+79503886920
Без выходных, с 9:00 до 21:00
10.07.2021

НА РУИНАХ ХРАМА ПЛЯШУЩИХ БОГОВ

10.07.2021

                                          (Продолжение)

                                                             

                                                               15.

    Мохэ и Мукри ужесточились. Глава племени Мохэ: признание "Степью" мощь - опасность для самих тунгусов. Зреет кровавая расплата. Не пора ли исполнить предсказание (исторический прогноз) предтечий об уходе на южные тунгусские земли - стать там люкчей - страной. А в Забайкалье скоро станет тесно.

    Да Дяличи - глава Сумо ранним утром (ум ясен, заботы в стороне, жизнь стойбища - самый сон, нет даже малейшего намёка на срашную войну), посетил вождей.

    Упёрлись: "Место наше. Здесь родились, здесь помирать. Набрали силу... Так степняков побить упреждением. Вынудить договориться. Да они уже не решаются нападать... Нет, в "пасть дракона" мы не пойдём..."

 

                                                                          16. 

    Мрачен Дяличи. Выход из племенного союза - непросто. Слишком крепки родственные связи. Уход в одиночестве серьёзная  опасность.

    Собаки затаились. Стойбище в чёрной тишине. Густое напряжение - "можно ножом резать". Переговаривались вполголоса.

    ...Рано утром Дяличи, с братом Ганча и его дружиной, решительно выехали в долину Силкари (Шилки).

    С первого дня поодаль объявились всадники - "дикие" Шиляги. Невидимо следовали до границы с мукри. Отстали.

    Мукри - два племени. На встречу явились оба вождя, со свитой. Без стариков, по мукрийским обычаям, решения не принимались. У всех право голоса. У Мохэ - только у входящих в Совет.

    Бывшие на прибрежном стане мирные нёрчё - рыбаки эвэнкэ оставили предание о мукри. Якобы нерчинские эвенки их пронали. Фрагмент: "В юрте сагдыгу хэйшу-мукри собрались старейшины. Угрюмо молчали. Запахло войной. Мохэский сонинг (военачальник) говорил: "Новые сяньбийцы поднимают голову. Сбиваются в орду "теле"-уйгуры и "тюкю". Это хунну! Мало предки и мы страдали от хунну! И вот опять хунну при дверях. Согласны?! " Все вскинули правую руку, сжатую в кулак. Далее немота. Тайные переговоры жестами. Затем перешли на шёпот на "старом" (архаичном) языке..."

 

                                                                     17.

    Гуннские племена дунху, сяньбийцы, тоба и др. не назывались монголами. Экзоэтноним навязан Чингисханом, как распространённый среди бурят-дауров. Для Темучина, рождённого от тунгусской женщины (могила её до сих почитается китайскими эвенками Внутренней Монголии) в Забайкалье, чрезвычайно важны Первое пришествие "по воде" и Второе "по маслу", ибо Его пришествие "по крови". До установления Чингисхана племена сяньбийцев имели общее название - татары.

    Экзоэтноним "монгол" распространился как определение дауров среди племён дунху, предрасположенных определённой языковой культуре.

    Примерно 10 тысяч лет назад, вода Внутреннего моря "Тенгиз" начала стремительно уходить. К Яблоновому хребту приблизилась огромная флотилия кораблей "Монгго" (морской корабль) + суффикс множественного числа "-л" (монггол - корабли). По исследованиям учёного Цыбена Жамцарано (замучен в сталинских лагерях) "они приплыли с востока, от восхода солнца".. У забайкальских тунгусов отражено в фольклорных материалах, собранных эвенкийским учёным А.С. Шубиным.

    Появление кораблей "монггол" - Первое пришествие "по воде".

    Пришельцы так и жили на судах, блокированные с берега полудикими племенами.

    Вода уходила. Уже на первое утро - корабли сели на мель.

    Образовались острова. Травы буйно их захватили. С кораблей выгрузили скот и лошадей.

    Тунгусы назвали пришельцев "бурятэ" - "островные". Позже прибывших стали называть даурами - "мужчина, зять из бурят" Неизбежно буряты, как оригинальный этнос, достигли грани исчезновения в тунгуской среде. Вдруг произошло Второе пришествие - "по маслу". Нахлынула орда татар Баргутов - монголоязычный полукочевой народ скотоводов и земледельцев. Активное смешение с родственным народом позволило бурятам сохранить идентичность.

    Баргуты, основной костяк этноса, после опустошительной эпизоотии, откочевали на родину, в Китай. Там их ожидала естественная судьба.

    Тунгусские князцы смирились с необходимостью поделить пастбища и установитть новые этнические границы кочевий, чтобы избежать ухода бурят вверх по Селенге. Не сразу. Через военные столкновения, убийства, драки. Наконец, через переговоры. Бурятам отошли степи Верхнеленья, Ангарские, остров Ольхон и левобережная часть Баргузинской долины. Степные племена бурят стали называться "Борейнгкуры" - "наделённые" (землёй, пастбищами, охотугодьями). Баргузинские эвенки именовали так бурят до недавнего времени.

 

                                                                  18.

    Племена дунху - гуннские. Сяньбийцы - часть дунху, названы китайцами так по местности, где они скрывались. Сяньбийцы - основа "Монгольского каганата". Каганат получил название по прозвищу беглых рабов и преступников - жужани - "ползучие".

    Одна из причин создания государства - враждебные отношения с китайскими княжествами. Неменее важная необходимость - удержание тюрок "теле" и "тюкю" в зависимом (рабском) подчинении. Но рождение каганата имело личностную причинность.

    В конце третьего века обыкновенное для того времени событие. Сяньбийцы "набежали" на кочевье "тюкю". В короткой схватке мужчин перебили, стан ограбили. На стойбище обнаружили несколько мальчиков хань-рабов. Один из них "почиканный бугдэкэ - лишаем", плешивый. Выделялся внешне. Лицо узкое, глаза большие, серые. Нос прямой. Сообразительный, бойкий в деле. Вождь сяньбийцев взял мальчика "семейным" рабом.

    Навсегда "Мугулюй" - "Плешивый".

    В ловкости и умениях превосходил не только сверстников. Его происхождение выдают детали. Он научил детей играть в тунгусскую "синимар" ("выбор") или "а можно иначе". Предлагалось решение. А мальчишки должны придумать иное...

    К восемнадцати годам - в охране вождя. А когда вождь умер от раны, Мугулюя взяли кавалеристом.

    Наличие отдельной кавалерии говорит о значительности племени.

    В местности ( Северный Китай) кочевали мурчены - конные тунгусы. Набеги на их аймаки оказывались "пустыми" и сяньбийцы никак не могли добыть отменно выносливых и быстрых тунгусских коней. Раз, два... а на третий подозрения. За "чужаками" стали приглядывать. В очередной разведке Мугулюй как будто заметил что-то вдали, показал рукой, и ускакал разведать. Слишком долго не было. Раньше на это бы и внимания не обратили. Но теперь стало важным. Сяньбийцы постановили: "Не пойман, но сомнений нет!" Приговорили "отсечь голову"! Послали за ним под каким-то предлогом. А Мугулюя след простыл.

 

                                                                19.

    Мугулюй мчался, как оказалось, по преданию, рассказанном эвенкийками - сестрами Зылыкеевыми, в родное ущелье "Гуанлюци". Погоня в него войти не решилась: "Тот кто смел туда, тот как будто и не входил!" Распространились слухи об отважном плешивом парне. Люди потянулись в "вольницу". Сначала урэгэр (горцы) приводили два-три беглеца. А скоро прибывали отрядами и малочисленными племенами. Ставкой вольницы - зачатка военно-племенного союза стал горный тунгусский аймак "Чунтулин" ("Чуньтулинь"). Архаичное название укрепления, крепости, военного лагеря.

    "Чун" - означает "центр, пуповина, родовое место"; примитивная крепость, с использованием рельефа ущелья, скал, обрыва сопки и т.п.

    "Тулин" - внешнее пространство: двор, улица, жилища вокруг "чун". В случае опасности жилая часть "тулин" покидалась. В "чун" находился амбар. Люди хранили ценные личные предметы, вещи, инстурменты и запасы продовольствия.

    Мугулюй придерживался жёстких сяньбийских порядков, но на основе справедливости. Однако в идеологии, очерчивая цель будущего государства (монархии), сопоставлял с устремлениями древнемонгольского кочевого народа "Тоба". Сила их, считал Мугулюй, в самостоятельности и самоуважении, порождающей независимость. В любом случае, отмечалось в древних летописях, жужани происходили с Тоба от одного родового корня.

    Войско Мугулюя усиливалось. Смогли совершать длительные рейды вглубь северных районов Китая и в Забайкальские степи. Захватывали скот, вместе с хозяевами. Перегоняли племена на лучшие пастбища, покровительствуя над ними.

    В пятидесятилетнем возрасте Юйцзюлюй Мугулюй разослал гонцов во все стороны света, объявив о границах государства.

    Прозвище "жужани" дано китайцами, нисходит к самому началу, когда отряд Мугулюя едва превышал сто человек. Они стремительно нападали на аймаки и караваны. Немедля перегружали добычу и мчались прочь, оставляя за собой длинный хвост пыли, извивающийся как змея. Караванщики говорили: "Уползла плешивая змея!"

    Явление раннемонгольского государства, царившего в Северном Китае и в Монголии 225 лет до внезапного краха, было началом средневекового порядка мира Дальнего Востока и Восточной Сибири, с вполне осмысленной задачей территориального противостояния подспудному этническому "поглощению" Китаем. Те же, выше упомянутые татары Тоба, вторгшиеся в Хань, создали государство Северная Вэй. За каких-то мгновенных сто лет Тоба "китаизировались". В результате сын тобасского генерала династии Северная Чжоу - Лю Юань основал в 618 году эпохальную династию Тан,  просуществовавшую 289 лет.

 

 

                                            ( Продолжение следует)

 

                                          Александр Гурьевич Латкин.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: