+79503886920
Без выходных, с 9:00 до 21:00
07.10.2021

НА РУИНАХ ХРАМА ПЛЯШУЩИХ БОГОВ

07.10.2021

                                                                      

                                                                       23.

    Ингэ - преемник Полашу - новая формация идеи национального развития.

    Ин - жизнь;

    "гэ" - суффикс действия данным обстоятельством или предметом.

    Ингэ - живучий, но в смысле "выкарабкаться". Называли ребёнка, родившегося болезненным. Ожил вопреки, быстро набрал силу. В иных контекстах более десяти значений.

    С юности Ингэ в атмосфере борьбы за объединение племён, мигрирующих с севера и северо-запада. Принимал идеи предка Ханну. Многое отвергая. Резко, наотмашь. Совсем не вдохновляло призрачное будущее. По преданию тунгусам пройти через переличений (трансформаций) и влиться в расу - сохраниться "дял илэн" (национальным кодом) и возродиться в назначенное время; ни один народ не минует сего пути?

    - Это будем не мы! Мы - вот, сейчас! - Ингэ пресекал проявления перворелигии (кодекс выживания) - "Чифэн", как "злую духовность", не понимая философию живого-природы.

 

                                                                 24.

    Правителю мнится по силам выполнить не удавшееся многим предшественникам. Создание национальной силы, независимость и благосостояние - архисложная задача. Не зависит от индивидуума с момента, как первобытный человек усилился, продолжив руку палкой-копалкой. Сей уровень разума - уже взаимосвязь с Всеобщим Разумом, с Космосом и микромиром...

    В погибшем государстве Чжен (Бохай) проигнорировали предупреждение хань, предлагавших выступить против врага сообща. Отказались (король Да Уи) остановить военной силой национальное развитие степняков. Так и в миперии киданей Ляо, в свою очередь, воспринимали усиление чжурчжэней не как историческое явление, а как личностные свойства правителей.

    Ингэ, обретя власть, ужесточил борьбу с непокорными племенами. Разгромил восставшее против ляосцев крупное племя Хэшилэ на реке Синсян. Легко победил на границе с киданями ряд мелких племён, грабивших угоном скота и коней. Ингэ, используя успехи, смог убедить императора в совместных действиях скорейшего покорения тунгусов и присоединению их к союзу.

    Елюй Яньси (Таньцзо-ди) согласился. Когда он - девятый император Ляо принял власть в 1101 году, ни киатйцы, ни тунгусы, ни корейцы не могли даже предположить, что они имеют дело с последним императором мощной державы и что ей отпущено просуществовать ещё только 25 лет. Это сейчас мы оцениваем с высоты времени. Армия киданей из-за долгого "мирного" пребывания ослабела (так считается, хотя там целый комплекс причин, связанный с изживанием имперских образований). Фактор беспомощности государства, ведущий к краху. А тунгусы-чжурчжэни тем временем усиливались. Полководцы киданей, воевавшие с Ингэ, тревожно докладывали императору: "Сила его в уме. Смотрит хитро, думает глубоко, планирует далеко". Ингэ по идеям древних мохэ осторожно перешёл к содержанию племенным союзом постоянной дружины, по сути, регулярной армии. Создал. От Байкала до Приморья зазвучала фраза из древних времён: "Один воин-тунгус стоит трёх леопардов!" Даже император Яньси, неспособный мыслить государственно, понял, генералы правы... и решил "убить Ингэ".

    ...Тунгусы осадили укреплённое поселение вождя племени Асу (городок Асучей; в некоторых источниках - Асучень). К Ингэ прибыли надменные послы киданей. Приказ императора: войско распустить, осаду Асучей снять, самому немедля явиться ко двору. Ингэ (есть много трактовок тех событий, её суть одна - неподчинение) решительно вышел из юрты, оставив послов в недоумении - не привыкли к пренебрежению. Через несколько часов Асучей (Асучень) взят штурмом.

 

                                                                     25.

    Отношения Ингэ с киданями - смертельная хитроумная игра, как и с элитой тунгусов. Угроза гибели с обеих сторон повлияла на правителя Ванян. Показывал намёками враждебной тунгусской знати, что ведёт к независимости. А для киданей оправдывал действия как необходимость для империи Ляо. Например, император Яньси раздражённо и категорично приказывал освободить население Асучей (Асученя), выплатить лошадьми жителям за убитых. И опять Ингэ отказался. С хитроумным оправданием: "Если освободить и вознаградить, то от этого будет сильный вред Ляо, так как все племена возмутятся, попирая приказы и распоряжения".

    Вожди сдержанно одобрили. А император, посоветовавшись, признал правоту.

    У Ингэ хватило ума осознать преждевременность демонстрации возрастающей силы. Напряжённо искал выход. Надо сокрушить влияние генералов на императора, приговорившего Ингэ к смерти. Вдруг вспомнил сунского лазутчика. К чему? Восстановив разговор со шпионом, зацепился за фразу, что "император Яньси любит только соколиную охоту предков и ничего кроме. А соколов поставляете вы, чжурчжэни..." Как раз подготовлена партия птиц для отправки киданям. Они постоянно напоминали, так как Яньси с нетерпением ждал соколов. Ингэ, с сотней дружинников, помчался в племя Чжувэй, переговорив, поскакал в племя Сюда. С вождями, под строгой секретностью, заключил договор: они перекрывают "Соколиную дорогу". По ней в Ляо доставлялась дань, в том числе, соколами. Киданьские чиновники и торгаши, следовавшие по дороге, наткнулись на засаду и "едва унесли ноги... от тьмы диких лучников".

    Немедленно императорские посыльные поскакали к Ингэ. Вождь их принял и запугал. Сила тех племён велика и опасна. Посоветовал остаться в крепости. А сам отправился якобы в боевой поход. На самом деле, по летописи, организовал облавную охоту. Со стороны - крупное сражение! Стало известно в Ляо, идут страшные бои. "Битва" закончилась успехом. Яньси в благодарность отправил дорогие подарки. Ингэ вручил их вождям Чжувэй и Сюда.

 

                                                                    26.

    Очередная вспышка противоречий между непокорными тунгусскими племенами и киданями. Вожди крупного племени Адянь отправили к Ингэ посла Вадали, с предложением военного союза против ляосцев. Ингэ, подумав, заявил приближённым: "Ещё не время!" И всех поразил! Отважного воина, умного человека,борца за независимость Вадали схватили и выдали киданям на мучительную казнь. Такое серьёзное предательство восстановило доверие киданей к Ингэ. Секретный приговор был отменён. Ванян стали привлекать к совместным карательным операциям. До нас дошло описание одной из таких кампаний. Кидани самостоятельно не могли справиться с племенем вождя Хайли. Каратели несли большие потери. Ингэ предложил военачальникам киданей: "Уйдите так, чтобы противник видел отход войска. В задних рядах пусть будут отменные воины, чтобы могли быстро развернуться и вступить в бой..." Увидев отход войска с линии обороны, воины Хайли расслабились. Многие поторопились уйти с линии обороны. В это время пластуны тунгусов ворвались через укрепления, за ними налетели бойцы основного отряда. Скоро подоспели кидани. Хайли попытался сбить наступавших конной атакой, но был ранен стрелой в лицо, упал с коня. Деморализованные воины сдались. Голова Хайли предоставлена киданьскому двору. Император во время Праздника первой рыбы громко расхваливал Ингэ, наградил "верного" вассала повышением звания.

 

                                                                    27.

    Ингэ старательно продолжал политику "объединения племён", всячески показывая, что усмиряет племена на благо и спокойствие Ляо. Методично усиливал военную мощь Ванян (Ваньянь). Заметили! Корея, после переговоров с Ингэ, установила с чжурчжэнями дипломатические отношения. Пришедший к власти в 1100 году седьмой император династии Сун - Хуэй-цзун реально оценивал соотношение сил киданей и тунгусов, понимая, чжурчжэни уже в состоянии уничтожить Ляо. Но по каким-то причинам сдерживаются. Может, и правы чжурчжэньские правители: "Ещё не время!" С другой стороны, правитель Сун не дооценил и потому не подозревал угрозы для Китая от тунгусов. А зря!

    Параллельно военно-карательным баталиям, Ингэ занимался устройством внутренней жизни страны. Он сумел-таки порушить наиважнейшее - древний орган управления: Совет старейшин. Вождь заменил выборных старейшин родов своими уполномоченными - дуду, назначаемых единолично. Уже основа централизованного управления чжурчжэньскими племенами, то есть государственности.

    Ингэ, после одиннадцати лет правления, умер в 1103 году, оставив преемнику десятитысячную дружину, бойцов обученных, натренированных и экипированных по последнему слову того времени.

 

                                                (Продолжение следует)

 

 

                                          Александр Гурьевич Латкин.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: