+79503886920
Без выходных, с 9:00 до 21:00
11.08.2021

НА РУИНАХ ХРАМА ПЛЯШУЩИХ БОГОВ

11.08.2021

                                                   ЧАСТЬ ПЯТАЯ

                                                     1.

    Хэкирнэн (пляска) - очищающие мгновения "из себя".

    Из вечное: соперничество, отбор, мучения нарождающихся чувств.

    Древние самобытные миры, человеческие судьбы, народы, города нисходили до основания одни, другие, опустошённые паникой, рассыпались в прах.

    После заката Солнца миллионы устремляются в движения пляски.

    Узурпаторы, урывая злобные по происхождению богатства, убогие и безумные готовят духовное "можно!" войне Уничтожения.

    "Выживших 66 ветвей сойдутся в яростной схватке за единственно ценное: воздух, воду и почву. Останется 33. Проникнутся: Мы - Боги! Земля очистится от последней железяки за 900 тысяч лет. И придёт нескоро время, вымирающие Боги увидят пляшущих на жёлтом чистом песке безобразных существ.

    Энгкулдэ-ми - пляска друг против друга, парная, для получения биохимической информации (запахи, совместимость, физическая сила, глаза в глаза...).

    Боги воскликнут: сбылось! Океан выродил очередную Цивилизацию..."

 

                                                            2.

    Первый век н.э. Грандиозное событие - гибель империи скотоводческого мира "Хунну". Мощное военно-оборонное устройство грозило ближним и дальним государствам (рейды длились до 5 лет). Особенно княжествам Поднебесной. Попоплнялось невольнической силой. Но вдруг потеряла могущество, позволявшее процветать более двух тысячелетий.

    К середине века хунну терпеливостью Китая (постулат ханьской философии: покорять враждебные народы, избегая насилие...) распались на два объедиинения: "южных", граничащих с Поднебесной, и "северных", воинственных и непримиримых.

    Хань, китаизируя гуннов, помогали отстаивать границу "разделения".

    У "южных" гуннов, расположенных к оседлости, земледелию, уже подверженных  метизации, благодаря наложницам-китаянкам, выбора не было вообще. Или растворится естественно в среде китайцев, или быть уничтожены восточными татарами - "дунху", превращением в "скотских" рабов, мучительно гибнущих: работа - яма - работа - яма - голод, побои... смерть.

    Не в лучшем положении и "северные". Беспрерывная война с забайкальскими татарами, оттесненными прежде гуннами же на север из степей Халхэ, и тунгусами (тогдашний экзоэтноним: татань), подводила события к кульминации. Главный суровый противник - собственно дунху - усиливал давление. Война, от начала распада, длилась 50 лет. Привела к историческому поражению гуннов, и к очередному разделению.

    Начинался новый период Всемирной истории.

 

                                                                  3.

    Битва 93 года в степи "Халхэ" (территория нынешней Монголии) была решающей.

    Татары-дунху "перерезали" кочевые пути, рыскали всюду, загоняя гуннов в "котёл". Древний расчёт: огромная масса (примерно, около миллиона человек, исходя из числа кибиток; плюс рабы) не может пребывать на месте. Скот и лошади должны перегоняться с пастбища на пастбище. Вынуждены рассредоточиться, перейдя от обороны к нападению. Что и было нужно дунху.

    Хватило ума оттягивать безусловно проигрышное продолжение войны. Заявили татарам о договорной подчинённости. Начался процесс переговоров ("стояние войск друг против друга"). Позволило восстановить скотоводческий режим обеих сторон.

    В среде гуннов возникли (разгорелись вновь!) противоречия. Большая часть отделилась. Переорганизовали армию для стремительного отступления (бегства). Противники "ухода" (знать) настаивали на обороне и продолжении переговоров. В объединении "ухода" были тунгусские племена, другие национальности. Для отступления создан "Центр" (отряды из пастухов, крестьян, рабов, молодых воинов), левое и правое крыло (кавалерия), тыл (кибиточное хозяйство), арьергард - пехота, "засады" (отряды отборных тунгусских воинов...)

    В 98 году, чуть свет, "повернувшись спиной к солнцу", гунны тронулись в западном направлении. Началось Второе историческое движение народов. Первое, как мы с Вами знаем, произошло во 2-1 тысячелетиях до нашей эры, когда орды хунну ( перевод с тунгусского: "владеющие домашними животными") нахлынули с севера в Забайкалье, Халхэ и Китай, вплоть до Хуанхэ, заняв территории, названные тунгусами "Ордос" (Ордас).

    Шествие гуннов разрушающее, полностью обеспечивалось грабежами. Оно неизбежно втягивало племена и народы, останавливалось на десятилетия, расширяясь, и вдруг начинало движение дальше, дальше... и так 300 лет, пока не достигло европейских степей...

    Было ли сие "возвращением"?  Ведь в легендарные времена, в период оледенений, в благодатный тёплый мир "Травы", кустарников, кормовых и ягодных, теплолюбивых лесов, с запада, через земли аборигенов-тунгусов, потянулисчь на север племена, где размножились велико и создали культуру скотоводства - "хунну".

 

                                                               4.

    Прародина Дунху - Хинганские горы. Татары, гранича с аборигенами - тунгусскими племенами, занимали восточные склоны и предгорья до Океана. Оттуда, во времена "Внутреннего моря Тенгиз" - первый исход дунху (предков бурят) на морских судах "монгго" десять тысяч лет назад. В народной этноистории явление названо "Пришествие по воде". Именно тогда произошло взаимопроникновение культур двух народов и первый этап становления этноса "Буряты".

    Дунху, и родственные им народы, часть зарождавшегося Шествия хунну с севера из-за начавшегося похолодания. Они ушли одни из первых. Учёные и летописцы Хори убеждены, что по "Пути между севером и западом" происходило постоянное движение народов на север и обратно; своеобразный миграционный коридор...

    По сути, тунгусы (илоу, илэ), татары-дунху и хань - одна история, то взаимопроникающая, общая, то волей-неволей спорикасающаяся с оригинальными этническими сторонами.

    Кстати, сибирские и дальневосточные народы заимствовали тунгусскую топонимику ("географию и фольклор").

    Китайские летописи, подчёркивая главенство хань, подтверждают историческую общность с обеими этническими образованиями "южных или дальневосточных" тунгусов - сушэн (чин) - манджуров, и илоу (илэ) - собственно тунгусов.

    "Ил" - архаичное значение "жизненно движущей силы, энергии": стержень, основа, струна, тетива; человек, как сила продолжения рода.

    "Илэ" - человек. Самоназвание тунгусов просуществовало до 1933 года. Заменено "сверху" на "эвенки".

    По поводу якобы старинного самоназвания "мата", то оно таковым не является. В лингвистическом смысле - "обращение" - "сосед"; в философском - взаимотношения людей, чужих и родичей, по выработанным правилам соседского бытия; в политическом - союзы неродственных и разноязыких племён, чаще всего, военных, против общего врага.

    Илоу (илэ) таёжных территорий принципиально отличаются по уровню культурного развития, мягко говоря, от степных и лесо-степных мурченов (конных тунгусов), не говоря уж о дальневостоных илоу, исторически связанных с предками корейцев и китайцев.

    Дунху (Дун-ху) - тунгусское название (экзоэтноним) одноязычных народов, начавших первыми среди кочевников "устанавливать границы владений" (приватизация территорий и пастбищ).

 

                                                                5.

    В преданиях Тунгирвэ " О тех народах Хингана" (Хинган - перевод с тунгусского: "Крутые хребты, в ущельях коих снег лежит всё лето") говорится: "Турэчи оча (имеющим слово стал) - "дуннэгтэ-ми" (владеющие землями, устанвливающими границы). То есть "Люди, объявившие ("словом догнавшие") ту или иную землю своей, неприкосновенной для чужаков..."

    "Дун" - земля (арх.) + ху(н) - их дом, ваш дом. Фонетически: Дю+н+ху - земля - часть "дома", естественно (истари) принадлежащего на "сей земле" живущему. Корень "дю" (ду) - дом, юрта, жилище и "ду" - земля - имеют один исток, именно принадлежа тому или иному народу. Например, король тунгусов государства "Чжен" (Бохай) назывался "Кэду" (Кэдю) - "имеющий много домов или главенствующий (хозяин) над многими домами, а заначит, и землями".

    В начале 3 века, после вторжения гуннов, оставшихся на пограничных территориях (так они считали, хотя по факту стали ханьскими), и самих китайцев, стермящихся к уничтожению дунху, племена их рассеяны, с большими человеческими потерями, убитыми и угнанными в рабство. Так подаётся информаторами-летописцами. А события, действительно, для них были революционными. После гибели империи "Хунну", Степь наполнялась новой силой против китаизации, отстаиванием и расширением территорий. Затем разгром. И дунху, как философия, как соципльно-политическая система и культура, трансформировались. Они  научились воевать, освоив горно-таёжные рельефные условия. В китайских хрониках 3 века, выжившие дунху, уже называются "Сяньби" и "Ухуань" - по месту обитания - в недоступности гор "Сяньби" и "Ухуань". Никита Яковлевич Бичурин называл последних диалектным "Увань".

    Дунху распались на два народа потому, что подпадают под термин "Мата", то есть "союз соседей, одноязычных, но разных народов, пребывавших долгое время противостоянием гуннам, сохраняя идентичность".

    Ухуань и часть примкнувшим к ним с севера сяньбийцев (они во время союза "дунху" взаимодействовали и, видимо, роднились невестами и женихами) образовали южную группу. Теснимые китаизированными гуннами и китайцами, ухуань сместились на "породные земли" - южные отроги Хинганских гор, в верховья реки Ляохэ. На востоке появилисчь в верховьях реки Сунгари. К началу 3 века н.э. ухуань уничтожены, большинство угнаны в Китай, в центральные районы, и исчезли как этнос.

    Тунгусы-мохэ, из племён Сумо, столкнулись с сянбийцами в конце 3 века. Кратковременная война в верховьях Сунгари. Против "партизанских методов" сяньбийцы бессильны. Дело доходило до того, что среди атакующих шли тунгусы, невесть откуда взявшиеся в рядах противника, и убивали направо и налево.

    Дунху-сяньбийцы долго не раздумывали, укочевали быстренько прочь, на запад.

    С тех пор, по преданию, тунгусы нарекли сяньбийцев "киданями". По названию основного оружия сяньбийцев - длинному копью "Кида" + суффикс мн. ч. "-н". А через двести лет та территория киданьской империи "Ляо", от южной границы империи, проходившей там, где находится Пекин, и до Байкала, стала называться "Кидай" (Китай).

    Кидан (ь) - копьеносцы + суффикс "-й", кроме формы обращения, даёт понятие имени, в данном случае, места. По словообразованию суффикс "-н" отпадает. Получаем "Кидай" (Китай) - место жительства (обитания) копьеносцев, страна киданей...

 

 

                                          (Продолжение следует)

 

                                       Александр Гурьевич Латкин. 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: