+79503886920
Без выходных, с 9:00 до 21:00
15.02.2021

ОМОРОЧ

15.02.2021

                                                         1.

    От Подкаменной Тунгуски до Сахалина "Дяв" - лодка-берестянка.

    У древних Илоу (Илэ)  тунгусо-язычных народов: " На какой кочке сидишь, то разное видишь. Пешим - инако. А если на чём едешь, тоже самое иным представляется".

    Дяв - миросозерцание, философия, зародившаяся в броонзовом веке, в период "Глазковской культуры" (18-13 в.в. до н.э.).

    С "шитой берёстовой лодочки" мир вплотную. Хрупкость жизни обязывает служение: например, очищшение проток, речушек нерестовых озёр. Проточные водоёмы захламляются в половодье. Падают от ветров деревья. Осенью плотины забивает мусором, илом, листвой и хвоей. Плыть невозможно. Приходилось освобождать, заодно ход соровой рыбе.

    На средней Олёкме название "дяв" вытеснено нанайским "омороч". В их языке закрепилось тунгусское "дяпкан", для общения с другими народами, в том числе, и культурного (обмен фольклором).

    Нанайский писатель А.Пассар переводил "омороч" (русский вариант "омороч+ка"): одноместная "дяв"; дословно: "вдвоём нельзя!"

 

                                                              2. 

    "Д-дэ улгур биксэ, ахун-да горо бичэлин удад-ингэн бичэн до! Ехатпар эхиду ичэрэ-сендутин улгучэкэлду, сендивэр эхилду долдирэ нгалэт пэр н-унгникэлду. Инэнги эрдэ, аннгани нгонум". - "Хоть и длится в истории время долго, но не запаздает. Глазами не видящим - на ухо расскажите, ушами не слышащим - рукой покажите. Долго ли, коротко ли и у вас так будет, как илэ (тунгусы) оставались собой, выживая сквозь велико народов, шествующих тысячи лет со сторон света, принося аборигенам бедствия. И по философии "дяв": "Экэл бугаскаки гунэ!" - "Не жалуйся прямо по направлению к небу", ибо "Урангай д-апкайа ачин". - "Род человеческий бесконечен".

    Предтечи обманулись?!

 

                                                                3.

    После схода в Мировой океан воды Внутреннего моря "Тенгиз", появилось мнржество рек. Пришло на ум использовать волокуши-нарты. По легенде, слышанной от  стариков И.Г. Кругловым: "Волокуши сшивались из шкур моты-лося. Старики говорили, это и дю (дом), и спальник. Мастер из камней делать топоры ходил собирать нужные. вернулся усталый, поел, камни вывалил, постелился и улёгся спать. Так крепко уснул, что не смог проснуться, когда стоянку затопило и его унесло течением. Прибило на другой стороне реки. Сородичи думали, утонул. Илэ плавать не умели. Могли нырять (хурдя-ми), цепляясь за дно, быстро преодолевать узкую глубину; чилчагиры бывало переходили под водой по дну, прижав к животу камень. Но камнетёс (Дёлолво хавалдяри) приплыл на другой день..."

    "Нарты" - тунгусское название. Относилось в древности именно к волокуше - нартэ или натэр (ручная корытообразная нарта-волокуша). А полозные сани назывались "сирга" или "толгоки", грузовые - "умнэ".

    Кочевники-илэ для переправ сшивали подобия будущих лодок - мэрэкэ (позднее: мурэкэ) - лодочный короб (или чехол) из шкур копытных. Шерсть срезалась до щетины. Внутренняя сторона выделывалась до грубой замши. Снаружи "мешок" покрывали составом клейкого рыбного жира и рыбного же клея, как и внутри. С годами (или с веками) стали использовать смолу и дёготь (перегон из корневищ смолистых деревьев - нюксэ). Значительно позже, научившись у русских, добывали дёготь из берёсты.

 

                                                                    4.

    Лодочными делами занимались "знающие" (мастера). Весной подкочёвывали на пересечённую речками территорию, к реке, удобной для сплава в нужном направлении. Стоянки были постоянными и о них знали за тысячи километров. Например, стоянка-люкча "Нюксэ". Она находилась на миграционном пути с Амура в Тунгиро-Олёкминский регион. Или от Енисея к Байкалу таких мест несколько. Кочевников, кроме лодочников и лоцманов, поджидали элгэмни (бодовумни) проводники через перевалы. Одно из знаменитых мест называлось "Хапкала" (Хапкола). Мастера жили на берегу речки до поздней осени. Мастерили лодки дяв и катука (большие лодки), сбывали кочевникам. Это был период распределения территорий обитания, длившийся почти тысячу лет. А тех мастеров (хапкала), тунгусо-язычных кумагиров, ошибочно называют эвенками, хотя они никакого отношения не имеют к большому горному племени Киндыгир. Среди кумагиров несколько лоцманов, досконально знавших непростой, но предсказуемый характер Байкала. За коня могли переплавить на "катукал" - больших берёстовых лодках, укреплённых изнутри плашками и шпангоутами - жёсткими деревянными рёбрами, к устью Селенги или к началу тропы в верховья Витима, и далее, на Ингоду... Другие направления - подле берега Байкала на юг и на север...

    В зависимости от числа кочевников, коней и имущества, иногда, переправа длилась более месяца.

 

                                                                       5.

    Почему первая тунгусская лодка "мэрэкэ", натягиваемая на жердевую основу, называлась так?

    Когда пришло время сжигать дневники и кое-какие рукописи, вырывая листы с этнографическими полевыми заметками, обнаружил карандашную запись 1968 года: "Нахожусь в оленбригаде ценнейшего информатора - Ивана Прохоровича Габышева ("Проклятого") и его жены - Валентины Кояконовой. Кочуем по реке Большая Карсуга. Остановились. Пастбища неплохие. Но Иван Прохорович торопится. чтобы провести гон на базе. Пойма затоплена и все ключи вышли из берегов. Каждое утро ходим с Прохоровичем к воде "проверять" уровень. Втыкаем оструганные палочки-метки... Интересен важный исследовательский момент. Когда спрашиваешь, то получается, что тунгус ответа не знает. Так с каждым. То ли вопрос непонятен, то ли суть языковая путается... А потом вдруг, между делом, получаешь разъяснения. Подробнейшие, чёткие и глубокие. Бывало, что через несколько лет. Сидя у воды, Иван Прохорович, разговорился: "Нынешний молодняк по воде не пойдёт. Раньше, на Олёкме, отлавливали, связывали и на мэрэкэ перевозили. Оленей немного было. На семью - пятьдесят-шестьдесят голов... "

    Из долго рассказа узнал логичное объяснение названия лодки-чехла.

    Мэрэкэ (Мурэкэ) переводится дословно "излучина воды" (реки). Такие лодки, при нагрузке, неуклюжие на воде, оказывается, названы так из-за способа переправы. Илэ (тунгусы) выбирали такой участок, где река делает излучину (мэрэкэ-ми) и течение устремлено прямо с этого берега к тому. Используя стремнину, легко и быстро оказывались на другом берегу. Выгружались, поднимали лодку вверх по течению и переправлялись за следующей поклажей, орудая вёслами.

    Ещё важное: рядом с "мэрэкэ" то и дело возникало значение "дявил", то есть "две соединённые лодки" - для придания устойчивого свойства "тэму" - плота.

 

                                                                     6.

    Лес - древнейшие и постоянно возникающие системы. Одна особенно значительна (по теме) для илэ - система "секта" (октан): часть прибрежного (водного) мира - прекрасные дерева и кустарники- ивы. Сей цветковый организм возник на Земле 135-65 млн. лет назад - в меловый период. Особое для древних сибирских аборигенов - узколиственные ивы - тальники.

    По мере освоения тайги, тунгусо-язычные народы изобрели лодку-беерстянку "дяв" (дявкан), имевшую с дервности, в том числе, в Глазковское время, промысловое значение.

    Значительно позже (спорный момент), на просторах, изрезанных реками, ручьями и озерами, между Обью и Енисеем, распространился долблённый хантыйский "обласок". Постепенно технология изготовления долблённой лодки (дявкан) достигла Верхней Ангары - части Мамско-Витимского ареала, населённого сологонами (горными илэ, в том числе, эвэнкэл).

    Если опираться на фольклорные данные Баунтовских эвенков, то долблённые лодки появились гораздо раньше дяв-берестянок.

    Большое распространение в 13-14 веках на Витиме, Олёкме, Алдане, Амуре получили онгкочо или онгочо - дощатые плоскодонные лодки, заимствованные у русских на Амуре, которые во второй половине 14 века, построив "монгго" (морские суда), вышли в Тихий океан и мигрировали в Северную Америку.

 

                                                                        7.

    Ученики четвёртого класса Ново-Уоянской школы (чилчагиры Вова Гладких и Матвей Ичидонов) заинтересовались " берестянкой". Сто лет назад наиболее распространённое средство передвижения по воде, промысла копытного зверя и рыбной ловли.

    С берёз снимались ровные, без изьянов, полосы берёсты. Складывались  стопой под гнёт (камни или чурки). После выпрямления полосы соединялись на "живую" нитку (жилку). Погружали в болотистую воду, пока берёста не покроется въевшимся налётом (микроорганизмами). Пласты вывешивались на жердях и задымливались смолистым дымом. Использовались лиственничные или сосновые дрова. Затем пласты сшивались тонкими корнями черёмухи. Длина подготовленного полотна - 4 метра 80 см. Устанавливали колья. Полотно наружной стороной вовнутрь прикреплялось к кольям сосудом. Заливалась вода и кипятилась раскалёнными камнями. Пока оное доводилось до кондиции - обретения гибкости и прочности (эластичности), строился остов лодочки. Из сосны выстургивалась доска (хэрэ-каптасун) - донница 4 метра 50 см. Концы доски загибали (матавун) после распаривания в кипятке в берёстовом "сосуде" из полотна. Далее - рама из реек (жердушек) ивы,с прочными перекладинами из сосны, ели или лиственницы (делаю раму полностью из сосны). Перекладины четыре. Носовая (онго) - 38 см. Следующая по ходу - 68 см. Третья - тоже 68 см. И последняя - 45 см. В рамных рейках вырезаются углубления или отверстия. В них закреплялись перекладины, с помощью тыпкэн (нагелей) - деревянных гвоздей. Концы реек осторожно, лучше постепенно, чтобы древесина "привыкла" к сгибанию, сводятся и связываются.

    Таким образом, создавалась верхняя часть дяв-оморочки, от которой происходило формирование лодочки.

 

                                                                        8.

    Перекладины, определяющие ширину лодочки (и др. размеры) рассчитаны для меня. Рост - 162 см., вес, с одеждой, 100 кг. + 100 кг. грузоподъёмность.

    Перекладины рамы располагаются так: первая в 75 см. от носа; вторая от первой - 90 см.; третья от второй - 108 см.; четвёртая от третьей - 90 см.; и от четвёртой до задника (кормы) - 70 см.

    Следующее: эвтылэл (эптылэл) - ребра оморочки-дяв. Выбираешь около водоёма ровные стволы ивы-тальника. Из них выстругиваешь планки толщиной 0,5-0,7 см. Закрепляешь на доннице отцентровано. Всего 20-22 планки. Далее надо будет  их согнуть и закрепить на раме снаружи реек. Ребра (шпангоуты) часто ломаются. Но помучаешься, поменяешь пять-шесть и получится. Прежде сей муторной операции, надо временно закрепить раму навесу. Поскольку мне приходится делать оморочки одному, то заранее приготовлены из доски опоры. Ими же фиксируется высота будущих бортов: под перекладиной №1 - опора (обрезок доски) - 20 см.; под второй - 25 см.; под третьей - 23 см.; под четвёртой - 23 см. Опоры временно закрепляются на доннице. Затем загибаются и намертво прибиваются шпангоуты (ребра) к рейкам рамы. Остов-скелет готов. Опоры пока не убираем. Это делается после натяжения "полотна".

    Толщина донницы - 2-2,5 см., ширина в центре - 12 см., по концам - 9-8 см..

    Расстилаем сшитое берёстовое полотно на ровном месте, заранее приготовив две наружных рейки (4,5 м.), заворачиваем края берёсты, натягиваем и зажимаем наружной рейкой. Постепенно, по всей длине так. С другой стороны (борт) берёсту натягиваешь, что есть силы, закрепляешь, прибивая вторую рейку. Теперь надо придать оморочке форму, выровнять неровности. И оградить от повреждений изнутри. Используется дранка (тонкие сухие планки). Сразу после нанесения нюксэ (специальной для лодок смолой-перегоном) планки, одна к другой, вставляются между рёбрами и полотном (берёстой). Планки покрывают внутреннюю часть оморочки, зажатые ребрами, сплошь. Наконец, ненужные торчащие края берёсты аккуратно обрезаются по рейкам рамы или же загибаются вовнутрь, закрепляются и потом обрезаются. Опоры убираются...

    Такова древняя технология. Современная отличается лишь тем, что вместо берёсты используется брезент. А вместо нюксэ - олифа и половая краска.

    При правильном ообращении с оморочкой, она слоужит 10-12 лет.

 

 

                                         Александр Гурьевич Латкин.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: