1.
Семь тысяч лет тому, как прервался Исход племени тунгусов "Бай" из Забайкалья в долину Хуанхэ.
Поиграв Мангунам два сражения на берегах Амура и равнинах поймы Сунгари, племя Байшан, теснимые мангунами расселились на склонах вулкана Пэктусан, в верховьях рек Ялунцзян, Маньцзун, Тумыньцзян, Сунгари...
Назревало третье сражение. Неожиданно мангуны разом отступили, исчезли. Позже объяснилось. Оказывается, начался ход лосося.
Мангуны - тунгусо-язычные амурские аборигены.
"Манг" - твёрдый, сильный, непобедимый + "-ун" - суффикс орудия действия, способностей, особенностей.
Тунгусские названия рек:
- Ялуцзян - Амноккан - "Река, имеющая травянистые долины; место для вольного выпаса коней";
- Маньцзян - Манякан - "Река, по берегам коей мигрировали медведи". Много следов "маня" - лап. С этим же связан этноним народа манягир (манягров). Это были люди небольшого роста, плотные, следы от босых ног широкиме и округлые, как у медведя;
- Тумыньцзян - Туманган (сосредоточие поселений, где жили в основном семьи военных дружинников; дословно: связка, пучок - "тумнэн" + суффикс названия по месту жительства "-ган"; переводят: "плотно заселённая местность";
- Сунгари - в "истории" тунгусов Средневековья - главная река. Значение многозначное. Коротко: Сунгари - архаичный гидроним: "Сунга" - "глубина"; присоединение суффикса прилагательного "-ри" даёт значение "Глубокая", с "живым" дном (река постоянно меняется).
2.
Предки Байшан жили в горах южной окраины Байкала.
Тунгусские народы в незапамятные времена Глазковского периода, следом за отступающей водой моря Тенгиз (Внутреннего) сместились на юго-восток и обосновались в долине Хуанхэ.
Перед заключительным исходом на суглане (съезде) часть "просветлённых" осталась на породных местах.
"Бай" ( Бэй - люди), склонные к предбуддийскому верованию. К ним, через несколько тысяч лет, побегом прибыл с Тибета принц - предок Чингасхана - Бортэ. Сопровождал наставник - военачальник и приближённый Дябун (тунгусский вариант имени). Тибет охвачен жестокой гражданской войной. Царь, отец Бортэ, добивался уничтожения родственного народа-тибетцев и убийства всех своих родственников. Во что бы это не стало - надо было остановить кровопролитие! Дябун и Бортэ убили царя. Над ними по закону нависло возмездие. Военная верхушка организовала погоню. Но наскочила на засаду тибетцев...
По предсказаниям будущего, как и у многих народов, после ухода родичей на Силкари (Шилку) и далее в неведомый край, в народе Бай, из поколения в поколение, передавалось ожидание "государя".
Бортэ стал вождём Бай.
В 19 веке русские путешественники встречали байкальских Баягир (Бай) в глубине Дальнего Востока, кочующих "из гостей". Они пояснили, много веков (всегда!) "ходили" к родичам Байшан с тех пор, как они ушли с Байкала и были остановлены мангунами. В 10 веке, спасаясь от киданей, несколько родов вернулись в Забайкалье. Их называли Бай, Баягир, Бэйэгир (суффикс "-гир" означает принадлежность народу "Бай"). С тех пор кочевали дисперсно на огромной территории - от притока Лены - Кута, по самой Лене, на Вилюе и до озера Еравна, рек Чита, Шилка, Ур, Наун. Ареал кочевий Баягир в 18, 19 и 20 веках расширялся на восток в стремлении, воспитанных на фольклоре южных тунгусов родов, на породную территорию - Пэктусан.
3.
Пэктусан - священный вулкан, географический и сакральный центр страны, а потом и государства тунгусов.
В 946 году мощное извержение. Чёрный выброс видели на Амуре - за 2 тысячи километров.
Архаичное название "Пэктусан" ("Пэктысан") переводится как "выброс столба огня и чёрного дыма".
Со временем, когда был изобретён порох и появились ружья, то корень слова "пэктусан" обрёл новый смысловой ряд. "Пэк" стал означать - "звук при вспышке выстрела". А выстрелы из ружья - "пэктырун". Само ружьё - "пэктырэвун". Название ружья образовано из двух значений: выстрел (вылетающий огонь) - "пэк" + "тырэв" (настороженная ловушка, самострел) + "-ун" - суффикс "орудия действия".
4.
Северо-западнее обитания Байшан - гораздо позднее, когда началось обратное движение из-за давления народа Хань, расширяющего своё обитание, расселилось тунгусское племя Сумо. Территория граничила с Когурё. Тунгусы Сумо враждовали с когурёсцами грабительскими набегами, захватывая в рабство сначала женщин и детей, а потом и мужчин.
Все племенные объединения и государства Средневекого Дальнего Востока и Забайкалья рабовладельческие.
Сумо стремились к Амуру, в привычную сферу приречного образа жизни, постепенно преодолевая путь от Хуанхэ. На Амуре мангуны, понесся большие потери, вынудили Сумо откатиться на плоскогорье Чанбайшань (Чэнбайсэн), оставив затею захватить обильные пастбища.
Название "Чанбайшань" несёт в себе древнее "историческое" значение. Во-первых, оба сказителя - Петрусь Абрамов и Владимир Прокопьевич Абрамов (топонимик и "говорящая карта") не могли объяснить: или название места возникло от этнонима народа Бай, или оно уже существовало до их прихода. И слово "шан" (оборонительные ямы, сооружения, скалы, прообраз крепостей) присоединено после прихода. Баба Катя Габышева вспомнила рассказ деда, что вся местность называлась "Пэктусан". А плоскогорье стало называться по имени народа, заселившего и сумевшего оборониться от аборигенов.
Чанбайшан переводится как "Царствующий народ Байшан".
"Чан" - царь (правитель) + "бай" - богатый, человек разумный, толковый + "шан"(сан, сэн) - место, с устроенной естественно обороной; дословно: "Угрожающее кому-либо".
Во-вторых, когда Амур был (бичэв) семижды (дян-надан) шире, то есть ламу-морем, на плоскогорье жил народ мангуны. Питались они в основном рыбой, заготавливая лосося во время хода на нерест по "путям" в верховья рек, истекающих с "Пэктусана". После схода воды - мангуны ушли следом за ней, на Амур.
Чанбайшань - вулканическое плоскогорье Маньчжуро-Корейских гор.
Сумо - крупное объединенние, содержавшее в средние века семитысячную дружину воинов.
5.
Вытеснение тунгусских племён-мукри ("Живущие у воды, водой") из бассейна реки Хуанхэ - начало "Великого Шествия народов мира", с целенаправленной геополитической идеей.
В постепенном переселении (нападениях и обороне) мукри распались в веках по родовому принципу.
Некоторые рода тунгусов до восьми тысяч лет (предел открыт) жили в генетическом одиночестве.
Собственно Мукри ушли с сянбийцами на Тянь-Шань. Там вошли в состав тюркского народа Тюргеши.
Мукри прежде подвергались смешению с народом Хань до естественного предела (сие в национальной политике не учитывается), когда менталитет ввергает в противостояние с подавляющим этносом, в том числе бегством.
Сами тунгусы называли тянь-шаньских Мукри "Жёлтыми" - "Сингарир".
Те же самые процессы происходили с тунгусским народом Хэйшуй (Хайсюй) - "Живущие у омутов, у плёсов".
До них, на территорию "Пэктусан", пришли племена Бодо ("Следующие законам предков"; дословно: уклад жизни, обустройство, следование и т.п.). Расселились севернее Сумо. Бодо - крупное объединение, если судить по числу воинов - более 7 тысяч. Северо-восточнее Бодо - сложилась территория племени Анчегу. Восточнее их - Фуне. Все они в древности воевали с мангунами, кроме Хйэшуй. Как передал их потомок Петрусь Абрамов (Средняя Олёкма) от стариков с Могзона (озеро, где доживали оставленные умирать старцы; от них же до меня дошли "исторические" данные через Ивана Георгиевича Круглова, который мальчишкой часто бывал у старцев), что Хэйшуй - полухань.
Действительно, они другой культуры. Они не нападали, не убивали и не порабощали силой. Они "вживались и поглощали". Благодаря сей идеологии и генетической силы племени Хэйшуй, мангуны исчезли. А Хэйшуй заняли их территорию по берегам Амура, превратившись в самое мощное тунгусское объединение, с оригинальной культурой, с собственной письменностью ( своеобразной рунической, скорее всего, видоизмененного древнетюркского образца), имея сказания о драконах (цикл о трёхголовых змеях "Илэ кулиннун", о необыкновенных женщинах-красавицах, о богатырях, с элементами ханьской (китайской) мифологии и т.д.)
Все основные племена территории Чанбайшань (Пэктусан) строго подчинялись решениям Всеобщего Суглана (съезда родоначальников и иных представителей (сагдыгу) по военным вопросам.
Определяя дисклокацию (использую военный термин, поскольку это были военные племенные союзы) тунгусов к 6 веку, когда объединение (общее территориальное этническое определение "Мохэ") могло выставить 40 тысяч всадников, отметим, большое число тунгусских племён оставались на породных горно-таёжных местах Поднебесной, среди коих было немало враждебных мохэсцам.
(Продолжение следует)
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------