+79503886920
Без выходных, с 9:00 до 21:00
20.10.2021

НА РУИНАХ ХРАМА ПЛЯШУЩИХ БОГОВ

20.10.2021

 

                                                                              29.

    Хроники часто выражают давнее забытое событие. А трактовка нагружается личностным. Ошибочность в переводах неустранимая, кроме географических и хронологических данных. Незнание обычных законов, обрядовой символики приводят к догадкам на слухах и пересказах. Да ещё: подтасовка под идеологию правящей элиты. 

    Комплекс хроник - источник не вполне достоверный. Но доносит духовную атмосферу жизни предков, как части одного существа, продолженного в современнике и его потомках в будущем. По сакральной философии "Чифэн", каждый был и будет, даже в "чужой" расе, предназначенной (сформировавшейся) этническому смешению, если минуется планетарная катастрофа.

    Летописный момент в "Цзинь ши". Захват "Соколиной дороги" чжувэйскими и сюдаскими (тудаскими) независисмыми племенами тунгусов. Официальная история показывает приказ - "повеление" Ингэ, опираясь на летопись: "Тогда велел народу, обитавшему на реках Чжувэй и Туда, притворно загородить Соколиную дорогу"

    В сказаниях "Могзонских старцев", сбережённых последним из них Петрусём Абрамовым (Средняя Олёкма), говорится: Ингэ, из-за строжайшей секретности афёры, помчался в племена. Договорился с вождями "один на один". А не приказывал. Ляосцы - не придурки, если бы дорогу захватили подчинённые ванян тунгусы, то сразу заподозрили. Сие стало доступно только при Агуде, когда потребовалась родословная императора и жизнеописание его предков.

    Так же часто встречается как бы справедливое критическое замечание, но "замазывающее" смысл.

    Исходя из летописи, утверждают, Агуда держал речь не перед битвой за Нинцзянчжоу, а в начале войны с киданями, перед переходом ляоской границы. Верно по хронике, но превращение факта в частность. По обычаям и законам так говорилось сонингами (военачальниками) в каждом сражении. Штамп, имеющий статус стимулирующего закона: "Если будете храбро драться, то рабы станут свободными, свободные начальниками, начальники получат высший ранг".

    Толкования без знания сакрального, обычного, фольклорных материалов просто-напросто умертвляют смысл необычайно глубокий и философский. В данном материале философия "Чифэн" (Кодекс выживания). Она истекла изх наблюдения за животными, поведением в опасности.

    Волки, существующие миллион лет, главные учителя. В период ледниковых времён илэу (люди) использовали волков в добыче пропитания. Волки следовали за стадами северных оленей. За волками люди. Звери добывали оленей. Люди, размахивая дубинами и копьями, с рёвом, отнимали часть добычи. Вот когда у волков развился инстинкт "резать стадных животных" с запасом для нахлебников...

 

                                                                30.

    В августе 1068 года свет над крепостью Харбин огласился новорожденным. Мужчины разом встали. Невольно. Угунай - предводитель ванян, дед прибывшего в мир младенца, засмеялся: "Испугались!?" Угунай приехал к сыну Халибо по делам, и подгадал к рождению внука. Родившийся так орал - всем досадил! Женщинам повелели увести Иайю (роженицу) и унести младенца из пустой полутёмной комнаты, где происходили роды знатных. Мальчик смолк. Все уверенно согласились: "Добился-таки!"

    Громкий (дословно: имеющий силу принуждения, грозящий) - Агуда (от корня "Аг" и от значения "Агды" - гром). Из-за рождения внука Угунай задержался в Харбине на пять дней. А в 1074 году, перед смертью, вспомнил о мальчишке. Направил к внуку старого хань-учителя  китайского языка и письменности. С шестилетнего возраста Агуда впитывал великую древнюю культуру Поднебесной. Параллельно, вечерами, бесконечные истории о предках - мохэ.  Предки Агуды, в своё время, будучи поверженными  бохайцами, эмигрировали в Корё, где не прижились и ушли, во главе с мохэ Ханну (корейский вариант - Хай Пу).

    Агуда жил культурой мохэ. Во многом следовал бохайским обычаям. Недаром, став императором "Золотой империи", Агуда не просто взял за основу бохайскую политическую культуру, он повелел выискивать бохайцев, где бы не были, и привлекать к работе. Практически всё чиновничество империи - бохайцы, тунгусы мохэ.

    Язык и обычаи киданей Агуда изучил в непосредственном общении с ляосцами.

 

                                                                    31.

    Ванян - племена тунгусов разного развития. Некоторых с ванянцами связывал лишь язык. К ним относились эвэнкэ (спускающиеся с гор). А в их состав входили совершенно чуждые. Они одевались в одежды, сшитые из звериных шкур. Кочевали "перетаской" - тащили необходимое на плечах. Использовалась "ина" - наспинная доска для переноски тяжестей. Ина - та же понягэ, но без кожаных ремешков для связывания груза. К доске большой мешок для груза пришит жильными нитками через просверленные отверстия.

    Тунгусы-горцы очень выносливы и сильны физически. В.П. Абрамов, знавший множество сказаний ( в пересказах): "Умун ванянду эр ин - эвэнкэ ургэ" - "Ноша эвэнкэ тяжела (неподъёмна) для одного ванян". Таких подтверждений, что на северных окраинах Бохая жили племена-горцы, определяемые одним (эвэнкэ) экзоэтнонимом, в фольклоре тунгирвэ предостаточно, и выше говорилось много. Но называли себя "илэ" (человек).

    Тунгусы-скотоводы, обозначенные ещё сяньбийцами (предками киданей) "мурченами" (конные тунгусы), одевались уже "тяжело" - в шубы из шкур баранов, собак, лошадей, коров, свиней. Бирарвэ (приречные жители) снабжали мурченов халатами из рыбьей и змеиных кож. Нательные штаны, рубашки и чулки шили из тщательно выделанных ( до "мягкости пуха") оленьих, кабарожьих, кошачих шкур.

    Слой, к коему принадлежал Агуда, родовые и племенные вожди, их многочисленные родичи, знатные ванян, зажиточные одевались в тёплые и лёгкие шубы из соболей, белок, лисиц. Знатные имели тёплые ("приятные") шёлковые халаты на ватной подкладке. Ценные шёлк и вата поставлялись из Поднебесной. В домашних условиях знатные ванян - мужчины, женщины и дети находились в одежде, сшитой из чисто белого материала - холста.

    Агуда развивался встесторонне в атмосфере общения с земледельцами и огородниками (так их подразделяет летопись), часто бывал у скотоводов, разводивших коров, овец, свиней, собак (на мясо). Много обязательного времени мальчик проводил у коневодов, постигая работу создания кавалерийского коня, особого и тщательного ухода за ним. Только после сего он получил личного коня. Коневоды, обучая мальчишек и девчонок джигитовке, в перерывах занятий, угощали их простой пищей тунгуса-скотовода (мурчена) - отварным мясом, похлёбкой из гороха. А после - недоваренная пшеная жижа, заправленная собачьей сырой кровью и чесночным соком. Употребляли питком.

    Меж собой простые люди (по пересказу сказания В.П. Абрамова) Агуду называли "Длинноносым". Там же рассказывалось, прежде чем стать воином, в четырнадцать лет, мальчик должен проявиться охотником. Охотились тунгусы на лосоей, медведей и пушных зверьков с собаками. Оленей добывали скрадом или засадой у троп миграций. Основное мясо - изюбря. Осенью, когда мясо изюбря наиболее ценное (целебное), зверя добывали приманиванием оревуном - трубой из берёсты или из деревянных составных частей, подражая рёву самца- соперника, призывающего на брачный бой. В иное время, кроме периода с мая по конец августа, изюбрей загоняли собаками на скальные отстои. Как охотились на леопардов и тигров, ловили соколов (возможно, птенцами из гнёзд) - неведомо.

 

                                                                     32.

    Ко времени самостоятельной охоты, четырнадцатилетний Агуда овладел "средним" луком убойной силы на сорок шагов.

    Сначала освоить "засадную охоту".

    Находясь в укрытии с мальчиком-слугой, Агуда почуял врага страшнее зверя. У подростка тунгусский лук и киданьский дротик - короткое метательное копье "кида". По тропе бесшумно продвигались шивейцы. Несколько передовых воинов, разведывающих путь, чтобы напасть с тыла на поселение Улучен. Скотоводческое, отдалённое от чужих враждебных территорий. Построено не на возвышенности. А по берегам реки, на выходе из горного массива в степную долину. "Мазанные рожи" - по центру лица, со лба, чёрная полоса на нос, через губы на подбородок. Охотники за женщинами и детьми! Агуда и сопровождающий его мальчик-хань вступили в бой. Поразив переднего воина, Агуда затаился. Враги, не зная, кто и сколько им противостоит, замерли, выискивая зоркими глазами стрелка. Агуда шепнул напарнику: ползи, тревога, быстро. Мальчишка уполз. Добравшись до сухого дерева, начал бить колотушкой изо всех сил. Такой сигнал слышен в тайге на километр. Охотники вскочили на коней и помчались на тревогу. Сверху подоспели загонщики с собаками. Место захламлённое: чаща, останцы, валуны, валежник...

    Осторожное уничтожение окружённого врага длилось весь день. Последнего, из сорока, воина-чужака обнаружили собаками. Он ещё бросился с ножом, но пал бессознания, истекши кровью.

    Агуду отнесли до коней и сопроводили до Улучен (от Улув - крутобережный). В поселении Агуду занесли в лучший дом, уложили на кан - на шкуры и тюфяки, набитые каборожьей шерстью. Трёх посыльных отправили в разные места, где мог находиться шаман (саман) - он занимался собирательством лекарственного сырья. Шаман в племени - второй человек не по властности, а по влиянию. Он же - знахарь, выполнял даже хирургические операции по удалению из тела наконечников стрел, осколоков костей черепа, сшиванию ран нитками-жилками мышиных хвостов. У Агуду вырезал наконечник из плеча. И, умело, чуть раздвинув деревянным инструментом рёбра, вытащил другой. Не были отравлены, хотя обнаружили в карманах врагов глиняных шариках яд.

    Шаман распознал в подростке великую личность. Торопился, пока болеет раненый, высказать соображения. Шаманство (10 век) консервативное по сути начало терять могущество. Шаман не понимал естественные социальные перемены среди ччжурчженей. По его - в прежние времена мир тунгусов прекрасен. Сильнейший (могущий прокормить и уберечь от злобы мира) "брал власть в свои руки" (стадный закон выживания). Время власти вожака. Со временем вожак превратился в вождя, вынужденный учитывать и опираться на сообщества, объединённые семейными узами. Эпоха "Сушен" - "свободной семьи, принимающей независимые решения". Противоборство "сушен" и "властителей" привело к первобытному демократизму - к выборам родовых и племенных вождей. Однако подспудная война за интересы "сушен"-семьи и знати не прекрещалась вплоть до 10 века, когда "властители" полностью победили "сушен" в тунгусских объединениях. Власть вождей чжурчжэней стала наследственной: "от старшего брата к младшему, а после прекращения родовой линии - к сыновьям старшего брата.

    Агуда, за время выздоровления, получил от шамана практически все сведения по истории  народов нюйчжи ( в том числе, чжурчжэней), обычаям и нравам...

    Четырнадцатилетний подросток вдруг увидел объёмно картину будущего. Тогда же глубинно сформировалась манера затаённого политического деятеля, влияющего на власть имущих в судьбоносных решениях.

    Халибо прислал сыну боевой лук.

 

                                                                   33.

    Тунгусо-язычных объединений племён, имеющих собственные доктрины, было 72 союза. Большинство сопротивлялось консолидации вокруг Ванян (Ваньянь). Покорялись силой. Прежде говорилось о тунгусских племенах "хэсулуань". Амбагян (основатель империи Ляо) загнал вглубь страны около сорока тысяч нюйчженей; среди них, пока незначительное, но чётко организованное на выживание племя "манджур" (крепкоруких). Амбагян переселением устранил на то время возможное сопротивление гегемонии киданей, центром коего могли стать Хэсулуань. Другая часть нюйчжи оседло обитала от Сунгари до Мукдена, более восьмидесяти тысяч человек, находились в полной власти киданей, подчиняясь министерству "Военных лошадей". Вывод: империя Ляо имела реальную власть всего лишь над 120 тысячами тунгусов-чжурчжэней. Независимая часть племён нюйчжи (шивейцы), числом от 140 тысяч называлась "Шуннюйчжи" - "дикие нюйчжи". Они постоянно мигрировали в южном направлении, порождая проблемы как для киданей, так и для чжурчжэней. В состав шуннюйчжи входила вторая группа родов жестоких манджуров, коим ещё только предстояла историческая миссия объединить тунгусские народы, стать сначала частью Китая и потом раствориться в космосе расы Поднебесной - Хань, прежде уже поглотившей велико сянбийцев, киданей, тюкю (тюрок) и др. Шаманы-чифэн "приносили" из мира духов (Всеобщего Разума) вести, почти всем тунгусам предстоит стать китайцами, если не будут "вырваны все корни манджуров", то Ингэ (дядя Агуды) решительно отвергал требования шаманов. И даже приказал живьём закопать шамана, выкрикнувшего ему в лицо: "Акари!" (Дурак!). Агуда, являясь военачальником отряда кавалеристов Ванян, молчал. Он вообще мало говорил ("Помалкивал, опустив к груди длинный нос"). Но если говорил, то прислушивались и, как правило, соглашались.

    Кроме обозначенных племён существовало множество неучтённых групп в горах Шивей - эвэнкэ, сологоны, по рекам - бирачар, на озерах - амуткан. Были ещё ламуткан - морские жители. Например, большая группа тунгусских племён обитала на прибрежных территориях Восточного моря (Японского) от Корё (Кореи) и до Среднего Амура...

 

                                       ( Продолжение следует )

 

                                       Александр Гурьевич Латкин.

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                     

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: