+79503886920
Без выходных, с 9:00 до 21:00
30.08.2022

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

30.08.2022

                                                         1.

    Не знал, Дарима, как Вам ответить. Ведь сам-то смирился, ассимилиционный процесс объективно, за последние тридцать лет, завершился. Исчезновение малочисленных народов уже за "точкой невозврата". Боялся оскорбить вытекающим: чья очередь? И вот вчера, Президент России В.В. Путин, встречаясь с бодреньким нацчиновником, согласился с ним, что "Россия никогда не была колониальной страной и в ней всё прекрасно, мы все плечом к плечу" и прочее "что изволите?!"

    Безответственность, дилетанство, показуха!

    Вот Вам и ответ, исчерпывающий, беззастенчивый.

    О колонизации. Она гораздо сложнее и трагичнее, чем в других странах.

    С.В. Бахрушин, выдающийся русский учёный, автор фундаментального труда "Колонизация Сибири в 16 и 17 вв.": "... русское продвижение за Урал, в ранние времена... происходило двумя способами. Впереди, из года в год ходившие на промыслы купцы и охотники проторивали дорогу, постепенно обратившуюся промышленными слободками и зимовьями. Вслед шёл крупный предприниматель, обосновывался на вновь открытых землях и, пользуясь, как базой, ... продолжал захват населённой инородцами территорий. Государство вступило с завоевательными целями значительно позже. И Новогородская республика, и Московское государство... предпочитали использовать результаты деятельности частных лиц..."

 

                                                             2.

    Государственная колонизация Сибири. Вольное уничтожение туземцев "под пень": разбой (ограбления и убийства), лишение скота и земли. Невольное: заражение оспой, корью, тифом, туберкулёзом, венерическими заболеваниями.

    Издевательство продолжается. Безграмотные или лицемерные журналисты, депутаты ГД, нацчиновники, граждане, воспитанные в заблуждениях. Дескать, вы должны быть благодарны. Вытащили из "мрачной дикости", дали вам письменность, образование... Лицемерие и необразованность потрясающие, когда начинают "благородно", с яростным блеском в глазах, осуждать США - "как плохо американцы отнеслись к индейцам!" А мы вот другие, хорошие (телепрограммы "60 минут", РЕН ТВ и др.), дали вам счастье, языки сохранили,  культуру, процветание... Эвон как отплясываете и завываете!

 

                                                                 3.

    Проиллюстрируем судьбой некоторых народов. Никакой необходимости убивать их не было. К 18 веку истреблены крупные тунгусские племена - Первый Летний, Чапогирский, Панкагирский. Прежде густо населённые долины Енисея, Верхней Тунгуски (Ангары), Нижней и Подкаменной Тунгусок обезлюдили. О численности погибших на "мёртвых" стойбищах в глубине тайги по всей территории Сибири - нет. Много! Например, в крупном енисейском племени заболело, заражённое колонизаторами, 965 человек. 545 умерли. 420 выжили, но спустя стали умирать от осложнений. Повторяюсь, по отчётным запискам, ситуация с повальной гибелью повсеместная. Там же, на Енисее, при второй волне нашествия, от одиннадцати основных родов остались одни названия. Началось яростное сопротивление. Казаки стали убивать подряд тунгусов-мужчин. Без кормильцев и из-за отстрела колонизаторами оленей на мясо, тунгусы впали страшный голод. Н.В. Латкин в книге "Енисейская губерния" говорит о голоде тунгусского населения, упоминая значительные, до 500 человек, племена, в том числе "Турыж": "Турыжский род тунгусов вымер с голоду, без остатка".

 

                                                                 4.

    Движение русских колонизаторов на восток жаждой наживы разбоем, разожгло национально-освободительную войну с захватчиками. Царское правительство, справедливости ради, заперщало жестокое насилие над туземцами. Никто не внимал! Стремление обогатиться, дёшево и сердито!

    "Стычки с инородцами уже нельзя прекратить. Беспрестанная война, - справедливо писал русский историк Н.И. Костомаров, - наполняет всю историю Сибири".

    От Енисейска колониальное направление сместилось на юг. Жестокая война унесла множество жизней тунгусов, вооружённых лишь луками и короткими копьями. В войну (1621 г.) втянуты качские татары, поддержанные киргизами, успешнро сопротивлялись. Но ошиблись, выйдя из "засадной обороны", напали на Красноярск. Силой огнестрельного оружия татары разбиты и покорены.

    В 1629 г. колонизаторы победили древний сибирский народ Камаш (Камашей), затем народ Тубин. В это время сотник Пётр Бекетов на реке Тунгуске и Илиме столкнулся с бурятами, искусными стрелками из лука. Бекетовцы прославились убийствами инородцев. В Сибирский приказ сообщалось в Центр, что Пётр Бекетов " с служилыми людьми убили на реке Ока 90 человек бурят и тунгусов". Продвижение застопорилось. Следующая попытка покорить бурят совершена отрядом Хрипунова. Жестокие бои на берегах Ангары заставили колонизаторов отступить.

    В 1631 г. атаман Порфирьев возвёл Братский острог на Ангаре, как ставку в разгоравшейся войны с бурятами.

 

                                                                   5.

    Наткнувшись на серьёзную воинскую преграду, колонизаторы устремились по древнему миграционному пути на Лену (Илэн). Сначала атаман Галкин. За ним Бекетов (1632 г.). Он увёл отряд ниже по реке и построил Якутский острог (Якутск). Похоже, обретя кровавый опыт в боях с бурятами, начал соображать, благосклонно относился к дружелюбию местных народов. Якуты охотно налаживали с русскими торговые отношения. Но, как Вы знаете из прошлых наших суждений, Бекетова сменил атаман Галкин. О содружестве уже и речи быть не могло. Началось жестокое порабощение. Якуты восстали, попытались сжечь Якутск. Потерпели поражение. Многие ушли с Лены, спасаясь от репрессий.

 

                                                                     6.

    Колонизаторы всюду искали легендарное великое озеро Ламу (Байкал), грезя о богатствах золотых залежей. Только в 1643 году, прорвавшись, озеро обнаружили объединённые военной целью отряды Курбата, погодя основавшего Верхнеленский острог, и атамана Василия Колесникова. Отделившись, со своим отрядом, Колесников добрался до устья Селенги. Его тупая жестокость к бурятам привела к ответу. Все русские охотники и пашенные крестьяне, пришедшие вслед за служилыми, погибали большим числом.

    А ведь пришествие русских ожидалось в определённых слоях сибиряков. Глубинные родственные связи? В 14 веке "лучер" или "луча" (дючер, ручар), пригнанные с запада пленённые славяне и финно-угры, за века "растворились" в этносах Забайкалья, Халхи и Китая, а также в тунгусской этнической среде Амурского региона. Часть русских, по преданию, вышла по Амуру в Тихий океан и мигрировала в Северную Америку. Ждали "ручар" (луча) как спасителей от "ханского гнёта". А пришли убийцы и насильники. Колесников, потерпев два поражения от бурят, укрепился на Селенге, ожидая помощи из Верхнеленского и Братского острогов. Предводитель бурят Батор (Шинтагур?), обратился к чилчагирскому Нгамактэ (Вождю комаров). Чилчагиры в середине 13 века, спасаясь от "чёрной оспы" (ювэктэ), пришли с Вилюя - с притока Жуя, получившего во время эпидемии второе название - "Чу" - Страшная. 300 лет эти места не заселялись - табу. Да и в 19 веке исследователь Маак удивлялся безлюдностью прекрасных тех мест... По преданию, расселившись на Правой и Левой Маме, в 16 веке и на Верхней Ангаре, тунгусоязычные чилчагиры (ойратских корней) докочёвывали до Селенги. В переговорах с бурятами, выяснилось, что казаки и сам Колесников много навередили тунгусам. Чилчагиры попросили Батора достать вещь Колесникова. Он, в бою, потерял шапку. Её и принесли. Ночью, чилчагир по имени Ханян и с ним два бурята-лазутчика, пробрались в лагерь Колесникова. Ханян в кромешной тьме балагана нашёл по запаху атамана. Ударом вбил в рот деревянный кляп. Лазутчики запихали бессознательного атамана в мешок и незамеченными ускользнули. На рассвете пленника передали Батору...

 

                                                                    7.

    Официальная история Сибири удивительна потому, что вовсе не история, а идеологический вымысел, причём вопреки истинной истории, закреплённой трудами выдающихся русских учёных. Официально, по идеологии, например, Е Хабаров - выдающийся первопроходец, первооткрыватель Амурского края, путешественник и прочая выспренняя бредь. На самом деле, кровожадный бандит и убийца. Заметьте, для России, он нанёс величайший вред. После его деяний Россия, в массе туземцев, встречавших русских как долгожданных гостей, потеряла Амур на сто лет. Правда, важно другое: весь век в регионе русских просто убивали, называя "хабарками" (хабалками).

    Амур для русских "освоен" Васлием Поярковым задолго до Ерофея Хабарова, явившегося в Якутск спустя пять лет. Экспедиция Пояркова длилась 3 года. Два по Амурскому региону, Амуру и морю. После Пояркова другие группы русских землеискателей уходили на Амур - в царство дауров - бурят. Много было самостийных первопроходцев. Но большинство вольные охотники, формально разрешённые. Выбирали начальника (для властей: ответственное лицо), подавали челобитную царю. Получив разрешение от воевод, отправлялись "на поиски новых землиц", находили удобные места и селились. Озлобленные бандитом Хабаровым туземцы, позже, безжалосто убивали поселенцев, сжигая зимовья и острожки. Были официальные экспедиции, испытавшие последствия вояжей Ерофейки. Например, в 1649 году в даурские земли "ходил" Илларион Барабанщиков (Ларка), с 22 товарищами. Барабанщиков собирал сведения об Амуре и тамошних народах. Среди туземцев они воспринимались уже как враги, о чём сообщил в докладной, сетуя на Хабарова, предшественника годом ранее..

 

                                                                     8.

    К 1648 году все миграционные пути на Амур и Силкари (Шилку) были уже известны.Открытия почему-то упорно приписывают кровавому Ерофейке. Хабаров, в 1648 году, спустя пять лет после "открытия" Амурского края В. Поярковым, прозванного туземцами "поганым", так как его казаки ели пленных, с сотней вольников отправился в Даурию, разграбил пять городков, где их поначалу встречали как дорогих гостей. Вернулся с награбленным в Якутск. В 1651 г. организовал новый разбойничий поход на Амур, чиня на пути кровавые преступления: мужчин уничтожал всех до одного.

    Подвиги Хабарова были известны колониальным властям. И в Москве тоже. Но за его спиной стоял сговором воевода якутского острога - Дмитрий Андреевич Францбеков. Именно он финансировал второй набег на Амур "пашенного крестьянина, устюжанина Ярофея Павлова Хабарова-Святитского". Официальные историки бандитский вояж называют военно-промышленной экспедицией, а колонизацию "добровольным присоединением". Жестокий, бессмысленный и опустошительный набег на Олёкму и на Амур, если только уничтожение туземцев не было приказом сверху. Хабаров на Амуре жёг даурские селения, забирая всё ценное. В документах говорится: "Побивал "в пень" инородцев, захватывал женщин и детей в полон, собирал ясак..." Историк Бахрушин подчёркивал: Хабаров преследовал интересы и выгоды собственные и своего благодетеля (и финансиста) Францбекова, "радея своему прибытку".

    Когда пошли донесения о втором кровавом набеге (и др. делах Хабарова и воеводы, в разборках с противниками), открывая масштабы насилия, правительство России вынуждено вмешаться. Хабарова доставили в столицу, главным образом, чтобы уличить в преступлениях Францбекова. Царь Алексей Михайлович (Тишайший) никак не хотел верить, что бойня на Амуре была организована воеводой и все награбленные богатства присвоены. Ерофей Хабаров, в обмен на свободу, "сдал воеводу с потрохами". Францбеков разом лишился всего. До конца жизни, можно сказать, нищенствовал в поместье. Хабаров отправлен в Усть-Илимск. Нарушив царский запрет "появляться на Амуре", попытался "туда сбегать" за спрятанными ценностями. Он добрался до Олёкмы, хотя его не узнали, всё равно был схвачен, как "хабарка", и жестоко казнён "нидгэ" (способ вытаскивания кишечника из глухаря),

 

                                                                  9.

    Продолжалась война в Бурятии. В докладных: "Вверх по Ангаре дальнейшее наступление замедленно. Отчаянно сопротивляются обитающие по верхнему течению монгольское племя бурят - "братские люди".

    Братский острог постоянно подвергался нападениям. В  1635 году буряты дали первое серьёзное сражение и полностью перебили русский гарнизон.

    Непрерывная освободительная борьба вызвала переселение значительной части бурят на юг - на земли халханских монголов. Неуспевших уйти, удерживали насильно, совершая показательные массовые казни. Журнал МВД (часть первая, от 1844 г. стр.135-136), подчёркивая повсеместность удержания в "узде" колонизированные туземные народы, сообщал: "Над ними (бурятами) произведена была расправа, В ДУХЕ ТОГДАШНЕГО КАЗАЧЕСТВА". Зверски убили более двух тысяч детей, женщин, мужчин - бурят онкотского рода. Журнал заключил: "После-того исчез совершенно безпокойный родъ Онкотовъ".

    Одно из первых ( о стычках, кратких и первых боях на Ангаре умалчиваем) кровопролитных сражений - бои с казаками Василия Колесникова на Селенге. Затем ангарское, поддержанное верхнеленскими и ольхонскими родами. При Иване Похабове русские колонизаторы проводили беспрестанные грабительские рейды, разоряя мирные бурятские улусы. В 1654 восстали буряты-икинаты. Они осадили Удинский острог. Через год в войну вступили нерчинские тунгусы - перебили казаков и сожгли Иргенский острог. В 1658 г. снова восстала Балаганская степь. Зверства Ивана Похабова и сотоварищей его, грабежи бурятских улусов, убийства мужчин, увод жён и детей в рабство. Похабов продавал пленников в рабство промышленникам. Возобновили борьбу окинские буряты. С 1693 года в войне наметился перелом. Положение русских колонизаторов усложнилось. В войну вторглись хорошо организованные воины бурят-хондогоров. Ими командовал князь Богатей. В течение 5 лет хондогоры громили русские поселения и крепости. В 1696 бурятские отряды Шинтагур-Батора осадили Тункинский острог...

    При начале правления Петра 1. отношения с колонизаторами резко обострились. Молодой царь требовал победы. Казачьи отряды были усилены. Буряты Балаганского острога ушли от "диких зверств и насилий" Христофора Кафтырова. В 1696 убежали буряты из Верхнеленского острога. Восстали "иркутные" буряты и осадили Иркутский острог.

    Пришедшие из Халхи (нынешняя Монголия) монголоязычные Хори, поддерживали бурят, но в войну не вступали, за исключением одного раза, претерпевая бандитизм казаков и крестьян. Наконец, зверства русских колонизаторов заставили Хори, как народ не участвующий в войне, но представляющий всех бурят, направить делегацию 11 хоринских родов к Петру 1, под руководством Бадана Туракина. Царь, наконец-то, получил полную картину происходящих событий и решительно встал на сторону народов: бурят, хори и монголов. Указ Петра 1 был обнародован 22 марта 1703 года.

    Военные столкновения пошли на спад.

    Покорение бурят не состоялось.

 

                                                                      10.

    В 2022 году двести лет как окончилась колонизация и началось присоединение к России сибирских земель, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Разработана и внедрена в 1822 году "национальная политика" (ныне двухсотлетний юбилей!), регламентированная "Уставом об инородцах..."

    Национально-освободительное движение, катастрофическое вымирание сибирских народов, длившееся с начала 17 века, вынудило царское правительство Александра 1, под давлением русского дворянства, озаботиться судьбой коренных народов. Новое явление (национальная политика) сформировано М. Сперанским и др. как программа-закон, со строжайшей неприкосновенностью земель аборигенов.

    С 1822 года за бродячими и кочевыми племенами "утверждались во владение земли ныне ими обитаемые". За 6-7 лет "отзывчивая" национальная экономика (первобытная) восстановилась: жизнь кочевников вернулась к самостоятельному жизнеобеспечению. Привело к интенсивному росту численности туземного населения и соблюдению "обычных законов".

    Бродячие инородцы - кочующие по определённой территории, без привязки к определённому стойбищу.

    Кочевые инородцы - кочующие по определённой территории, в замкнутых границах.

 

                                                                    11.

    За короткое время, с 1822 года и до 60-х годов исконный образ жизни кочевых и бродячих тунгусов полностью восстановился. Положительно сказалось на всём тунгусском населении. Возобновились поставки дикого мяса (укрепилось сохранение домашнего поголовья), лечебного биосырья, дикоросов, шкур и кож за муку, просо, масло, жир, араки (молочную водку) и пр. Очень выгодный товарооборот для обеих сторон. Выгода наиважнейший фактор сплочения. Статусное разделение на "оседлых" и "кочевых". Оседлые, по "Уставу об инородцах" привелегий не имели. Но по нему же могли брать у кочевников необходимые участки в аренду (покосы, луга для выпаса, водоёмы для ловли рыбы и пр.). Представители оседлых тунгусов и др. национальностей предпочитали заниматься земледелием и скотоводством, многие сезонно работали на золотых приисках, на ловле и реализации рыбы, караванщиками, на заготовке грубых кормов, носильщиками, лесозаготовителями и т.п. Второе стимулирующее измерение национальной политики (М. Сперанский абсолютно прав): если не ведёшь исконно национальный образ жизни, то никаких льгот - плати налог и арендную плату!

    В период действия царской части национальной политики благополучие очевидно. Кочевники, в среднем, имели от 100 оленей; среднего и малолого достатка - от 25 до 50. Оседлые мурчены (скотоводы, конные тунгусы) - до 150 голов скота и 40-50 коней.

 

                                                                 12.

    Благоплоучие кочевников 56 лет. Цивилизация трагически и неизбежно (Устав начали нарушать повсеместно, допуская широкие контакты туземцев с переселенцами, арендующих луга для сенокошения) вторглась в древний мир сибирских народов. На прибайкальскую и забайкальскую территории переселнцы очередной волны принесли новые инфекционные заболевания. Грянули три опустошительных эпидемии сибирской язвы. По первым двум нет документальных данных. Предания заставляют содрогнуться. Исчезли многочисленные группы тунгусов, например, нерчинские и нижнесилкаринские (шилкинские), а также витимо-тунгирско-олёкминские. При третьей, только в Баунтовской инородческой управе, с 1894 по 1917 пало две тысячи триста оленей. А на богатых оленеводческих северных территориях, из тысячи семисот животных, не осталось ни одного оленя. Началось тотальное вымирание тунгусов. По побережью Байкала, от Турки до Верхней Ангары, погибло от болезни и голода 1200 эвенков.

 

                                                                 13.

    Арсеньев Владимир Клавдеивич (широко известен как автор произведения "Дерсу Узула"), в начале 20 века возмущался тягостной жизнью орочей и удэгэ. Их беспощадно "эксплуатировали" китайцы. После революции, находясь на властных постах национальной политики, вынужден признать: жизнь изучаемых народов обрушилась: "После гражданской войны орочи впали в бедность, не приспособившись к новым условиям жизни". Вот ещё факт. На северах Бурятии (включая Бодайбо и верхний Витим), после 1917 года, из 9 тысяч, проживавших в 19 веке, осталось 800 тунгусов.

    В новых условиях, официальные сведения, экономическое состояние ухудшалось год от года. Предеседатели туземных советов, такие как баунтовский - С.И. Семириконов, докладывали тревогу: "Эвенки вым ирают семьями и родами. Хозяйства и общее благосостояние тунгусов пришли в упадок".

    Что за новые губительные условия?

    Они определились национальной политикой, отменяющей царскую, основанную на "обычном праве малочисленных народов". Взамен ввели "коммунистическую": "...нет народов отсталых, а есть народы, задержанные в своём развитии из-за неблагоприятной социально-политической обстановки классового общества". В решениях 12 съезда РКП (б) закреплена историческая установка-приговор: "Необходима действительная и длительная помощь извне, поскольку народы не способны подняться на высшую ступень развития".

    Из старого уклада, до 1927 года, выжившее  малочисленное население кочевое и бродячее (к этому времени они практически стали тоже кочевыми) поддерживалось в неплохом благополучии, за счёт арендной платы за спенокошение и рыболовство на озёрах и реках, находившихся на владениях кочевых аборигенов. Арендаторами были "оседлые" тунгусы и российские переселенцы, а также поселенцы, оставшиеся в тайге после тюремного заключения. Плата взымалась в стабильных изначальних расценках. Деньги шли на уплату подати государству, освобождая от изъятия средств  самих коевников. Выгодно. К примеру, в 1922 гооду родовым Советом Баунтовского аймака (района) собрано: за рыболовствол 68 рублей, а за сенокошение - 480. На подать за 129 мужчин ушло по 3 рубля за одного плательщика - в общем 387 рублей. В доходную часть рода, того или иного, входила ещё арендная плата с золотодобычи на землях тунгусов-кочевников.

 

                                                               14.

    Осенью 1926 года от высшей власти грянул резкий переход к "советской национальной политике". Удар направлен по снабжению.Торговые организации, имевшие товарно-денежные отношения с кочевниками и оседлыми, очень честные и надёжные, ликвидировали. Уничтожение прочных коммерческих связей привело к серьёзному падению благосостояния. Кочевники, лишённые необходимых товаров (особенно, припасов для охотпромысла), стремительно нищали, выживая "гостями" у ороченов-оленеводов. Экономический Совет РСФСР, вняв ситуацию, снабжение товарами охотников, оленеводов, рыбаков возложил на созданный "Кооперативный союз". Не сработало. Далеко, неудобно, не по сделанным заранее заказом (бери, что дают!), да ещё и в ограниченном количестве. Расцвела подпольная торговля-снабжение. Тогда решительно запретили тунгусам продажу пушнины частным лицам. Мало помогло, несмотря на жёсткие наказания, вплоть до расстрела. Выход нашли: раз кочевник не идёт в кооператив, тогда кооператив должен пойти к кочевнику: "Кооперативный союз" построил "Пушные фактории" в удобных для таёжников местах. Второе привлечение. Фактории кредитовали промысловиков необходимыми припасами и товарами. Частный товарооборот прекратился вплоть до девяностых годов 20 века. "Коопсоюз", как система, был единственной организацией, диктующей ценовую политику (часть национальной - раздел "выгода"). Кочевники, похуже, конечно, не как при царской национальной политике, но всё-таки зажили, имея возможность закупать оленей на северных территориях (Якутия)...

 

                                                                  15.

    По оседлым. К 1925 году скотоводы и земледельцы вышли на новый уровень экономического развития. Увеличилось число середняков, имеющих от 20 до 50 голов скота. Число батраков, обездоленных собственным безволием, ленью, праздностью, тоже росло. А богачи, можно сказать, процветали. Вот известный Куроткан (Курэткэн) Джегиулов и его сын Галчей, по совокупности, в 1925 г. имели 245 голов скота, 50 лошадей и много пахотной земли. Скотоводы жили и работали, руководствуясь обычными законами, не допуская на свои станы (своеобычные миры) посторонних, изоляцией избегая эпизоотий, без какого-либо давления извне. Этого принципа "не мешать и не вмешиваться" без экономической необходимости, придерживались первые аймачного уровня представители "Комитета Севера". За это они и поплатились (преступно проглядели "эксплуатацию") скоро, навсегда исчезнув в сталинской паутине страшилища Паука. Конечно, в национальной политике того краткого периода отношения к скотоводам было иное, чем к кочевым, так как конные эвенки-мурчены не входили в категорию "национальные меньшинства". Аргументировали: "Их хозяйства на достаточном уровне и ничем не отличаются от бурятских. А "бедняки" сознательно отказываются вести собственное хозяйство, предпочитая работать по найму, не испытывают недостатка в проживании..."

    В государственной поддержке им было отказано.

    Что касается кочевников, соблюдавших "обычные законы", предостерегавших постулатами от "заразных" контактов с колонизаторами, осторожно, через посредников-родственников, всё-таки стали участниками жизнеобеспечения "Пушными факториями".

 

                                                                  16.

    Неизбежно в верхах исполнительная власть обрела личностный характер, что, по одному из законов социума, приводит к узурпации власти и к авторитаризму, подавляющему законы эволюционного развития общества. Обеспечивают авторитаризм, как и всегда, функционеры-дилетанты. Личность власти - революционна. И отлаженный мир в одночасье, "по росчерку пера" больного Сталина, рухнул. Ленинская кооперация (грандиозный проект экономического развития) замещена "сталинской коллективизацией". Официальные учёные, чутко ощущающие вибрации авторитарной власти, считают колхозы одной из форм кооперации. Дурость. Кооперация - добровольное объединение в экономическую организацию. Противоположность насильственной коллективизации. Кооператив В.И. Ленина (он использовал классическую концепцию объединения усилий в выживании) - организационно-экономическая форма сообщества товаропроизводителей, с бережливым и справедливым учётом ЧАСТНОГО интереса. В том числе, как писал Ленин, "частного торгового интереса". Правда, при государственном контроле, обеспечивающим соблюдение "общих интересов" (налоговая политика). Колхозы, как раз, являясь насильственными объединениями, подчинены именно "ОБЩИМ ИНТЕРЕСАМ", на основе идеологии узурпаторов власти. Без "интереса частного" свободное объединение - утопия! Но именно она альфа и омега национальной политики сталинизма, что полностью внедрено в нацполитику путинизма, то есть "мёртворождённая бездейственность", требующая беспрекословного идеологического подчинения.

    Кооперативный план В.И. Ленина взят на вооружение экономистами. В различных формах реализуется во многих странах мира, кроме России. Конечно, в 80-х кооперативное движение как будто возникло, но в уродливости дикого капитализма. Коллективизация эвенкийских хозяйств имела свою специфику - проходила без обобществления труда и орудий производства. То есть создавались "простейшие производственные объединения - ППО". В него входили люди одного административного рода и они совместно пользовались охотничьми угодьями и пастбищами.

 

                                                               17.

    Следующий этап национальной политики, уничтожающий исконный образ жизни и обычные законы (искоренение народа), начался весной 1929 года. Явилось порождение сталинизма - " Товарищества". В них принимались исключительно бедняки. В документах подчёркивается: " В большинстве своём, кроме рук ничего не имевших". Надо сказать, что с трудолюбием, с необходимой дальновидностью хозяйской, с пониманием, что "день год кормит" - у них туговато. Их бравурный девиз: "Будет день, будет и пища!" Они любили водку. Собрания их проходили под рюмочку и чаще всего заканчивались драками . На них опиралась советская власть. Произведен передел территорий. Наиболее продуктивные охотничьи угодья получила беднота, теперь поимевшая значительные государственные льготы. "Товарищества бедноты" получали кредиты, чего лишались частные артели. При этом "товарищества" едва существовали, материально и физически, в отличие от артельщиков. Частными объединениями руководили трудяги, обозванные в советских источниках "богачами-эксплуататорами". Артели составляли родственники главы (хозяина), наёмные пастухи и охотники, зарабатывающие по обычному закону оленей для самостоятельного кочевья.

    Сотрудники Российского общества Красного Креста и наркома здравоохранения, обследовавшие хозяйства и быт тунгусов Прибайкалья и Забайкалья, кроме всего, отметили, что "в родственных объединениях не увидели унылых и болезненных лиц. Все, и родичи, и "гости" (наёмные работники) в хорошем настроении, одеты прилично и достаточно..."  Далее: "...члены товариществ разительно отличаются. Угрюмые, плохо экипированные, говорят громко, других не слушают, перебивают друг друга. О хорошем благосостоянии этих лиц ничего сказать нельзя..." Сотрудник Красного Креста Л. Огнит, выступая с осуждением "предрассудков" эвенков частных артелей, всё-таки, не пылая симпатией к частникам, вынужден подчеркнуть, что "нельзя сказать об эксплуатации бедных богатыми. Отношения строятся на почитании главы, как мудрого, справедливого, учитывающего интересы каждого. Никакого принуждения оставаться в объединении, нет. Пастухи и охотники боятся быть изгнанным и за нарушения обычных законов. Употребление алкоголя замечено только в праздники - два-три раза в год..."

 

                                                                   18.

    Вопреки результатам исследований, докладным запискам и просьбам, власть экспроприировала (1931 г.) оленей у "богатых". В 1932 году все эвенкийские, и русские тоже, артели перевели в приказном порядке на "Устав сельскохозяйственной артели". Обобществление оленей провели у всех тунгусов (у некоторых оленеводов поголовье доходило до 500 оленей, а после зимнего забоя - 350). Отнятых животных передали "Товариществам бедноты", которые стали "сельскохозяйственными артелями".

    1932 год ознаменован резким обострением "борьбы с кулачеством". В донесениях Революционных исполнительных комитетов: "Основная масса бедноты плохо организована и находится в экономической зхависимости от крупных оленеводов..." Немедленно принято ужесточение: обложили оленеводов повышенными налогами, с приказом " по возможности оленей богачей отбирать..." Орочены сопротивлялись. Продавали оленей на мясо приискам, рыболовецким бригадам "Гослова", угоняли в недоступные "красным комиссарам" территории. Нужда многих ограбленных властью заставляла терпеть, вступать в "Сельхозартели", чтобы получить возможность авансироваться на охотпромысел. В артелях царил "беспредел правления", под командованием бедняков, любивших "выпить и поплясать".

    В недоступной тайге продолжали существовать национальные экономические сообщества. Например, в Витимской тайге кочевал оленевод (богач) Даргочеев, ему подчинялись десятки пастухов отдельных стад Даргочеева. Так продолжалось более 20 лет. Исчезло со смертью хозяина. В тунгиро-Олёкминской тайге кочевали орочены Лангчаги П.Н., с которыми поддерживал связь четырнадцать лет, подолгу жил и работал у них. Ещё несколько семей (Даниловы, Забзигировы, Маччакитовы) в довольстве и радости исконной жизни просуществовыали до семидесятых годов 20 века, до строительства БАМа...

    Всё распалось, пошло прахом и "кануло в лету".

    Более всех пострадали от коллективизации оленеводы- середняки. В колхоз они не вступали. Их лишали избирательных прав, медицинской помощи, возможности авансироваться перед охотой и т.д. Наконец, середняцкие семьи, имеющие до 50 оленей, отнесли к "кулакам". В Северобайкальском аймаке раскулачено 56 семей. Отбирали скот, коней, оленей, обязательно лишали жилья, передавая бедняцким семьям.

    Уничтожение ороченской культуры привело к большим потерям. К 1934 году поголовье оленей по всем аймакам сократилось на 81,2%. По Сибири - на 68,8%. На севере Бурятии утрачено более тысячи оленей. Назначили расследование. Вывод: "Олени разбежались из-за отсутствия правильно поставленного выпаса".

    Принуждение к оседлости завершено за восемь лет.

 

                                                                 19.

    ...Мужчины тунгусских народов воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Большинство из них пало смертью храбрых. Мой дед, Владимир Гурьевич Комарицын, погиб под Ленинградом. Много родственников пало...

    В тылу инвалиды, женщины, подростки проявили трудовой героизм. Ими руководили старики-оленеводы, раскулаченные и бесправные. Они без всяких пропагандистских призывов пришли помочь фронтовикам.

    Доходы к 1943 году выросли, по сравнению с 1939-40 гг., в два с лишним раза. С 1941 по 1945 пушнины было сдано на 1 млн. 040 тысяч рублей. Собрано 55 тысяч на тёплые вещи бойцам и 151 тысяча на постройку самолёта.

 

                                                                  20.

    Заложенные в 1932 году селения, достроили. В сёлах - начальные школы, в районных центрах и крупных хозяйствах - семилетние школы-интернаты. В каждом селе ФАП - стационар на 10-15 коек. Цель: уничтожение национального образа жизни, отсталости, пережитка "мрачного" прошлого, поднять тунгусов "на высшую ступень развития". Раздел национальной политики поднят на всеобщий уровень: русификация. В несовместимых с нацией "русские" этносах (одна из причин) русификация породила русофобию. Таёжная философия (национальный образ жизни) вытравлялась иждивенчеством, особенно, из сознания детей в школах-интернатах. Ученики воспитывались на полном государственном обеспечении. Старики возмущались: "Раньше с трёхлетнего возраста ребёнок уже был задействован в жизни стойбища. Сейчас учат детей ненужному для жизни. Бесполезное портит человека. Родителей перестали уважать. Хитрят, обманывают, к труду не приучены..."

    Вместе с таёжным бытом стремительно умирал язык. Созданная письменность, что вменяется как великое достижение, имело, конечно, значение для этнографии (закреплены тексты). Но для самих народов никакого! Культура национального Бытия ещё несколько лет держалась в национальных семьях, продолжающих заниматься казенным оленеводством. Но уже надвигалось время разрушения главного очага "менталитета" - национальной семейственности.

 

                                                                 21.

    Национальная политика КПСС оказалась неспособной к выполнению Защиты народов, громогласно продекларированной. Никто, несмотря на письма в РК, ОК, ЦК КПСС тунгусских старейшин о грядущем нашествии, не увидел трагизма. Откуда ему взяться?! И вдруг... в 1959 году, в Иркутске, вспыхнуло молодёжное движение. Породило общероссийский грандиозный геологический бум! Сотни тысяч молодых, крепких мужчин поехали покорять природу - открывать месторождения ископаемых (идея исходила из ЦК). Национальные браки практически прекратились. Девушки тайги и тундры, за редким исключением, как бабочки на яркий свет, "летели" к привлекательным пришельцам-покорителям.

    Около таёжных сёл, бывало, базировались всё лето по три разных экспедиции. Через время они уходили...

    Наступила эпоха полной бессмысленности жизни, брошенных матерей-одиночек, бобылей мужчин, и множества неприкаянных детей, выживающих подле родственников и добрых людей.

 

                                                                   22.

    Следующий удар национальной политикой "помощи народам подняться на современную ступень развития" - упразднение колхозов в начале семидесятых. Создавались совхозы и коопзверпромхозы. Пришли новые руководители, получившие экономическое или охотоведческое образование. Если прежние руководители-практики придерживались национальных особенностей "содействия тунгусам и их интересам", то новое руководство не понимало: чем они отличаются от русских!? Да и, главное - экономическая целесообразность! Проведено укрупнение оленьих стад. В результате сотни ороченских семей, пасших небольшие стада (до 50 голов), высвободились, навсегда отлучены от оленеводства. Лишены последней милости: кочевать с оленями. То есть одним махом полностью уничтожен самый значительный слой тунгусской культуры - ороченство. А носители её и языка (эвенкийский язык на 80-85% производственный, связанный с оленеводством и охотпромыслом), орочены ввергнуты в смертельную среду - оседлость. Многие из них покончили жизнь самоубийством, другие быстро спились и погибли (см. мой материал "Последнее пришествие"). Уничтожение ороченской культуры завершилось строительством БАМа.

    Началось умирание языков малочисленных народов.

 

                                                          ЭПИЛОГ

    Перестройка! Взрыв эмоций, зажатых прежде жёсткой идеологией. Жажда возрождения национального образа жизни. Старики начали писать Горбачёву М.С. В каждой тетрадочке своя история, трагедия, безысходность людей, "затерявшихся между прошлым и настоящим". Суть посланий: требование вернуть "Устав об инородцах" и возродить "Пушные фактории". Параллельно выдвинулись лидеры национального движения "возврата к истокам в современных условиях". Главная проблема: исчезновение материальной культуры и языков, как духовной субстанции. Учёные: " Особо остро языковая проблема обозначилась в регионах проживания малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока". Так писали североведы в девяностых. "Родным языком... владеют лишь люди старшего поколения, среднее либо полностью перешло на русский язык, либо слабо знает родной, младшее - не знает родного языка, понимая его БЕСПЕРСПЕКТИВНЫМ, ничего не сулящим в социализации личности - прагматичность". В Республиках стоит задуматься, с учётом особого идеологического подхода, который сформулировал выдающийся политик современности, Президент Белорусии - Александр Лукашенко: "Отказаться от русского языка - потерять разум, отказаться от родного - потерять душу!" Учёные подчёркивают: "Сложившаяся языковая ситуация объясняется государственной политикой русофикации, активно проводимой в СССР. Особенно с середины 50-х годов прошлого века. К 90-м политика в области языка постепенно привела к негативным результатам, стала национальной пролемой".

 

                                                               ***

    Политика "единения в одну нацию" (русификация) продолжилась в 90-е. Усиленно внедрялась и внедряется в путинскую эпоху, начиная с размыва федерального устройства (объединения национальных округов с областями и краями), сведения программного сохранения и развития культуры до "клубного уровня художественной самодеятельности", преподавание языков до факультативного, с фиктивным изучением языка, и так далее.

    Русификация - процесс естественный, неизбежный и необходимый. Все прекрасно понимаем. А душа не хочет понимать и "кровоточит". А стоит сказать об этом, обращаясь к ответственным лицам, то тут же угроза судом (ФАДН пригрозил редакции "Литературной России", опубликовавшей мой материал, судом).

    Возможна ли система модернизации преподавания родных языков. Возможна, мною предлагалась одна из систем, поддержанная "Учительской газетой". Есть и другие варианты. Но никто этим не занимается серьёзно. ФАДН, деятельность коего вполне устраивает Президента В.В. Путина, неспешно финансирует создание учебников, прямо скажем, совершенно не годных для преподавания родных языков, потому что ориентированы на знающих разговорный язык. А его ни один ребёнок не знает! Деньги только впустую вбрасывают, и большие деньги!

    Вообще, деятельность ФАДН, имея мероприятийный характер, подспудно свёл проблему сохранения языка "на нет". И ведёт к полному переходу на русский язык, что и закономерно и происходит...

 

                                                                ***

    Несмотря на утопичность идеи "возрождения национального образа жизни в современных условиях", лидеры действовали правильно, добиваясь законодательного закрепления прав малочисленных народов. В девяностые приняты законы по правам малочисленных народов и созданию семейно-родовых общин. Но очень хитро. Практически законы недействующие или совершенно непродуктивные. Например, декларируются права на территории компатного проживания МН. И тут же аннулируется подзаконным актом: "кроме охотничьих угодий!?" Так какие территории, огроды, что ли? Так они и так в собственности... ФАДН проигнорировал сию жизненноважную проблему, посоветовав обратиться в суд?! Тоже и по семейно-родовым общинам. Законы как будто добавляют МН какие-то особые права. Но тут же лишает тех же эвенков гражданской полноценности, разрешая общинам заниматься только тем, что прописано в законе. На самом деле, конституционно МН могут заниматься тем, чем и любой гражданин России + национальными промыслами на льготных условиях. Юристы сие признают. Идите в суд и выиграете 100%! Чёрта с два! Все суды, от районного и до Верховного Суда "повернули дышло" так, как надо властителям...

    Так в какой суд обращаться?

 

                                                                  ***

    В "Путинскую эпоху" национальная политика - идеология "единения в нацию". Всякая революционная идеология устанавливает рамки мышления и поведения (Национальная политика в отличие создаёт условия и определяет конкретные действия). В данном случае идеология разрешает: танцуйте, исполняйте непонятные самим песни, проводите бесконечные мероприятия силами одних и тех же активистов, кои на этой "работе" уже состарились...

    Программа, названная "современной национальной политикой", определяется указом десятилетней давности Президента "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" за номером очень даже символичным - №1666. На самом деле, одна из теорий, оторванных от сути проблемы - якобы "сохранения и развития народов РФ". Опять сделана ставка на официальных псевдоспециалистов, зашоренных идеологически  в одном направлении: мы все преодолеем и победим!  Увы, в Указе много идеологической тарабарщины. Но упорно умалчивается, либо намеренно, либо из-за худой образованности, о "корневой системе" национальных древ - экономике, рационе питания, связанного с этим культурой и Бытием. Обратите внимани на наиважнейшее для понимания: прежние периоды российской действительно национальной политики судьбоносные, ориентированы именно на человека. Одних политика мгновенно возвышала, обеспечивала, окружала заботой и возможностями, других мгновенно превращала в нищих изгоев. То есть национальная политика действовала! И каждый, до единого, внимал этому хребтом! И всегда политика касалась простых людей, а не кучки пригретых активистов, по сути, наймитов.

    Не даром, через много лет, когда началась перестройка, люди, даже не захватившие то время, просили Горбачёва вернуться к царской системе "Устава об инородцах", а другие к кооперативным "Пушным факториям". О современной национальной политике никто не знает, кроме нацчиновников, но при осторожном разговоре понимаешь, что они даже не читали внимательно. А зачем? Президент и так доволен. И слава Богу!

 

                                                            ***

    Государственная национальная политика России с 2016 года находится в отвратительном состоянии, если говорить о результативности. Политика провальная, главным образом потому, что Президент поставил задачи, но не вооружил методологией "как" или хотя бы конечными целями. Просто такой методологии нет и никогда не было. Никак провала не избежать. А провалена она нацчиновниками, В.В. Путин даже не подозревает об этом, считая, что ФАДН работает очень хорошо (ФАДН - Федеральное Агентство по делам национальностей РФ). А рассказал ли на встрече нацчиновник Президенту или нет, что с 1 января по 31 марта 2022 года выявлено 824 повода, способных привести к конфликтной ситуации. Внимание: 637 в межнациональных отношениях ( а сколько не учтённых!); 181 - в межрелигиозных вопросах; 36 - с иными направлениями.

    Получается, что страна погрязла в ненависти и готова взорваться. А какие причины? Меры? ФАДН скромно помалкивает. Зато громко, напористо заявляет: в стране царит гармония в межнациональных отношениях! Плечом к плечу!

 

                                                               ***

    Ни одна реальная проблема не обозначена Указом, то бишь национальной политикой далеко обойдены настоящие проблемы народов России, влияющие на отношения народ-государство. Земля на сорок девять лет (территория компактного проживания МН) захвачена дельцами. Их ничто не интересует, кроме дохода. Страдает тайга (лес без ухода и присмотра) и коренные народы. Вся территория поделена на промысловые участки. "Владеют" ими "охотники-любители" много лет. Охотпользователи, нарушая закон, налоги не платят, трудвой стаж охотников не фиксируется. Представители малочисленных народов, занимаясь охотпромыслом, являются безработными и лишёнными социальных гарантий. Ответ прилично оплачиваемых государством деятелей: идите в суд! Лучшие участки почему-то постепенно отошли к охотникам-любителям, коих несть числа, имеющим социальный вес на местах: они занимаются охотпромыслом во время отпуска. И у них нет проблемы выживания - все они имеют хорошую работу. Сейчас идёт процесс создания "заповедных зон", но с правом охоты. То есть "заповедные зоны" будут территорией коммерческой охоты (сафари). Вот Вам и национальная политика, когда интересы МН совершенно не учитываются. И всё законно. О каком суде "бормочет" ФАДН? О Высшем?

    Следующая наисерьёзнейшая проблема: подрастающее поколение! Вся охотпромысловая территория занята на много лет вперёд. Поскольку денег на фундаментальное исследование нет (гранты дают только "своим"), используем приём. Обзваниваем несколько районных администраций (специалистов по МН), вроде как добиваясь для молодого эвенка хотя бы маленький участочек для начала. Возмущённый ответ: " Вы-то чего лезете?! Всё занято!" Вот и болтаются молодые, оказававшись в полной ненужности - работы-то нет. И ничего не предвидится. Танцуйте!?

    Это пример из массы проблем, представленных в своё время в ГД, в Администрацию Президента, в Генеральную прокуратуру, дошли до Верховного суда и даже ЕСПЧ, опубликовал несколько статей в СМИ... Бесполезно!

    Беда в том, что у нас национальная политика декларативная, никакого отношения к реальной жизни не имеет, потому что для людей ничего НЕ ИЗМЕНЯЕТ, как это было в царское и советское времена.

 

                                                               ***

    Федеральное агентство по делам национальностей - контора, по факту, призванная "показывать работу на по национальной политике", деятельность которой сводится к организации МЕРОПРИЯТИЙ, обозначенных в планах работы, как "Содействие проведению торжественных мероприятий, приуроченных к праздничным и памятным датам в истории народов России, в том числе посвященных Международному дню родного языка". Второе, странное направление, незаконное, хотя вроде бы речь о профилактике, но с предварительными действиями по слежке за гражданами и оценки их "преступной деятельности", то есть МОНИТОРИНГ (отслеживание) ФАДН и противодействие терроризму в молодёжной среде. Это что, массовая реальность?! А как противодействовать? Оказывается, по большому счёту, опять болтовнёй, плясками, фестивалями. Это что, даст молодёжи средства к существованию? На самом деле, необходима очень простая профилактика: нужно молодому человеку дать работу, тогда у него сформируется интерес к жизни, возможность воплощать свои увлечения и пр.

    Вообще, "мониторинг" - особый пунктик начальников ФАДН. Мониторинг обращений граждан. Мониторинг "Оказания мер поддержки коренных м алочисленных народов Севыера, Сибири и Дальнего Востока" и прочая дурь...

    В общем, Дарима, ожидать существенных перемен, на которые был ориентирована национальная политика в прошлом, нет никакого смысла. Национальная политика Путинской эпохи, возможно, так и задумано гениальным умом Путина, совершенно оторвана от реальной жизни, не последовательна, ориентирована на декларативную показуху. "Работа идёт! Пляшем  и поём! Где-то проводят непонятно для кого фестивали, конференции, празднества, существуют какие-то центры за сотни и тысячи километров от мест проживания МН.

    Подумайте, может, махнуть на всё рукой. Плетью обуха не перешибёшь. Путин же доволен, очень, деятельностью ФАДН, проведением форумов, мониторингов, борьбой с терроризмом молодёжи, "круглыми столами" гармонизации межнациональных отношений, конкурсами, где "втирают", что культуры народов процветают...

    Только зря все стороны так уж довольны. Работа, конечно, даст эффект, даст. Но какой?!

 

 

 

                                             Александр Гурьевич Латкин.

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: