41.
Правление Уясу. Седьмой год. Неурожай. Начался голод - разрушение принципов и законов. Бедствие шибануло мгновенно. Запасов проводовольствия у чжурчжэней немного. Правители "выбивали" на налоги Ляо.
Так нюйчженьские тунгусы-чжурчжэни в зависимости от земледелия? И "Будет день, будет и пища" ( утверждение Чифэн для пешего добытчика-собирателя) продолжается?
Пышно расцвело воровство, разбои (рабы, оставшиеся без прокорма, лазили по тайге, ища пропитание, от безысходности нападали на стойбища), бродяжничество. От грабежа страдали богачи и знать. Вожди нервно требовали за воровство смертную казнь. Уясу в глубоких сомнениях. Обещал решиться... От Агуды возвратился с категорическим отказом. Постановил брать с вора трёхкратный штраф за похищенное. Только чем платить? Положение ухудшалось с каждым днём. Дошло до продажи жён и детей в рабство богатым. Зрело восстание. Уясу пал духом. Теперь уже по инициативе нескольких вождей, потребовали от Уясу встречи с Агудой "по голоду". После совета сделан решительный шаг, успокоивший народ ванян и союзников: все виды платежей отсрочить на 3 года. В 1111 году урожай оказался обильным, как и следующий. Последствия голода сошли. И власти смогли восстановить порядок. Сей факт очень важен для нашего сомнения, что чжурчжэни - потомки мукри (китаизированных хэйшуй) - искусных рыболовов и охотников; для них голод - крайне редкое явление.
Голод и неспособность Уясу противостоять напастям, действия (в то время говорили: "по мысли Агуды") показали реального правителя. Власть полностью возложена на Агуду в начале 1112 года, поддержанное всеми. Простые чжурчжэни, подчёкивается, безмерно зауважали, когда "убедил" сомневающегося Уясу не допускать смертную казнь за воровоство пищи у богатых.
Квинтэссениция (основа, сущность, суть) политики Агуды: безжалостность к угнетающим врагам, справедливость к народу.
Дата прихода Агуды к власти подтверждается бесспорно.
42.
Кидани считали нюйчжи подданными. Чжурчжэни, из поколения в поколение,ждали Освободителя. Предки Агуды подстраивались ради сохранения народа под политику Ляо, поступаясь гордостью. Поэты восклицали: "Готовьтесь к Пришествию". И Агуда иносказательно объявил: "Я пришёл!" В 1112 году во время торжественного собрания киданьской знати и вождей подвластных тунгусских пдемён на "Празднике Первой рыбы". Идеологически, подкреплённый обычным законом " в единении мы сильны", проявление "добрых отношений, помощи друг другу". Оружие оставлялось в обозах. Прощались прогрешения вассалов, отменялись приговоры...
Проводился на льду реки в конце марта - в начале апреля. Благородная рыба (хариус, валёк, ленок) - массово шла в верховья. Множество хищных рыбин (окунь, щука, таймень, осётр и др.) наедались до отвала, как и люди-рыбаки. На жор, из сорокаметрвых глубин, медленно поднимались рыбины Калуги. Её легко поймать крюком на подсек. Первую калугу должен добыть император. Как только весть об удаче императора распространялась по реке, начиналась всеобщая рыбалка. Наконец, по сигналу из императорского стана, начинался пир. В разгор празднества вожди зависимых племён, по очереди, плясали перед императором, одну из многих, пляску, выражающую покорность. Древний ритуал далёких-далёких предков, приводящий в особое состояние с высшими силами.
Праздник 1112 года проводился на реке Хун-тун. Вернее, на плёсовой части реки Сунгари. Протяжённый плёс ниже впадения реки Нонни (самый крупный приток Сунгари).
Вожди, по обычаю, красочной и торжественной процессией пришли к стану императора Елюй Яньси (Тянь-цзо). Восседая на повозке, повелел начать пляски. Когда дошла очередь до Агуды, он категорически отказался: "Я плясать не способен!" Для тунгусов сие божественная весть: "Я пришёл!" Пьяный император потребовал: пляши! И Агуда опять отказался.
Елюй Яньси вознамерился тут же убить нового правителя союза Ванян. Но ему доходчиво посоветовали не делать поспешность, соблюдая законы праздника, и из-за угрозы жизни самого императора, напомнив, что вокруг силы тунгусов в состоянии военного положения. И такое надо решать в стенах Ляояна (Восточная столица киданей). В фольклоре "Могзонских старцев": "Позже, когда знать перепилась, чтобы выслужиться перед императором, искали убить Агуду и затолкать под лёд, но он скрылся".
43.
К власти Агуда всё-таки пришёл в 1112 году, судя по празднику, где он уже вождь, с правом исполнения пляски покорности и поклонения императору Ляо. А не в 1114 по официальной истории.
Уясу, при Агуде, прожил ещё два года. Умер в возрасте 53 лет.
Агуда поразил простых людей-земледельцев, скотоводов, воинов и знатных. Аннулировал долги и отменил долговое рабство, продолжив политику опоры не на знать, а на народ. В истории мира идеологически приверженцем такой политики был В.И. Ленин, провозгласив опору на "рабочий класс", интересы коего - закон. Путь, конечно, сложный. Куда проще стать представителем богачей, марионеточно служа их интересам, подавляя, властвуя над массами, недоумевая, почему "тащит" неминуемо в пропасть тьмы застоя, порождая ненависть.
Агуда в 1112 году, собираясь на главное имперское торжество - "Праздник Первой рыбы", ввёл военное положение, продолжая идеологическую работу разжигания "ненависти к киданям". О военном положении тунгусов, якобы для обороны от давнего врага Асу, планирующего убийство Агуды, докладывали Яньси. Пьяница император практически не занимался государственными делами. Беспечно "купался" в роскоши, любя себя, соколиную охоту и вечерние традиционные концерты хористов и музыкантов, исполняющих музыку на струнно-смычковых морин хуур или хунчир". Каждый вечер, перед императорской юртой располагались два хора по пятьдесят певцов. Один по левую руку от входа, другой - по правую. Между ними, напротив входа в юрту, усаживались искусные музыканты-скрипачи, бубнисты, барабанщики и голосовики-губнисты, обладающие горловым пением. Хоры пели прекрасные мелодичные песни поочерёдно. На "злобу дня" исполнялись "харилцаа дуу" - песни-переклички... Такой император устраивал всех - чиновников, генералов, богачей и простых киданей. А более всего "на руку" Агуде.
В 1114 году практически началась война против Ляо. Приказано войскам готовить оружие. Применять его, если кидани появятся на землях тунгусов. Одновременно закрыли все проходы в горах засадами отборных воинов.
44.
План заманивания противника не сработал. Агуда надеялся вызвать нападение киданьской основной армии на территорию тунгусов. Этого же требовали от императора Яньси генералы. Киданьский правитель или не верил в серьёзность угрозы от преданных вассалов-тунгусов, или разгадал намерение разбить киданей, отрезая "кусками" в горной местности. Он продолжал слать Агуде распоряжения распустить войско, явиться с докладом и пр. Тунгусы продолжили "разжигать" конфликт, захватывая и убивая чиновников на Соколиной дороге, связывающей Ляо с Восточным морем.
Агуда выставлял причиной войны отказ императора немедленно выдать мятежного вождя Асу. А его племя, бежавшее в Ляо после восстания, вернуть на породную землю.
Агуда принимает решение начать наступление на пограничные войска киданей. На границе, на реке Ляолин произошла первая битва национально-освободительной войны. Именно тогда Агуда провозгласил стимулирующий закон, существовавший с древних времён: "Если будете храбро драться, то рабы станут свободными, свободные - начальниками, начальники получат высший ранг...".
Победив киданей на Ляолине, Агуда стремительным броском подвёл войско к городу Танцзянчжоу (на восточном берегу Кутуньцзян). Город сдался.
Кидани мобилиховали отборные силы ("для подавления восстания ванян и наведение порядка жёсткими мерами"). Командовал армией - генерал Сяофын. Войска расположились друг против друга опять на поле битвы у реки Ляолин. Агуда перед сражением усердно молился, призывая на помощь духов предков, оправдывая нестерпимыми обидами от киданей неминуемую гибель многих тунгусов. После он вышел к войску и произнёс традиционную вдохновляющую речь.
Враг разбит. Военачальники чжурчжэней торжествовали, восклицая: крах империи! Агуда прервал торжество, благоларя воинов за отважный ратный труд, сказал: "До победы ещё так далеко!"
Вторая победа на Ляолине породила панику среди союзников киданей. Откололись племена северо-восточных областей империи. Большинство перешли на сторону Агуды.
В начале 1115 года Агуда объявляет себя императором, назвав нарождающуюся державу "Золотая империя". Но от плана укреплять (строить) империю, постепенно расширяясь, пришлось отказаться. Ляо, наконец-то, всерьёз спохватились. Началась подготовка к решающей битве, собирая грозную силу воинов и мирных земледельцев и скотоводов для заселения на отвоёванных территориях. Генералы киданей не сомневались в победе. Чтобы выиграть время, к Агуде направили послов "испросить мир..."
45.
Тунгусы, ни сам Агуда, ни вожди не ожидали такой мощи. Обозы киданей растянулись: "день скачи, а всё конца не видно!" Имеющие "вес" и авторитет в войске, выставили императору Агуде удьтиматум: или принять условия мира с киданями, отступив на свою территорию, или они выходят из войны. Через несколько часов Агуда вновь собрал вождей, зачитал "раболепное" письмо императору Ляо, с согласием на все условия. На самом деле, зная, что вожди почти не знают китайскую письменность, написал текст крайне оскорбительный, унижающий призывом стать вассалом Золотой империи и т.п. Вожди, просматривая тупо письмо, передавая из рук в руки, удовлетворённо кивали. Получив письмо, киданьский двор был в бешенстве. Немедленно составлен манифест войскам "уничтожать чжурчжэней по последнего"... Тунгусские вожди, загнанные "в угол", приняли решение биться до конца. Манифест киданей распространён в войсках; теперь каждый воин знал, что он обречён на смерть...
Историческое сражение:
"После поражения ляосцев у города Дарок, войска возглавил сам император киданей. В битву брошены все силы. Агуда с холма наблюдал за войсками врага "как наползающие густые чёрные облака". Подавив естественный страх перед мощью, Агуда помолился и дал приказ выступить - ударить в правый фланг, заставляя ряды левого развернуться и смешать строй. Чжурчжэни совершили девять кровопролитных атак и отступили на высоты. Агуда послал несколько вестовых "к самому себе" так, чтобы их схватили и они рассказали киданям, что ещё одно войско готово к бою и командующий ждёт приказа вступить в битву. Агуда рассчитывал выиграть время, надеясь, что враги поверят и начнут перестраиваться. Ложная весть мгновенно, обрастая подробностями, разлетелась по войску, спровоцировав мятеж. Агуда, вопсользовавшись, разгромил огромную армию. Искали императора, но Елюй Яньси, получив сведения о подходе подкрепления тунгусов, бежал в начале сражения..."
Чуть позже для Агуды возникла ещё одна проблема. В политической и военной сутолоке на прежней Бохайской территории, князец Юн-чан начал восстание и объявил себя императором. Подавляя восстание, Агуда, не планируя, напугал киданей и они начали спешное отступление севернее, в Халху. К 1118 году в Маньчжурии не осталось ни одного киданя. Они укрепились на территории нынешней Монголии и севере Китая.
Император Ляо посылал Агуде послание за посланием, предлагая мир.
46.
За два года Агуда провёл ряд реформ. Организовано чёткое централизованное управление. Создал пышный двор по китайскому образцу. Реорганизовал армию. Учредил военный совет...
Война с киданями обрела затяжной характер. Её действительные масштабы требовали содействия сунского Китая. Агуда достаточно быстро договорился с императором Хуэй-цзуном на условиях возвращения захваченных китайских территорий, а чжурчжэни оставят за собой Халху (ныне Монголия) и Маньчжурию (тогда Манджурия). Кроме того, Китай обязался "дарить" Агуде тот же набор материальных ценностей (серебро, шёлк, вино, вату и пр.), что платил киданям.
Семь раз император киданей Яньси пытался заключить мир с Агудой, непонятно на каком основании "снисходительно" и упорно предлагая прежнее, по сути, рабство. Вот условия киданей: "Агуда почитает императора Ляо старшим братом. Платит ежегодную дань. Наносит ежегодно визит (с подарками) императору в Средней столице. Уважает право киданей прохода по территории ччжурчжэней в Си Ся, в Китай и в Корею. Отдавать своих детей в заложники..."
Агуда не отвечал, он действовал. В 1120 году перед войсками тунгусов пала Верхняя столица Хуанлунфу. Через два года новое наступление. Взято более двадцати городов. Наконец-то поймали старого врага ванян - Асу. Его жестоко, до смерти пытали...
Агуда, празднуя успех, освободил заточённых в тюрьмах, разрешил выкуп тем, кто из-за нужды продал себя в рабство.
Империя Ляо неизбежно распалась. У старого императора Яньси остались земли к северу. У нового, второго императора Чуня - южные земли. Ему удалось привлечь военную помощь извне. Нагрянули войска тангутского государства Си Ся. Чжурчжэни имели доступ в тыл тангутов, разгромили их и, продолжив наступление, взяли две последние столицы Ляо, в том числе Пекин.
Остатки киданей ушли на запад. Возникло государство западных китаев, или каракитаев, просуществовавшее до 1204 года.
За 10 лет чжурчжэни Агуды разрушили грандиозную империю киданей.
Агуда умер в 1123 году, оставив огромную империю тунгусов. В неё вошли Маньчжурия (Манджурия), Северный Китай и значительная часть Монголии, потеснив племена дзубу- татар, в среде коих зарождалась Монгольская империя.
Младший брат Агуды - Укимай (Уцимай), получив власть, расширил границы на юг, до старого устья Хуанхэ.
Завершая разгром киданей, Укимай захватил в плен последнего императора Ляо - Яньси.
Конец восьмой части.
Конец пятой книги...
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------