(Продолжение 4)
27.
За 400 лет до тунгусской государственности "Чжен" (Чжэн) мохэ и хэйшуй (мукри) распались по устремлениям навсегда. Мало того, что два разных, хотя и родственные, народы смешивают, "Мукри" переводят "приречные жители". Будь так, то использовалось бы другое слово: "биракан". Корень "бира-река" и суффикс "-кан". Суффикс - ассимилированный вариант суффикса "-ган", образующего имена-названия по месту жительства: "ангара+кан" - приангарский житель; амут (озеро) + кан" - приозерный житель; "бира(река) + кан" - приречный житель... Иногда использовалось "баргиган" - "заречный житель", если поселение или люкча на том берегу.
Мукри закрепились в среднем течение Амура и в низовьях Сунгари. В древности не воевали в "Водное время" (Потопа) с мангунами. Амурские аборигены не припятствовали хэйшуй в расселении.
Племена мохе Сумо, по летописям, ушли в верховья Сунгари и северные предгорья Чанбайшана. Территорию хань (китайцы) величали - "Страна Илоу".
Малочисленные рода Илоу, ослабленные (мужчин в расцвете немного) шестилетней войной с воцзюй ("Окчо"), подавлялись мохэ или же принимались в племя "добровольно".
Да Дяличи искал согласия с королевством Когурё, мечтая закрепиться на пустующих смежных землях. Отказ. Сыграла многолетняя борьба с Илоу. Вовсе "не держали слово". Веры в тунгусов у когурёсцев не осталось. Вскорости Дяличи умер. Мохэ впали в извечное воинство...
Через двести лет в летописях заговорили о личностях, как, например, в летописи "Цзю Тан шу" о тунгусском князе Тудицзи: "В 616 году племя Тудицзи - тысяча двести семей..." Сын князя - Цзиньсин (по летописи) самый воинственный и непобедимый "среди себе подобных". "Домашних рабов у него более тысячи".
В той же летописи образ тунгусов: "Их жизнь полна битв с тюрками, тангутами..." В летописи "Суй шу": "Постоянно вторгаются в Когурё и соседние страны". В летописи "Тун дань": "Среди восточных иноземцев являются наиболее сильными. Все страны постоянно страдают от них..."
28.
Летописцы часто использовали искажённые сведения. Понаслышке. А непонятное объясняли догадками. Особенности героев и вождей приписывали народам, искажая действительность. Подгоняли под собственное мировоззрение и политическую востребованность.
Вот летопись показывает якобы безнравственность тунгусов: "Девушки распущены, свободны и беспорядочны в половых отношениях. До замужества меняют мужчин. Их не осуждают..."
Понято неправильно. И вывернуто в осуждающий тон. На самом деле, по обычным законам, тунгусская девушка (с 14 до 19 лет) вне социальных устоев, в состоянии природной "асинга" - "сохранение вида; дословно: вынашивание и рождение потомков-предков". В период "аси" - становление женщиной, тунгусская девушка имеет статус беззащитной и ни за что не отвечает. Но серьёзная ответственность на мужчинах (бэенги - принадлежащее мужчине от рождения - балдын). За совращение девушки, как бы она того яростно не желала, по закону, принимал наказание, как материальное (всё ценное у него или семьи отнималось)), так и физическое (могли избивать и даже безнаказанно убить). Обычный закон, тщательно разработанный, в средние века, мальчишки постигали с детства, участвуя в исполнении...
А в летописи недопустимая искажённость. Таких примеров предостаточно и в преданиях тунгусов. Вот почему подход к "легендарной истории" необходим соответствующий.
29.
Королевство "Гаоли" (Когурё), по преданиям "Могзонских старцев", вовсе не корейское в основе. После военной катастрофы немало когурёсцев влилось в "Силла" - в нацию кореил. Большая часть угнана в Поднебесную и китаизирована. Третья (военные с семьями) бежали к тунгусам.
Племенной союз "Когурё" ("Гаоли") образовался в тридцатых годах до н.э. из разрозненных родов - пришельцев с "больших островов". На побережье столкнулись с тунгусами-хитэмэ. Гаоли преследовались ими до границы территории народа "сэллигир" (архаичное: сэлли" или "силла". И вдруг отстали, крича: "Мэ-мэ! Мэ-мэ! Мэ-мэ!" (Сбор! Сбор! Сбор!). Гаоли, успокоившись, обнаружили несколько десятков пропавших, вероятно, пленённых людоедами.
Бегство с моря произошло во время "Вода неумолимо отбирала сушу, где проходила их жизнь, и земля от людей загрязнилась. Люди выплыли к полуострову. И, попращавшись с морем-океаном, "побежали" вглубь материка. Много сородичей осталось в пучине. А другие их родственники строить корабли не умели. Они жили на далёких островах (японцы?). Поднялись на "трясущиеся" долины гор пережить бедствие..."
На материке народ гаоли встретился с родственными племенами "айнов". Они входили в союз с "мангунами". Названия тунгусские: айн - враг; "мангун" - непобедимый. В древности оказывали сопротивление илоу (тунгусам) и сушеням (манджурам).
30.
Айны вели "тайными путями" гаоли по землям древнейшего народа тунгусских корней, предков современных корейцев - Сэлли (Силла).
Сэлли или силла (военные имеют значения) - носители Бога (языковой стихии). Если язык собственно тунгусов подвергся как "лингва франка" значительному обратному влиянию языков сибирских и дальневосточных народов, то язык "силла-сэлли" остался первозданным, изолированным от мира.
Первородность корейского и тунгусского языков (один исток) подтверждает наиважнейшее: агглютинативное грамматическое словообразование. То есть образование слов происходит путём присоединения суффиксов, каждый из коих имеет определённое значение.
Силла или Сэлли - древний воинский термин тунгусов: "Одетые в кольчугу". На современном - сэллилэн ( на северо-байкальском диалекте и тунгиро-олёкминском говоре: силлалэн). Коренное значение "силла" (сэлли) - кольчуга, панцирь из костяных или металлических пластин, нашитых на кожаную основу (куртку или безрукавку). Смысл приобретён первобытными людьми (илэн-илоу) из наблюдений за сэли - мамонтами, за их обороной мамонтят от хищников. Есть ещё одно в многозначном термине, ставшем названием государства древних "кореил", по утверждению племянника последнего "Могзонского старца" Петруся Абрамова - Владимира Прокопьевича Абрамова (исключительного знатока глубоких значений тунгусских топонимов и легенд, связанных с ними): "Силла - знающему родной язык, говорит о том, что предки корейцев, называвших себя "Чин", жили на тех землях со времён сэли - мамонтов".
31.
Современные авторы, указывая на несоответствующие хронологические данные по Силла, путают время Бытия племенного союза "Чин" и возникновение государственности, как часть средневековья Дальнего Востока.
"Чин" переросло в государство в конце 3 века, в начале 4. Усилиями первого правителя Силла - Немуля осуществилась и прочно закрепилась политика "Объединения древнетунгусских образований - родовых союзов,с признаками государственности ( "Кайя", "Тонье", "Окчо", Пуё" и др.)". Правитель возвёл предание старины в закон: "Сохранять народ любыми средствами, пока он не обретёт этническую нерушимость".
Немуль (Нэмуль) - имя древнетунгусское (Нэмулэмэ) - "Тихий" ("Тишайший"). Вполне отражает его философию и политические взгляды. Он, и следующие правители Силла так, прекрасно понимали позицию сил в регионе и беспорное верховенство Хань (Китая). Был задействован в политике ещё один древнетунгусский закон: "Подчинись, чтобы властвовать!" Он - часть основного закона выживания - "ЧИН": "Спасение в беге". Вот почему племенной союз прежде называли "Бегуны" - "Чин". При угрозе жизни они убегали, исчезали задолго до нападения врага. Разработана Немулем целая система "запасных пунктов, лабазов, укрытий и так далее"... До поры "полной независисмости" ( а они-таки добились и вышли в будущем победителями в десятилетней войне с Китаем!) в Силла применялся завет Немуля: "Сила, даже чужая (её используйте), даёт самостоятельность пути. Терпение - путь к независимости..."
32.
В Когурё (Гаоли) иная культура: моральное и физическое подавление, самурайская бескомпромиссность...
Отношения с Китаем у Гаоли (Когурё) стали напряжёнными в 12 году н.э. Император Китая Ван Ман, основатель правления "Синь" (9-23 г.г.), в 10 г. н.э., из тщеславия стал пренебрежительно относиться к хунну (гуннам). Высокомерие Вана (типичный серьёзный политический просчёт) принесло вред империи. Хунну начали рейдовую войну - грабительские набеги, нанося вред экономике. Неожиданным мощным ударом блокировали, проложенный во 2 веке до н.э. "Великий шёлковый путь", отрезав Восточную Азию от Средиземноморья, взяв под контроль важнейшую эеономическую "артерию".
В начале губительной для "Синь" войны, в 12 году, Ван Ман приказал (!) Когурё напасть на хунну. И получил категорический отказ. Император разразился угрозами. По менталитету угрозы для когурёсцев - война. И они упреждающе набежали грабежами на китайские владения. Конфликт длился и после падения "Синь". Семь лет мудрый император "Поздняя Хань" - Гуан - У - ди" (Лю Вэньшу) добивался мира с Когурё.
Относительный мир соблюдался до 53 года.
К власти в Когурё пришёл Тхэдтохо. Когурёсцы возобновили нападения. Более чем столетняя грабительская политика ввела народы в непримиримую вражду. При этом миграционные процессы беднейших крестьян интенсивные в обе стороны: десятки тысяч китайцев-земледельцев нелегально уходили житьём в Гаоли (Когурё), не меньше когурёсцев - в Китай.
В 4 веке, войдя в дружественные и взаимовыгодные отношения с когурёсцами, мохэ-тунгусы добровольно втянулись в бесконечную войну "до полного уничтожения". В войске когурёсцев появились тунгусские кавалерийские полки - общего числа до 10 тысяч всадников.
Вот когда тунгусы, даже не подозревая, вошли в обречённость " Аргискаки симулад экэл!" - "Молчание по направлению к вечной тишине".
33.
В 589 г. династия Суй покорила южнокитайскую династию Чэнь.
Объединение Китая произошло!
Пока Поднебесная была раздроблена на феодальные княжества, королевство Когурё пребывало в вольготности. При новых обстоятельствах империя Хань (Китай) не просто восстановилась после вековой раздробленности, она стремительно набрала невероятную мощь. Система единения, обоснованная давным-давно философски и технологически, заработала сама собой, запущенная политической волей.
Угроза очевидна. Король Когурё Пхёнвон привёл войска в боевую готовность. Цель - упредить. Напряжённо искали повод для войны.
Получив разведданные, Суй Вэнь-ди (Ян Цзянь) - основатель династии Суй (581-618 г.г.) устрашился, понимая преждевременность войны. Предпринял попытку в 591 году показать Пхёнвону лояльность и дружественность, послал грамоты жалованных королю титулов. Не сработало. Через 7 лет когурёсцы напали на Китай.
Война, конечно, приблизила падение династии Суй. Но поколебать Китай уже невозможно. И как бы историки не пытались доказать, что война китайцами была проиграна под Пхёньяном, это всего лишь окончание одного сражения - первого этапа уничтожения государства Когурё. Что и произошло в эпоху династии Тан - абсолютным покорением Когурё (Гаоли). Для тунгусов оно имело огромное историческое значение, с последующим шансом избежать "падения в Бездну небытия".
Произошла массовая департаци тунгусов-мохэ (два основных племени "сумо") под Пекин.
В 642 году китайцы переселили когурёское население округов Гайчжоу и Ляочжоу в свои провинции - 70 тысяч человек. Из них 14000 мужчин кастрировали.
После окончательной победы, в 669 году, осенью, около 40 тысяч семей когурёсцев, со скотом, лошадьми и верблюдами, сосланы вглубь Китая.
(Продолжение следует)
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------