"Кривые толки и догадки. А недоумение от Вас: как государство Чжен, стремящееся к независимости, допустило изменение названия?
А.П. Окладников: "...присуждение Цзожуну титула князя Бохая, следует расценивать как признание за ним особых прав на эту территорию..."
Речь не может идти о спасении репутации "Верховного правителя всех народов на земле". По тунгусскому преданию "так будет, когда Ян Гуйфуй (символ прекрасной ханьской женщины) явится в мир цврствовать в народах..."
***
Политика! И предупреждение, вольное или невольное, о знании ханьскими правителями границ древности.
Тунгусы намеревались продолжить захват земель.
С обеих сторон действовали "салир" - шпионы. Задача кэду (короля) Цзожуна "собирателя породных земель", подчёркивалось учёными и поэтам спустя двести лет, известна Танскому двору в деталях.
Тезис: Бохай - древняя граница этнической территории предков тунгусов четыре тысячи лет назад, когда Шествие с Верхней Кэтэнгэ (Катанги), сейчас Ангара и верховья Илэн (Лены), достигло границы Мангунов (амурских тунгусов).
В сказании "Могзонских старцев": "...сошлись два неба (мира)...
Сведения об автохтонных обитателях Ордоса, среднего течения Хуанхэ, многих горных плато уничтожены в недавние времена иезуитов, грезивших "исторической миссией Хань " властвоания над всем миром..."
***
Мощная сила (организованная государственной единой структурой и национальной идеей) на севере - реальная угроза установления нового миропорядка от Прибайкалья до Приморья.
"Степь" (тюрки, монголы, тунгусы-мурчены) и прежде ведали отважную мощь тунгусских дружин. Поддержали молодое государство договоренностями о сотрудничестве.
"Поднебесная", как всегда, правильно и мудро расценивала, наблюдала, выжидая "время приличия великой державы".
Цзожун угрожающе "молчал".
Государство тунгусов "Чжен" стремительно развивалось, благодаря национальной политике Цзожуна на "принципах Разума", выработанных в древности - в период "выживания вида". Им Цзожун следовал неукоснительно.
Основные положения многонационального государства:
- строить внутреннюю политику на основе создания заинтересованности (достаточного жизнеобеспечения каждого), при единственной цели государства добиваться последовательного развития экономики семьи, декларируя: государство для народа!
Присоединение земель, занятых инакими племенами (тюрки, монголы, тунгусы и тунгусы-когурёсцы, хань и др.), особенно, Приморья, происходило без кровопролитий, благодаря основательности благополучия внутренней политики Цзожуна. Хотя историки "расширение территориии" называют "военными операциями". Сведений о сражениях нет. А государство "Чжен" (Грозное) увеличилось многократно на юг и на север. Количество крепких тунгусских хозяйств достигло более 120 000. Общее население страны, после десяти лет существования, достигло миллиона человек. В начале 8-го века было уже 4,2 миллиона. А к 793 г. стало уже 7,1 млн. При третьем правителе Вэн (737-793 г.г.) территория Бохая-Чжен расширилась до долины Амура (северное направление) и до Ляодунского полуострова на западе.
Второе положение "принципов Разума":
- обеспечение защиты границ породных и возвращённых (захваченных) территорий: обороноспособность.
Защита границ имела особую схему, взятую на вооружение из древней ханьской мудрости правителя Фу Си: пограничная служба осуществлялась жителями полувоенных поселений - мужчинами, традиционно "сбитыми" в дружины. В течение нескольких часов к месту конфликта подтягивалась кавалерия близлежащего гарнизона регулярной Армии (численность войск "Чжен" при Цзожуне составляла более 10 000 воинов). Кроме того, всё мужское население приводилось в готовность выступить в поход по первому приказу... Так два десятилетия и какое-то время при преемнике кэду Цзожуна - его сыне Да Уи.
***
Переименование государства "Чжен" в "Бохай" произошло, когда в 710 году на престол Поднебесной, после свержения и убийства императрицы Вэй и её дочери, взошёл следующий сын великой У Цзэтянь - Жуй-цзун. Фактическим правителем являлась сестра императора - принцесса Тайпин. Она продолжила политику убитого (отравленного по приказу жены Вэй) императора, старшего сына У Цзэтянь - Чжун-цзуна. Чжун-цзун реально оценивал мощь тунгусов. И действовал вопреки выспренним воинственным призывам: подавить, поработить, уничтожить. Настороженный, сформировавшийся характером во время несправедливой ссылки, он никому не доверял, в том числе и Тайпин, вообще сторонясь родственников, кроме внука матери - Ли Лунци. Упоминаю для того, чтобы подчеркнуть, что будущий эпохальный император Сюань-цзун был всесторонне осведомлен о тунгусской проблеме, занимая должность заместителя министра военного снабжения, как бы авторы некоторые не показывали его высокомерную неосведомленность о мощном северном соседе...
Император Чжун-цзун, хорошо помнивший усилия матери подавить тунгусов-мохэсцев военной силой и загнать обратно в резервацию, которая как раз находилась в пределах удела Бохай и где мохэсцы "жили" в неволе, от такой идеи отстранился.
Интересен выбор У Цзэтянь места резервации, при отделении от тунгусов когурёсцев и отсылки их на другую территорию.
Чжун-цзун направил посла (705 год), с официальным, по сути, признанием кэду Цзожуна правителем тунгусского государства Чжен.
Скоро император, доверявший только жене Вэй и дочери, погиб по их воле.
Спустя три года после гибели Чжун-цзуна, его брат император Жуй-цзун, по настоянию сестры - принцессы Тайпин, опираясь на сведения шпионской резидентуры о планах Цзожуна "собрать исконные земли в этнических границах..." В южном направлении до удела Бохай. Поразмыслив над идеей сестры, присваивает в 713 году тунгусскому королю титул удельного княза провинции Бохай.
Почему? Понятно, что мохэсцы здесь имели родовую связь - в резервации народилось несколько поколений мохэсцев. Но самое удивительное (по преданиям "Могзонских старцев", а они практически все подтверждаются, косвенно или точно, исторически), У Цзэтянь знала, что Бохай (по-тунгусски "Боахай") - древняя окраинная территория тунгусских породных земель.
Это был последний указ императора. Он объявил о своём отречении в пользу сына Ли Лунци.
Власть ускользала из рук принцессы Тайпин.
***
"Бохай" - древнетунгусское название пограничной территории с княжеством Хань, предназначенного взрастить великую мировую нацию. Оно наполнено обширной информацией, как и всякий топонимический термин тунгусов. Порассуждаем о двух. Архаичное звучание топонима - "Боахай". Истекает обязательное: место находится, по отношению к основной территории обитания, на западе, то есть "западная граница". Второе значение высвечивается при дословном переводе: "Боа" или "Бо" - небо. С присоединением суффикса "-ха" обретается значение - "небеса" (по переводу тунгирских эвенков: "где сходятся небеса"). Суффикс "-й" - здесь обозначает "место", "статичность", "нахождение" и т.п.
Кэду Цзожун, приняв титул как должное ( ему уже было присвоено несколько титулов от тюрок, монголов и др.), именно по национальным причинам перенёс название древнетунгусского пограничного населения Бохай официальным международным наименованием государства, имеющего соответствующую границу по бохайской территории.
В Китае "Чжен"-"Бохай" продолжали называть "Хай Дуншэнго".
(продолжение следует)
Александр Гурьевич Латкин.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------