+79503886920
Без выходных, с 9:00 до 21:00
25.03.2021

ПЭКТУСАН (Продолжение)

25.03.2021

                                                             6.

    Волки и северные олени в ледяной давности (30 тысяч лет) - спасение людского рода. С запада, из-за перенаселения оазисов, за стаями и стадами, в Прибайкалье явились народы - будущее Человечества. Территория притягивала "юрэкинри" - "горячестью", огромным зелёным миром в бесконечном царстве льда.

    Двенадцать вулканов-пэктусар выдыхали тепло. Горячие ключи и тёплые озёра. По низинам дубы, а выше буйство хвойных лесов, в ущельях гор тополя-исполины, осины и ивы.

    В сей миг действовали главные пэктусар - Иняптук (Кольцо, круг) и Байгал (Стоячий огонь)? Неизвестно с каких времён жерло Байгал превратилось в кальдер и началось наполнение водой.

    Могзонские старцы: "Байгал столбом "держал" огонь. Грохочущая пустота. Успокоение наступило. Поселились растения и люди. Умнейшие - "Сэвэмэр" - "Лохматые". Бегали на четырёх руках. Живое обмирало, встретившись взглядом с глазами сэвэмэр. Крик их убивал врага. Когда же многолосо пели, то Иняптук переставал выплёскивать кипящий камень. А Байгал извергаться из пропасти. По долине, процветающей благодатными травами и цветами, гудящими тысячами разных насекомых в трудах, расцветали радуги, сплеатясь в сказочные картины.

    Две реки несли прозрачные воды. Одна на север, другая - на запад. По берегам счастливо жили в абрикосовых рощах Сэвэмэр, зная, всему назначен конец. Молились в звёздное небо, ожидая кару небесную. А беда приходит "откуда не ждёшь". Однажды счастливая долина обрушилась. Глубокая и широкая "дыра" (сан, шан), отделённая от Байгал хребтом (от нынешнего острова "Ольхон" к полуострову "Святой Нос"; по хребту почти тысячу лет, пролегал (см. летописи Хори) "Путь между севером и западом").

    Сэвэмэр погибли... "

    Через время "Дыра" стала озером. Названо тунгусами "Ламу" - "Большая вода за болотом". Гидроним возник, вероятно, в период, когда ледники Анамакит и Инномакиткан иссякли. Озеро Хэгдыткум (Верхнеангарская котловина) обмелело. А огромное дно (100х25 км.) заболотилось; до сих пор котловина на 65% болота и озера, множество речушек, проток и стариц, "озёрных" песчаных островов, на коих приютились нынешние сёла.

 

                                                                 7.

    Западные племена (по легендарным сведениям) на территории, заселённой аборигенами - сибирскими тунгусами, не задерживались. Откочёвывали дальше, дальше... по реке Илэн (Лене) на обширные благодатные земли травяных и кустарниковых пастбищ. Там мощные стада диких животных. В реках разнообразие рыб. На озёрах и морях тысячи тысяч птиц...

    Велико число племён ушло на северные жизненные земли, в царство с мягким и тёплым климатом. Размножились неероятно, с великой целью "хунну" - создать основу Цивилизации "культуру животноводства".

    Тысячи лет благоденствия закончились за несколько столетий.

    В 3 тысячелетие до н.э. северные моря наводнились уже настолько, что затопили полярные территории. Окончательный сход воды внутреннего моря Тенгиз подняло уровень Мирового океана. Изменение гидрологической ситуации на северных равнинах привело к ухудшению общих климатических условий. Резкое затопление пастбищ - падёж животных, эпизоотии, эпидемии среди людей.

    Началось похолодание...

    Огромные орды Хунну ("Имеющие домашних животных") во 2 тысячелетие до н.э., называемые "лесными охотниками" или "таёжными племенами" (хунну - степняки!), ринулись на юг. Девние тунгусы, по преданиям "Могзонских старцев", называли их "Ордак" - сердитые, вспыльчивые. Великое кочевое объединение Хунну заняло южное миграционное направление.

    Впереди хуннского "Ордак" быстро, на низкорослых конях, без сёдел, мчались всадники. Проводили "зачистку". Командовали отрядами злобные старухи. Боевики подчинялись им беспрекословно.

    Хунну достигли берегов Хуанхэ. Заняли плато обширной излучины. Территория  названа - "Ордокс" (Ордос). Здесь суффикс "-с" использовался  как определение "имени пространства", то есть Места. Перевод: "Пространство (степь), заселённое ордой". Уже в 1 тысячелетие до н.э. хунну (как объединение родственных народов) занимали все степи Центральной Азии. Иные народы, выделившиеся из "Хуннского Шествия" по национальному признаку, как ючжи - предки иранского народа, дунху - протомонголы, уйгуры, несколько кланов тюркитов, под общим названием "татары". Были ещё "северяне" - кыргызы, гулиган (курыканы, входившие в состав предков саха-якутов), дынлин ("голубоглазые", светловолосые)... И другие, кочующие "житьём" (полуоседлые или "медленно уходящие") в западном направлении...

 

                                                                  8.

    Хань, по философии, созданной ФУ СИ, сталкиваясь с невозможностью приобщить тот или иной народ, вытесняли их.

    Новая, дикая враждебная сила, охватившая плодородные степи Излучины Хуанхэ (тунгусское прежнее, до хуннского времени, название "Кочо Хуанхэ) угрожала этническим порабощением. Хань сосредточилась на вытеснении враждебных мукрийских (тунгусских) народов из местности "Кочо"на север, чтобы ослабить южные окраины "Ордос".

    Несмотря на раздробленность, ханьские княжества сдержали дальнейшее распространение хунну на юг. Но угнетающее напряжение огромное: постоянные набеги хунну, захват ханьцев в рабство, грабежи предметов роскоши из золота и серебра, парчи, шёлка; хлопок (вата), рис. вино...  Очень сильно страдали простые люди из-за угона скота...

    Тяжёлые времена создают "ЧАН" ("Царя").

    Энергично выдвинулся правитель царства Цинь - Ин Чжэн. Во-первых, он немедлено прекратил двухсотлетнюю войну царств. Во-вторых, завершил пятисотлетнюю раздроленность Хань возникновением Империи.

    Имя великого правителя - император Цинь Шихуанди.

    Организовал сокрушительные походы против северных кочевников. Самая крупная победа - разгром хунну и освобождение степного плато Ордос.

    Дальнейшую историю Вы знаете. Напомню моменты, важные для рассуждений.

    После смерти Шихуанди, долгое противостояние Хань и Хунну (государства назывались именно так; см. мирный договор от 162 года до н.э.) было долгое время не в пользу Хань.

    Кроваый захват Модэ (имя тунгусское: "упрямый как дерево") власти. Образование в конце 3 века до н.э. кочевого государства хунну (гуннов) в степях Центральной Азии.

    Разгром дунху (протомонгольские племена).

    Были вытеснены с западной местности (от р. Хуанхэ) и северных предгорий хребта Наньшань белые люди, с длинными каштановыми волосами - одни из предков иранцев - ючжи.

    В 204 г. до н.э. хунну вновь захватили Ордос.

    После постоянных поражений от хунну (гуннов), в 162 г. до н.э. государство Хань, практически, стало данником Хунну - Гуннской империи.

    Такая международная обстановка в Центральной Азии вплоть до середины 1 века н.э.

    Гуннское государство "Хунну" распалось на две части. Южные гунны подчинились Хань. А северные подверглись постоянным целенаправленным на уничтожение набегам со всех сторон: с востока хань, с юго-востока потомки дунху - монголы-сяньбийцы, с севера - тунгусские народы. А в 93 году сяньбийцы (на территории нынешней Монголии) разгромили гуннов. Оправившись от поражения, перед новым натиском Хань в 98 г., северные гунны устремились на запад.

 

                                                                  9.

    Поднебесная сохранила от Потопа этническую основу Хань на Тибетском нагорье.

    Сосредоточие тунгусских народов: предков корейцев, манджуров (маньчжуров), илоу (южных тунгусов) выживало на ныне называемых Маньчжурско-корейских горах.

    Распространение по Хуанхэ тунгусов через несколько веков  остановлено в среднем течении возвращением Хань. Вытеснив мукрийские племена на север, они энергично повели геополитическую деятельность в северо-восточном направлении.

    Родственность южных тунгусов (общность), как и между многими народами, осталась и способствовала совместной обороне. Началась долгая геополитическая война, имея вдобавок рабовладельческое значение.

    Одна из битв, косвенно связанная с историей тунгиро-олёкминских тунгусов, произошла спустя 547 лет после ухода гуннов на запад, и у Хань появились условия для дальнейшего расширения своей территории. Ханьские войска, при поддержке живой силой тюрок (татар), осадили крепость Когурё - Аньши (в современной нам провинции Ляонин, уезд Гайсань). Битва длилась 80 дней. Ханьцам удалось склонить когурёских полководцев к предательству. Тунгусы-мохэ (народ Сумо) продолжили сопротивление, нанося серьёзный урон врагу. Отступая в горы, наткнулись на засаду и были блокированы в узком ущелье, по которому проходила тропа в горы. Туда же загнали пленных мохэ. Легендарных, цифра примерная (потери свои значительно приуменьшали, а врага - преувеличивали), 3 тысячи воинов были завалены камнями и засыпаны песком. Песок корзинами подносили несколько тысяч пленных когурёсцев. После казни всех отпустили восвояси; одно из условий сдачи крепости...

    Четверо спаслись. Ущелье - старое русло потока. Воины попытались вырваться вниз, через шестиметровый выход. Но Бэркэн приказал троим выжившим из своего отряда: "За мной!" Бросились в обратном направлении. Сверху уже полетели камни. Нашли узкую щель, забились под обрез скальной стены, устроив куском плитняка "крышу". Щель уходила ввысь на три метра до поверхности, скудно затягивая воздух. По мере засыпания, воздуха поступало всё меньше. Бэркэн шёпотом объяснил: каменный гнёт "живой" и может придавить в любое мгновение. И надо сдерживать камни около себе, чтобы верхние сцеплялись друг за друга. А он сам будет двигаться, закрепляя стенки освобождённого пространства. Без лишних движений, наощупь, вынимая камни и укладывая под собой, ступенями вверх, чуть вбок, опять вверх, постепено выбирая и передавая камни вниз друг другу. А где надо, заклинивали по сторонам. В кромешной тьме могилы, страдая от недостатка воздуха, выбрались из смертельного плена глубокой ночью.

    В горах, обретя себя в безопасности, содрагаясь, признались Бэркэну, что хотели залезть под скалу, в промоину, как и многие.

 

                                                                        10.

   Добравшись до северной окраины Пэктусан, границы с Когурё, застали на родном стойбище разгром. Ханьцы формировали колонну. Сумо не издавали ни звука. Запрещалось! Слышалась только ханьская речь. Бэркэн принял решение выручить родных в пути, когда конвой расредоточится. Распрощались. В колонну Бэркэн проник незаметно из куста стланика, нависшего над тропой. Только в конце дня, изображая согнутого старика-горбуна, обнаружил младшую сестру Аю. Она виду не подала. При удобном моменте  быстро сообщила: родичей в колонне нет, они успели скрыться. А она попалась у реки, куда пришла по воду. Ночью, неизвестно как, Бэркэна нашли товарищи. Он никак не отреагировал. Но видно, что обрадовался, хотя бежать группой гораздо сложнее. Хорошо обученные и натренированные бойцы без труда покинули колонну перед остановкой на ночёвку, когда верховые охранники ускакали вперёд. Остались только два всадника в конце шествия.

    Год спустя, небольшое кочевье достигло Тунгира.

    На тропе установлено Сэмэлки - чурка, на ней ошкуренная палка, указующая острым концом на север. Вторая воткнута в землю. Знак: или уходите на север, к Чаре, или располагайтесь люкчей-стоянкой.

    Бэркэнгир (люди Бэркэна) видели, за ними наблюдают. Так несколько дней. Наконец, бугады (местный) явился. Молодой, розовощёкий орочен-разведчик. "Шитый" эвенк. На лбу вышита волнистая линия до переносицы и три прямых линии слева; средняя - толстая. Значит, Средняя Мокла - родовая река. И Бэркэнгир дошли до нужного Места, где когда-то давно остались родичи по материнской линии.

    На правой щеке вышита голова птицы-хумун (совы).

    Татуировка делалась костяной иголкой. Нитка чернилась сажей. Поэтому затутаированные племена называли "шитыми".

    Гость внимательно всех осмотрел. Убедившись, что явных больных нет и надо испытать по обычаю, так и оленей больных выявляли (бегом). Парень вошёл в голомо - жилище из жердей и коры лиственницы. Его усадили на малу - почётное место. Начали разговор о погоде, каким прошло лето, есть ли шишка (стланиковая), много ли "бродячих" прокочевало по Тунгирскому пути в Байкальский регион... Неожиданно гость схватил элдэн - шапочку Бэркэна, прыжком через очаг, выскочил и помчался. Воины, Ая, Бэркэн вдогонку. Он и не заметил, виляя среди деревьев, что его давно уже обогнали и за ним гналась только девушка. Наконец, перед ним выскочили бэркэнгир и поймали. Привели на стоянку. Ему, как и положено, пришлось рассказывать, в общих чертах, о своём роде. После Бэркэн привязал к его лбу кусок мяса. Довёл до табора ороченов. Те встретили родича взрывом смеха. В предании осталось " Как девчонка-мохэ Ая загнала самого быстрого парня Тунгирвэ в засаду".

    К Бэркэну вышел сагдыгу (старейшина) и пригласил быть дорогим гостем...

 

 

                                      (Продолжение следует)

 

                                    Александр Гурьевич Латкин.

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: