Без выходных, с 9:00 до 21:00
28.12.2022

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ- 3

28.12.2022

                                               (Продолжение)

                                                             24.

                                                       ПРИЗНАКИ

    ...Создаются "пособия" изучения родных языков. На основе разработанных стандартов. Официальные специалисты, увы, в путах системы. Чуть-чуть поменяли цель: "преподавание для знающих разговорный язык" на "слабо знающих..."

    Грамотность формулировки на совести определяющих "новый" подход. По каким критериям они определяют степень знания? И кто определил стандарт?

    Родной разговорный язык даже в информационном объёме (архаичном: корневые значения, мимика и жестикуляция) совыременные дети уже не знают, не могут создавать даже простейшие синтаксические конструкции.

    Спасение есть, если осозновать не как "сохранение", а научить "свободно роазговаривать".   

 

                                                                       25.

    Язык - Бог, душа, судьба.

    Без родного языка духовные страдания, пульсирующая неудовлетворённость, унижающая самооценка. Приводит к комплексу угнетающей неполноценности.

    Это признаки естественного или насильственного поглощения мощным этносом или прогрессивно образующейся Нацией.

    В обоих проявлениях катаклизма рождается Нация, способная противостоять конкурентам внутри Расы, а потом и внешнему миру. Как закон, одна нация, посредством языковой стихии, культивирует агрессивность, как способ выживания, невольно попадая в западню самоубийственной идеологии; другая - уравновешивает жизнетворной идеей... и всё равно стремится к единению народов мирно, эволюционным путём. Например, "Золотая" ( или "Жёлтая") раса Хань такой сверхзадачи.

 

                                                                         26.

    Преподавание в школах должно рассматривать не как курс (ознакомительный) учебного предмета (отбыли, и слава Богу!), а как возрождение национальной духовности, в том числе, способности изъясняться и разговаривать.

    "Новые" подходы, как и прежние (советского периода), проблему сохранения языков не решают абсолютно. Как можно преподавать грамматику не знающим язык, или, по "новой" концепции, "слабо знающим язык?"

    Вреднее нельзя придумать!

    Решительно, прежде всего, отойти от придуманной в тридцатых годах прошлого века системы выдающимися лингвистами, когда 99% детей жили в родной языковой стихии. Сейчас-то языковой "атмосферы" нет!

    Путь один: учить говорить.

 

                                                                        27. 

    Советская идеология всячески декларировала "национальную сохранность народов", но в особых рамках, провозгласив задачу: "...отсталые народы должны совершить прыжок через столетия, вырваться из оков исконного мрачного образа жизни..."

    Начали поомогать!

    Обрубали "корни". Уничтожалась элита во "благо" народов (борьба с шаманством, коллектвизация, раскулачивание и т.д.), учёные этнографы и лингвисты репрессировались и погибали в сталинских лагерях. Внедрялась губительная политика иждивенчества (снабжение оружием, припасами, искусственное создание рабочих мест, например, убыточное звероводство), централизация сбыта продукции охоты и оленеводства, и т.п.). Особая мера по "преодолению отсталости" - принуждение к трагическому "изъятию" детей из семей в школы-интернаты, где проводилась глубокая перезагрузка самосознания. Привело к завершению национального (полукочевого и кочевого) образа жизни - "оседлостью", определяемой стихией русского языка.

    Язык кочевников начал умирать.

 

                                                                          28.

    Обстоятельство преподавания языков коренных народов в школах - ещё один явный признак глубинной проблемы утраты самодостаточности народов, численность коих как будто возрастает или стабильно, в том числе, благодаря детям смешанных семей, имеющих лишь отдалённые национальные корни. Вроде бы прирост нормальный (добились!), однако, по факту, происходит денационализация, главным образом, ослаблением, а в городской среде исчезновением языковой стихии.

 

                                                                 29.

    Национальные проблемы во всех многонациональных государствах обоюдоострые, часто подспудные, возникающие, но непреходящие. Думать, всё само собой сойдёт "на нет" - глупо и преступно. Сопротивление денационализации неизбежно; в некотрых странах уже привело к национально-освободительным движениям.

    Сейчас, в подозрительной необратимомсти, явными признаками, начинают всплывать из глубин общественного сознания, понимаемое властями как центробежная (сепаратизм) идеология, то есть преступная. На самом деле, востребованность совершенно в другом. В сохранении национальной духовности, возможной только в рамках своей религии и традициях, сформированных тысячелетиями. Необходимость, скажем, в ограниченной конфедеративности в национальных сферах. Недавно в республиках выявилсоь недопустимое, показав всю неопределённость национальной политики и страдания интеллигенции: надо что-то делать?! Речь о принуждении изучать родной язык. Совершенно бессмысленное действие при существующей программной системе и отсутствием мотивации. Всё более объективно укореняется убеждённость большинства: "уничтожение языка - уничтожение народа". Притягиваются политические значения, имеющие анетинациональные идеи. К примеру, "родные языки находятся в конкуренции с русским".

    Русский язык - цивилизационный язык, во-первых, а во-вторых, он родной (естественное явление двуязычия и даже триязычия), сформировавшейся славянской, тюркской, финно-угорской и монгольской языковыми лексическими потенциалами, родной язык для народов России, образующих формирующуюся нацию "Русские".

    Дошло (проблема "принуждения") до Президента страны. Он, по сути, отстранился от непростого: духовного страдания людей, переживающих умирание родных языков. Отписался правом выбора (учить язык или нет) родителями, не вдаваясь и "успокоив" формальную часть (повод) проблемы, не разглядев духовное "брожение" в душах народов Якутии, Башкирии, Татарстана и др.

 

                                                                 30.

    Такая политика (полное отсутствие результативности) приводит как раз к неумолимому уничтожению языковой стихии, быстрому кменьшению носителей. А изучение, например, языков малочисленных народов РФ становится уже откровенной профанацией. При этом многие преподаватели языка не знают.

    Обратимся к статусу. С одной стороны, по модели №3, изучение яязыка декларируется как учебный предмет, то есть вроде как обязательный, на самом деле, по выбору родителей и учеников, факультатив (не обязательный). По твёрдому убеждению родителей ( и они правы!), лишний, абсолютно ненужная нагрузка на ребёнка. Учебная программа и без того перегружена, в условиях постоянного эксперимента (бесконечные изменгения в рамках ЕГЭ, в предметных программах, методологиям и пр.) и похоже, что нет ему конца. Вторая причина негативного отношени родителей: непонимание: "чему учат?" И, главное, зачем? И где результат?

    Нельзя сказать, что языки МН уже окончательно "мертвы". Но по определению уже таковы, поскольку не используются в обеспечении национального Бытия. И утрачено древнее отношение: язык - "духовная необходимость".

 

                                                                 31.

    Исчезновение (из этнической среды) языков коренных малочисленных народов РФ - факт. Более того, "под угрозой исчезновения" языки крупных российских этносов: чувашский, башкирский, адыгейский, калмыцкий, удмуртский, коми, тувинский, якутский... Явно прослдеживаются такие признаки в других яхыках, особенно, среди городского национального населения. Быстрое и существенное уменьшение носителей у всех народов. Проявляются и в Бурятии. За короткое время, с момента отслеживания, на 10 тысяч носителей стало меньше; процесс ускоряется.

    Главные причины: прекращение передачи яязыка от поколения к поколению из-за замирания общения на родном языке в семьях; отстранённое отношение к языку внутри общества - отсутствие социальной востребованности.

 

                                                                 32.

    Итак, национальная политика пуста для народов, разукрашена пафосом, с оттенком национализма и признаком сегрегации ( см. Конституцию РФ). Скрыто и явно давлеющая и определяющая цель "поглощения", то есть единение народов в нацию. Отвращающая политика как бы "сохранения языков" - мера успокаивающая этническую общественность.

    Многолетние наблюдения выявили полную бесполезность и фиктивность изучения родных языков в школах. Методология вызывает, продолжая о мотивации, у детей сильнейшее отторжение. Поэтому уроки, где они обязательные, превращены в "отбывание".

 

                                                                  33.

    Чтобы понять себя, свой народ, культуру - необходимо проникновение в космический мир постижением родного языка. Поэтому изучение родного языка - ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ.

    Пройдя священный этап, личность готова к осмысленному получению мирового опыта (технического и гуманитарного), обретение становления сверхзадачи, ради которой явление в мир сего человека. Для всестороннего развития полноценного гражданина русскоязычного мира (или иного), то есть современной мировой Цивилизации, необходимо доскональное знание цивилизационного языка ( у нас: русского). Здесь мы подошли к наиважнейшему закону современного мироустройства. Его чётко сформулировал президент Белоруссии - Алпександр Лукашенко. Смысл: кто утратит русский язык - тот потеряет разум, кто утратит родной - потеряет душу!

    Ни о какой конфронтации языков, когда русский объективно вытесняет родные не может быть и речи. Здесь самая обычная ущербная национальная политика. Двуязычие в современном мире текущей Цивилизации - единственная возможность национального развития народов, если, конечно, отношение к родным языкам кардинально изменится.

 

                                                                  34.

    Чтобы уйти от вранья и тупого отношения к проблеме сохранения языка, надо признать, что за последние 30 лет, в основном, языки малочисленных коренных народов, как мыслительно-духовные стихии, исчезли. На отдалённых территориях есть носители ограниченного (обмен бытовой информацией) разговорного языка, с небольшим запасом слов. И ещё. Большинство из заявивших во время переписи о знании языка, могут произнести с десяток фраз, коверкая, искажая смысл. Многие из них, по их утверждению, как бы знают: дескать, говорить не могут, но понимают...

    Сохранение языков коренных малочисленных народов (честнее сказать, "возрождение"), без общения в семьях, не может быть решена, если не спровоцировать социальную востребованность ( в рамках национальных республик).

    Все учебные программы, призванные осуществить государственную задачу, поставленную Указом Путина В.В., не просто ущербны, вредны! Строились и строятся из расчёта на учеников, знающих разговорный язык. Нынешние разработчики осчторожно признают, что система никуда негодная, из лукавства и желания убедить, что не всё потеряно и для их деятельности "поле живо", формируют тоже самое, но с признанием упадочности: "для слабо знающих родной язык".

    Если не лицемерить, то нужен радикальный подход, исходя их опыта межнвационального общения, изучения языков толмачами далекого прошлого:

    1. Карьерный рост внутри национальной группы (в республике, в округе, в общине) только при знании родного и русского языков.

    2. Для полноценного официального определения национальности человека - владение родным языком.

    3. Отказаться решительно от грамматического принципа преподавания языка. Поставить сверхзадачу: не иметь представление, а научить разговаривать, с внедрением идеологии "духовного (языкового) образования".

    4. Для каждого возрастного уровня разработать ситуационные учебники-разговорники, позволяющие воссоздавать на родном языке злободневные события жизни малышей, а потом и подростков, обсуждать их. Состав учебника: а) фразеологизмы общения; б)толковый словарь всех использованных слов; в) принципы перевода подстрочного и адекватного русскому языку. При фразеологическом освоении конструкций общения и жизнеобеспечения, закрепляя, например, суффиксальный (агглютинативный) способ словообразования эвенкийского языка, волей-неволей будут осваиваться "правила произношения" (фонетика), ударение, лексика, морфология и пр., но без какого-либо специального акцентирования, постепенно создавая атмосферу общения на родном языке, категорически избегая, особенно, в начальных классах, бессмысленное запоминание правил и отдельных слов.

 

                                                     (Продолжение следует)

 

                                      Александр Гурьевич Латкин.

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                      

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: