+79503886920
Без выходных, с 9:00 до 21:00
17.08.2021

НА РУИНАХ ХРАМА ПЛЯШУЩИХ БОГОВ

17.08.2021

                                             (Продолжение)

                                                           6.

    Чтение великих, без иронии, требует осторожности. Часто, не замечая, утверждают и сами же опровергают. Вот пример по нашей теме: "Сяньбийцы, - пишет историк, - лишь в 93 году овладели землями северных хунну (гуннов), а 100 000 семей подчинились сяньбийцам и стали себя называть тоже сяньбийцами".

    Понятно, автор полностью доверяя (подавление авторитетом), использовала сведения Никиты Яковлевича Бичурина, выстраивающего многие концепции на художественности.

    Во-первых, потомков дунху - сяньбийцами называли китайские летописцы, по топографическому принципу: "те, кто живёт у гор Сяньби". Такие обозначения существуют и по сей день: уральцы, кавказцы, москвичи... Покорённых хунну летописцы называли по прозванию победителей, если они вовлечены в их состав. Основные рода сяньбийцев чётко разделялись: "Дуанэ", "Суха", "Муванэ" и др. В предании Тунгирвэ так: "Муюн" - это... и перечисляются рода сяньбийцев.

    Там же: ...по лицу ухуань другие, у них борода густая, окладистая, сходится с пышными усами, а женщины большеглазые, глаза тёмно-зелёного нефрита или чёрные, широкие. А сяньби, и женщины узкоглазые, у мужчин усы реденькие, а борода клинышком, вытянутая, остальная часть лица чистая, без волос..."

    Во-вторых, автор мало "заблудилась", ввела в заблуждение последователей. Отнюдь, покорение сяньбийцами хунну не произошло в 93 году. Случилось во второй половине 2 века, через 60 лет после решающей битвы 93 года, когда воинственная часть хунну, чуть позже, начала шествие на запад.

    Покорение оставшихся хунну связано с великим военачальником Таншихуайем.

 

                                                                7.

    Оставим противоречия, неточности, ссылки на сомнительные источники, нарушения последовательности событий. Их, конечно же, никто исправлять не будет.Обратимся ещё раз к существенному для нас, к экзоэтнониму "Кидани" (Кидан).

    Авторы официальной истории не заметили, хотя всюду и много ссылаются на него, бичуринское название потомков сяньбийцев - "копейщики". В противоречие Никите Яковлевичу основным вооружением киданей назвали "лук и стрелы". Очередная "аксиома". На самом деле, главное оружие кидан (киданей) - копьё! Оно освоено в древнейшие времена, задолго до "лука и стрел". Копьё не просто оружие, часть сакрального бытия кочевников. Если у тунгусов в священных и обычных обрядах использовались лук и стрелы. Например, при сватовстве пускалась особая (гудок или свистулька) стрела к юрте невесты, то у сяньби-киданей - копьё. Возьмём древнейший обряд " Вызывание дождя во время засухи". Вождь приносил жертву у холма, где похоронены предки. Затем дважды бросал копьё в иву. Начинали метать копья приближённые (знать) и допущенные к действу (воины и известные люди). В конце обряда, с промазавших, снимали верхнюю одежду и шапки. Раздавались тем, кто сумел угодить копьём в иву. Обряд длился два дня. На второй, состязательный, кидали копья дальше, точнее, глубже при втыкании (соревнование на силу броска) и т. д.

 

                                                                    8.

    Несмотря на утверждение учёных, что земли завоеваны сяньбийцами в 93 году, хунну оставались на пастбищах Халхэ. И это основной мотив тогдашней политической обстановки.

    Нужна личность, могушая разрешить проблему.

    Большинство вождей, оставшихся в истории Человечества, рождались от страстной любви. Никакие силы не могли помешать любовникам воссоедениться. И часто кончалось гибелью или тяжкими издевательствами. Муж матери Таншихуайя в трёхлетнем походе. Она забеременела. В 141 году родила мальчика. А ведь за ней был жёсткий присмотр. Многие поверили: она зачала от небесных сил. Её оправдания зачатия от градины подтверждались мощней грозой, градом, бурей во время зачатия. Понятная нам небылица, тысяча девятьсот восемьдесят лет назад имела реальное значение для сознания общины. Да и мальчик необычный. Однажды в стойбище сяньби останавливались проезжие Илоу. Они были свидетелями. Одна кобыла загулялась. Из степи прибежал табун диких лошадей. Началась битва самцов. Домашние жеребцы отступали к ограждениям. Вдруг дикари замерли. Перед ними мальчик лет пяти. В поднятой руке прутик. Мальчишка шёл прямо на вожака. Дикарь отступил, сверкая глазами сквозь длинные волосы чёлки. Люди расстерялись: растопчет! Но жеребец резко развернулся и помчался прочь, увлекая дикарей.

    Среди Илоу был шаман Акдэбэ:

    - Вот кэду (король) киданей! Он пришёл подготовить возвращение земли породной. И распространится широко, чтобы враг не мог добраться до корня, пока он слаб и не разбросил побеги. И вижу, что народ его будет царствовать вечно в другом народе - народе хань. Так говорят Духи мальчика, отплясывая вокруг него...

    Тунгусы, как мы видим, уже во 2 веке, называли сяньби "киданями".

 

                                                                       9.

    Таншихуай избран старейшиной общины в 15 лет. Он вырос в атмосфере ненависти к хунну и к хань. Определило цель действий. Рассуждения совпали с ностальгическими чаяниями большинства сяньбийцев.

    В него поверили безоговорочно. В четырнадцатилетнем возрасте, во время набега, мгновенно оценив обстановку с холма, повлёк за собой молодых кавалеристов вправо, как бы мимо видимого врага. Наскок на засаду был столь стремителен, что противник обратился в бегство. С сего мгновения 14-летний Таншихуай командовал сражением, руководя четырьмя тысячами воинов.

    Вокруг общины, по обычаю, получившей название по имени старейшины "Тайши", началось объединение под девизом подготовки к войне за "породные земли", под кличем "тревога", когда все общины обязаны выставить дружины.

    Причина неимения общего самоназвания у сяньбийцев связана с информационным определением принадлежности к группе или союзу племён (враг-друг) и традицией почитания предков (неразрывность связей), их представителя - вождя. Она просуществовала до 13 века. Между народами пользовались экзоэтнонимами, в основном, тунгусскими и китайскими. Сяньбийцев называли "дунху" (от тунгусов), потом "сяньби" и "ухуань" (от китайцев), далее "кидани" (от тунгусов), татары (от тунгусов), наконец, с 13 века (1206 года) - "монголы". Тунгусское название древнего племени "монггол" - мореходы. Были первопроходцами в Забайкалье. Сумели закрепиться на тунгусской земле. Чингисхан заявил этноним названием военно-племенного союза, накрепко внедрить в сознание мира, что он из древнейшего рода "монггол", которому поклонялись все татары, как своим первопредкам. Чингисхан решительно отринул обычный закон: "Имя сильнейшего старейшины обращают в прозвание", а "постоянных прозваний не имеют..."

    Тунгусская ветвь "монггол" просуществовала до 19 столетия. " Монголи" (несколько семейств) ушли с южного побережья Байкала на Нижнюю Тунгуску (Нижнюю Кэтэнгу) в 17 веке, спасаясь от колонизаторов. В 1991 году, находясь в экспедиции на Нижней Тунгуске, выяснил, никто о них не помнит.

 

                                                                10.

    На развитие характера Таншихуайя (поведенческая убеждённость; она руководила поступками и решениями) серьёзно повлияло незаконное рождение и детская беззащитность. Оправдывалась чудесным зачатием сына. Тулухоу рассвирипел. Схватил мальчишку и выбросил из юрты, как щенка. Мать, жена старейшины, имела властные полномочия. Она приказала дальним родственникам (подальше от глаз мужа) взять мальчишку на воспитание.

    Защита слабых и униженных, жёсткая непримиримость к вражеским проявлениям со стороны соседствующих народов - стали личной идеологией. Вот, собственно, и весь мотив стремительного объединения вокруг общины "Танши": получить реальную защиту от внешних врагов.

    Конечно, перед нами не единое государство, а конфедерация, удерживаемая в союзной плоскости племана авторитетом личности Таншихуайя. На нём: оборона конфедерации и внешная политика (агрессия). В остальном примкнувшие племена и народы продолжали жить по своим устоям под защитой сильного войска. Таншихуай мгновенно реагировал на притеснения сяньбийцев и родственных народов от внешних врагов, предпринимая жесткие карательные набеги, внушаяя врагам неизбжность возмездия.

 

                                                                   11.

    Множественные внутренние противоречия конфедерации "Сяньби" провоцировали приток населения в Центр с огромных территорий, мгновенно возникшего объединения. Сложилась серьёзная обстановка с пропитанием. Таншихуай состоянием войны нарушил все экономические связи. Держава продолжала увеличиваться, требуя соблюдения бытийного закона: хлеба и зрелищ. Главная проблема жизнеобеспечения - пища. Экспроприация чужого продукта набегами на Китай (другого источника доходов просто не было) стала нестабильной, породила нищету населения сверных провинций Поднебесной. А численность "сяньбийцев" увеличивалась с каждым днём. Конфедерация раскинулась от Хингана чуть ли не до Урала. Людей надо было чем-то кормить. Скотоводство пришло в упадок. Облавные охоты не в сезон мгновенно подорвали дикий животный мир. Он просто исчез за 5 лет. Частью уничтоженный, частью сметившись на север.

    Таншихуай напряжённо искал возможности восполнить недостаток скотоводческой продукции. Сяньбийцы рыбу в пищу не употребляли, кроме тех, что обитали в контакте с тунгусами. Не умели добывать, обрабатывать и хранить. Находясь на реке Ухоуцинь, Таншихуай ходил по берегу, размышляя. Увидел в заводи большой косяк крупной рыбы. Вскочив на коня, проскакал до следующей заводи, потом ещё к одной - рыбы полно! Но как её добыть? Ему доложили, "вожэньские" люди живут рыбой и прекрасные рыболовы. Таншихуай тут же изменил направление набега. На востоке захватили "вожэньцев" в плен. Мужчины приготовились к смерти. Вдруг приказ: всем по жилищам, собрать скарб, особенно, сети и приспособления для рыбной ловли. Снабдиться в путь, в том числе и на членов семьи.

    На реку Ухоцинь переселено 1200 семей рыболовов.

    Рыбная продукция восполняла недостаток пищи в летне-осенний период. А зимой её едва хватало, чтобы выжить рыбакам.

 

                                                                     12.

    Таншихуай - первый исторический деятель, осознанно попытавшийся избежать китаизации. Он категорически отказался от мирного договора с Китаем - "мира и родства". Конечно, можно было добиться изменения китайской формулы и заключить (без "родства") политическое соглашение. Он этого не сделал.

    Тогда, даже находясь в состоянии войны с Китаем, правители понимали, без экономического взаимодействия с Поднебесной, никакое государство региона (сейчас и мира) существовать не может. Понимал и Таншихуай, но упрямо не признавал правоту. За год до смерти он стал задумываться, впадал в депрессию, в ответ на возрастающие экономические проблемы строил планы поработить весь Китай, развивать земледелие и садоводство...

    В 181 году Таншихуай умер, внезапно.

    Он прожил всего 40 лет. 26, с 14-летнего возраста, воевал. В его правление покончено с "северными хунну", а не 60 лет прежде, в 93 году, как сообщают авторы официальной истории. Они умудрились и по Таншихуайю утвердить, кочующую из произведения в произведение, ложную аксиому: "После смерти Таншихуая государство сяньбийцев распалось".

    На самом деле, конфедерация просуществовала ещё 44 года, почти в два раза дольше, чем при основателе. Сначала традиции отца продолжил Хэлень (погиб при карательном набеге), потом его сын - Ценьмань. Позже началась борьба за престол (заговор Хэглту и др.). В последние годы царствовал Будугэн. При нём огромная конфедерация начала распадаться. Наконец, государства и княжества вернулись в прежнее политическое состояние.

 

                                            (Продолжение следует)

 

                                        Александр Гурьевич Латкин.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ИНФОРМАЦИЯ: В газете "ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ", от 29.07.2021 г., неожиданно, опубликован материал в мою поддержку "ХАНТ ЕРЕМЕЙ АЙПИН ВЗЫВАЕТ К КОЛЛЕГЕ-ПИСАТЕЛЮ СЕРГЕЮ ШАРГУНОВУ" и др. (см. в интернете).

    Своё мнение и комментарии предоставлю позже.

 

                                                      АГЛ.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: