1.
Тысячу лет родственные узы с нерчинскими тунгусами сохранялись. Сыму в дервности народились на Нерче.
Появление огромного для Витимской территории кочевья с верховьев Ингоды, заставило аборигенов стянуть воинов на левый берег Витима. Эвенки (эвэнкэ) чилчагиры баунтовские и киндыгиры (собственно эвенки), тунгусы иных родов - чилчагиры-ойраты, илоу (илэн-дауры). Позже, уведя семьи в тайгу, приплыли на оморочках-дяв правобережные Бултэгир. Сообщили, это сыму, их тьма.
Больших кочевий не знали давно. Те же илоу пришли сюда 120 лет назад Тунгирским путём, когда хань (китайцы) сгоняли мохэ в отведённые места - резервации (два племени позже стали ядром государства).
Дуду ( сонинг - военный вождь на время миграции) племенного союза - Игдярин в дне пути от Витима.
Прибыл гонец: враждебные племена держат оборону.
Приказал установить на берегу дюкия (остов) юрты и покрыть белыми шкурами. Пусть женщины, дети и старики на виду: мы не собираемся воевать.
Напряжение в стане аборигенов умерилось. Задымились костры. У залива появилось несколько человек с острогами - рыбачили.
Сыму соорудили из ивы-тальника каркас катука - лодки, обтянули берёстовым покрытием. Трое встали "на вёсла". Старик-гулды (переговорщик) застыл гордо и неподвижно посреди катука, как истукан, облачённый в фиолетовый халат, в красной шапочке...
2.
В седьмой день Игдярин принял вождей аборигенов и двух родоначальников "пришлых".
Сонинг поведал:
- Кочуем "ходом". Путь равен 10 годам. А всё кочевье "житьём" - 200 лет. Куда идти - знаем. Предсказано неизбежное: из тьмы явитесь и во тьму канете. Но выживаем радостно отпущенное. - Многословно мудрствовал. Чем подробнее сказ, тем больше уважения к "хозяевам Места". Запомнят слово в слово. Зиминими вечерами обсудят каждую мысль. Историю проишествия и сказание сонинга передадут из поколения в поколение. - Мы из страны "Широчайшей Реки" (Амура). Не стало жизни от киданей. Травят табунами поля. Рабов уводят... - Далее пространный рассказ о монголо-язычных племенах северо-востока. - ...Набеги участились. Мы: сыму, шили, кэнэ, чилча... всего пятнадцать "домов" (все ду-ду - родоначальники) помчались к Верхней столице. Хотели говорить с Уи. А кэду (перевод: имеющий много жилищ) прислал сердитого военачальника. Говорили ему: "У всего своё время. Если не ударить, то принимай удар. А устоишь ли?! И как аукнется через годы!" - Прогнал, обещая побить палками по пяткам для долгой памяти.
3.
Король Да Уи в Восточной крепости Верхней столицы. Доложили о пятнадцати "Ду-ду" (Дю-дю) - главы "домов". Военачальник "по местностям и странам" (топограф, картограф) несколькими словами о "живущих в лесо-степных местностях, граничащих с киданями.
Название монгольских- племён "кидани" - тунгусское: "копьеносцы".
Кэду Да Уи претензии не понравились. По его разумению сии племена приняли позицию хань: с двух старон ударить по киданям...
Надо сказать, что это было время серьёзной идеологической работы китайцев среди тунгусских племён мукри.
Посол китайцев уговаривал: "Сейчас благоприятное время. Кидани ещё слабы. Если не уничтожить ядро "трёх князей" (предки Абаоцзы), они в будущем станут непреходящей бедой. По многим степям уже вышли из-под власти тюрок и больно досаждают..."
Да Уи как будто не слышал послов. Стал требовать возвращения двенадцати крепостей, прежде принадлежавшизх Когурё.
Китайцы уехали ни с чем, оставив короля тунгусов в раздражительном состоянии. А тут ещё и незначительные племена требуют войну с киданями. Со словами "гоните прочь!" выслал к сыму неавторитетного военного чиновника.
4.
Поход к королю, занявший более десяти дней конного хода рысью, решающий. Беда сначала объединила в посольство. А устрашающий отказ-оскорбление: ждать помощи от государства, пределы коего с трудом удерживают, не приходится. И как жить дальше - думать самим. Как во все тяжкие времена, усилилось шаманское давление предсказаниями, ужасающими последствиями, если не предпринять решительные действия.
Возникло крупное племенное объединение "Сыму", во главе с вождём Игдярин.
Он тянул время, не решаясь на Великий исход, ведь, "навсегда"! И старики противились. И было явление проханьских настроений. Но Игдярин резко выступил, доказав, что китайцы всех родоначальников обязательно выдадут Уи, потому что им не нужны организованные силы чуждеродцев.
Окончательным поводом для решения явилось покушение на Игдярина воинами специального отряда Да Уи, созданного им когда он был ещё "удельным князем". Охрана, потеряв двенадцать человек, их обезвредила. А на следующее раннее утро тунгусы увидели вождя. С непокрытой рыжеволосой головой. Высокий, с длинными руками, с едва сдерживаемой приветственной улыбкой, вихляющей походкой шёл впереди процессии десяти детей и трёх жён; у них на руках по младенцу.
Семья шествовала на родовое захоронение - прощаться с предками.
Поэт: "Я смотрел в бескрайность степи. Никого живого! Ничего! И оттуда надвигалась смерть... "
5.
Игдярин твёрдо знал "куда и как". И никого не волновало, их будущее назначено в глубокой древности и услышано от сказителя в раннем детстве:
- В древние времена сыму жили счастливо по берегам Кэтэнги (Катанги). Зимой в земляных дю, вкопанных в песок и затвердённых костями, черепами и зубами "Сэлил" (мамонтов). Их находили в "наносных местах" изгибов прорв (ангаррал). Трупы погибших мамонтов приносило течением. Они застревали в одном месте и заносились песком.
Народ возрос и распространился на Илэн (Лену) и Сэлингу (Селенгу) - мамонтовую реку.
Счастливая жизнь прекратилась почти три тысячи лет назад, когда с севера нагрянули хунну ( с тунгусского: имеющие домашних животных). Заняли степи и долины рек от Прибайкалья и Забайкалья до Хуанхэ (Жёлтая). От Хуанхе на север вытеснены тунгусские племена Илоу. Мукри ушли на восток. Часть тунгусов, и сымов тоже, на запад, вместе с другими народами (уграми?) По велению предков мы должны идти до священной границы "Обо" (Обь), разделяющую Сибир (Страна рек) и "Югра" (Страна семи царств). И пребудем тысячу двести лет, прежде чем исчезнем во тьме...
6.
Кэду Да Уи удостоился престола в 719 году. Показался мощным правителем. Всячески соответствовал. Оградился от подданных недоступностью. Запросто увидеть короля невозможно.
Народным помятно остался Да Цзожун. Сталкиваясь с неразрешими проблемами, вскакивал на коня и мчался к людям "разговаривать". Как всякий средневековый правитель мечтал расширить территорию страны до границ древнего этнического владения. А главное, сохранить собранные земли, соображая на много лет вперёд, всматриваясь в историю мира. В тунгусской историии Да Цзожун воспевался не как основатель государства (был одним из основателей), а "собиратель земель" как при жизни, так и спустя 170 лет после смерти. Мохэский поэт Хэйтэй (Тихий как вода, сильный как вода) дал точную характеристику:
Великй кэду Да Цзожун
Собиратель обширных земель
от китайских земель на Ляодуне
до восточных берегов Поморья,
от государства Силла
до степей ныне враждебных киданей.
Вот как раскинулось царство народов мохэ -
рыбаков, умельцев, стрельцов.
Сын великого кэду Да Уи мужал в атмосфере глобальных идей отца. Но во власти стал традиционным правителем времени. Прежде всего на народы государства распространился пафос, влияющий на самосознание. Объявили страну Чжэн равным державам - танскому Китаю и Японии - Уи ввёл свой девиз правления.
7.
Ещё при жизни отца (в 716 году) мукрийский народ "Хэйшуй", традиционно тянувшийся в стихию культуры Китая, отвергли предложения присоединиться к Чжэн. Дважды Да Цзожун призывал "отцов" племени. А за три года до смерти кэду, Хэйшуй мохэ наладили дипломатические отношения с Китаем. При Да Цзожуне пронесло. Понимал причину. И никогда не позволял себе самодурничать. Но при Да Уи такие действия считались опасными для государства. Демонстрация неподчинения полная, символизирующая слабость Чжэн.
Вторая причина напряжения с Тан - противостояние с третьим корейским государством Силла - вассалом Китая. Причина в оккупированном Когурё. Китай, мудро просчитав возможности, передал территорию уничтоженного государства Силле. А там открыто вынашивали планы овладения Чжэн (Бохаем).
В сей ситуации 720 года сыму и их соседи-союзники прибыли в столицу Чжэн, одновременно с китайским посольством по главной проблеме, угрожающей всей Азии: усиление киданей - кочевых монгольских племён. Мудрые китайские правители (чрезвычайно развита культура перспективного мышления, чем тунгусы не могли похвастаться, опираясь на древний постулат: будет день, будет и пища). Китайцы были готовы объединиться даже с врагами. Со временем "киданьская проблема" должна была превратиться в бедствие. Тюркские и уйгурские каганаты уже не сдерживали монголов, неизбежно исчезая из политической действительности, начиная с 581 года, когда умер Тобо-хан.
8.
Аборигены дивились обычаям "других тунгусов". Взирали с удивлением: жеребёнка искусно зажарили над большим огневищем (жаром). Оказалось, не жеребёнок, а мелкая порода, выведенная на мясо. Так же видели, как говорилось в преданиях, зафиксированных эвенкийским учёным А.С. Шубиным (Бахановым), что "другие тунгусы" "содержат особых белых собак на еду". За ними смотрят непохожие на тунгусов люди, меж собой говорили на непонятном языке.
После трапезы (церемония приёма пищи происходила на второй день удачных переговоров сонинга (военного вождя сыму), Игдярин продолжил: " Уи понял, что с запада образовалась "дыра". А сыму решились на побег. Меня убить не удалось. Помчалась погоня "ночных воинов" - чилчагиров. Шли за нами по пятам. Но не нападали. С ног валились. Ночь ждём вылазки. А днём кочуем. Нужно сражение! Они догнали нас на Силкари (Шилке). Мы планировали напасть на них днём. У чилча оружие короткое, ближнего боя: пальмы-кото, ножи и небольшие луки. У нас длинные киданьские копья. Мощные луки - с ударом стрелы на 60 метров. И обученные усэндэде - метатели камней - на десять шагов не подпустят. Глаза повыбивают, ребра переломают, брюхо "убьют"... Хотели уже выступать. Смотрим, а на бугор выходит... мой раб, уведённый в плен киданями. Обрадованный. Рассказал, что за мной послан отряд Да Уи. Меня приказано убить. А сымов повернуть обратно. А эти люди, за моей спиной - не чилча, а рабы ваши... Они бежали от киданей.Чилчагиры рабов не держут и не держали - "лишние рты". Эти рабы сызмальства с нами. А хватили киданьских плетей, так поняли, где их "дом". А где чилча? Он рассказал: всю вторую половину дня они увязывались, чинили, готовили упряжь, вьюки. Ночью зашевелились. Слышали мы шум приглушённый. Они-то вдали от нас люкчей стояли, с нами даже не разговаривали. И вдруг стало тихо-тихо... Больше он ничего рассказать не мог. Мы стояли на Вэйбира (сейчас Часовая) притоке Силкари (в тунгусские времена Амур начинался от устья Амазара. Выше по течению, недалеко от Вэй, долина с крутыми скатами. Чилча ночью, с большим аршишем (караваном), нас обошли и укочевали той долиной. Наш проводник объяснил. По долине конный верховой путь. Летник. Он к перевалу на Бухтэ и к Тунгирскому пути. Всего пять дней пути. С Бухтэ в речку Капур (сейчас Черомная) и к Тунгиру, где несколько перекатов "оран" (каменистых, сейчас называют Мадьярскими), годные для переправы больших караванов. Похоже, что чилча воспользовались моментом и дали дёру!
9.
В окончании арча (встречи) Давлалан (певец длинных песен-сказаний) исполнил песню об оставленной навсегда родине:
Тара-мкайэ - Сунгари-мэ
Айадийа нулгинэ гакал.
Эрилэн-эрилэн! Нэ-нэ-нэ!
Сунгариойо эмкэрйэдун
Сымуйканэ-куту гуйэвви-икэмэр.
Аракукагунэ эвид-эгэт.
И так далее.
В результате переговоров сыму отказались от плана подняться по Ципе (Чипе) до Баунта (Светящееся озеро), затем по Верхней Ципе до речки Точе, по ней, минуя озеро Доронг, в верховья Котеры (Кэтэрэ) и уйти к Ламу (Байкалу). Но тяжёлому аргишу-алгэвундя надо ждать в Куморской степи холода - ледостава всех рек и прибрежных вод Байкала. Вэтэмские (Витимские) князцы выделили проводника. Знал определённый участок Кондинэ (Кондинского пути). Проводник был частым кочевником семьёй на рыбные озера Ирген, Шикши, Вэнкэ-озеро... Он довёл до реки Хилок и ушёл, не прощаясь. За Кондой начались сосновые и лиственничные леса, с просветами низменных мест, кое-где рощи берёз и осин. Далее путь по берегу озера Еравна (степные места), там начиналось кочевье "житьём" до полного ледостава Байкала, чтобы перейти по льду до "прямика" (сейчас устье реки Голоустная) и далее Кэтэнгэ (сейчас Ангара) к Енисею...
ЭПИЛОГ
Незначительный и забытый Исход сыму важен для осознания философии древних больших и малых народов "избегать опасность" до предела.
Тысячи тысяч кочевников стремились по Сибири, не подозревая, каждый шаг ответственен для будущего.
1114 лет назад, на 206 году процветания Чжэн (Бохая), политическая обстановка в Азии резко изменилась. Тюркские и уйгурские каганаты исчезли из действительности. И, главное, начало 10 века ознаменовалось упадком китайской династии Тан, исполнявшего в Азии главенствующую роль 288 лет.
В 906 г. кидани-монголы провозгласили оригинальное государство, созданное по сути элитарными племенами, о которых пытались в 720 году втолковать кэду Да Уи китайские послы.
Возглавил государство выходец из элиты - Елюй Абаоцзы.
Объединением монгольских кочевников-киданей завершилась концентрация силы и одновременно началась подготовка эпохи монголизма в Азии и Дальнем Востоке, с распространением на запад.
Через десять лет государство киданей становится империей Ляо.
***
В 905 году на престол Чжэн взошёл последний, пятнадцатый тунгусский король Да Инчжуан. Кэду изо всех сил и возможностей пытался наладить отношения с киданями. В 918 году отправляется внушительное посольство, с подарками императору Абаоцзы. В ответ на предложения: ни да, ни нет. А на следующий год кидани стремительно захватили часть территории юго-запада страны. В 924 году кидани вновь напали на Чжэн. На следующий год осадили город Фуюй и в 926 взяли штурмом.
На всём протяжении войны (двадцать лет) кэду Инчжуан пытался договориться на любых условиях.
После взятия Верхней столицы и пленения короля Да Инчжуана, война завершилась полным поражением первого тунгусского государства Чжэн (Бохая).
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------