(Продолжение)
8.
Доисторическая культура "Чифэн" ("Чивэн") - переход от сыроедения к значительному употреблению отварной и жареной пищи. Изменения качества - колоссальный рост сознания.
У тунгусов осталось в сыром виде: сало, жиры, свежезамороженное мясо - строганина, омуль или хариус - расколотка, сырая звериная почка, рыбья икра. В некоторых родах ороченов (оленеводов) пили свежую кровь убитых диких северных оленей.
Приготовление пищи (сакральное действо) на огне, позже в котлах, называлось "чивэ". Из названия рогулин (опоры) или камня-плитняка, поставленного на ребро. Опиралась жердь над огнём. На Северо-Байкальском диалекте - "кэптэн", всеообщий синоним - "таган" - тренога (две рогулины опоры и жердь для подвешивания котла.
Простейшее на современный взгляд породило явление новой культуры "чифэн" ("чивэн").
Три аспекта культуры. Условно "костровой". Трансформировалось в обозначение единения автономных групп в родовые сообщества выживания в горные оледенения, необходимости взаимопомощи. Изменённое сознание подняло над инстинктами. Время неоднозначных решений, что, как правило, противоречит инстинктам.
Правда, консервативный матриархат не исчез вовсе. Он естественно "ушёл" в тень, подчиняясь, чтобы властвовать в семье...
Использование ОПОРЫ "Чивэ" в "тагане" научило создавать опоры для дюкия (остова шатрового жилища "дю" из опор-жердей) и до дворцовых колонн.
От "Костра-огня-того" фольклорное познание мира, как исторического, так и и современного. Сначала - обмен новостями, виденным, удивительным. Обучающие наставления, анализ ошибочных действий, обмен бывальщиной. Наконец, древние стали рассказывать о подвигах предков, легендарных богатырях и злодеях, воспитывая воинственность и мужество сородичей.
Благодаря кропотливым исследованиям русских археологов, узнаем, что приручение кабанят переросло в свиноводство. А на благоприятных северных территориях возникла однородная "чивэн" культура "хунну" - скотоводство и коневодство.
Возникновение "Костровой" культуры "Чивэн" дало движение развитию основ архитектуры, искусства и животноводства.
9.
Сушэн (сушени) долго в среде Китайской цивилизации. Вытесненные чжоусцами в Приамурье, а погодя и в Маньчжурию, якобы в бесплодную пустошь, они столкнулись с дикарями - тунгусо-язычными Илоу (архаичное самоназвание). Племена Илоу были широко распространены и образ их жизни совпадает с Илоу маньчжурскими. Дисперсно кочующие "затаской" (переноской манаток ношами) от Оби до Хингана и от степи Забайкалья до Полярного круга. Множество малочисленных племён на северных территориях. Об илоу Маньчжурии летописи подчёркивают: "Хотя роды малочисленны, но храбростью и телесной силой превосходят прочих, искусно стреляют из лука, так что могут попасть в глаз человеку. Склонны к набегам и разбоям. Соседние владения страдают от них и никак не могут покорить..."
Племена илоу (илэ, илэн) поразительно разных уровней развития, не гвооря уж о сравнении с мохэскими племенами - металлургов и кузнецов. Однако противостояния илэ более развитым племенам заканчивалось дикарскими порабощениям, убийством мужчин и подростков. Позже превращали их в рабов - носильщиков (дюгумни). Приводило к частому явлению в Древнем мире - "одичанию порабощённых".
10.
Заявляют: сушени (сушэн) - предки илоу.
В летописях "Сань го чжи" и др. предстают совершенно разные народы, родственные по языку. В китайских хрониках Фуюй и летописях племена сушэн - люди высокой культуры ханьской Земледельческой цивилизации: "...сеяли все пять родов хлеба, хлебные и бобовые... Прекрасные охотники и рыболовы. Но основное занятие их - земледелие. Имеют коров и лошадей и делают свою одежду из растительной ткани... (Сань го чжи).
А вот характеристика народа Илоу (повторяюсь, важно, речь не об этнониме тунгусо-язычных групп, кочевавшим по всему пространству Сибири, а о маньчжурском племени): "Любят разводить свиней. Питаются мясом их, одеваются кожами их... летом ходят нагие, прикрывая зад и перед лоскутом холста... зимою намазывают тело свиным жиром..." Не "для тепла", как полагали летописцы, а для предотвращения "отморожения кожи..."
В летописи "Вэй чжи" народ Илоу серьёзно отличный от сушэн. Илоу лошадей имели, но, в отличие от сушэн, не использовали для езды. Коров и баранов не имели. Много разводили свиней. Едят мясо, надевают их шкуры..."
Очевидно, в сей период в Маньчжурии (тогдашнее название "Чанбайшан") существовали Илоу-аборигены, прикочевавшие с запада (Прибайкалья) в незапамятные времена "ухода воды потопа".
Мигранты с Приамурья Сушэн "ушли" на север от Амура, объединённые племенем манджуров (крепкорукие). Более поздние летописи не упоминают о сушэн (сушенях) в Чанбайшане. Но косвенно узнаём, часть их выделилась из объединения и осталась среди Илоу. В начале и в середине 3 века были совместные постольства в Китай. Сушэн представляли интересы Илоу. Возможно, выступая переводчиками. Есть подозрение, именно поэтому летописцы ошибочно отождествляли илоу с сушэн. Последний раз сушэн-манджуры упоминаются в летописи времени "Вэй". Исчезают на несколько веков (восемьсот лет) бурных исторических событий.
11.
Верхне-амурские тунгусы, обитавшие на реках Шилка (Силкари), Онон, Балей, Чита, Ингода и др., по всему Амазарскому пути (Эмэсар - "Путь, по которому уходят и приходят") до Витима - на западе, на север - до Каларского хребта, на юго-восток - до Сунгари, Хингана, в древности на юг, до Хуанхэ. В начале нашей эры, Мохэ ("Лесные", дословно: "Живущие в лесостепи") - полуоседлые коневоды и скотоводы. Подвергались серьёзным набегам. С юга - монголо-язычные племена. С запада - тюркские. Племенное объединение "нёрчэ" (нерчинские тунгусы) тоже досаждали угонами скота и военными стычками из-за пастбищ.
Предок тунгусских королей - Да Дяличи (из рода Сумо) призвал родоначальников семи основных племён: "Или начинать бесконечную войну на уничтожение. Или избегать её до предела. Я намерен "бежать" в Приамурье, в страну тунгусов Чанбайшан. Идёте вы со мной или нет - держите мой уход в строжайшей тайне. Иначе враги объединятся и будет жестокое кровопролитие. И все вы пострадаете. Если же вы со мной, тогда отправляйте проворных и толковых парней к мукри ("Кочующие по воде"). Они приставят к делу".
Без Сумо - их удел: рабство...
Мукри, отменные лодочные мастера, с помощью многочисленных мохэ изготовили большие лодки из берёсты и тальника, с донницами из соснового тёса - "Катука". В народе распускали слухи. Размножились по Степи: "Лесовики" в "большую воду" поднимутся вверх по течению по Силкари против дауров (предков бурят; дауры - род, слившийся из двух этнических групп: монголов и тунгусов, с результатом монголоизации; а дагуры - наоборот: после ассимляции с монголами образовалось новое оригинальное тунгусское племя, ушедшее с Амура вглубь Китая). Во время, когда начала краснеть имикта (брусника), кочевье двинулось разом, по воде и посуху, неожиданно для основной массы мохэ и мукри, а потому и для алчных соседей.
В конце 3 века н.э. Шествие мохэсцев явилось на Сунгари.
12.
В Приамурье, в Приморье и в Чанбайшан (Маньчжурии) два этнических центра культуры железного века - "Мохэ" и "Мукри".
В 4 веке "железо" окончательно побеждает "камень".
Маньчжурские Илоу, убедившись в благоприятном расположении к ним Мохэ, вынуждены, после переговоров с вождём Да Дяличи, спуститься с гор. Там они жили в узких долинах ущелий. В "Вэй чжи" говорилось: "...они покинули "гнёзда" (жилища на деревьях) и свои зимние "трещины" (земляные норы, землянки, пещеры). Илоу содержали лошадей на мясо, для езды и перевозки грузов не использовали, коров и баранов не имеют, разводят огромное число свиней..."
Племя очень ослабленное. Мужчин гораздо меньше женщин. На девять - один!
Как уже говорилось, Илоу - малочисленные племена, по характеру свирепые и беспощадные. Жили в недоступной горной местности. Переодически совершали разбойничьи нападения на соседей, особенно, на Окчо. Окчо называли себя так по имени предка-вождя - "Сделавший стрелу с копьеобразные наконечником", то есть Окчо. Похоже, что фуюйцы, раз называли себя тунгусским этнонимом, были когда-то родственным народом тунгусо-маньчжурским племенам, во время древней войны с Мангунами. Со 2 века до н.э. и по 5 век н.э. Окчо (Фуюй) входили в состав древнего государства "Пуё" на территории Маньчжурии. В китайских хрониках страну "Пуё" называли "Фуюй", а народ - "воцзюй". Во время китайской династии Хань, илоу были зависимы от Окчо, платили дань, которую требовали всё больше и больше. В 220 г. н.э. вспыхнуло восстание, наместники перебиты. Переросло в шестилетнюю войну, с большими мужскими потерями илоу.
Можно предположить, что "Пуё" - первое тунгусское государство, "поглощённое" корейской нацией. Последние века окчо жили стихией корейского языка (ответвление тунгусского, с оригинальной основой). В хрониках утверждается: "...они, окчо (фуюйцы) и илоу (илэ) внешне ничем не отличаются, но говорят на "отличных" языках..."
В 5 веке фуюйцы влились в корейскую нацию.
13.
Из сказания Илэ (Илоу), записанном эвенкийским учёным А.С. Шубиным: "...по реке-Амур корабли, как стаи птиц огромных, с поднятым белеющим крылом (парусами?)... сколько глаза хватало; вот проплыли уже, а выплывают новые и новые...
Китайские летописцы (4 век) отметили: "...в Приамурье и в Приморье, на юге и востоке от Амура распространились многочисленные и сильные племена..." Настолько сильные духом, что не могли даже для вида покориться Китаю или кому-то ещё.
Вожди полудиких илоу принимали древнюю традицию фиктивно подчиняться китайскому императору: вырази покорность. советовали, дари подарки (дань) три раза в год, и живи спокойно.
Да Дяличи ответил: "Мы и перед высшими силами унижаться не можем, а перед земными тем более..."
Илоу (Илэ) - (в переводе "человек") понесшие потери в борьбе с Окчо, растворились в среде Мохэ.
14.
Коневодство, заимствованное более тысячи лет назад у Хунну (перевод: "Имеющие домашних животных"), основной мир для тунгусов-мурченов. У мохэсца конь - духовность и основа материальной жизни. Простой тунгус подчинялся конскому биокалендарю и особенностям существования вокруг животного. Мохэ разводили коней для обмена, выплат, для торговли внутри племени и с соседними народами. Как и все южные тунгусы, с древнейших времён, ещё до эпохи неолита, мохэ держали свиней в большом количестве. Развито собаководство. Кроме охотничье-промысловых и упряжных собак, имели мясную породу. Собачьи шкуры использовали для изготовления зимней одежды и обуви.
Охотничий промысел занимал часть хозяйственного года. Вторая часть - земледелие и собирательство. Заготавливали ягоды, травы, орехи, клубни сараны, дикие лук и мангыр (чеснок?), корни, болонь сосны и лиственницы, в пересыхающих протоках раковины (жемчуг), яйца уток и гусей в начале гнездования.
Китайские летописцы: "Страна мохэ низменная и сырая. По приходу тунгусы "подняли" старые пахоты, оставшиеся от сушеней. Затем расширили землепашество. Пашут парой лошадей. С навыками возделывают просо, пшеницу. Из зелени - почитают мальву..." Мальва - травянистое растение, сорняк. Очень важное для тунгуса. Скрытность (засадность) важна как в охоте, так и в ратном деле. Мохэ применяли водный настой из цветов мальвы от кашля. Этим, из-за жизни в дымных жилищах, страдали все. В другом тексте упоминается, что "вино мохэ делали из риса". Но пьянство пришло через триста лет обычаем из Китая и стало нормой при третьем кэду (короле) тунгусского государства "Чжен" ("Бохай"). Тогда же стихийная китаизация тунгусо-маньчжурского мира вышла на целенаправленный политический уровень.
15.
Из японских летописей отметим тот факт, что японцы ещё ранее средних веков совершали грабительские набеги на наши территории, в том числе на острова, заселённые тунгусо-язычными группами морских рыболовов. Об этом вещает, например, средневековая запись 7 века, где в частности японскими летописцами сообщается: "Был совершён поход на мохэ. Захватили ценную добычу - живых медведей".
Действительно, тунгусы-мохэ откармливали медведей ягодой, кореньями, орехами, рыбой и мясом. Забивали медведей осенью. Особенно ценился жир, мощный целебными и восстанавливающими силы запасами. Шкурами устилали каны (дымоходные лежанки-нары) и пол в жилищах.
Китайцы с презрением описывали, что мохэсцы утром умывались мочой. На самом деле, это профилактика глазных заболеваний аборигенов, очень распространённых из-за проживания в дымных жилищах. Единственный способ отмыть глаза от сажи, вызывающей болезненные воспаления. Не всегда достигался желаемый результат. Случались заражения, приводящие к слепоте.
Ещё важно отметить, что находясь в тесном военном союзе, племена мохэсцев продолжали жить по своим родовым обычаям и старались это подчеркнуть, особенно, принадлежность к тому или иному роду. Татуировки у мохэ отошли в прошлое. Одежда у всех была одинакова. Шилась из свиных и собачьих шкур. Побережные - шили из рыбьей кожи халаты и плащи. Поэтому, в отличие, украшали шапки. Например, хэйшуйские племена (мукри) в праздное время носили ожерелья из клыков кабана и медведя. А в деле амулеты оставляли в семье. На шапке накрепко прицепляли хвостовые перья фазанов, сообщающих, что эти тунгусы - выходцы с Хуанхэ. У Сумо мохэ на шапках концы тигровых и леопардовых хвостов. Эти две этнические силы группировали вокруг себя более слабые племена мохэ.
"Шитые рожи" - татуированные тунгусы - жили далеко в горах Байкальского региона, Лены (Илэн), Ангары, Кэтэнгэ, среднего течения и низовий Витима, Чарской долине и на Олёкме.
( Продолжение следует)
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------