(Продолжение)
12.
Завоевания территорий, "этнические слияния", уничтожение сотен тысяч людей, позже, десятков миллионов.
Подспудная борьба за ресурсы закончится "божественным" геноцидом?
Выработана и осознана система собственного развития - национальная политика.
Ошибочность действий стран, как в прошлом, так и в текущей современности.
Кроме "Силла", сохранившей "ядро" будущей нации, очень характерно отношение правителей (сяньбийцев) династии Тоба Вэй к китаизации. Похоже, им ведалось: "не захватывают китайцев", а "сдаются" на милость Поднебесной.
Признак глобального мышления и понимания неизбежности.
Хань (сын Муюн Хоя) напоминает отцу: "Искони государи, славные по своим делам, воздавали должное Сыну Неба, чтобы, соответствуя ожиданиям народа, возвысить и своё достояние. Теперь Сухи и Мувань (родственные племена) не престают производить грабительства. Надлежит обнародовать их преступления и усмирить их оружием. Для правительства восстановим Ляо-дун, а для себя покорим оба поколения; покажем усердие и справедливость цврствующему Дому Цзинь..."
13.
В тунгусском "Чжен" (Бохае) к подобному поддались в 737 году. Третий король (кэду) Вэнь (Да Циньмао) - он правил 57 лет, проводя прокитайскую политику "мира и родства", поддерживал тесное сотрудничество с Поднебесной. Выдающимся правителем державы официальная история считает его и десятого короля Сюань (Да Жэньсю), правившего 12 лет, с 818 по 830 год.
Тунгусы иначе оценивали значимость.
Первое: создать. Выполнил "Србиратель породных земель" - Да Цзожун (дворцовое имя - Гао). За двадцать один год создал полноценное государство.
Второе: удержать созданное. Успешно справляется агрессивный (по задаче характер) У (Да Уи). 18 лет, до своей кончины, он упорно продолжал дело отца - расширил границы королевства, присоединил соседние племена, доказал независисмость государства. Он же создал условия для развития животноводства, пашенного земледелия, военного дела...
И третье: построенное предтечами, сохранённое и укреплённое... подвигло кородя Вэнь (Да Циньмао) к созидательной работе. Кэду Вэнь наладил торговлю с Китаем на выгодной основе. И не одной продукцией собирательства (тонны дикоросов и целебных трав и корней) и охотпромысла, как в начале правления, но и прибыльной торговлей лошадьми. Коневодство, ещё при Гао (Да Цзожуне) в приоритете (снабжение войск), а при Вэнь приобрело громные масштабы, особенно, на Западно-Приморской равнине.
14.
Разгром Чжен (Бохая) в 926 году киданями (экзоэтноним, вытеснивший самоназвание "Дийела") - не уничтожение тунгусского народа. Кидани завоевали лишь центр государственности тунгусов - западные и юго-западные районы. 10 век и часть 11 - пульсирующее сопротивление окуупантам. Лаосцам не позволили движение на восток. И они отсутпили, освободив часть захваченных территорий. На руинах великого государства возникло несколько тунгусских княжеств, в том числе Динань и Западный Бохай.
Близился заключительный этап бохайской истории.
В 916 году провозглашено киданьское государство Ляо.
Кидани (Дийела) - главенствующие ляосийские сяньбийцы (Ляоси - бассейн р. Шара-Мурэн). Восемь родственных племён.
Сначала, в 4 веке, муюны (тунгусское устоявшееся название, заместившее самоназвание - "Бэйши", разбили Дийела (будущие кидани), оттеснив побеждённых в верховья р. Сунгари. Сразу же военные столкновения. Тунгусы разбли ослабленных сяньбийцев Дийела на две группы. Одна, вооружённая копьями, получила прозвание "Кидань" - Копьеносцы. Вторая - "Хи". Хисцы, как не раз бывало в национальной политике, приняли новое название, подчеркивающее особенность древнего происхождения и независимость - "Кучженьхи". Но при династии Суй вернулись к межплеменному - "Хи". Тунгусское же название воинственного народа "Хи" - "Кумакэ", на монгольском наречие - "Кумохе", то есть ловцы, добытчики "кумака" - изюбрей, умеющие подражанием рёву зверей специальными трубами их подманивать. Эти трубы, на тунгусском, называются "Оревун".
Во время последнего сражения с мохэ-тунгусами Дийела (кидани) предали "Хи", тайно скрылись. Хисцы до последнего ждали подмоги, пока не поняли, что их использовали, как заслон для отступления. Кумаки-хи отступили в горы "Иньшань".
Кидани, уверенные в своей мощи, начали прижимать родственные народы Западной Вэй. И в 6 веке в войне с Вэй кидани потерпели серьёзное поражение. Более ста тысяч пленных и их семей расселили в Ганьсю, рядом с тогонами, тоже выходцами из сяньби. Именно они, кидани и тогоны, в 8 веке восстали против китайцев, ожидая обещанную помощь от тунгусов, в том числе, рода "Да" (основоположника государства Чжен-Бохай). Они воспользовались восстанием и ушли из резервации на родину - на Сунгари и Чанбайшан.
15.
Из глубин веков дошло: "Шулюй ревнива, как мохэская женщина". Сравнение или уточнение национальности императрицы? Красавица Шулюй - жена и главная советчица киданьского вождя Амбагяня (Абаоцзы).
Воспетая тунгусским поэтом Хайтэйем ревность, как будто обязательна, ритуально-показушная, в обычае. Если женщина не ревновала, это ненормально. В летописях отмечается, женщины-тунгуски даже нанимали "шпионов" следить за мужьями.
То, что Хайтэй (переводится имя: тихий как вода, всесильный как как вода) возвёл ревность в высокое свойство, о многом говорит. А поэт и дипломат очень мудр, знал жизнь родного народа во всей красе. Писал о себе:
"...Был пастухом, бродягою, вельможей...
Но кто я на самом деле в этой жизни ничтожной?
Рядился в одежды лиловые и чёрную рясу -
Всеми путями прошёл, но в ком моё сердце забьётся?"
В переводах летописей и трактовках фольклорных материалов, ревность тунгусов подаётся с точки зрения европейской культуры: измена, ревность, убийство. Искажается суть. Казалось бы частность, но как она меняет понимание менталитета! А таких "мелочей", приводящих к искажениям, мы с Вами обсуждали, предостаточно...
Ревность, в понимании самого народа, - нерукотворная ловушка "анг" (ловушка, сделанная человеком - "ланг"). Отсюда "ревновать" - "ангару-ми" или "лангару-ми".
"Анг" - природных ловушек человека в тайге на каждом шагу. От неверного камня подвернуть ногу или острой тычины наткнуться ногой или лицом, или глаза повредить... до хищного зверя.
Измена, при длительных расставаниях военными походами, случались и, видимо, не редко. Возвратившись из похода, воин не шёл домой. А к родственникам или близким, иносказательно выведывал "хорошо ли всё в семье". Удовлетворившись и успокившись, вскакивал в седло и мчался во весь упор к жилищу родному.
Если жена всё-таки изменила. И муж как-то непрямо узнал, то, конечно, отношения какое-то время становились напряжёнными, незаметно для окружающих. Потихоньку жизнь налаживалась. Но стоило кому-то донести, то всё мгновенно переходило в плоскость обычных законов. Все знают и молчат - одно. А когда вырвалось публично наружу достоянием всех, то убийство жены неизбежно. Иначе будут унижать издевательствами до конца жизни. Доносчик или болтун, разрушивший иллюзию и тем уничтоживший семью, бывало недолго злорадствовал. Его настигала гибель опять-таки по обычному закону от руки тоскующего по убитой жене.
Ещё одно значение, кроме ревности, "лангару-ми" - осиротеть.
16.
В 901 году, на территориях, прилегающих к тунгусскому государству "Чжен" (Бохай), возникло государственное образование "Позднее Корё". Глава объединения Кунье объявил главной задачей отторжение земель, принадлежавших уничтоженному Китаем государству "Когурё", затем завоеванных тунгусами. Ещё большей бедой грозила растущая мощь восьми племён киданей на западе от Бохая. Появился талантливый, коварный по времени молодой военачальник Елюй (Абаоцзы) Амбагянян. В 29 лет избран (901г.) вождём союза восьми племён. Киданями прежде правил его дядя - Сулан. Приучал племянника с подросткового возраста к ратным тяготам. Успешный и умелый военачальник, дядя многому научил. Сулан присоединил военными захватами к племени Дийела (Елюй - название рода) 5 соседних, родственных по языку, племён. Возглавил их именно Амбагянь "Там чжуном" - полновластным представителем "правителя восьми племён". Добропорядочным и справедливым отношением привлёк захваченные племена на сторону киданей. Многочисленные родственники захваченных потянулись на сторону киданей. Карьера устремилась вверх. Он назначен командующим войсками (Иличжи) киданей. Подходило время "великой войны", о чём много говорено с дядей Сулан, поэтому молодой военачальник занялся переорганизацией армии, со значительным увеличением конницы, обучением искусному владению копьём и мечом. В 901 году, перед избранием вождём, под командованием Амбагяном захватили часть южных Шивэй. Особой радости "победа" не принесла. Захваченные аймаки, хоть и отсталые от киданей по развитию, но родственные и вовсе не враги.
В 906 году умирает дядя Сулан (отношения с племянником испортились). Он требовал исполнения обычного закона. Племянник грубо нарушил извечное. Вождь союза племён киданей избирался на три года. За этот срок Амбагянь подчинил окраинные племена Шивэй, на юге - хисцев (Хи), на востоке татань, то есть тунгусов "не мохэ". Когда прошло три года, Амбагянь и не подумал сложить полномочия. Он прибыл на съезд с большим отрядом воинов. Объявил себя правителем, подобно китайскому.
Он, по сути, силой удерживал власть три срока - девять лет. Несмотря на энергичность, талант и силу духа, в основной массе киданей росло недовольство. А многие люди других племён, силой присоединённых к Дийела, просто ненавидели. Когда же состояние укоризны накалилось, Шулюй - жена Амбагяня - убедила его, "...если не можешь подавить настрой свержения, а это начало всякого бунта, уходи!" Тогда же обсудили план выхода из объединения...
Передавая "власть" старейшинам племён (Знамя и Барабан), амбагянь попросил у старейшин разрешение: "Я в продолжение девятилетнего управления набрал множество китайцев и потому хочу, отделившись, составить независимый улус и построить китайский город; можно ли мне это сделать?" Конечно же согласились: пусть занимается, чем угодно, лишь бы не рвался к власти. В тунгусском государстве, узнав об уходе Амбагяня, вздохнули с облегчением.
После согласования, Амбагянь организовал строительство города на востоке от горы Тянь-Шаня, у реки Люаль. В нём открылись рынки, солеварни (добыча соли на озере), активно развивалась металлургия - железоделательное производство. И, главное, земледелие - выращивание пшеницы на хлеб.
17.
За три года до ухода из власти Амбагяня, в 907 году, произошло глобальное событие в Азии - падение могущественной династии Тан. За два года до наступления чёрных лет междуцарствия и смуты в Китае, Амбагянь, в угоду личным планам, бросил 100-тысячное войско на Поднебесную. Для строительства города - оплота будущих свершений - нужна эффективная рабочая сила, то есть рабы. Кидани разрушили множество городов. Пленили около 70 тысяч китайцев. Кроме этого, необходимая строительная сила пребывала самостоятельно. В стране киданей соблюдался порядок, рабов и эмигрантов кормили мясом и сыром. В Китае, после падения Тан, жизнь стала тягостной и небезопасной. Вызывало стихийное переселение китайцев...
Четыре года, после отставки, Амбагянь занят строительством укреплённого города и созданием экономической базы; она начала действовать с первого дня (добыча соли).
Красавица Шулюй мечтала (планировала) о возвращении мужа во власть. Вожди семи племён опасались, предприняв защитные меры. Если в "мирное" время вокруг ставки 500 воинов, то теперь, по первому сигналу, круговую оборону занимала тысяча человек. Одновременно происходила мобилизация всего племени.
...Шулюй разработала план. Посадив рядом с собой сына Окучил (Дэгуаня) - будущего императора, она высказала мужу соображения. Чрезвычайно жестокие: убить всех вождей и знатных людей одновременно. Собрать в одном месте, устроить засаду и засады, если кому-то удастся вырваться...
Амбагянь согласился. Направил представителя к вождям киданьских племён с посланием: "Все роды пользуются моей солью и железом, умеют только есть соль, а не знают, что у неё есть хозяин; вам бы следовало прийти ко мне и угостить меня..."
Вожди прибыли (с отборной охраной) к лагерю у Солёного озера с быками и вином. Начался пир, заздравные хвалебы, обещания долгих лет жизни... Вся киданьская знать перепилась. Амбагянь подбросил высоко малахай... Началась резня...
Никого не оставили в живых.
(Продолжение следует)
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------