Глава восьмая
ДЕРЕВО АБРИКОС
11.
Из столицы Шаньцзин (Хайнинфу) на заставу, наконец-то, "чужак" прибыл. Ввергло в недоумение.
Старик и его очередной подопечный Чжао показали прибывшему, как для маскировки пришивать лоскуты кожи, с шерстью животных полупустыни.
В путь... В первые дни помалкивал. Подавлен мощью серо-жёлтого пространства, далёкого-далёкого в светло-голубое небо. Чужак однажды попытался заговорить с человеком в маске, но тот резко от него шарахнулся. Бойцам как будто дела нет. Замкнутые, мрачные, источающие опасность: "Айдахашамби" - "Я бросаюсь в бой безрассудно, выследив врага, ничто не удержит мою свирепость!"
Высок. В кости тонок. Западный тунгус?
Выдала семенящая походка и прямая стать. Сотни и сотни лет форомировалась хождением с грузом по горной местности. Корё (кореец)! В давнишние времена племя "Силла" (Сэлла) - "Мамонта", по пореданию "Тунгирвэ", от Сэли - племянника Этыра - "Старика всех тунгусов", спустившегося из Верхнего мира, разделились по разумности на царства Дальнего Востока " в будущем слиться в одно" великое государство "Корё"...
Корё, во глубине веков, земледельцы и носильщики-ходаки. По-тунгуски "корё" - приносящие горным эвэнкэ в берёстовых катомках муку - "кор" за мясо и нерун (мускусную железу); кабарга с тех пор "корей" (добыча за муку); на некоторых дальневосточных диалектах, например, урумийско-амгунском, верхне-алданско-зейском так (корей) называли самих корейцев.
"Корё" - от "кор" - "посуда, катомка из берёсты для муки" + "ё" - суффикс множественного числа.
12.
На обратном пути предстал другим, как только человека в маске передали караванщикам, будто тяжесть с его плеч свалилась. Сердито зароптал. Скрытая ходьба - нелёгкий труд - по барханистой территории. Никого же - мёртвая пустыня! Едва ли на сотню вёрст найдёшь живое. Почему оставили коней на заставе? Тащись под палящим солнцем, задыхаясь от жары! А так давно бы уже были на месте.
Имя свалившегося невесть зачем чужака - Бяни. Скорее "Бани" - "ленивый".
Достигли предгорий. Вдали вверху темнел лес. Тут поворот на горную тропу от караваной дороги. Показали Бани накрепко замолчать. Здесь "говорят" жестами "впередиидущий" - тулбукон и командир. И не зря! Очередная тревога! Затаились. Сэллик ползком к вершине бугра. Оценив, подозвал пальцем Бани.
- Видишь двух верблюдов? Завюченные - скоро уйдут. Лежат. Токкул (бандиты) там, иначе кочевали бы по дороге...
Бесконечные голые бугры и низины до жёлто-серой песчаной необъятности.
- Айдэ? - Где? В каком месте?
Верблюды нехотя поднялись и зашагали за двумя человеками.
- Из всего двое!
- Токкун, каждый, - доносчик. Тангуты за сведения хорошо платят. А за утайку - наказывают. Поэтому предельная осторожность. О конях. Копыта девяти верховых оставят след! Тропа будет раскрыта. В пустыне много предательских глаз. А теперь спустись на место. И слушайся бойцов. Они признали тебя за улэккисседери - соглядатая, предателя, стукача. Для них ты - угроза! Если ты объяснишь мне: зачем ты с нами, тогда мне легче с ними говорить... - Бани отрицательно покачал головой. - Хорошо. Тогда знай, они не потерпят угрозу жизни. Я бессилен. В этом они мне не подчиняются. Так что на защиту не рассчитывай...
Командир показал разведчикам шевелением среднего и указательного пальцев: ушли. Потом - большой, подзывая старика. - Он в своё время учил Сэллик бою ножами и самнар (мечом).
- Возможно сложится так - его беречь пуще себя. Сказано мне: с нами будет туда-обратно. Контроль над нами? В общем, можете с ним "поговорить", но осторожно. Надо разобраться. Но дождёмся Вань Чжоу. - Старик прямо в глаза: что за дела с Чжоу? Ответа не получил. - Кому, амин, нужна моя погибель?
- Лучше меня знаешь. Из верхних, конечно. Тому же Фушэху. Дел-то при Дигунае много! Но не чую твоей смерти. А если тебе мнится... Не пора ли в путь на Тунгир, пока ноги в силе. Почему выбрал немую (безветренную) неделю? Неподвижность - дышать нечем. Ветерок бы. И шаг далёко слышен.
- Срок. Забыл? Ладно! Вернусь к караванной дороге - встречу Вань Чжоу (в просторечье: Ванчжо). Присмотри. Едва терпят. Могут сорваться во время разговора. Дойдёте до родника - наполните фляги. Люкчу (стоянку) дальше, в лесу, выше тропы. Чтобы обзор был. На подходе, близ родника, на пастухов не наткнитесь. При перегонах на пастбища, бывает, заходят подневать. Следи за бойцами. В злобе неуправляемы...
Разведчики ограничены незыблемыми правилами на опережение, потому и живы. Лишены жалости, сочувствия, благородства, а также способности радоваться. Старик когда-то признался ученику: "Вижу, знаю: вот радость. А не радуюсь! Не могу! И тебе не миновать!"
"Что же мне остаётся?"
"А остаётся одно: жажда жизни! Яростная, как будто бессмысленная, жажда!"
Воины Золотой империи - особая каста, несмотря на принижение Дигунаем, отодвинувшего военных подальше от власти. Сейчас никто не понимал отказ нового правителя от военной доктрины. И все здравомыслящие бессильно знали, мирное процветание - обман, энергичное начало национально-освободительных войн от непомерной зависимости от тунгусов татар, китайцев и тангутов. Такие войны обязательно переходят в захватнические, чтобы вернуть когда-то принадлежавшие террритории. С поиском мира тунгусами с соедними странами, в среде татар зрело явление мощного политика идеологии древних предков бореев (монгголов).
13.
Бытие небольшого королевства "Поздняя Чжоу" - рождение мировой державы.
960 год. Командующий гвардией Чжао Куанчинь, обставив идеологически, дескать, по настоянию армии, захватил трон, воцарив династию Сун на 319 лет. По факту: возрождение единого Китая.
Восхождение Чжао до высоты военачальника из семьи средних чиновников говорит о выдающихся природных данных.
Куанчинь мощно двинул процесс воссоединения Китая, распавшегося с падением династии Тан в 907 году.
Внимал древним: захват власти часть трагедии, большая - удержать, при постоянных угрозах с севера от тунгусов-чжурчжэней "Золотой империи" (Цзинь) и сяньбийцев-киданей империи "Ляо".
Попутно земетим, со временем, части названных этносов масштабно смешались, благодаря национальной политике правителей тунгусо-чжурчжэней в отношении поверженных киданей (методология заимствована из философии хань). Тунгусо-киданьские браки поощрялись, наделялись различными льготами. Привело к рождению метисного тунгусского этноса - "манджуры" (крепкорукие), через время смягчённого указом императора Абахая (Хуантайцзы) - "маньчжуры".
А тогда ханьский правитель Чжао сделал мудрую ставку на союзничество с врагами-чжурчжэнями (по-тунгусски: джурджэнями). Идею осуществили через много лет последователи Чжао Куанчиня.
Будущему тунгусскому императору Хэла ( в китайской историографии - Цзинь Сицзун, с родовыи именем Ваньян Дан) было 6 лет. Он восседал с отцом - императором Тайцзуном на переговорах с посланниками Сун, во главе с принцем (император-сын). Когда действия планово урегулировали, мальчик якобы сказал: "А потом я приду!" Однако, до мистической фразы, с начала зарождения союза против мощной империи-гегемона "Ляо" и до решающнй битвы, прошло полтора столетия. После Чжао Хуанчиня, отравленного братом, сменилось семь императоров Северной Сун, прекратившейся при восьмом - Циньцзуне.
Золотая империя и Северная Сун разгромили "Ляо" в 1125 году. Китайский правитель, царствовавший 25 лет, передал власть сыну, давно вовлечённому в государственные дела. Новый правитель Циньцзун убедился в мощи тунгусов, после совета с отцом, согласился платить чжурчжэням дань. Они же, коварно нарушив договор, через два года вторглись в пределы Северной Сун. Столица Кайфэн пала. Немедленно исполнен приказ тунгусского императора Тайцзуна: пленить императоров "сына-отца" Циньцзуна и Хуэйцзуна, всю семью (немногим родственникам удалось спастись от плена и продолжить династию Сун) и сразу же отправить под надёжным конвоем на север, в Маньчжурию.
Разграбили Кайфэн, сожгли. Северная Сун перестала существовать.
14.
Чжурчжэнские идеологи: путь на юг открыт, туда, где когда-то кочевали и жили дикие тунгусы илоу и просвещённые сушени, оседлые в низовьях Хуанхэ.
Чжурчжэни считали сушеней коренными проотцами, читившим самоназвание "Свободные".
"Сушен" или в древности "Сучен": "Су (на тунгусо-чжурчжэнском,обозначаемый сейчас "маньчжурским") - "освободиться", "обрести свободу" + суффикс "-чен" (-шен) на конце именной основы, обозначающей название рода, племени или степень родства.
Чжурчжэни радовались: 1127 год, разгромный для династии Сун, приведёт к неукоснительному расширению "Золотой империи". В реальности на юг сместился этноцентр Хань (Китая), сосредоточие генетического могущества этноса, который возглавил в 1127 году император Гаоцзун (правил Южной Сун 35 лет). Кроме географических преимуществ, кардинально внедрена философия: произрастать Поднебесной не территориями впрямую, а народами, обогащаясь культурой и могуществом иных этносов, "вкоренённых" в породные земли. Иллюстрацией напомню часть сей сложной философии, проповедующей "поражение как будущая победа", противоречивый для восприятия факт великой истории Китая - возможности победить тунгусов, остановленных войском национального героя Поднебесной - Юэ Фэйя. Перед двором Южной Сун (император Гаоцзун) наисложнейшая проблема на перспективу: что дальше? Ведь поражение тунгусской армии не даст даже передышки - война неминуемо перейдёт на новый уровень - "на тотальное уничтожение". "Золотая империя" в тот период могла мгновенно выставить боеспособную армию до 300 тысяч воинов. Гаоцзун принял "позорное" и страшное решение: войска (обе армии) отозвать, а Юэ Фэя, обретшего (основная причина казни) авторитет потенциального военного диктатора, казнили.
В 1141 году Сун (император Гаоцзун, сохранивший государство - основу нынешнего) и "Золотая империя" (император Хэла-Сицзун) заключили соглашение. Гаоцзун признал себя вассалом Цзинь, обязался платить ежегодную дань. Земли к северу от реки Хуайшуй отошли к чуурчжэням...
15.
Хэла - имя, связанное с корнями древнего рода "Мамонта" - Хэлигир (Сэлигир). Здесь оозначает: "защитник, крепкий как железо". Хэла - третий император тунгусов, под родовым именем Ваньян Дан, с исторической закреплённостью как Цзинь Сицзун (китайская, повторяюсь, историография). Военачальники, по жизни жаждущие битв, подбивали принца на воинственную стезю, напоминая лозунг: "А потом я приду!"
Заняв трон в 1135 году, после смерти императора Тайцзуна, Хэла возобновил грабительские войны против Южной Сун.
Хэла отличался бессмысленной жестокостью, а схоронив умерших сыновей, погрузился в беспросветное пьянство, зверя. Казнил людей без разбора, находя отвлечение от тяжёлого духовного состояния. Он издевательски "убил" христианина Амбагая - татарского (сейчас называют "монгольским", поскольку он родственник-предтеча Чингисхана,возродившего данное обозначение, как этноним).
Тунгусы с ранних времён ненавистные враги татар. Через 50 лет от времени убийства Амбагая (умер в мучениях, прибитый гвоздями к деревянному ослу, символизирующего въезд Христа и Иерусалим, а Амбагая - "въезд в Мир мёртвых"), Чингисхан использовал идеологической мотивацией гибель хана, как повод для безжалостной мести тунгусам-чжурчжэням...
Когда Хэла начал убивать приближённых и родственников, близкие к канцлеру (премьер-министру) Дигунаю сановники, намекали чуть ли не в открытую: необходимо остановить сумасшедшего пьяницу.
9 января 1150 года Хэла-Сицзун свергнут и убит лично Дигунаем.
Командир разведчиков Сэллик, со своими людьми, старик в боевых операциях не участвовал, разоружил дворцовую охрану, открыв доступ к покоям императора.
Сэллик не видел человека, отдавшего приказ уничтожить охрану дворца, зная лишь имя: Фушэх. После свержения Хэла и воцарения Дигуная, Фушэх становится первым темником - доверенным военачальником. Никто не подозревал: Фушэх следовал указаниям "теневого правителя": "Служить верой и правдой. Время свершений не пришло!"
16
1160 год. Продолжалась жестокая война тунгусов против сунов. Поражение за поражением. Суны, отступив до реки Янцзы, яростно сопротивлялись, обеспечивая переправу. Состояние войска критическое. Неожиданно для сунов чжурчжэни резко остановились. Изумились китайцы. Конница тунгусов схлынула "тучами" на север, к основному лагерю. А ночью, как обнаружилось на другое утро, пехота оставила позиции.
При дворе оставался темник Фушэху - "надёжный соратник" исператора. Дигунай долго в нём уверен:темник или убит, или пленён. К вечеру уже знал точно - Фушэху его предал. Все, с кем вырвал власть у пьяного изувера, "оказались глубинными заговОрщиками против рабовладельческой системы". Дигунай понял, событие чрезвычайно серьёзное, никак не соображая тайные "пружины" восстания. Стремительно, оставив в недоумении китайцев, развернул войско на север. По пути, призывая поочерёдно военачальников, повышая их в звании, настраивал на кровавое подавление восставших и их семей: "Мы должны сломать им хребты и скормить собакам живыми!"
"Гнал" армию без остановок, усиливая злобу изнурённых боями воинов, непонимающих, почему оставили без близкой победы, обогащения трофеями и захвата пленных для выгодной продажи.
Дигунай, один из внуков великого императора Агуды, добился престола, как уже сказано, кровавым переворотом. Уничтожив всех министров и знатное окружение Хэла, стал четвёртым императором. Репрессии тут же породили заговор, с узкой целью: убить Дигуная. Для него как бы справедливая возможность уничтожить всех потенциальных соперников. Сгублена почти вся политическая элита тунгусского народа (основные рабовладельцы): полководцы, знатные вельможи, их родственники; убиты советники из сяньби (киданей), корё, хань. Все погибшие - основа Системы.
Некто внимательно следил за происходящим.
17.
Третий заговор, глобальный, с кардинальным изменением, прежде всего, завоевательной политики на мирное сосуществование. Влияние ханьских мудрецов-мечтателей. Перемены в военизированной империи беспрерывного состояния войны на гражданское сообщество очень сложное при военном костяке власти, имеющим тысячелетние корни самосохранения; оное без воинской составляющей ничтожно. Не учитывать сие - есть самоубийство.
Нёрамни Сэллик продолжал заниматься тангустким государством Си Ся. Подчинялся через посредников высокому военачальнику Фушэху. Сэллик никогда не видел начальника, ничего о нём не знал. В любом государстве,в любые времена, такие теневые деятели были и есть. Что они делают, какие заслуги и дела их такими сделали - никому неизвестно. И вдруг темник Фушэху вызвал среди ночи начальника разведки Ко и нёрамни Сэллик. Фушэху оказался моложавым взрослым человеком, примерно одного возраста с Сэллик. Красив, приятен, подвижен, чуть выше среднего роста, в шёлковом одеянии ханьского чиновника. Два светильника освещали пустую "секретную" комнату. Пахло буддийскими воскурениями. В комнате бывали только преданные идеи переустройства государства, чтобы быстро ("на ногах") обсудить проблемы и получить "от Неба" указания. Кто над ними, скорее всего, знал один Фушэху. Он возбуждён, нервно ходил перед подчинёнными, решаясь. Резко замер перед вызванными чуть ли не вплоть. Взволновано зашептал: "В эти мгновения в пяти главных городах аресты. Вам немедля выехать в воюющую армию и убить Дигуная, передав от меня послание... Вы хорошо действовали тогда, в борьбе против Хэла. Сделайте и сейчас!"
Фушэху посланием о мятеже подстраховался. Вдруг боевая армия Дигуная сомнёт восставших. Знал, что разведчиков даже близко не подпустят к ставке императора, но послание до него дойдёт.
Сэллик увидел в глазах темника сверкание отчаянного страха.
Позже стало известно, третий заговор задуман более десяти лет назад против императора-алкоголика Сицзуна-Хэла и его канцлера Дигуная. Канцлер опередил и "заговор молодых" как будто заглох. "Мозговой центр" идеи государственного переустройства "замолчал наглухо" и заговорщики затаились основательно (было предусмотрено). Тем временем грянул "второй заговор" элиты против Дигуная. Начались жестокие репрессии.
18.
Дигунай и без того недоступный - тройная охрана из лучников и копьеносцев, бойцов ближнего клинкового боя (нож, меч, топорик), получив известие о мятеже, усилил оборону. Разведчикам подобраться не удалось. Их пленили и развели далеко по разным юртам. Поняли, роль Фушэху в восстании Дигунаю известна и уловка провалилась. На рассвете их допросят и казнят. Сэллик мучительно метался в размышлениях от одного к другому. Ничего! Но тут с ним заговорили. Охраняли четверо: старший - чжурчжэн, и три урэгэн (тунгусы эвэнкэ). Чжурчжэн едва понимал тунгусский, говорил на значительно изменённом и обогащённом иными языковыми стихиями, особенно киданьской монгольской) и ханьской (китайской). Орфоэпия изменилась и язык раздвоился на классический "илэнский" и прогрессивный - чжурчжэнский. Сэллик сообразил, что жгучий интерес к нему не только охранников. Кто-то их торопит. Известный и важный разведчик, многие в армии его знали, явился "оттуда", с родины. Происходило какое-то грандиозное событие. Один из охранников заговорил на чжурчжэнском: "Аймака байта бифи чжихэ дэрэ". ("Он не просто так явился. Наверняка у него серьёзное дело до нас. Расспросим?"
"Айкабадя уфаху сэмэ". ("Опасно. Можешь только всё испортить").
Далеко непраздное всё-таки взяло верх над страхом.
Сэллик рассказал им, что произошло восстание. Власть перешла к законному наследнику - потомку Агуды. Кому, он и сам ещё не знал. Убедительно попросил охранников никому-никому не рассказывать. Дигунай, дескать, обязательно победит двухсоттысячную армию (сильно преувеличил намернно). Да и куда вам деваться. Дигунай ещё раньше распорядился взять родственикров солдат своей армии в аманаты-заложники. Они брошены в ямы рабов. Вам надо пойти быстрее в бой против восставших. Заложников дигунаевцы почти не кормят. И они гибнут от болезней и голода. А в случае перехода на сторону восставших - семьи будут истреблены. Всё готово и мы прискакали об этом доложить императору. Нас же решили убрать, чтобы в армии ничего не узнали...
Возможно сия дезоинформация стала последней каплей.
Немного погодя, Сэллик услышал: охранники покинули пост. Ночью войско пришло в движение. Ни команд, ни крика... зловещее густое безмолвие огромной массы людей одного направления.
Солдаты смяли охранный отряд, ворвались в шатёр Дигуная.
Он был изрублен на куски. С ним поступили именно так, как и он одиннадцать лет назад кромсал мечом уже мёртвого Сицзуна-Хэла.
(Продолжение следует).
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------