(Продолжение; нач. на стр. "Главная")
6.
Байкальские тунгусы-буддисты жили какое-то время по северному побережью Байкала-Ламу. Они имели некое духовное подчинение ламам предгорий Тибета. Потомков тех тунгусов в летописях Хори 17 века относили к бурятам.
В среде былого народа сохранялось предание о времени "Трёх озер".
Верхнее - Хэгдыткум (100 км. длина и 28-35 ширина).
Хэгдытку - высший, верхний, крупный по значению. Плюс суффикс "-М" - обозначающий имя признака.
Теперь дно исчезнувшего озера - болота, множество озёр, да песчаные холмы (острова) Верхнеангарской впадины.
Байкал во времена оно - два моря: "Бай Гал" ("Стоячий огонь") и "Ламу" ("Большая вода за болотом"). Водораздел скалистой грядой от нынешнего острова Ольхон до Святого Носа. По нему пролегала часть "Пути между севером и западом". Берега озёр находились на 600 метров ниже. А озеро Хэгдыткум, питаемое ледниками Анамакит и Инномакиткан, нависло свыше.
Богу Амикуну аборигены поклонялись на берегах "Трёх озер". Верование распространялось на верховья Лены (древнее тунгусское название реки: Илэн-бира, Илэн, "где живут илэ - люди-тунгусы).
7.
Амикун мог пролетать на "железной птице" (люди слышали) или плыть по озерам на катука (большой берёстововй лодке). Бодрствующие не видели, но чувствовали "его присутствие". А во сне могли с ним даже беседовать...
Однажды Амикун плыл по озеру Ламу, горюя, ибо он может существовать только в людях и обладать мощью их силой. Чем меньше становилось верующих, тем слабее он становился. Видел Бог всюду вымершие стойбища. И вдруг заметил в скалах молодую женщину. Она спустилась к воде, не видя Бога. Путь её далёк и труден в Тибет. Если её потянуло туда, значит, в том её цель жизни. То, что она должна выполнить, возможно, замысловато и хитро, свершится через тысячелетие, о чём она даже не ведала и не будут ведать огромное число людей.
На берегу женщина добыла огонь приготовить пищу. И отдохнуть у костра. Она уснула. Во сне Амикун с ней говорил: "Вот порошок. Разводи в веществе (Он пояснил, где его брать и что оное должно использовать сразу по добыче). Пей три дня на закате солнца. Тогда ты будешь источать запах жизни. И от тебя пойдёт Мой народ, и от женщин твоего рода..." - Проснувшись, женщина обнаружила красивую шкатулку из белого нефрита, наполненную порошком.
8.
Саманка Укэнг часть состава "напитка божественного" знала: высушенный мускон, настоянные в воде проросшие семена некоторых растений (остаток после испарения), измолотые и перетёртые корни сохандаля (сахондаля?) - реликтового багульника и т.п.
За долгие широкие странствия по тайге сохандаля встречал только на притоке Намамы - Чипчаконе...
У Хоу получила от бабушки напутствие: "Если пойдёшь туда, то не будешь знать радости. И жизнь твоя - властолюбие через кровь и убийства".
Девочка источала мощный дух, превращающий мужчину в раба.
Император Тайцзун стал относиться к четырнадцатилетней младшей наложнице особо. Существуют легенды, что она даже присутствовала на дворцовых мероприятиях. И ей, не удивтельно ли, позволялось высказываться (например, легенда о непокорном коне).
В 649 году император Тайцзун умер. Все наложницы отправлены в монастыри навечно. Двадцатипятилетняя У Хоу - в буддийскую обитель.
9.
Так говорю потому, что представляю, будто сказочная У Тыина и реальная исторически У Хоу - мистически одно лицо. И не без основания. Все героические сказания средневековья, так или иначе, накрепко связаны с историей Дальнего Востока. Явно заимствованы сибирскими народами, так как изначально исполнялись (воспевались) на тунгусском языке. Предания распространились особенно в 10 веке, после массового исхода "окраинных" тунгусских родов, таких, как чилчагиры, сымское объединение и др., перед и во время сокрушительного нашествия на тунгусов монголов-киданей.
10.
В буддийском монастыре окончательно сформировалосб философское отношение У Хоу к жизни. При этом она прекрасно понимала особенности правления государством средневековья, при подавлении воли народов религиозной идеологией и удержание власти насилием.
Впрочем, требования любого времени нашей безрассудной Цивилизации.
Всю долгую жизнь, паралельно кровавым действиям, У Хоу способствовала внедрению и расширению буддизма и даосизма в Китае.
Из монастыря У Хоу писала сыну и наследнику Тайцзуна - императору Гаоцзуну, одаривая прекрасными поэтическими строками. Прочитав очередное "пахнущее" послание, не выдержал и приказал доставить У Хоу во дворец. Деяние неприемлемое для тогдашних нравов и законов. И уж никак сын не мог прелюбодействовать с наложницами отца - считалось инцестом.
11.
Став наложницей нового императора, однажды "незаметно" подсказала, зная местность по рассказам отца, "отвести войско на три дня пути, увлекая за собой когурёсцев, чтобы отсечь врага от снабжающего тыла". Невольно полученное военное образование дало результаты. Император, после удачного манёвра, стал приглядываться к любимой заложнице. И убедился в аналитической мудрости. И тоже "незаметно" как бы поручил ей важные направления государственной жизни. Есть признаки того, что У Хоу ведала "тайной службой". По крайней мере, при ней Китай опутан "липкой" шпионской сетью. В неё попадали и правые (большинство), и виноватые. Больше всех страдали чиновники и богачи. Для нас важно то, что с этого периода началось влияние У Хоу на историю южных тунгусов (мукри и манджуров).
12.
У Хоу родила прекрасную девочку. Император Гаоцзун, на беду изумительно красивой дочке, сильно полюбил. Это несколько смягчило обстановку вокруг набирающей силу наложницы. Все это прекрасно понимали, как и император. Дядя пытался "открыть глаза" императору. На словах Гаоцзун отверг все обвинения. Но впал в нервные сомнения. Наступал решающий миг. У Хоу хищно наблюдала за "подводными" хитросплетениями интриг против неё. Она понимала шаткость своего положения ("Мои вороны уже прилетели, важно и терпеливо ждут запаха крови "У". Часасми она бродила по покоям, с девочкой на руках, размышляя и рассказывая малютке о своей беде. У Хоу знала, что император поддерживал связь с кланом дяди (получал информацию о злоупотреблениях наложницы, особенно, продвижением "своих" во власть) через императрицу Ван. Во что бы это не стало, надо её уничтожить и занять её место. Нужен яркий, сверхчеловеческий, потрясающшей жестокостью ход, ранящий императора, и превосходящий жертвенность Бога. Спонтанно или нет, когда посетившая У Хоу императрица поиграла с любимой дочерью императора, уехала, наложница, не задумываясь, задушила подушкой девочку.
У Хоу не надо было "играть", она горевала по-настоящему, как горевала по умершей матери. Опухла от слёз и охрипла от воя.
Императрицу Ван обвинили в отравлении малютки. Одна из прислужниц пыталась сообщить императору правду. Но попала в руки чиновника - ставленника У Хоу. Вырвали язык и утопили в бочке с тухлым вином. Начались репрессии: императрица Ван убита, убит дядя, полностью уничтожен его клан...
Император оказался под полным влиянием У Хоу (отныне У Цзэтянь). Она - императрица! При её фактическим правлении изощрённые пытки и казни стали обыкновением. Живьём варили людей в котлах. Всячески издевались и кромсали живую плоть. Особенную казнь она придумала для ненавистных тунгусских воиное, воевавших на стороне когурёсцев: закапывали в землю живыми...
(Продолжение следует)
..............................................................................................................................................................................................................................................