Без выходных, с 9:00 до 21:00
11.08.2023

ЦВЕТНЫЕ СНЫ НАД ЧЁРНОЙ ВОДОЙ - 2

11.08.2023

                                                   Глава вторая

                                                        СЭЛИР

                                                                     1. 

    От глубин очеловечивания ( 66 млн. лет назад постепенное возвращение амфибий - приматов людей на сушу после катастрофы) до схода Внутреннего моря Тенгиз в Мировой океан, сформировались пределы Разума. Всё течёт, всё изменяется, кроме миропонимания и чувствования. Учились всему и у всех. У сэлир (мамонтов) - "коллективной обороне". На трагическом опыте гигантов древние илэнг, пережив катастрофу, постигли: игра в "независисмость" - гибель! Потопы. Оледенения. Таяние леляных толщей. Разрушая ледяные барьеры, моря откатывались, обнажая дно. Мировой океан, наполняясь, наводнял благополучные долины планеты на срок.

    Освободившаяся от воды земля оживала буйными реликтовыми травами - однолетниками. Воспряли карликовые леса на предгорьях, кустарники на холмах у водоёмов, в среднем поясе гор пошли в рост лиственные деревья. Живность, гонимая очередным оледенением, "пробралась" в благодатный край сквозь ядовитый дым вулканов. Вокруг Байгалду ("Стоячий огонь") двенадцать ( "Иняптук" и др.). На востоке буйствовал вулкан "Пэктусан". Люди-илэ, выждав встречный ветер, вслед за животными, ушли альпийскими плато в царство "Чукалвэ" (Травы).

    Сэлир (мамонты) в оледенение Янгилду впервые замечены тунгусами на реке миграционного пути с юга последними мигрантами, бредущими на север по уходящей под воду пойме реки. Та река названа "Сэлинга" (Мамонтовая). Гиганты прошли по хребту "Олзон". Он сейчас затоплен водой Байкала; остров Ольхон и мыс Святой Нос - крайние части древней тропы. Когда Янгилду "окреп", оледнел, на север потянулись люди "Эхачи бэгдэрин" ( Светлоглазые) и татары (общее название азиатов).

 

                                                                  2.

    Царство травы - "Чукалвэ" - мир птиц. Давным-давно освоили богатейшую озёрами, болотами и реками будущую "Долину мамонтов", наполняя пространство множеством звуков, от едва слышных писков до пронзительно оглушающих кликов.

    Появились стада травоядных животных. За ними - хищники. Наконец, гиганты! Гудящие тучи мошкары, мух, оводов, комаров вились вокруг сэлир, ползали в шерсти, размножались, становясь пищей птичкам, ютящихся на мамонтах.

    Появление гинатов в корне изменили взаимоотношения илэ-человека и Природы. Люди научились выживать "обороной" (сопротивлению), прежде спасаясь исключительно бегством и затаиванием...

    Мамонты медленно, поедая траву и кустарники, кору деревьев, двигаясь как будто "куда глаза глядят" (по-илэнски: "куда нос покажет"), удалялись друг от друга. Но к вечеру все неизменно оказывались на одной из сухих возвышенностей.

    Как и в текущей современности, предупреждения о катастрофах "осозновались".

    Минули тысячелетия. "Ледяной барьер" неостановимо разрушался. Мамонты не почувствовали гибельную угрозу? Или знали: идти некуда! За тысячелетия рождения гор проходы-пади через хребты закрылись.

    Уровень Океана резко повысился из-за схода вод Внутреннего моря Тенгиз. Образующие климат течения перенаправились. С севера похолодание. "Приокеанские" люди (Эхачи бэгдэрин) вынуждены "уйти водой", возможно, на судах на запад к Урэл (Уралу) и далее. Спустя время, "Чукалвэ" покинули животные через хребты на юг. Исчезли носороги (много погибло в скалах), львы, шакалы, копытные (виды коров и лошадей). На восток: леопарды, тигры, красные волки, рыжие рыси, благородные олени... Волки, медведи, северные олени и олени (не мигрирующие, обитающие в одном ареале) поднялись в лесистые горные местности.

 

                                                                 3.

    Коричневые шерстистые мамонты (Сэлир) сиротливо терялись на равнине, подвержненной очередному затоплению. "Мамонтовая равнина" тонула надолго. Сэлир сгрудились на вовзвышенностях. Трубя, срываясь на пронзительный визг, по брюхо в воде, уходил в Вечность огромный мамонт-самец. К ночи "растворился" в беззвучной тревоге  тьмы. Хлынул ливень. Мамонты выбрались на террасы. Другие скопились на островах. За несколько дней, уничтожив скудную растительность, теряя силы, гиганты поплыли... Молодняк погиб в первые дни катастрофы. Голод. А где голод - повальные болезни - грянул свирепый мор.

 

                                                                   4.

    На мамонтов не охотились. Язык открывает тайны тогдашнего рациона. Дикоросы - обильно плоды и ягоды, заболонь (хекча) хвойных деревьев, соки древеьев (чурги, чукса, дюлгуксэ), корневища (тэкэн, нгингтэл), луковицы и стебли полевого лука (энгуктэ, мангэсун), чеснока-мангыра (гоносун). В изобили птицы и копытные. Добывали кабанов, коз, оленей. Из когтистых - медведя, рысь, белок. Птиц: рябчиков - инэми, дикуш (одомашненный хуннами рябчик в большом количестве; после вытеснения скотоводов с илэнских (ленских) земель "Алалтай" похолоданием и затоплением травяных угодий (тундры), домашние рябчики-караки одичали, но без инстиктивного страха перед человеком; тунгус подходил на метр и добывал их палкой, куропаток, глухарей, тетеревов, а также уток и гусей. В гнездование водоплавающих птиц женщины и дети собирали яйца ("три из десяти" с гнезда). В отличие от хунну (протомонголов и прототюрок), не употреблявших рыбу в пищу, Илэнг (прототунгусы) круглый год рыбачили. Даже высоко в горах: хариуса, форель, тумиты-даватчан и др.

    А рационном слое языка ни слова о сэли (хэли, шэли). О промысловых животных обширная информация. Лось - "Моты", "мотыпки" - более двадцати многозначностей, раскрывающих поведенческие особенности и даже размеры (в два раза крупнее современного). Также изюбр, олень, медведь. Параллельно свдения образовательного развития: предупреждения, обереги, обычные законы... передача обогащённой информации следующим поколениям. Одно из определений лося: "кандыга", то есть сердитый, смертельно опасный в сентябре, во время гона. Есть и поучение: "Встретил амикана (медведя) - долго кряхтеть будешь (болеть), а моты (лося) в гон - с предками встретишься (погибнешь)". У медведя - около сорока смыслов - вся жизнь, как на ладони. У северного оленя - пятьдесят. У волка 25 значений, с одухотворяющим ("агитка") подходом: волк равен человеку!

    Люди перенимали у хищников не только опыт охоты, но и рыболовства (у медведей, орланов, чаек, коршунов и т.д.).

    Что касается Сэлир (мамонтов), то, повторяюсь, их образ жизни изменил мировоззрение человека в постижении принципов обороны, созданию защиты и её укреплений, возможности увеличения численности, способоствующей выживанию вида.

    Мамонт - неприступность, независимость, устойчивость текущего Бытия, организация стадности распределением обязанностей. Уязвимое: у сэликан (мамонтят) многочисленные враги: шакалы, пещерные львы, медвдеди... коварные засадной терпеливостью - коротконогие хищники тёмно-серого цвета - "смилодоны", с огромными клыками. Смилодон ранил детёныша и отбегал на безопасное расстояние, терпеливо наблюдая, как мать несколько раз возвращается к погибающему мамонтёнку...

    Мамонты серьёзно противостояли хищному миру. На ночь, молодые мамонты-убийцы, с ещё незагнутыми клыками, убойными для крупных хищников, выстраивались кругом маток и детёнышей ("бивень к бивню"), сообщает нам послание предков:

- "онёвчо хэли иен" (сэли иен) - орнамент "мамонтовый клык".

 

                                                                  5.

    При встречах - первое мгновение: "свой-чужой"? Значения определённых звуков и жестов отодвигали нападение. Под прицелами луков, копий и камней особые смельчаки (вёрткие) - тэрэлунгэр сближались разглядеть татуировки на лицах. Татуировка наносилась на лоб "шитьём". Использовались костяные иглы и жильные нити, вымазанные в саже. В племени Сэлигир (Шилягир) "прошивался", продёргивая под кожей нить, "хэли иен" - "мамонтовый клык":    Татуривка "хэли иен", кроме всего, символизировала "оборону" - "Мы не нападаем, но будем яростно защищаться". Сходно с идеологией собственно эвенков (тунгусо-язычногого народа Киндыгиров - узкоглазых) - "Мы не нападаем, мы спасаемся бегством". Вторая информация "хэли иен": принадлежность (суфф. - "гир") к племени. Здесь: "Сэлигир", народившееся от мамонтов. Третье: породная территория обитания. Четвёртое: история отношений, как современных, так и легендарных.

    "Круговая оборона" - "дысучин". Народился процесс нравственного развития "над и против инстинкта: кто убежал, тот спасся" - изменение отношений к защите. В древних сказаниях "Тунгирвэ" богатыри оборонялись ("дысучивдя-ми"), спасая лично себя. В поздних - нравственная задача ("дысутчэ-ми") - не обороняться, а оборонять мать (наивысшее существо), сестёр, младших братьев, женщин рода, стариков. Обозначился слой общества "сонингвэ" - военный, что конкретизировало расслоение первобытной общины. Подобно мамонтам, перед ночёвкой, сооружали оборонительную преграду (элбэчи -крепость) из камней, из жердей, из нарт - при нападении врага или хищника успеть схватить оружие. При длительных стоянках крепость из камней и брёвен, с выкапыванием нор (традиция миграций по ледникам), что явилось предтечей жилищ.

    Все названия личной защиты произошли от значения "мамонт" (Сэли). Например, приспособление от дротиков (камней), стрел, пик и копий - "сэлли" (введён суфф. "-Л" - мн. числа): глухая ровдужная рубашка, с короткими рукавами. На неё нашиты трубчатые кости, нефритовые, деревянные, позже металлические пластинки и диски. Или: общее название амуниции - "Сэлими" ("Сэлми"): металлический щит, шлем, обшитый металлическими пластинами, нагрудник (с диском); натазник - передник. В средние века ( у мохэсцев - лесных охотников, ночующих на деревьях) появился металлический панцырь - "сэлливун"

    "Сэлэ" (сэли) как железо относительное. Первоначально любое металлическое изделие военного назначения. Железо вообще получило твёрдое обозначение "элдэн" (именно "железо"), позже принятое в межплеменных и международных отношениях, особенно, с тюрками "экэт" (якутами) и монголо-язычными народами.

 

                                                                6.

    Горные массивы мрачными нагромождениями до неба. Угроза чужбиной грозила отовсюду. Вождь и саман выбором пути рисковали призрачными надеждами на "обычные законы".

    Из ущелий прохладный туман. Чистый! Сэлигир дышали полно - не могли надышаться.

    Солнце пригрело каменистую землю. В путь!

    Изнурительное восхождение. "Тэлбукон" ("впереди идущие" или "кочующие первопроходцы", или "прокладывающие разведкой тропу", в зависимости от контекста) цепочкой, отслеживая друг друга. Вождь Арма видел спину крайнего. При опасности, заметивший врага, вскидывал руку, и тут же приседал, затаиваясь. Мгновенно "долетало" до вождя...

    Водопада достигли на десятый день. С пережитого табора манатки и провизию затащили за шесть ходок.

    Саман (шаман) Осиктачи и вождь Арма радовались. Предание предка Сэли-янгилду (ледниковый кочевник; дословно: идущий по леднику): "Воздух (кэй) на всей Земле станет ядовитым и люди низин и предгорий сдохнут..." оказалось напрасным.

    Неведомо им было: Время "Бувкэндери эриксэ" - "ядовитого воздуха" ещё не пришло...

    Сэлигир наслаждались чистым дыханием.

    Арма и Осиктачи согласились: требуется широкая разведка. Нахрапом опасно. Аргиш громоздкий, составлял 78 дю (юрт). Примерно 65-70 семей; в среднем семья 7-8 человек.

    На той стороне потока видели "накита", сохнущую на раме медвежью шкуру.

    Чужая территория!

    Здесь Осиктачи, проводит до "Обо" (Об, Обь) - границе с чужими землями, вернётся на горную часть породной земли. Там ждёт семья. По родословному "древу" Осиктачи - прмой потомок Этыра от последней, шестой жены, взятой у народа бореев, хотя Бореи приплыли с востока в Прибайкалье только через несколько тысячелетий. Значит, речь о сэлигире, носящим имя древнего предка.

    Узнав о длительной стоянке, главы семей подобрали места на террасах. Шум остался внизу, над водой. Достаточно отстраниться от речки на пятьдесят-шестьдесят шагов и звучание не заглушает иные звуки, хотя внизу ущелье гремит, хлюпает, журчит, шелестит, а ближе к водопаду ревёт в теснине.

    Вода, всюду вода. От вершин хребта она стремится вниз, просачиваясь, протекая, медленно уничтожая любые преграды... и нет такой силы противостоять воде.

 

                                                                 7.

    Пронзительная синева над сияющей толщей ледника; он отсюда кажется угрожающей стеной. Подняться, преодолеть и сойти в страну Илэнг (верхнее течение реки Лена-Илэн). Ледник волновал, тревожил, вызывал выспренность перед величием пространства и времени. Давным-давно, более трёх тысяч лет назад, предок-вождь привёл из бесконечности Янгилду, "спустившись", по преданию, с Верхнего мира через отверстие в небе-потолке "Буга сангарин", небольшое племя предков трёх народов. Среди них праотец "Сэли", ведущий родословную от мамонта. Две проматери, отданных в жёны тунгусам-урэгэн (горцам). От них народы Ламагир (ассимилированных бореями) и Чилчагир-ойрад.

    Сэлигиры (шилягиры), потомки Сэли, занимали часть восточной приламутской (Прибайкальской) территории, прежде принадлежавшей ламагирам. К 10 веку нашествие многочисленных киндыгиров (собственно эвенков) с восточных территорий, изгнанных мигрирующими группами мохэсцев, называемых аборигенами "другие эвэнкэ". Киндыгиры препятствовали охоте шилягиров, рыболовству, разрушая "заколы", переставляли метки, запутывая направления. Приводили в негодность дяв (лодки) и самоловы. Начались якобы столкновения, что вряд ли правда. По рассказам стариков Нгамакта (Комарицыных), киндыгиры "пакостили", избегая открытой войны. У них всегда предусмотрены тропы бегства. В конце концов шилягиры откочевали с Витима, Лены, Вилюя и Муи. В 16 веке, некогда родственные чилчагиры, зарождённые от второй дочери Этыра, явились на приток Верхней Кэтэнгэ (сейчас Ангары). Приток назвали "Чуро" - "очень страшная"), по имени прежней родовой реки "Чу, Чуя" (Жуя - приток Вилюя), откуда бежали от эпидемии чумы (?). Воинственные чилчагиры (ночные боевики), сходу развязали войну с шилягирами. Те спешно отступили на запад - на реки Кута, Кэтэнги (Тунгуски), Непу. Война прекращена национально-освободительной борьбой в 17 веке с колонизаторами-казаками. Сейчас, в начале 21 века, немногие выжившие шилягиры (сэлигиры), компактно только в Катангском районе Иркутской области.

 

                                                                     8.

    "Явившийся на чужую землю семьёй - гость. А племенем - конкурент!"

    Арма ждал послов. Не сомневался, хозяева территории давно знают о чужаках. Организовали две засады - выше и ниже по течению от стойбища.

    Наконец-то тревога! Семь воинов, вооружённых копьями. Мощные сэлигирские луки натянуты. Кидани (копьеносцы) медленно положили оружие на камни. Сцепили руки- знак дружелюбия. Вождь Арма спустился от стоянки. Всмотрелся в лица "хозяев". И тоже выразил мирность. И те, и другие получили нужную исчерпывающую информацию. Показали вождю вдоль речки вверх, к водопаду - там переберутся на эту сторону.

    Арма объяснился народу:

    - Ламагиры! Овальные татуировки на лбах. Разделены линией. Два озера: Байгал - "Стоячий огонь" некогда действующего и заснувшего вулкана. И Ламу - "Большая вода за болотом". Когда илэнг появились с востока, увидели, озеро Хэгдыткум (Верхнеангарская впадина), синоним "Ченча" (чилчагирское наслоение), превратилось в болото. А за ним огромное море воды. Ла+му (ла-болото, му-вода)! Разделяющая линия означает хребёт Олзон. Эти "Морские" живут здесь со времён, когда берег был далеко ниже и хребёт разделял море надвое. По нему проходила часть "Пути между севером и западом", которую контролировали ламагиры. Нам ламагиры близкие родичи. Их род от дочери Этыра - Ин (жизнь). А наш от Сэли, её двоюродного брата. Сестру Халан взяли в племя горцев-чилчагиров... Вот почему, поперёк вашего Совета (Суглана), повёл на запад. А отсюда - на север. И не потому, что там благодатный край. И там потоп будет. Осиктачи поведал, вода через время и туда хлынет. Но, главное, грянет Стужа. Но поддержал меня, потому что через кочевников знали: среди лесных народов есть потомки Халан и её мужа Хисэ (камень). Они знатные хуннги (хунну) - скотоводы. Остались ли они родственниками или давным-давно утратили кровную связь? Ведь тысячи лет промелькнули...

 

                                                                     9.

    Живое изгнано вонючими ядовитыми туманами, тяжёлыми и липкими.

    Переговорив с послами ламагиров, сэлигиры получили приглашение на стойбище "хозяев" на встречу вождей. Тогда же Осиктачи ночью уединился для обряда и уже на стойбище не вернулся.

    Вожди Арма Мотыпки и Мэрдэк ( Горбатый) уединились в дю (юрте), установленной в широком сухом распадке, на бугре, окружённом рукотворным рвом.

    - Каждый год углубляем, - рассказал Мэрдэк. - Ров откачивает сырость. Кругом вода, а здесь сухо. -Хотя Арма всё прекрасно знал, но, по обычаю, "заинтересовано" кивал. Главная задача рва уберечься от одного из главных бедствий илэ (человека): мышей. Если так оставить шкуры, запасы ягод, орех, сушёной рыбы, мяса, то будет великое нашествие грызунов. Всё сожрут. А через ров с водой им не перебраться. К тому же стенки рва круты. И зверь покрупнее не сунется - ловушки боится... - Хорошо, - Мэрдэк перешёл к делу, - старики дым ещё вчера учуяли. А то бы не встретились. Быть бы вам в беде! Влезли в горы. А там тропы нет. Скала стеной. Путь в верховья Илэн (Лены) начинается здесь. А так-то от берега Байгал. Долго ведёт вдали от реки. В два раза дальше. Но в два раза быстрее, чем через гольцы. Я-то планировал лето здесь, на границе с вами, отстоять. Злые духи (хозяева болезней) снизу крадутся. Бунгэнэ (падаль, падёжь). Мы уже на перевале Нгонки (неприятный запах) учуяли. Худо? Почему так произошло? И что теперь будет?

    - По нашим местам река огромной петлёй - тунгир. Вода пошла напрямую, насквозь. И туши сэлир-мамонтов затащило на кривун. Там огромное гноище - день бежать, чтобы миновать. Так и на других тунгирах. Мимо нас проплывали на дяв (оморочках) эвены. Пять дней у нас стояли. Они рассказали, внизу таких гирамки-могильников в каждом улове. Пять-десять туш и множество грызунов - сусликов, хомяков, зайцев... Полно всяких передохло! Какие мамонты выжили на ерниках, быстро всё подчистую съели - травинки не найти. Даже землю (почву) ели. К зиме двинулись к замёрзшим озёрам травкой по берегам перебиться. Провалились, вмёрзли. Дохлятину прибило к нашим стоянкам. Там предки рыбу ловили. И мы тоже. А теперь не подойдёшь. Дохляки везде. Начали болеть. Решили спасаться в верховьях. И только в горах задышали...

    - За перевалом серьёзные враги. Они уже сто лет воюют с хунну. Правда, многие хунну-эхачи бэгдэрин (светлоглазые) уже ушли. Оставшихся лучше обходить горными тропами.  А если встретятся эвэнкэ? Воевать?

    - Может, и так. - Арма понадеялся. - Давным-давно туда ушла с мужем наша Халан, дочь праотца Этыра. Сестра вашей проматери Ин. И вам не чужие. Верю, потомки их не забыли родичей. Будем готовы ко всему. Луки у вас худые. Только куропаток стрелять да белок. Воевать не годятся. Надо переделать какие, и сделать новые. - Так они обговаривали каждую деталь. Во время кочевья размышлять некогда.

 

                                             (Продолжение следует)

 

                                         Александр Гурьевич Латкин.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: