+79503886920
Без выходных, с 9:00 до 21:00
05.10.2021

НА РУИНАХ ХРАМА ПЛЯШУЩИХ БОГОВ

05.10.2021

                             

                                                                       19.

    Сверхзадача этноса - распознание намерений противников: естественное принуждение к развитию. Китай обладал мощной сетью, изучая страны с плодородия почв и до причёсок дам царских домов. В грандиозную эпоху династии Тан, начальник разведки, путешествуя по Когурё перед войной, якобы полюбоваться реками, посещал китайских эмигрантов и... поражал осведомлённостью о жизни их утаённых родственников на родине. Намерения тунгусов (постулат "Чифан") иного свойства и глобального смысла, ханьским мудрецам известны издревле, возможно, благодаря единой религиозной вере начала Цивилизации: "уйти" в коренной этнос (носитель генофондов), явиться народом через века, а не погибнуть в генетическом одиночестве.

 

                                                                20.

    Власть у тунгусов в период возвышения Ванян (Ваньянь) поверялась кровопролитиями. Войны сковывали киданей, ослабляя напряжение на китайской границе, серьёзное, несмотря на мирный договор 1042 года. По нему Сун выплачивала Ляо дань, всячески избегая постыдного слова "дань". Отсюда странная формулировка в договоре столько-то серебра и шёлка: "Помощь на покрытие расходов на вооружение". Межплеменная война, отвлекая ляоские войска ( сдерживали возможные волнения на терриориях, где проживали оккупированные бохайцы, а также нападения диких тунгусов (эвэнкэ) с гор), дала возможность, например, сунскому императору Шэнь-цзуну провести серьёзные социальные реформы: денежный учёт, обращение земель, устройство промышленности, торговли и, главное, справедливое распределение налогового бремени. Реформы - мощное развитие экономики городов, как промышленных центров. Огромное влияние на обстановку в регионе. И на правителей чжурчжэней. Халибо не раз выражал недовольство удерживанием тунгусов на рынке Ляо, перекрыв выход в Китай и в Корею. Тунгусы вынуждены довольствоваться несправедливой торговлей с киданями. Началось зарождение осмысленной основы идеи национально-освободительной борьбы: победа или смерть!

 

                                                                    21.

    "По закону и по "воле" народа Ванян" правителем стал Полашу. Не похож на брата Халибо. "Высок, жилист, подвижен, но не так ловок в воинском деле и джигитовке, как Халибо в молодости. И страдал кашлем..." Ко всему относился с юмором, высмеивая человеческую надменность и глупость. Иногда иносказания его трудно понять. Но все, и близкие, и неприятели признавали Полашу высокообразованным. Свободно изъяснялся на киданьском и китайском. Хорошо знал обычаи киданей, корейцев и китайцев северных провинций. При брате Полашу, в качестве второго вождя, занимался внешей политикой, особенно, отношениями с Ляо.

   "Он кроил и лепил не торопясь, добиваясь задуманного".

    Полашу раздражал регламент длинющих переговоров с киданьскими представителями. Они панически боялись тунгусов. Погибало их в тунгусской стране действительно много. Послы чжурчжэней и чиновники Ляо, окружённые охраной, находились друг от друга на "расстоянии полёта стрелы". Между ними курсировали переводчики. Выслушав, шли к другим пересказывать. Полашу (его имя в истории Ляо - Оу-цзун) уразумел, "посредники" отстаивают чьи-то политические и экономические интересы, особенно, военачальников, искажают сказанное. Полашу запутал речь, вставляя китайские слова. Или нёс абракадабру. Переводчики в смятении. Их обвинили в неспособности. Решившись, тунгусского посла подвели к ляосцам. Полашу изложил "о возврате угнанных коней одним из диких племён" досконально и доходчиво за минуты. А так ушло бы больше часа. Глава чиновников - человек неглупый, представитель двора, спросил: "Зачем так поступил? Из подозрений или из-за неудобства?" Полашу осторожен. Чиновники меняются. А переводчики (осведомители высшей знати) остаются. Их расположение нелишне.

    - Я потому так поступил, что некультурен, как вы, дик.

    Дальнейшие контакты с Полашу кидани вели напрямую.

    Шубин А.С. рассказывал, где-то нашёл в текстах хроник, что Оу-цзун (Полашу) поддерживал связь с империей Сун оригинально. В его окружении "таился" китайский шпион. И не один. Оу-цзун как бы невзначай говорил: "Хорошо бы знать, что сказал бы киданям на нашем месте император Сун по Си Ся?"

    Си Ся - тангутское государство вело оборонительные войны против Сун и Ляо.

    Нужный ответ Оу-цзун получал как "кто-то где-то сказал..."

 

                                                                   22.

    Бэйнай, рвущийся вернуть чжурчжэней в русло обычных законов, после смерти Халибо, собрал войско.

    Полашу скорее не был шаманистом, раз закрепилось в истории: "... обращался к шаманству, когда прижмёт".

    Шаманы считали Халибо "ушедшим в Верхний мир" (статус "Духа-предка"). О других покойниках, убывших на Энгдекит (реку Мёртвых), через год, проводив обрядом, "забывали". В трудностях Полашу обращался к покойному брату. Перед сражением с Бэйнаем, приснилось. Халибо на белом коне. Седой-седой. Волосы до плеч. Борода до пояса. Голос его как гром прокатывался на степью: "Раздели войско на центр и два крыла. Победить сможешь в дыму, рискуя копытами и ногами коней..."

    Полашу трижды отводил войско от битвы, пока не добился расположения, чтобы несколько рек остались за спиной. Впереди степь, заросшая густой травой и мелкорослым кустарником-ерником. Расчёт Полашу на утреннее движение атмосферы. Воздух в долинах рек, на закате, затягивается и течёт вместе с водой. А на восходе устремляется от рек утренним ветром.

    Войско Бэйная, значительно превосходящее в силе, особенно, лучниками, так же тремя фронтами, пошло в наступление. Полашу выехал в степь, с пылающим факелом. И сразу сотни факельщиков помчались по линии атаки, швыряя огонь - сухая трава вспыхнула. Пламя подхватилсоь утренним ветром, с треском, охватив и кустарники.

    "Дым, - сообщает летопись, - поднялся до неба".

    Выждав, Полашу повёл конницу в небывало стремительную атаку по горячей земле, вслед за валом огня, в горьком дыму. У многих коней обгорели копыта до живого, ноги и  брюхи получили ожоги. И прротивник был разбит наголову. Угоревший Бэйнай заблудился в дыму, нарвался на чжурчжэней и был захвачен ("Поймали маутом" - арканом) и приволочён к Полашу на холм. Бэйная объявили мятежником и бросили в глубокую яму медленно умирать. Приходил Полашу на край и разговаривал с поверженным вождём. Неизвестно о чём они подолгу беседовали. Но спустя время, Полашу поступил так, как делал Халибо: простил мятежника и отпустил на все четыре стороны. Полашу не всегда следовал заветам брата: "Прости и приведи соратником в стан". Как и все вожди того исторического времени, Полашу был жесток. Например, вождя Мачан (его племя ро реке Чженьчжикой), восставшего против киданей, забравших табун молодняка племени, поймали, отрубили голову и предоставили доказательством киданьскому двору.

    Полашу правил недолго - через три года умер.

 

 

                                       ( Продолжение следует)

 

                                    Александр Гурьевич Латкин.

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

    

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: