорядился вплотную к стенам установить столбы из толстых брёвен, связать их поперечными балками. Построили бревенчатые стены. Комнаты коробками. Здание покрыли тройными крышами.
Тунгусы и Хань считали живыми материалами глину и деревья.
Первый дворец превратился в Цитадель власти. В нём творились скрижали будущей мировой истории.
Тогда усилиями женских устремлений княжеских дочерей начала зреть борьба за лучшее место во дворце.
Властолюбие - природа женщины, с подспудной целью "завоевать" (подчинить) благорасположение сильнейшего, ограждая себя (семью) от враждебного (защищающегося от человека) мира.
2.
"Битва принцесс" приобрела изощрённый и кровавый характер в эпоху великой императрицы - У Цзэтянь. В 683 году умер император Гао-цзун. На престол возведён старший сын - Чжун-цзун. Мать сразу почувствовала сопротивление. Сам стремится к самостоятельности? Присмотревшись, У Цзэтянь выявила влияние. Жена Вэй, сверкающая молодостью и обоянием! Императрица, действующая решительно и на военных принципах упреждения, нанесла удар по невестке. Решение приняла пока шла из своих покоев в императорские.
Только через 23 долгих года изгнания, мечтаний и планов жены, Чжун-цзун занял трон вторично. Сие произошло по решению второй всесильной женщины империи - принцессы Тайпин. Без её согласия свержение великой исператрицы не могло состояться.
Чжун-цзун сослал гениальную мать в пригородный дворец Шаньян, "одарив" статусом регента.
Через год У (У Хоу) Цзэтянь, мрачным днём 16 декабря 706 года, скончалась.
Однако её эпоха продолжилась...
3.
Принцесса Тайпин рвалась к всевластию, но не была, как мать, образована военным мышлением. Умна, но в ней не было "чуть-чуть от Бога", чтобы всесторонне овладеть империей. Принцесса, много взявшая от властной матери, образована именно как правительница "за спиной" императора. Хотя искажённо имеет какое-то отношение к сверхзадаче вообще ханьской женщины, делающей судьбу, прежде всего, мужа. Непростое совпадение с культурой тунгусов, как южных, так и "сибирских". Исходит из одних древних генетических корней: "Хуркэн-кунгакан айилган ахатканди калтакачи овчэ". Из сего одна из главных задач ханьской и тунгусской женщин: скрыто от посторонних глаз участвовать и влиять: "Отува илакан, хотэвэ балдивкал, бэйэ тэкэнин окал!" - "Костёр разведи (семейный очаг), ребёнка роди (продолжение рода), корнем человека стань!" Нарушение сего ("до" или "сверх того") ведёт к дисгармонии мира.
Сформировавшийся окончательно вид матриархата?
4.
У Цзэтянь, правившая Поднебесной 23 года при жизни слабого душой и телом мужа - императора Гао-цзуна. И продолжила править при сыновьях-императорах.
Жена Чжун-цзуна Вэй все силы направила на отстранение матери мужа от власти. Известно чем это закончилось! У Цзэтянь вновь захватила власть, полно и жёстко. И на тунгусском севере почувствовали вполне. И, покинувшим резервацию тунгусам, пришлось серьёзно учитывать политику Хань (Тан), то есть Танский Китай продолжил диктовать историческое развитие соседним странам. После Исхода на родину Сумо мохэ в 698 году, У Цзэтянь немедленно организовала мощный поход против тунгусов, под руководством опытного полководца Ликайгу (см. материал "Напиток Амикуна").
Вернёмся к важному историческому проишествию 688 года - к мятежу против императрицы. Эпизод битвы принцессы Тайпин против матери? В мятеже участвовал муж Тайпин - Сюэ Шао, полностью от неё зависимый.
В дестве Тайпин все "терпели" и любил лишь отец. Факт. Пятилетнюю дочку мать решительно вознамерилась отдать в даосский монастырь. Неожиданно отец, император Гао-цзун, не менее решительно воспротивился. Дочь осталась во дворце. У Цзэтянь обеспокоилась резко блеснувшим взглядом императора. Но скоро поняла, государственные дела его мало интересуют.
Императрица раздражалась разодетой в белые и розовые шелка Тайпин, пока она была маленькой. Напоминала о малютке, убитой ради овладения властью и уничтожения первой жены императора.
Тайпин в 16 лет выдали замуж за двоюродного брата Сюэ Шао.
Возникают мучительные вопросы. Какова роль принцессы в мятеже против матери? Не был ли её муж жертвой, как стали жертвами в своё время убитая сестра Тайпин и жена императора, обвинённая в убийстве девочки? Кто раскрыл тщательно засекреченную подготовку к мятежу?
После мятежа и казни мужа принцессы, мать резко меняет отношение к дочери. Более того, максимально приближает Тайпин к властвованию - делает её доверенным лицом в постоянной борьбе за власть.
Тогда же императрица настояла на замужестве дочери.
Тайпин во втором браке родила четырёх сыновей и три дочери.
5.
Без одобрения принцессы, ведавшей тайной службой империи, свержение великой матери невозможно. Тайпин понимала, битва за власть выйдет на иной уровень, опасный для жизни не только её, но и семьи. Впрочем, принцесса уже на той высоте средневековой государственности, когда уход с "поля боя" так же равносилен гибели.
На арене Битвы появляются две новые фигуры - жена императора Чжун-цзуна - Вэй и её дочь - принцесса Аньпэ.
Вэй - коварная, жестокая, оскорблённая и озлобленная мучительной ссылкой.
Аньпэ - принцесса, получившая провинциальное развитие, умна и расчётлива. Очевидно, именно принцесса Аньпэ - главный "мозговой" центр окружения Вэй.
Всякая прдавляющая волю человека система использует религиозную основу (самовиноватость в личных бедах). Подсознательно люди сформировались на мировоззрениях шаманизма (верхняя ступень развития язычества, существующая параллельно тотемизму). Отсюда неистребимая вера в сверхестественные силы, ведущие (вопрос вопросов!) человека по судьбе (назначенной Богом, что невероятно спорно, поскольку нельзя поверить в то, что всё от Бога, не разрушив саму веру).
6.
Вэй и принцесса Аньпэ опирались в идеологии на буддизм. Сами же, в насильственных побуждениях, далеки от "солнечной" веры.
С 705 года, У Цзэтянь была ещё жива, заключенная в пригородном дворце, началось интенсивное развитие буддизма, главным образом, строительством духовных центров - буддийских монастырей, раздачей земель. Буддизм на короткое время становится официальной идеологией и быстро набирает мощь влияния на светскую власть.
Император Чжун-цзун стремится к миру и сам направляет в тунгусское государство Чжен (Бохай) посольство, которое принесло удачные результаты. И при кэду (короле) Да Изожуне отношщения с Хань были уравновешенными 14 лет до смерти кэду и прихода к власти его сына Да Уи.
Вэй становится полновластной правительницей. Однако, пока жива принцесса Тайпин, жив и страх потери власти и обязательной гибели от рук противников. Нужна кровавая чистка и уничтожение претендентов на престол. Этого император Чжун-цзун позволить не мог. Он погрузился в тяжёлые размышления. 3 июля 710 года Вэй приказала соратникам отравить мужа.
Началась спешная подготовка к объявлению Вэй новым правителем. При законных претендентах нужна не только аргументация. Необходимы решительные действия: претенденты должны умереть и умереть страшной смертью. Именно сей факт, коротко и энергично выраженный Тайпин, убедил племянника Ли Лунци вступить против преступной Вэй. Когда? - ответ принцессы: Сейчас! Силами твоей охраны.
Императрица Вэй и её дочь, принцесса Аньпэ, были убиты. Начались многочисленные аресты и немедленные казни.
7.
Новым императором повторно, как и его страший брат, убитый Вэй, становится Жуй-цзун. Шесть лет прежнего императорства приучен матерью быть отстранённым от государственных дел. Его устраивала плодотворная власть матери. Он и сыну - Ли Лунци - давал наставления, что императорская власть - указ исполнителю. А исполнение - результат. А он - делу венец, который император должен принять...
Жуй-цзун безропотно подчинился сестре - принцессе Тайпин. Наконец-то она стала фактической правительницей. Мечталось, что навсегда. Она, как и Вэй, не понимала, что масштаб личности У Цзэтянь для них и близко недостижим. При матери Жуй-цзун вообще не был задействован в государственных делах. при Тайпин на него возложены многие ритуальные и дворцовые обязанности. И он, волей не волей, вовлечен в жизнь государства, прикрывая фактическую правительницу, всё чаще противоречащей самой себе. В стране, расцветшая коррупция при Вэй, всё более усиливалась и начала диктовать выгодные для себя условия. Зрели мятежи и восстания. Волны негативного напряжения угнетали императора настолько, что несмотря на титанические усилия сестры, Жуй-цзун принял решение уступить трон сын Ли Лунцину. О чём и было немедленно, лишая Тайпин времени для манёвра, объявлено.
Власть ускользала. Принцесса начала подготовку к мятежу против новоявленного императора Сюань-цзуна (Ли Лунци).
Древние хань времён Фу Си: "Не удержавший власть, не способен её вернуть, ибо взгляд людей уже устремлён в будущее и они уже там, а не рядом..." Утверждение тунгусское, но со ссылкой в предании на ханьских мудрецов.
Заговор был раскрыт несколькими предательствами. Мятежники схвачены и все до одного казнены. Были убиты и князья, двоюродные братья императора, сыновья Тайпин.
Ей, соратнице в борьбе против Вэй, Сюань-цзун милостливо предложил покончить жизнь самоубийством.
2 августа 713 года сорокавосьмилетняя принцесса Тайпин отравилась.
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
.