1.
Хунну - географический этноним (пояснения ниже).
"Лесные племена" заселили с незапамятности арктические и сибирские северные земли, богатые кормовыми угодьями, разнообразной фауной.
Тунгусы, в том числе эвенки )эвэнкэ), таились параллельно в недоступности, по обычному закону о границах обитания по водораазделам, межплеменные - по рекам.
Кочевники оставляли подарки хозяевам Места. Одежда, обвувь, материя привязывались к шесту и крепко прислонялось к дереву или останцу. Часто, в древности, связывали треногу. Жерди тащили с низины.
На всех диалектах называлось "Ваптынтадя".
Иное: места приношений Духам (дерево, куст, возвышающийся камень) - Буркан (Бурхан). Возникали там, где случались значимые события, удачные и не удачные, несчастья и т. п., иногда совпадая с "Ваптынтадя".
Хунну привязывали телка на мясо.
2.
Таким образом, тунгусы-аборигены не входили в состав "Лесных племён" - скотоводов "Хунну" ("Хунни"). Этноним переводится с тунгусского: "Владелец, хозяин домашних животных".
Чужеродность подчёркивалась значение "хунгту" - "неизвестные, другие, иные обликом".
Скотоводы обладали "хуннэ" (менталитет) "чужой", но душой.
Расовый этноним от древнего мировоззренческого понимания "хуннги" - "Дух-хозяин домашних животных".
3.
Поясняю: "тунгусы", учёные определяли как древнее самоназвание, на самом деле закрепилось недавно в сторонних народах, в железном веке, расовым этнонимом.
Саха, давным-давно входившие в "Лесные племена", вернулись на родину предков. Аборигены, кроме хасова (ненцев), избегали пришельцев, хотя, по фольклорным преданиям, ждали их "возвращения". Осваивая территорию низовий Енисея, саха сталкивались с захоронениями на деревьях. Хасова объясняли: это "тунгс-уки" или "тунгс-укские могилы".
Архаичное самоназвание "Илэ" (Илэн) - человек, люди, от древнего "Илоу", сохранялось до 1933 года, когда в приказном порядке заменено на "эвенки".
Тунгусы - расовый термин потому, что есть признаки "поглощения" и слияния с иными племенами, например, с получившими тунгусское название "монггол" - племенами дунху.
4.
"Хунну" не были единым народом.
Из преданий шилягиров. С севера на Илэн (Лену) нахлынули племена "Ганагун". Они прошли вверх ро реке в качугские (ахинские) и агинские степи и скатились к Енисею. Слово "ганагун", поскольку принадлежит тунгусам, географическое, подчеркивающее особую военную мощь сего народа.
Корень "Гуна" (на енисейском диалекте) - "стрела".
Суффикс "-гу" - возвышающий, со значением качества.
Суффикс "-н" - выражает принадлежность; дословно: "принадлежащий стреле" или к действию данным предметом.
"Ганагун" (китайский вариант: "гяньгун"). Переводится: "стрельцы" (в превосходной степени), т.е. "непревзойдённые стрелки из лука".
5.
В древности северные территории (мир травы - степи; мир благополучия и становления скотоводства) заселены хунну - предками тюркитов и родственных им уйгуров, как огузов, так и др.
"Их тьма. Накатывали волнами. Впереди летели отряды, в двух-трёх днях пути от основного кочевья, расчищая путь, убивая всех подряд, влекомые военачальницами - старухами, злыми и беспощадными..."
Монголоязычные племена уже сформировались как "поглащающий народ (раса) на момент появления с востока в Восточной Сибири - двенадцать - десять тысяч лет назад. Расовое господство на территории принадлежало тунгусами (илоу, мукри-мохэ, кинэ, сумо и др.)
Великое воздействие хань только-только начало назревать сверхзадачей "поглощения" иных народов, причём с непреодолимой силой.
Монггол первыми оказали сопротивление Нашествию хунну - четвёртой расовой силе, впав во многовековую войну.
6.
Пришествие (будущих "монгольских") племён дунху, по народной этнографии, в три этапа:
1. "По воде".
2. "По маслу".
3. "По крови".
Первый связан с передвижениями по Внутреннему морю. Сход вод в Мировой океан уже начался (пульсирующий дренаж). Пятнадцать-десять тысяч лет назад в стране Хунну уже начались климатические изменения, в связи с поднятием уровня Мирового океана.
По свидетельству народных этнографов (собственно бурят), засписанного в 1903 году учёным хори-монголом Цыбеном Жамцарано: "Предки бурят приплыли с востока". Подтверждается преданиями, зафиксированными эвенкийским учёным А.С. Шубиным (Бахановым). Речь "о плвывущих высоких "островах", с белыми и серыми скалками (парусами)..." Оказались морскими кораблями - "монггол". Двигаться дальше не могли, уткнувшись в сушу - предгорья Яблонового хребта.
Попытки высадиться оказались смертельными. Пришельцев встретили градом стрел, камней и пик.
7.
Взаимоотношения можно проследить по лингвистическим приметам. Сначала, посадив суда на мель, они переправили лошадей, овец, коз и коров на острова, обильно заросших травой. Упоминаются и верблюды. Это поздние внесения летописцев, так как верблюды появились только через несколько тысяч лет, с приходом хунну с севера ( "со спины"; обозначает в тунгусской культуре "север" как направление, холод, глухая сторона жилища). Отслеживая действия "гостей", аборигены стали называть их "бурят", то есть "островные", живущие на островах, что и определяет суффикс "-ят", а корень "бур" - остров.
Животных они вынужденно содержали на островах, которые расширялись все более, а жили на кораблях.
По прошествии времени, аборигены по демографическим причинам, стали входить в контакт с бурятами. Нуждались в женихах. Смешанные семьи стали называть "даурами" (если помягче перевести: мужчина для племени) или отунгусившщиеся монголы. А вот амурские "дагуры" - это, наоборот, омонголившиеся тунгусы, мигрировавшие вглубь Китая.
По Василевич Г.М. - это отдельные народности - потомки смешанных семей.
Скорее всего так, поскольку те буряты (дауры), вошедшие в этническую среду аборигенов, вместе в отведёнными землями, получили новое название "борейнгкуры" - наделённые угодьями, со значение "кур" - полноценные родственники.
Началось интенсивное породнение с аборигенами, превосходящими пришельцев по численности.
Создалась Стихия "растворения" в тунгусской среде. По фольклорным материалам, конечно, споротивление нацимональное началось. Однако сие не могло остановить подавляющий и неизбежный ассимиляционный процесс.
За исключение "божественного вмешательства".
8.
Произошло! Случилось "второе пришествие" родственного народа - "по маслу". Они прикочевали сушей так же с востока. Метизация бурят полностью прекратилась.
Буряты, слившись с пришельцами второй волны, окончательно сформировались и определились с границами этнической Бурятии, с центром на северо-западном побережье Байкала, острове Ольхон, верховья реки Илэн(Лена), Агинская степь, Верхняя Кэтэнга (ныне Ангара) и окрест обозначенного.
И тунгусы и буряты, когда "новый мир" устоялся, территориальная адаптация завершилась, подверглись разрушительному третьему нашествию - "по крови".
Началась эпоха захватнических войн, грабительской и рабовладельческой экономики, беспредельного насилия.
Фольклор характеризует состав третьего нашествия как "малоимущих", дикого нрава, гневливые, многие из них не имели даже коня, шагая "подстремённо", то есть держась за стремя (кожаные петли, на которые опирался всадник). Времена тяжёлые для тунгусов-мурченов. Например, нерчинским (нёрче) потребовалось более двухсот лет, чтобы отстоять и оборонить степные территории. Однако, помимо других бедствий, нашествие "по крови" продолжалось до средних веков, всё более и более обретая значение Глобальной катастрофы для Азии, с 13 вплоть до конца 16 века.
9.
Племенное объединение, прибывшее с востока в три этапа, народ Дунху. В китайских источниках отражено ок. 1100 г. до н.э. Ещё сообщается, они исчезли к 150 г. до н.э., после разгрома хуннами.
На самом деле, дунху отступили в горы двумя объединениями. Сами китайцы стали их именовать по названиям горных мест, где они закрепились: "Ухуань" и "Сяньби".
"Ухуань" и часть сяньбийцев, наиболее воинственные, вступили в новое сражение с хунну. Одержали победу! В результате заселились на захваченных удобных территориях - на отрогах Хинганских гор, верховьях р. Ляохэ. На востоке ухуань заняли долину реки Сунгари.
В начале 3 века н.э. ухуань, как народ, были уничтожены войсками хань и добиты хунну "под корень" (все мужчины, от мала до велика), женщины угнаны в рабство.
10.
Сянбийцы, обитавшие на севере региона по рекам Онон, Керулен, Аргунь, в окрестных степных районах, естественно сформировались в этническое образование. Его уже можно было назвать, с использованием географического названия "Монггол", как "северные монголы".
Во второй половине 2 в. н.э. они объедились под властью Таньшихая. Он создал "военный союз", контролирующий огромную территорию от Уссури до предгорий Урала. Но, самое главное, сяньбийцы, как и буряты, утвердили за собой часть территории как породную ( в границах будущей монгольской империи Ляо). Земли обрели обычное право. Признавались сянбийскими всеми народами, особенно хань (китайцами) и тунгусами.
Важным (и типичным) явлением истории протомонголизма ( в расовой сверхзадаче, продиктованной естественным эволюционным процессом становления Человечества) "породнение определённой территории и непреодолимое стремление к её расширению, во всех смыслах".
В 181 году умер Таньшихай и созданное им военно-политическое объединение племён развалилось. Элита скоро поняла, что неорганизованность даёт губительную незащищённость. Необходим новый союз. И он возникает, во главе с родом Муюн. Борьба за власть внутри объединения, со временем, привела к появлению новых национальных лидеров - род Тоба, что, в свою очередь, спровоцировало будущий раскол.
Третья сила "протомонголизма" - это монголоязычные племена жужаней ("теле"), создавшие в 5 веке государство.
11.
Орда Тоба, после раскола, двинулась на юг, выйдя из нового военно-политического союза, оставив теперь уже "породную" территорию, накрепко закреплённую политикой выдающегося героя народа - Таньшихая.
Оккупировав Северный Китай, монголы основали династию Тоба-Вэй.
Что касается Сяньби, то у них на протяженнии 5-6 веков возникало множество конфликтов с тунгусами и китайцами. К 7 веку н.э. стало преобладать, наречённое во тьме веков южными тунгусами, объединяющее этническое название сяньбийцев - кидани - "копьеносцы". В 7-8 веках племена киданей (сяньбийцев) образовали оригинальное государство, во главе с Абаоцзы...
12.
Остановимся на примере "расового поглощения".
После захвата и объединения Северного Китая, сяньбийский (монгольский) род Тоба был обречён на китаизацию.
На планете, как известно, несколько доминирующих рас, сверхзадача коих "поглощение" и ассимилирование иных.
В России и в США единение в нации происходит в многорасовой стихии, с формированием новых метисных рас.
Это не межнациональная борьба, провоцируемая личностями и группами лиц, а подсознательное расовое движение к неизбежному распространению.
Хань (китайцы) имеют, исторически доказано, мощную ассимиляционную силу.
Надо ещё понимать, Тоба (заплетающие волосы в косу; косоплёты), с общим этнонимом Табгачи, среди сяньбийских племён Дунху выделились в отдельную группу метисов (расово ослабленных), смешанных с хунну. Такое смешение происходило в 1 веке до н.э., когда Тоба покочевали житьём с юга. Появившись в Ононских степях, жили там триста лет, достигнув наибольшего экономического развития и прироста населения.
Военный потенциал стал достаточен для "возвращения" на юг.
Движение Тоба обрело захватнический характер. Преодолев Гоби, они вторглись в пределы Китая, раздробленного на княжества, воющие друг против друга, и захватили несколько северных областей. Так возникла династия Северная Вэй (Тоба-Вэй), просуществовавшая с 386 по 535 г. - всего 149 лет, коих оказалось достаточно, чтобы Тоба подверглись китаизации.
13.
Китаизация многих племён дунху, мукри и других народов происходила и, похоже, происходит. Но крупные и стремительные в историческом времени "поглощения" глобального масштаба - ассимиляция Тоба, и позже - маньчжуров.
Вернёмся к изначальному явлению монголизации Дальнего Востока и Сибири - прибытие мореплавателей дунху в Забайкалье (предков бурят) и возникновению расового объединяющего этнонима племён одной скотоводческой культуры: монголы.
Он возник в среде аборигенов илэн (тунгусов) и распространилось среди сибирских народов.
Остановимся на причинах приоритета тунгусских этнических названий, с заложенной смысловой информацией.
С древнейших времён Человечества и до средневековья основная система знаний, обеспечивающих кочевую жизнь, география. Она наполнялась не только топографией, но и наставлениями, историей мест и связанных с ними преданиями, а также философией миропонимания. Такой географией Сибири и Дальнего Востока, по менталитету, могла стать только тунгусоязычная культура первобытного сибирского народа.
14.
Когда произошёл Исход таёжных неолитических племён в 3-2 тысячелетиях до н.э. с Севера до берегов р. Жёлтая (Хуанхэ) на юге, оккупировав Ордос, на западе до Енисейско-Минусинских степей, а на востоке до земель Хинганских гор, пришельцам ничего не оставалось, как принять существующую информационно-географическую систему и язык межплеменного общения - архаичный тунгусский язык (словарный блок из 100-130 слов-корней, позволяющих расширять мимикой и жестами общение до 300 понятий, достаточных для понимания друг друга.
Вся тунгусская топонимика, от Урала до Хинганских гор, несла информацию топографического ( особенно, этнических границ) смысла для всех сибирских народов.
...Увидев большое число кораблей, тунгусы встревожились. По горным обиталищам полетела весть: на море, у тунгусских берегов, объявились МОНГГОЛ (морские суда).
МОНГГО + суффикс множественного числа "-Л".
С этого момента в Забайкалье внедрился расовый монголизм, обретший позже мировое значение.
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------