1.
Разделение илэу-тунгусов на "северных", "восточных" и "западных". Родственность не терялась до двадцатого века. Исследователи 19 в. видели ороченов-прибайкальцев у Хингана. Они кочевали на родину, к Байкалу, от родственников по женской линии. Объединены языковой стихией, изначальным мировоззрением "Чифэн" (природные законы), менталитетом и мистикой. Необходимое разделение тридцать (плюс-минус) тысяч лет назад на архидревние Центры. На Верхней Кэтэнгэ (перевод: много жилищ или многолюдное поселение) - ныне Ангара (Прорва); на Сэлингэ (Мамонтовая) - Селенга; в верховьях Илэн (ныне Лена). Ещё древнее поселение, не родственное, находилось на склоне озерной котловины, как бы над Ламу, над одним из двух озёр, разделённых хребтом от Святого Носа до острова Ольхон. Возможно, их было велико. Урез вод озёр находился на 600 метров ниже уровня современного озера Байкал.
2.
Племена Сушен, жившие на Сэлингэ, по каким-то причинам исчезают в направлении Тибета. Появляются в фольклорных хрониках через тысячелетия. Они на реке Хуанхэ. Тибетские направления кочевий обозначены в "Хоринских летописях", как "Путь между севером и западом". Описание этого же пути И. Бичурин нашёл в китайских источниках.
Со времнем из Прибайкалья ушли племена илэу-ламуты, "подхваченные" Шествием народов, изгнанных с "породных мест" Оледенением. Начало Исхода (Ёрбогаченский диалект) долгое время сохранялось преданием... Верховный Сагдыгу направил "знающих" препроводить Эмэвчэл (пришлых, чужих) на север. Вели их обходным путём - ответвлением "Пути между севером и западом". Илэнский (Ленский) путь опасен захватом племенами людоедов - чулугдыл. Вероятно, общее архаичное название людоедов? По моим сведениям людоеды чулугдыл жили на Тунгире (в верховьях) и поклонялись злому одноглазому и однорукому чудовищу. В реальности на Лене поселились племена очень серьёзной силы. Среди них много сверхспособных людей. Считалось, что они прилетели (спустились) из Верхнего Мира - мира созвездия "Волотис и Артур" и называли как и созвездие - МАНГИ. Экзоэтноним. Рядом с народами "Манги" уживались людоеды - племена Девупки и Илэты.
На севере пришельцы (Шествие народов с запада длилось триста лет) попали в райские кущи Травы. Под синим-синим небом глубокое пространство звенело. Живое множество насторожилось запахами не тунгусов. Пришельцев изучали желтые внимательные глаза зверей, приглушённо рычащих, скаля клыки. Человеческий запах для живого - гибельная опасность. Мягко и осторожно изящные хищники растворились в разноцветном царстве буйных трав, цветов, за ягодными кустарниками, за островами нарождающихся деревьев. Люди жадно дышали целебным пахучим теплом и радовались не режущему, как во льдах и снегах, яркому свету. Мириады горластых птиц на озёрах и речках тучами. Стада копытных маленьких и больших и мясистых кормились, лежали, сонно стояли, насытившись, у водопоев. Табуны диких коней разных пород. Огромные мамонты (сэли) как чёрные глыбы...
Мир рождения животноводства, поднявшее людей на высшую ступень Цивилизации, закрепив, на основе возникших эжкономических реалиий, национальную самобытность - основу разделения на расы: хунну ( гуннов - смешанные народы), дунху (монголов), тюкю (тюрок).
Экзоэтноним Пришельцев - "ХУННУ" возник от Пришествия спустя несколько сот лет, переводится: "имеющие домашних животных".
Севернее, на территории ближе к Океану, неизвестно когда пришли народы "бэгдэрин эхачил" (светлоглазые), спасаясь от ледяной погибели. Часть из них тунгусы называли "Чангичил" (бродяги, разбойники) и периодически воевали против них.
3.
Иная решающая основа Человечества, вытесненная водами моря Тетис, как ядро будущей расы "Хань", спаслась на Тибетском нагорье. А в исконном тунгусском мире потрясение пришлось на последний период эпохи Внутренного моря "Тенгис", когда с востока появились армады кораблей "Монггол". Они вытеснили "сэллингинцев" (предков народа Салли), ушедших отрогами Хингана ( "Вершины гор, с нетающим снегом-льдом"). В пути салли находили следы стоянок и стойбищ. Поскольку в преданиях неизвестные ночевали на деревьях, то это илэу (илэл). Действительно, когда они прикочевали к территории Пэктусан, то столкнулись с ними - произошло Чанбайшинское противостояние. Салли сместились в Приморье, на полуостров. Илэу (называют и илоу) вроднились в Пэктусанскую территорию, продолжая воевать с мангунами в долине Сунгари.
"Восточные" тунгусы, как и "западные", не предрасположены к государственности. Продолжали "дикий" образ жизни, нападая на салли и мангунов, чтобы чем-то поживиться. Тем временем сушен (предки манджуров) и илэу, жившие на Хуанхэ, вытеснены племенами Хань, породившими Земледелие. Они нахлынули с Тибетского нагорья. Через несколько столетий сушен появились в горах Чанбайшан.
С тех пор, чтобы не случалось гибельного, восточные тунгусы спасались на родине; там происходило возрождение этноса илэл в новых качествах.
В средние века из Забайкалья пришли и приплыли тунгусские народы мохэ и мукри. Жестокая, хорошо организованная, варварская сила, с рабовладельческой экономикой. Тяжёлую работу строительства и земледелия выполняли рабы. У некоторых вождей "домашних" рабов до двух тысяч.
Хань такие суровые соседи не устраивали категорически. После успешных военных действий, китайцы основные племена тунгусов угнали в резервации. Как и другие пленённые народы (те же кидани), тунгусы подвергались "китаизации". Привело к "образованности", то есть к осмыслению необходимости "государственной организации Бытия".
Воспользовавшись восстанием киданей, мохэсцы ушли побегом на родину - Чанбайшан. Китайцы организовали карательную экспедицию. Армия хань, разгромив племена в открытом сражении, двинулись дальше. Тунгусы мохэ племени "Да", под руководством выдающегося тунгуса Да Тэджоёна (Цзожуна), измотав Хань манёврами, не вступая в битву, используя партизанские методы борьбы в тылу, наконец, напали со всех сторон и уничтожили мощную регулярную армию...
Создались условия для возникновения государства.
Государство Чжен-Бохай просуществовало два столетия (228 лет). Разгромлено киланями империи Ляо. И опять возвращение на "породное Место". Началось возрождение тунгусов чжурчжэней. Вхождение в этнос племён бохайцев послужило началом "китаизации" шивейских варваров-чжурчжэней. Привело к зарождению "Золотой империи" (тунгусское название Анчун Гурун)... Теперь "Золотая империя" погибала под гнётом монголов...
4.
Тунгусо-монгольская война (или Монголо-Цзиньская) началась в 1211 году. В 1212 году пала Западная столица. В 1213 убит император тунгусов Юн-цзы. Заговорщики, во главе с военачальником Хушаху, выдвигают на престол представителя царской фамилии (брата Модэгэ) - Удабу.
Как бы по кочевым делам, незаметно, покорённые чжурчжэнями тунгусы, при удобном случае, откочёвывали в неизвестном направлении. В некоторых гарнизонах остались только чжурчжэни. Они угнетены знамениями " не к добру", тревожными речениями шаманов. Вполне возможно, они бы тоже ушли в горы от погибели. Но сработал психологический фактор. Не являясь искони кочевниками, самостийно они и не помышляли о бегстве, концентрируясь, цепляясь за "городки-крепости". Не даром в сказании, Садони-батур, уговаривал Маннэ - любимую девушку оставить семью, получает отказ: "Куда бежать? К кому? Здесь наш дю (*дом)! Где и кто нас ждёт?! Везде враги!"
Маннэ, в бою с монголами, выпустив последнюю стрелу, бросилась на землю, приставив клинок к груди...
5.
Чингисхан бездарно провалил операцию у тунгусской Верхней столицы Чжунду (Пекина). Явный перевес сил. Военачальники ччжурчжэней настаивали на решающем сражении. На уничтожение! Император Удабу упрямо надеялся на перемирие. Военный министр Гао-цзы объяснял, монгольское войско перестояло в осаде. У них проблема с кормом для коней. Они и так готовы отступить... Удабу молча указал Гао-цзы на дверь.
Странная позиция императора вызвала у крупных военачальников презрение и недоверие к здравомыслию императора. Момент, когда империя как структура начала разваливаться. Некогда покорённые племена тунгусов кочевой культуры торопились укочевать от городов (основного "театра" военных действий), возвращаясь к прежнему образу жизни в недоступных горных местностях.
Вспыхнуло восстание порабощённых киданей. Они вошли в Монгольскую империю.
И всё-таки планы Чингисхана уничтожить империю Цзинь и всех чжуржэней (главная личная задача Великого хана) оказались невыполнимыми из-за постоянного бездарного вмешательства и поголовного истребления пленных тунгусов.
За 19 лет до окончательного краха государства, тунгусские полководцы соображали необходимость этнического выживания. Цзинь ( Анчун Гурун - "Золотая империя"), увязшая в войне, призванной в Божеском смысле завершить многовековую ненависть и вражду, утратила функцию "объединять народы", то есть государственность, превратившись в военный союз. Назрела необходимость нового государства - вести самостоятельную политику и, как возможный вариант, стать союзником Чингисхана.
6.
Командующий фронтом - Пусянь Ваньну, находясь в Восточной столице, провозгласил себя правителем нового государства "Восточное Чжен" ("Восточное Грозное"). Идея возроэждения Бохая оказалась несостоятельной. Император Цзинь объявил Пусянья Ваньну мятежником. Карательную экспедицию отложили. Монголы начали наступление и стремительно продвигались к Чжунду (Пекину).
Пусянь, следуя древним традициям имперского "захватывать и покрять", наращивая мощь, предпринял три рейда. Походы неудачные, с потерями сторонников. Истощённое войной оседлое начеление империи не воодушевлялось созданием (возрождением) средневекого тунгусского государства Чжен (Бохая). Для чжурчжэней чуждая идеологически. Это дагуры (метисы смешанных киданьско-тунгусских семей), называемые манджурами - именем тех чжурчжэньских тунгусов, с коими ( с женщинами киданей) началось создание семей, поощеряемых государством. Вряд ли, разве только в сказочном варианте, они знали о Чжен. Да и со времён падения Бохая прошло 189 лет.
В 1215 году чжэрчжэньский император Удабу "бежал" в Южную столицу, бросив Пекин. Вовсе подорвало веру в него. А число сторонников Пусянь значительно увеличилось, а войско возросло настолько, что появилась сила захватить породное место - "присвоить" древние земли тунгусов вокруг Пэктусана.
В походе настигла печальная весть: Восточная столица пала. Монголы пленили родствеников и жену Пусянья. Остатки гарнизона укрепились в горах и ждут подмоги.
7.
Предложение командиров, семьи их остались в столице, наступить "стремительным ударом" и освободить столицу, командующий отверг. Гарнизону приказано оставить оборону и отступить на соединение с основными силами.
На тот момент войско "мятежных" чжурчжэней-манджуров составляло 100 тысяч воинов.
Рисковать людьми в битве за разграбленный и разрушенный город командующий позволить не мог. И такие действия не стыковались с идеей национального спасения народа созданием государственного центра. Конечно, Пусянь Ваньну признал "первый подступ" - создание "Чжен" - провальным. Чтобы как-то наполнить идею духовностью и пониманием, Пусянь собрал большинство командиров (кроме тех, что выполняли боевую работу) и посвятил в задачу создания государства, как национальную необходимость. Его поняли и проддержали.
Армия Пусянь совершает дерзский прорыв на северо-восток сквозь оборону ханьских (китайских) и монгольских войск, выходит на восточную территорию "Золотой империи", легко побеждая чжурчжэньские гарнизоны. Сходу захватив Кайюань, превратив город в столицу нового, провозглашённого Пусяньем государства "Дунчжэнь" (Восточное Ся) - на землях нынешней Уссурийской территории.
Второй этап: ограничивание государства. Определённая граница прошла по землям Северо-Восточного Китая, Кореи и юга Приморского края (исходим из современных топографических реалий). Конкретно, пограничные отряды (отборные воины) закрепились на юге - по реке Муданьцзян, на западе - по Сунгари, на севере - по Амуру.
8.
Между укреплениями курсировали (пожалуй, лучше сказать, кочевали, так как с семьями и скарбом) кавалерийские пограничные разъезды. Они сформированы из дагуров (на Муданьцзяне) и дауров - на Сунгари и Амуре. Дагуры и дауры - этническая основа быстро развивающегося слоя чжурчжэньского этноса-манджуров. Дагуры - метисы смешанных браков киданей с тунгусами ( скажем, с "победой" крови киданей). А дауры - "кидани взятые тунгусами", то есть отунгусившиеся метисы; так называли и южных бурят,с одной стороны, потомков легендарных "монггол".
Монголы, уничтожая чжурчжэней без сожаления, к манджурам относились иначе.
Исконные манджуры (сушен) во времена Агуды (основатель империи) - два небольших племени потомков тунгусо-язычных Сушен. 9 родов. 3 в Приморье и 6 на востоке Забайкалья.
Первый император тунгусов Агуда проводил жестокую политику дисперсности (разлучения) пленённых инородцев, с учётом "нужной" метисации - одной из важнейших составляющих национальной политики азиатских государств. Агуда и его последователи приветствовали метисацию киданей и манджуров, позже распространив поощрения на смешанные браки с другими племенами, главным образом, сопротивляясь "китаизации".
Третий этап: создание условий для сохранения этноса. Впрочем, кроме союзничества с монголами, других вариантов не было. После зыбкого политического соглашения с монголами, Пусянь Ваньну отдаёт в заложники (аманатом) своего сына Тере.
Монголы понимали опасность укрепления восточного государства. Некоторые утверждают, что Пусянь отказался выплачивать дань, то есть подверг государство неминуемому уничтожению. В 1233 году Угэдэй направляет войско на восток. Пришли как "союзники", а не завоеватели, как сообщают историки "возвеличивающие Чингисхана и Чингизидов истории". Дескать, чжурчжэней победил принц Гуйю. Никакого сражения не было. Монголы просто коварно взяли в плен Пусянья и убили...
Государство чжурчжэней Восточное Ся просуществовало вассалом Монгольской империи до возникновения распада его на орды, в частности, возникновения Юаньской империи (1271 г.), часть коего стала Восточная Ся, выполнив главную задачяу сохранения этноса, который через 400 лет сыграл важнейшую историческую роль в Азии завоеванием Китая и созданием манджурской (маньчжурской) династии Китая...
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------