1.
Огромное море "Тенгиз" иссякло в Мировой океан, моря, озёра и реки.
Шествия народов. По воде! Второе: по маслу! Третье: по крови!
От Заполярья и до Хуанхэ для кочевников "геофольклор", топонимика, с информацией о путях, о народах - важнейшее, как и знание языка аборигенов-тунгусов.
Люди "бежали" на север к спасительным оазисам.
Пространства покрыты толстым льдом или "неспокойной" водой: водовороты, шквальный ветер в ледяных ущельях, с километровыми стенами, высокая волна... Горные тропы запутаны, засыпаны обвалами, снежными лавинами, теряются в россыпях. Чуть ли не каждый камень, утёс, окоёмные приметы многозначно тунгусского языка.
Родивших языковую Стихию (Изначального Бога) монголам, тюркам и финно-уграм - язык аборигенов "илэндыт" ("илоудыт") гуннэ" - "лингва франка", ориентир кочевий в геопространстве и общении с туземцами. Иным на сотни лет богатейшее "существо", вбирающее архаичные, жестикулярно-мимические языки, основанные на корневых звуках действий человека. Тунгусский язык (сейчас название "эвэды турэн") стал родным. В Сибири и на Дальнем Востоке явился этнический слой тунгусо-язычных народов.
2.
К бронзовому веку (Глазковское время) 4000 лет назад, у Байкала, состоялась культура охотников и рыболовов - выработанная система, неизменная до 17 века, а по сути до тридцатых годов 20-го.
Не раньше, судя по одежде с нагрудником, лодочки "дяв" (оморочки), жилащам типа "голомо", системой стоянок-поселений "гулэ" и т.п., на юго-восток откочевала группа тунгусов-манджуров - "сушэн" (сушени).
Манджуры ("Крепкорукие") "вросли" по реке Хуанхэ. Спустя тысячу лет, с Тибетского нагорья нахлынули племена Хань. Сушэн мигрировали в Приамурье. Оттуда вытеснили чжоуские ваны на территорию нынешней Маньчжурии, в обитель тунгусов Илоу (Илэ). Илоу и Сушэн объединял только язык. Ассимилировались лишь до генетического предела. Нельзя сказать "сушени растворились в среде предков мукри и мохэ". Иначе как бы они возникли в средневековье многочисленным тунгусо-язычным народом на опустевших землях "бохайцев"?!
Мохэ называли их "манджур дучэр" ("Крепкорукие волки"). Позже Хань (китайцы) прозвище "дучэр" (дословно: повадившиеся волки") произносили в особенности орфоэпии "чжучер", "чжучержэн", "чжурчжэн".
После территориальных распрей с Илоу, Сушэн укочевали на север, где образовали враждебный мохэ племенной союз "Шивэй" ("Сивэ"), сосуществуя с аймаками монголов и тюрок, оставаясь на "диком" уровне каменного века до средневековья.
"Шивэй", "Сивэй", Хивэй" - архаичное название травянистых территорий, заболоченных пастбищ оленей; подчёркивалось, что олени там поедают хвощ...
3.
"Сушэн" - носители маньчжурского оригинального языка, подверженному значительному слиянию с тунгусским, по указанным выше причинам.
Сам этноним на маньчжурском языке. Означает идеологию народа, гонимого процессами послепотопного завоевания жизненных земель, отбрасывая слабых на окраины Цивилизации.
"СУ" - освободиться, быть свободным и т. п.
"ШЭН" - семья.
Один их постулатов тунгусской философии: свободна семья - свободен народ!
Общественными делами внутри племени также управляли семейные решения.
4.
Сушэн (искажённо "сушени") в китайских источниках 3 тысячелетия до н.э. В "Бамбуковой летописи: сушэн в 2225 г. до н.э. принесли в дар императору Шунь лук и стрелы с каменными наконечниками.
Подтверждение союзнических отношений с режимами правителей Хань (охрана и отстаивание границы страны).
Эпоха царствования Яо, в понимании мудрого императора, клонилась к закату.
Случилось в то время рождение в знатном роду горбуна Шунь. Связывали с высшими силами, с сиянием в небе необычной радуги. Будущая мать испытала возвышенное единение с Небом, почувствовав беременность. Поверили: "зачала" от дракона. Рождение горбатого мальчика подтвердило. Кожа младенца тёмная. Глаза ярко зелёные. Они имели по два зрачка (поликория - врождённое явление). Крупная голова. Посреди высокого лба красная метка - дракон. Знак древних правителей Хань.
Доложили о необычном ребёнке императору.
Яо распорядился, если знак подлинный, интересоваться как мальчик будет взрослеть.
5.
Яо - правитель Древнего Китая. На истории правления, конфуцианцами, создана философия "золотого века" древности.
Правил с 2356 по 2225 до н.э. - 131 год! Наверное, как в случае с Фу Си, благородное и счастливое для народа правление названо "Яо" - "Высочайшее". А правители обретали имя как дворцовое.
Затлела подспудная жёсткая борьба за власть. Стремились породниться с императором, испрашивая в жены дочерей. Две дочери. А сын оболтус и негоден для миссии продолжения "Яо".
Горбуна Шуня народ прозвал: "Двойной во всём" - Чун-хуа. Князь жил как простолюдин. Хороший охотник. Бережлив к природе. Нечурался собирательства и попыток земледелия. Отношение к людям и к родным уважительное. Скромность Шуня близка Яо. Сам носил простую одежду, ел из глиняной посуды...
Задолго до отречения, Яо породнился с Шунем! Обеих дочерей ему в жёны, с богатым приданным. Никто не ожидал! Среди ядовитых зависти и злобы, попыток убийства, поджогов, Шунь оставался благородным человеком, презирая месть. Отказывался от охраны. Яо, беспокоясь за дочерей, настоял. За ними и Шунем незаметно следовали тунгусские воины-сушэн, впереди ковыляли двое, искусно изображая стариков. Сушэн настороженнее собаки, чутче филина на ухо, слыша бешущего муравья. Чуяли человека по запаху за сотню метров, ощущая намерения. Точно поражали тяжёлой стрелой даже в кромешной тьме, на слух. После нескольких неудачных попыток покушения прекратились. Но чёрно-фиолетовая опасность жизни Шуня зловеще усиливалась.
6.
За годы правления Яо, в знатном окружении большинство "затаившихся" людей, готовых на всё ради власти. Новому правителю они не посильны. Приведёт к смуте и кровопролитию. Яо объяснился с Шунем и спросил:
- Как обессилить дворцовые и околодворцовые силы? Без насилия и уничтожения семейств?
Шунь, не задумываясь:
- Под знаком необходимости. Государственной. На "время". Оно же может длиться? Иначе, по закону, отказавшемуся от государственной обязаннсти, обращение в ничтожество. Направить опасные высокородные кланы поочерёдно в разные края. На границы империи. Разделить их! Поручить охрану границы...
Глубокой осенью дороги из дальних пограничных краёв непроходимы.
Яо передал власть Шуню.
Шунь оправдал доверие и правил 39 лет.
Он похоронен на горе. Туда приходил в последние годы жизни "думать". Место захоронения Шуня называется "Гора девяти сомнений". Там девять одинаковых ущелий. И только одно ведёт к перевалу в дальнейшую жизнь. Восемь - к гибели...
О чём печалился великий император?
7.
В год передачи власти Шуню явилась делегация Сушэн. Преподнесли в дар лук и стрелы с каменными наконечниками. По саманистской вере многозначный дар. Дарующий, например, отдавал удачу, охотничью и боевую. Политически: "моя стрела - твоя, твой враг - мой враг".
В дальнейшем союзнические отношения с Хань, после уничтожения династии Инь, нарушились. Новому императору У-вану поднесли только стрелы союзничества. Удачу оставляли за собой.
Сушэн (сушени) основателю династии Чжоу внушали опасность. В Приамурье они превратились в основную силу "вотсочных варваров". В 1115 г. Сушэн направляли послов в Китай, с поздравлением преемника У-вана - Чэнь-вана с воссшедствием на престол... Не знаем, чем закончилось посольство. Но доподлинно известно, ччжоуские ваны целенаправленно вытеснили сушэн из Приаумурья прочь, на земли нынешней Маньчжурии...
(Продолжение следует)
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------