8.
Танец утратил содержание из-за стремления к бессмысленности. Осталась схема формы и ритм. Почему победила жажда примитивности? Из-за угнетения духовности Цивилизацией, провоцирующей человека к бегству от убийственной действительности, в том числе посредством "танца" ( на сленге: "подвигаться")? Второе: необходимость впадения в оторванность от мирского и очищения, не катарсисом, а сбросом огромного (от природы) нереализованного избытка физических сил, уже не нужных для выживания?
Танцы тунгусо-язычных народов имели ещё важную особенность - иносказательность для сородичей и Всеобщего Разума (сверхсилы, управляющей жизнью). Большинство действий (формально танцев) несли в себе сакральное и информационное значения, то есть национальное.
Начиная с середины 17 века до середины 20-го, всё национальное тщательно вытравлялось. И даже теми (святая простота!), кто пытался искренне помочь тунгусам совершить "прыжок через столетия", невольно подталкивая к бездне...
Что же было конкретно уничтожено в данной сфере? Во-первых, содержание, отражавшее жизненные коллизии (здесь: противоречия и их борьбу). Во-вторых, своеобразное миропонимание, переиначенное философией европейской культуры. В-третьих, осуждена преступностью мистика, которую тунгусы, кстати, понимали так, как понимал её Сергей Александрович Есенин: "Мистика - это единственное, что связывает человека с природой". В-четвёртых, "язык" телодвижений, показывающий ненависть к врагам... И многое другое.
9.
Наши рассуждения не касаются шаманских плясок, имеющих свой "язык", свою философию и, конечно, смысловое содержание. В повседневной жизни танец часто использовался по необходимости "иносказанием" скрыть смысл события от посторонних сил. Тунгусы верили, что "мир живого", как есть на самом деле, всё слышит, видит, и понимает. Например, будем придерживаться выбранной иллюстрации, охотник, приметивший берлогу медведя, говорил: "Видел "лохматого ворона". Его спрашивали: "Знаешь, где задремал? Где присел? Где перья чистит?"
Так и при иных событиях.
Рассмотрим танец "лохматый ворон", как проявление радости из-за неожиданного праздника, который, если всё правильно сделать, будет длиться несколько дней. Сей танец, как раз, связан с обнаружением медведя, спящего в берлоге. Радость для всех обитателей стойбища великая. Нашедший берлогу тунгус, спрятавшись за деревом или
кустом, начинал каркать, клекотать, поскуливать, вскрикивать, подражая тональностям крика ворона, обнаружившего пищу и зовущего второго ворона клевать еду. Обитатели стойбища, скрывая волнение, не спешили выходить (сдержанность - красивое поведение). Да и как сразу поверить великому везению найти берлогу. Медведь - кладезь лекарств и средств для поддержки организма человека, живущего в тяжелейших зимних условиях.
Спустя время, действие "танцевального спектакля" начинает развиваться: из юрты-дю плавно, раскачивая плечи (вверх-вниз), выходит старик или старший по возрасту. Он смотрит в сторону кричащего охотника, прикладывая к глазам то правую ладонь, то левую. Охотник, увидев "главу", выскакивал и выделывал косолопые шаги, вдруг прыгая то в одну сторону, то в другую, махая руками как крыльями. Постепенно и плавно, следующая сцена, начинал "подлетать" к "гнездовью", оглашая округу клекотом ворона. Старик (или старший) отвечает ему тоже клекотом и карканием. Потом кричит: "Ахк, ахк, аят!" Мужчины-охотники выбегали из юрт и кричали, приплясывая вокруг вестника радости, как бы между делом, выкрикивая вопросы...
Сей обрядовый танец продолжался при сборах на добычу домочадцами, после добычи - всеми обитателями, во время саламата - праздника приёма пищи, с рассказом, с показом эпизодов охоты.
Таких бытовых танцев-обрядов бытовало много, о чём рассказывал неоднократно - повторяться не буду, но ниже напомню о некоторых.
10.
Свадебно-обрядовые танцы (спектакли, длящиеся несколько дней), большое число танцев состязательных (эвин-игр), групповых (на съездах и праздниках) - хороводных - "осараи", "одёро", "гаспагар", "ёхорьё" и т. д. Стремительные танцы для молодёжи (хороводы и хороводы-игры) - "мончоракан", "хэдьё" и др. Творческие (с элементами личной изобретательности) танцы индивидуальные...
Пример. Все видовые танцы включал праздник окончания хозяйственного года тунгусов (сроки проведения разные, в зависимости от условий) - ИКЭН ( одно из значений: общее название "танцы"). Проводился он в определённом месте - на ровной площадке - Икэндёк (архаичное: хэкендек). Весёлый охотничий праздник, когда "птица усядется на гнездо" и всякая охота запрещена. Праздник многозначный. Будем придерживаться нашей темы - танцам. Кроме обрядовых, с устоявшимися правилами, исполнялись особые танцы (индивидуальные) - икэн под песни-импровизации о прошедшем годе, об удивительных случаях и приключениях. Следующее: состязания: кто кого переговорит (шутя друг над другом), перепоёт (поочерёдно), перепляшет... В процессе всего праздника происходили тайные смотрины (оценивание женихов не только девицами, но и родителями девушки). Певец-танцор давал знак (без обмана, иначе век не будет удачи): надевал на шею (хочу жениться), привязывал на пояс (вот-вот готов, раздумываю) или тряс рукой (давно готов) связку челюстей дикиих оленей, показывающих степень удачливости и мастерства охотника. Во время индивидуальных танцев окружающие исполняли танец "на месте" - "хэкирнэн". Создавался ритм топаньем ("ударять копытом"), с подпеванием:
Э-хэ-хэ...
Экникэр, эмэкэллу, эвигэт!
Акникэр, эмэкэллу, эвигэт!
Э-хэ-хэ, э-хэ-хэ...
Еда ахис эмэрэ?
И тому пдобное. Притопывая одной ногой, либо выбивание ритма обеими ногами в быстром темпе. Использовались и в хороводе, при движении по кругу в танце "хэгэвун".
После обрядовых - группа танцев "Эвин" - состязательные. Потом танцы в честь победителей. В них участвовали побеждённые. Группа хороводных танцев "Ёхорьё" (Ёхор, Адёр-Одёро) - круговой танец, символизирующий единение: каждый человек - часть семьи, общества, мира.
Все танцы тунгусов были наполнены глубоким смысловым и информационным содержанием, умело и хитро уничтоженное заинтересованными силами.
Не обольщайтесь и не надейтесь (численность не имеет значение), что Вас минует трагическая чаша сия - и будет хищными узурпаторами закрыта сия страница жизни вашего народа, в жажде превращения Вас в манкуртов... Присмотритесь-ка к тому, что происходит вокруг Вас.
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------