18.
Скорбь тележным скрипом пронизывала вечность. Орчали падальщики-вороны высоко. Звенело от зноя. Сгубленных везли по Степи к тоскливым улусам. Зияющие пустоши пятнами по берегу - прздничные юрты разобрали. Кровяные лужи присыпали грязными соляными отходами.
Суровый Амбагянь, првозгласив себя императором, занялся армией. Много новшеств, в основном, зимствованных из китайского военного дела, тунгусского и тюркского. Сформировал два "летучих" войска. Отвечали "головой" за фланги орды. В них рейдовые кавалерийские подразделения, вооружённые дротиками (метательными копьями-кидан), луками и мечами, у некоторых - пики и крючья. Ночью, перед сражением, выдвигались далеко стороной, с выходом в тыл противника отбить снабжение: увезти или уничтожить фураж и провиант. Скот угнать как можно дальше. Показываться издали, но избегать столкновений с противником. Амбагань: "Пусть ветер принимают за близкую бурю!"
Военачальником он действительно был выдающимся. Отличался тем, что использовал все возможные средства для победы. В 921 году против войска ляосцев явились тюрки. Тьма войск до окоёма. Полководцы, реально оценив обстановку, предлагали отстутпление бегством - поражение неизбежно. Император даже не глянул в их сторону, неожиданно встал и вышел. Отдав распоряжения ставке, выехал к войску. Фланговые отряды выдвинул в засады. Когда, словно из напряжённого гула протсранства, на холме появился всадник на белом коне, во все стороны помчались конники, с факелами. Навстречу тюркам пущен огонь. Степной пожар подхватил ветер. Огонь стеной ринулся на врага. Кони, скот (упряжные быки), люди, с рёвом паники понеслись прочь. С флангов (с холмов) налетели засадные, орудая мечами и пиками...
В плен зхахвачено 16 тысяч тюрок; все пади усыпаны трупами...
...Власть захвачена. Старания Амбагяня тщетны. Автономия улусов оставалась неизменной исконному укладу. Для военачальника постоянного военного дела государственное устройство чуждо, непонятно. Императрица Шулюй, заметив, что муж входит в государственные дела "наугад", проникла в его покои через тайный вход ночью, разбудила: В управлении государством поможет тот, кто возвёл наш "китайский город". После разговора, довольный беседой, уснул. А утром приказал привести не руководителя стоительства, а его помощника Хань-Ей-хоя...
19.
Откуда знания по нивилированной китайскими идеологами истории народов у последнего "Могзонского старца" - Петруся Абрамова, исчерпывающе опирающегося на основы китайской мудрости - содержание пятикнижия, особенно, И-узин (Перемены) и Шу-цзин (История). Его племянник Владмир Прокопьевич Абрамов - толкователь топонимов и связанных с ними легенд, тоже был связан с китайскими источниками, как и Михаил Семёнович Габышев, Матвей Прохорович Габышев, Иван Прохорович Габышев, Иван Георгиевич Круглов...
Старик Петрусь "чувствующий" ("Мэдэдери"). Замечали, подумаешь спросить, а он уже отвечает, не заметив, его ещё не спросили. Так и на мои сомнения.
- О "ходях" много наши старики знали. В далёкие времена жили "бок о бок". Наш предок оттуда пришёл. И даже ещё ходил спасать брата из китайского плена. В древности на Могзон "ходи" (китайцы) приходили "послушать" сказания стариков. Подолгу жили. Бывал даже великий творец стихии - Ли Бо. Язык наш изучал, старую письменность. Она уже на востоке редкость была. Его даже допустили к "Храму пляшущих богов". Перед уходом с Могзона старцы храм сожгли... Другие "ходи" мимо путь держали. Золото мыли в ключах Моклы и Эльпы. Позже через Усмун (река) стали ходить на Китемяхту. В горах ровное место. Там богато золотом... При мне, молодым ещё я был, жил у нас старик-китаец. Настоящий Хувунлан (на нашем диалекте - "Нимнгакалан" - вещатель сказаний - исторических хроник). В 1938 году он умер. Толковали, надо бы сообщить сыну. Мы тогда уже жили у ороченов (оленеводов). Начальство запретило жить на Могзоне в 1932 году. Сына звали Ли. Он-то и привёз к нам старика. Обещал забрать. Старик ждал, ждал. Всё по тропе ходил встречать... Из нашего сельсовета написали в Могочу. А сын-то, оказывается, куда-то с прииска подевался... Старик про Китай много ведал. С самых-самых времён. Слушали несколько лет. Похоронили на левом берегу Олёкмы, недалеко от устья Моклы... Будешь в Могоче, так узнай. Может, жив Ли. Расскажи про отца.
20.
В 1974 году разговаривал о золотодобыче с Иваном Ивановичем Залуцким. И, к удивлению, он вместе с Ли работал до войны на прииске "Торопливый". Тридцать два километра на север от Могочи.
Ли арестовали в июле 1938 года, по статье 58-6 УК. С ним несколько человек. Мастера Погодаева Трест "Верхамурзолото" кое-как отстоял. По рассказу Ивана Ивановича, мастер приехал худющий, как палка - не узнать. Кашлял кровью. Он-то как-то проговорился. Китайца Ли замучали в январе 1939 в допросной Сретенской тюрьмы.
Золотодобытчик Ли Фучан родился в Китае (Шаньдуне) в 1902 году. В 1929, он и его отец, появились в Могоче. Начальник участка отпустил Ли сопроводить отца на Олёкму, к старикам...
Ли Фучан реабелитирован 27 февраля 1997 года.
Понятны слова Петруся и Владимира Прокопьевича Абрамовых о "ходях". Видимо, от них знания основ ханьской философии у тунгиро-олёкминских эвенков. Она направлена на совершенствование природной нравственности человека. Правда, есть в трактовках "небесных стихий" некоторые тонкости. У хань "человеколюбие" - дерево, а у тунгусов - ива (секта или октан); у тунгусов "справедилвость" - камень, а у хань - железо. У хань "верность" - земля, а у тунгирвэ - "почва".
21.
Год на организационную работу по созданию аппарата империи. А далее война! С 917 по 922 четырежды короткие по времени, стремительные по действиям, эффективные по значению походы в Китай.
Несмотря на грабительское попрание Поднебесной, кидани подвергались стихийной целенаправленной китаизации. Огромное значение в идеологии киданей имел советник (по сути, управляющий государством) - китаец Хань-Ей-хой. Его поддерживала императрица Шулюй, соглашаясь:"...Нечего выдумать заново! Путь проторен. Всё, что бесполезно для служения стране - прочь!"
Управленческий аппарат киданьской империи Ляо - китайского образца. Ей-хой особое внимание уделял земледелию, торговле, учреждению присутственных мест (для служебных занятий). Составил киданьскую письменность из 300 упрощённых китайских иероглифов. Благодаря советнику, строились храмы, в страну допустили буддийских монахов (их приводили в Ляо даже насильно), конфуцианцев и даосцев.
Амбагянь полностью доверял Ей-хою, зная, что всё на контроле у Шулюй.
22.
Бохай (Чжен-Грозное) представлялось Амбагяну сильным противником. Увы, к началу 10 века оно ослаблено неправильной национальной политикой. Мохэсцы - хозяева, коренной народ, дескать, так искони. А китайцы, манджуры, хисцы, согдицы, уйгуры и прочие народы, населявшие Бохай, второго сорта. Подорвало потенциал государства и противостояние эмигрантам-уйгурам. Ещё значительное явление: возникновение государства "Позднее Корё". Воодушевило крупный слой населения Бохая - когурёсцев. Они начали стремиться к уходу.
В 926 году кидани напали на Бохай. Сходу захватили город Фуюйчен. Скоро пала "Верхняя столица" - "Хухань-чжоу"
Последний король тунгусского государства Да Ин-чжуан попал в плен.
Амбагянь, уже больной, дал указание уничтожить всё "бохайское", вплоть до строжайшего запрета самого популярного среди тунгусского населения - конного поло. Образовал Восточное киданьское царство Дунданьго. Возглавил старший сын Амбагяня - Дугой (Экинь-хуан).
Находясь в покорённой столице, Амбагянь скончался.
Войны средневековья происходили не тотальным уничтожением народов, а государственных образований, сосредоточенных в наиболее цивилизованных центрах - городах и керпостях (крупных военных поселениях). В войне с Бохаем (Чжен) произошло уничтожение именно государственности, отмирающей от китаизации и национальной политики. Высокая бохайская (городская) культура, театр, поэзия, хареография, философия "переместилась" в новую, хотя и "родную" среду - в стихию корейцев - родственного народа "Чин". Вместе с тунгусским наследником Ван-ки, в Корею ушли основные носители бохайской культуры - сорок тысяч тунгусов, не считая когурёсцев. В летописях отмечается, что многие годы после падения государства Бохай, в Корею продолжалась миграция тунгусов и когурёсцев. Иные этносы старались уйти в Поднебесную.
23.
Елюй Амбагянь в возрасте 54 лет скончался в 926 году, 6 сентября. Вдова императора Шулюй не потеряла значение главного лица в государстве, теперь уже с негласным правом назначить преемника мужа. Шулюй изначально готовила к императорству своего второго сына, 24 летнего Елюй Яогу (для тунгусов он был враг, так как именно он командовал подавлениями бесчисленных восстаний бохайцев). Брат Амбагяня - Деле (Елюй Делеге) принял сторону Туюйя (Дугой) - старшего сына умершего императора (на два года старше Яогу). Императрица Шулюй отправила Туюйя усмирять тунгусов в свой удел - царство Дунданьго. А Делеге обвинила в заговоре. Его схватили, страшно пытали, а потом разорвали конями...
Со дня уничтожения государственности тунгусов в империи Ляо не было покоя. На породных территориях Чанбайшан и Верхней долины Сунгари, Амуре и Зеи продолжилась жизнь военно-племенными союзами. На освободившихся землях появились полудикие тунгуские племена (потомки сушень), обитавшие в северной стране Шивэй. Пришли эвэнкэ (Нападающие с гор). Они ещё прибывали в "каменном веке", кочевали "затаской", перенося все пожитки на себе. В пограничных районах с Ляо тунгусы-бохайцы (мохэ) и Уги (мукри) "ощетинились" - их обитание - закрытая зона, "котёл", где замешивалась новая формация тунгусского этноса - чжурчжени.
Южные бохайцы, оставшиеся на оккупированных киданями землях, при малейшем притеснении, отвечали восстаниями. Значительное в 975 году. Летописи сообщают: восстание подавлено ляоской армией. А в преданиях, на самом деле, это сражения прорыва на север. Ушло много родов. Часть осела. Другие ушли за Амур и далее, на запад - в Байкальский (Ламутский) регион, на Ангару, Енисей, Кэтэнгэл (Тунгуски), вплоть до Уральских гор (Урэл), и на север - в долину реки Лена (Илэн-бира). Аборигены-тунгусы (речь о собственно эвенках, то есть киндыгирах - узкоглазых), обитавших на территории Верхнеангарского хребта ("Мамские горы"), по утверждению эвенкийского учёного Александра Сергеевича Шубина, называли пришельцев "другими эвенками" - "хунгтул эвэнкэл".
Тётя Мила Петрова (Комарицына) рассказывала, "...дядя говорил, слышал от стариков, как будто несколько лет с Витима (Вэтэм), в обход враждебных киндыгир (витимских и чарских жуеган), кочевали разные рода до реки Чуро (приток Верхней Ангары). И уходили древней кочевой тропой на север, опять-таки к Витиму (Место - Бодайбо). Там кочевали, осваивая оленеводство на притоках Витима до середины 20 века, до начала окончательной погибели.
Фрагмент предания, записанного А.С.Шубиным:"...Одеты в матерчатые одежды, разного цвета. Обутки из толстой кожи. Вьюки на конях, на них же корзины с поросятами. "Другие" лучше нас стреляли из луков - с местными даже близко не сравнишь. Точно кидали в цель камни, резко и сильно метали ножи... Никто не мог победить их в борьбе и беге..."
24.
Прошло 50 лет после разгрома государства Бохай. В летописи эпохи Сун упоминается, император, готовясь к битве с киданями, попытался договориться с тунгусами о совместных действиях. Не получилось из-за дисперсной раздробленности племён "партизанской войной". Другая часть бывших бохайцев, большая, скотоводов и земледельцев, находилась под властью киданей. И, видимо, их устраивала участь. Не готовы выступить. Киданей смирение ввело в заблуждение. В правящем аппарате Ляо начали обсуждать проблему налогов: почему китайцы обложены до предела, а тунгусы - наполовину. Приняли решение уравнять налоги. Произошёл социальный взрыв, мгновенно. Жестокий и безжалостный бунт показал тунгусов в прежнем богатырстве, когда о них говорили: "Один тунгус, по силе и хитрости, стоит трёх леопардов!" Сотни знатных киданей пленены и жестоко замучены повстанцами. Их войско подступило к Восточной столице. Когда киданьские стражи забили в барабаны: к обороне! Тунгусы уже бесчинствовали в городе, порождая панику. В плен попали канцлер севера "Сяо-сяо-сан" и его жена, дочь императора Шун-цзуна - Нян-ян.
Вождь восставших (потомок Да Цзожуна в седьмом поколении) - Да Иенли объявил государство Си-Ляо. Двжады Иенлин пытался добитьсяч поддержки "Корё". Корецы предприняли, правда, попытку вступить в борьбу (скорее, вылазка), с надеждой отбить захваченные ляосцами земли за рекой Ялуйя. Кидани легко оборонились и начали наступление на войско Иенли. Отбить Восточную столицу, захваченную повстанцами, не удалось. Один из предводителей восставших, 1030 году, тайно связался с военачальниками Ляо. Открыл ночью южные ворота. Враг ворвался в столицу и новое государство тунгусов пало. Кидани, напуганные проявлением могучей силы сопротивления, немедленно вернули прежний уровень посильного налогового бремени.
На протяжении почти стал лет длилась агония Чжен (Бохая). И, наконец, угасло. И тунгусское государство исчезло навсегда.
(Конец пятой части)
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------