15.
Кереитских ханов ставка в "Чёрном лесу". Тунгусы, как и найманы других национальностей, "ходили" торговыми кочевьями по долине Селенги до притока Орхон. Поднимались до впадения реки Тола (в сказании: Толаган). А по ней до столицы. В тёмно-хвойном лесу возвышался дворец кереитских правителей. Дворцовый комплекс построили в 11 веке при Маргузе (Марке) Первом. Привлекались специалисты из Центральной Азии - города Мерве (ныне Туркменистан).
...Когда-то, во время Исхода с севера, народы, и племена кереитов, входили в многонациональное объединение скотоводов - "Хунну". Распалось на четыре мира: хунну (этносы гуннов), илэу или татань (тунгусов) и дунху (племена предков монголов), тюкю (предки тюрок), отдаляясь в борьбе за выживание в меняющихся климатических условиях. На первый план вышла философия "Чифэн": выживает сильнейший! Главное условие для формирования наций. Многие народы ушли на запад. Можно предположить, что основная масса финно-угры. Мигрировали (вернулись) на тысячу лет раньше, в 3 тысячелетии до н.э. на запад по северным территорям, в том числе, морским путём. Исторически исходы скотоводов происходили "житьём", с отпаданием этнических групп и расселением на благоприятных территориях, либо на время, либо навсегда. В связи заметим (предположим), часть финно-угров, захваченные движением народов, шли на юг и оказались в степях Забайкалья и Халхи, объединившись в союз с аборигенами-тунгусами, как этническое объединение - меркиты (мэркэт), из коих вышли нганасаны, ненцы и др. В тоже время образовалось этническая группа - кереиты, как многонациональный государственный союз. На наш взгляд, третье значительное княжество, с тем же этническим составом, но другого уровня развития - Найманы.
16.
Ещё один дворец (Северный стан) находился в Забайкалье, в долине реки Онон. "Средний стан" - дворец и крепость на Керулене.
Дворцы и крепостные сооружения строили только кереиты,с использованием рабов, движимые христианской "храмовой" идеологией. На грани первого и второго тысячелетий кереиты приняли христианство, проникшее в Центральную Азию в 3 веке н.э. В Мервевский оазис, заселённый в эпоху Маргианской цивилизации (в начале 2 тысячелетия до н. э.), культурный центр Азии, стремились адепты различных релегий. Прижилось и христианство, распространяясь на восток и юго-восток. В 18 километрах от Мерве, кереитский хан прошёл пешим, раздумывая, Мервевская митрополия.
"Несторианство" возникло в 5 веке из богословской теории архиепископа Константинопольского Нестория о "распадении Богочеловека на две реальности: сын Божий и человек Ииисус". Рассуждая реалистично, несторианцы столкнулись с серьёзной проблемой: как сообразить две природы в единство? Ход размышлений привёл несторианцев к разделению единого Христа надвое, то есть Он - "два сына": "Бога Слова, предвечно рождённого от Бога-отца, и человека Иисуса, рождённого от Марии в определённый исторический момент..."
Это не противоречит нашим пониманиям и суждениям об очередном возрождении Бога (Ииисуса Христа), благодаря генетическому коду (несторианцы: "Бога Слова"), заложенного в предков Марии, или же её любовника - римского солдата в глубинах времени Бытия Богов на Земле. И, по словам несторианцев, "...рождённого (востребованного Духом Святым) от Марии в определённый исторический момент..."
17.
Кереиты восприняли Христианство как Истину. При крещении кереитский хан обрёл имя "Марг-уз" (Марк).
Половина кереитов христианство не приняли, оставаясь язычниками, с параллельным верованием в саманизм, в мир духов, в то, что в Христианстве называется "Святым духом". А это 200 тысяч человек; в их число входили девять племён дунху (или дзубу-татары) - будущие монголы.
Кереит Тогорил, сыгравший решающую роль в сотворении новой эпохи " монголизма", родился спустя 130 лет после принятия Христианства и за 31 год до рождения Темучина (Чингисхана).
В семилетнем возрасте Тогорил передан аманатом - заложником меркитам, занимавшим юго-запад Забайкалья и северные районы современной Монголии. Отец Тогорила - Хурджакус, не любивший старшего сына, наказал нагружать его работой: "Пусть сам зарабатывает себе на пропитание. Может, кувыркаться будет меньше..." Мальчика заставили толочь просо. Работа тяжёлая муторностью, под беспощадным солнцем весь день. Сначала на дощатом поддоне или куске материи рассыпать слоем "протрясённое в потке, чтобы песок и камешки осели" пшено и очистить от камешков, земли и песка... Работа до радужных кругов в глазах, ночных кошамаров серо-жёлтого цвета. При очередных переговорах, отец, выполнив обещание жене, заменил Тогорила сыном брата - дяди Тогорила.
Через шесть лет, по поручению хана Маргуза Третьего, Хурджакус, улаживая конфликт с татарским ханом Ачжи, опять оставил аманатом Тогорила. Семейство однажды отвыкнув от Тогорила, воспринимало чужаком. Сему способствовал и его характер, отражённый в тунгусском имени: "Того" - огонь + "-рил" - суффикс мн. числа, связанный с понятиями детского периода жизни, дающий корневому значению значительность. Такое имя давалось гиперактивным, непослушным и проблемным детям...
18.
Вернувшись из аманатства (пишут: из плена), Тогорил участвовал в нескольких сражениях против чжурчжэней. Трезво оценив соотношение сил, настроился на любой мир с тунгусами - остановить геноцид татар (дзубу) и татань (тунгусов-мурчен). И сосредоточиться на борьбе с меркитами. оттеснить их к Енисею, на север.
Когда умер отец, Тогорилу исполнилось сорок один год. Осведомленный о планах дядей и братьев захватить власть, Тогорил, не дожидаясь формального утверждения собрания вождей, опередив врагов, на правах старшего сына, объявил себя ханом. Проявил жестокую решительность. Казни родствеников, их пособников. Убили двух его братьев. Но позволил младшему Эркэ Хара бежать к найманам. Наймановский Инанч-хан его принял. А дядя Гуркин, близкий соратник Хурджакуса, вроде как не участвовавший в заговоре, всё равно лишился поддержки нового хана и затаился до лучших времён.
19.
Тогорил устремился к достижению мира с чжурчжэнями.
Конфликт застарелый. Столкновения между "образованными" (китаизированными) киланями, чжурчжэнями и дзубу-татарами (на китайском: цзубу) продолжались со времён набегов татар на владения империи Ляо (угона скота), переросли в затяжную войну в Северном Китае.
Первоначально экзоэтноним "найманы" (торговцы) относился к киданям тунгусского происхождения. В 1125 году, после разгрома Ляо чжурчжэнями, найманы (уже несколько этнических групп тюрок, киданей, тунгусов и др.) образовали сначала союз, который в 1143 году объявлен государством правителем Инанч-Бильге- Буку хан (имя состоит из трёх основных языков; Инанч - с тунгусского "свёкр" или "свежая кровь в роду". Инанч 55 лет успешно правил государством, занимавшим земли к западу от кереитов, на Алтае, в Западной Монголии и Восточном Казахстане. О силе хана Инанч красноречивы сведения, что он несколько раз продвигал ставленников в правящую верхушку кереитов, несмотря на враждебные отношения. Например, отец Тогорила, Хурджакус носил найманский титул Буюрук.
Инанч умер в 1198 году. Государство найманов распалось. Во главе с сыновьями Инанча возникло два княжества. Ставка Буюрук-хана-на Алтае. А Таян-хана на Чёрном Иртыше. Раскол привёл к катастрофе. В 1201 году оба княжества разбиты кереитско-монгольским союзом и большая часть найманов вошла в состав нового ханства Чингисхана.
20.
Однажды, с небольшим отрядом, Маргуз Третий прибыл к татарам. Вызывающе потребовал откочевать с кереитских пастбищ, которые татары считали породными. Разгорелся конфликт. Кереитов перебили. Маргуза взяли в плен. Убивать не стали. Решили использовать хана в своих интересах, передав злейшему врагу - тунгусскому императору Ваньяну Дигунаю. Татары тайно доставили Маргуза в Золотую империю, а сыну его сообщили, что хан захвачен тунгусским отрядом.
Чжурчжэни устроили особую казнь, с приглашением всех вождей окрестных народов. Описание казни говорит, что христианство было хорошо известно и понималось средневековыми тунгусами и татарами. Знали, например, важное для христиан, что Христос въехал в мир (Иерусалим) на осле. Решили издевательски "отправить" хана в Нижний мир. Изготовили деревянного осла. И прибили Маргуза Третьего гвоздями. А около распятого и умирающего на "осле" устроили богатый пир.
21.
В год казни деда, в 1150 году, Тогорилу исполнилось 20 лет. К власти пришёл Хурджакус, правивший кереитами 21 год. После его смерти, утвердившись, Тогорил начал переговоры с Золотой империей, проводившей политику геноцида по отношению к татарам - дзубу. Каждые три года карательное войско чжурчжэней углублялось в Великую Степь, уничтожая племена и народы. Тогорилу удалось договориться с императором Улу о мире. В результате кереиты стали вассалами тунгусов. А Тогорил получил титул "властителя над народом" - "Ван-Хан". Тогорил, при поддержке Золотой империей, становится одним из самых значительных деятелей Азии и безусловным правителем степей юго-западного Забайкалья и северных территорий Халхи (современной Монголии).
(Продолжение следует)
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------