10.
"...Запутали: эвенки, тунгусы, сымы и масса др. названий. Как догнать ясность?"
***
Эвенки (эвэнкэ) - определение племён горцев до 1933 года. Главное племя - тунгусоязычный народ - киндыгиры, основные носители этнонима горцев. Киндыгу - узкоглазые, что свойственно для народов, обитаваших тысячелетия среди льда и снега. Корень этнонима "эвенки" - "эв-ми", "эвэ-ми" - "спускающиеся с гор" + суффикс "-н" имени действия (движения, в нашем случае, спускаться) + "кэ" - скопление, масса ждивого или, по второму значению, жилищ.
Некоторые амурские эвенкийские рода и енисейские племена, под влиянием сыму,представлялись как "аваньки". На самом деле, это не самоназвание, а представление себя на момент контактрования с инородцами. "Аваньки" - не искажённое "эвэнкэ", а слово "аяванкэ" - от глагола "аяв-ми" (любить, уважать, одобрять, быть приятным, нравиться). Характеризовали себя, как "мы с миром к Вам, с добром и уважением".
Полный разбор этнонима "эвэнкэ" на сайте есть, поэтому перейдём к "сыму", добавив для понимания, что "эвенки" перенесено на все тунгусоязычные народы Сибири официальным распоряжением в 1933 году. В Китае - в 1955.
***
"Сыму" - военно-племенной союз в начале тысячелетия нашей эры во время войны с илэу (илоу) и обороны правобережья Амура от мохэских и мукрийских племён. Входившие в состав союза рода известны; их потомки среди современных тунгусов.
С детства: "Ты не сыму, чтобы уснуть на воде в оморочке - утонешь!" По легендарным данным тунгирвэ, создание "дяв" (оморочек) присвоено сыму - воинам племенного союза "Сушен" (Свободных, независимых). Сушэн (или сушени), вытеснены с низовий Хуанхэ народом Хань с Тибета, где прозябали время Потопа.
На Амуре союз распался. Собственно Сушени, как и стремилитсь изначально, ушли и закрепились на территории северо-восточной части нынешнего Китая. Сыму (Симу), как и сушени (сушэн) исчезли со временем в бесконечной стихии "смешения" народов.
Сыму (симу) переводится "доска+вода". Эвенк В.П. Абрамов растолковывал, дословно "узенькие тонкие дощечки (дранка) на боках дяв (оморочек)". Сыму - лодочники. Они в древности умели строить даже морские суда "монгго". Более того, Владимир Прокопьевич произносил слово как "суму", то есть народ, из коего вышли первые "Портные" - изобретатели иголок и ниток; с этим связано значение "руководить" - "сшивать". Фраза потомков сыму: "И сшитое когда-то ветшает!" Дяв (берестовые лодочки) сшивались из пластов, а затем швы обрабатывались рыбным клеем и смолой (перегоном). Мохэ, пытавшиеся завоевать правобережье Амура, ничего не могли поделать с владеющими дяв-оморочками и многоместными берёстовыми лодками - катукар. Сыму бенсшумно скользили на оморочках по протокам и озерам, быстро перетаскивая лёгкие лодочки от воды к воде, неожиданно оказываясь в тылу врага.
В то время начались столкновения с гиляками (российские народы - нивхи) и мохэсцы навсегда оставили в покое "Царство тьмы", сосредоточившись на Приморье.
Одна часть сыму вошла в союз с аборигенами и за сто лет утратила сомостоятельность. Вторая - ушла на запад, постепенно распространившись вплоть до Югры.
***
Коротко об этнониме "тунгус". Возник в "железный век", благодаря народу "экэт" (якуты). Они, в союзничестве с енисейскими ненцами - "хасова", совершили бесславный поход вверх по Енисею. Во время захватнического нашествия, экэт удивлялись разнообразным ящикам, устроенным на деревьях. Хасова объяснили, что это "тунгусские могилы", имея ввиду название захоронений "тунгс+уки". Отсюда и дублирующие исконные гидронимы "Кэтэнги" - Тунгуски. А в 14-16 веках этноним "Тунгус+ук" распростанился среди русских пилигримов-новогородцев. Попутно. Русские, угнанные с запада на территьории нынешних Монголии, Забайкалья и Китая называли тех же манягиров - "манягами" и "аваньками".
Пленных русских столь велико, что из них создавали "русские охранные полки" - дулучеры (дучары "повадившиеся волки", наносящие серьёзный урон), вырвавшиеся из монгольского рабства, русские стали непобедимы. Один из полков сопроволждал "путь китайских золотодобытчиков" на тунгусскую территорию "Китемяхта" - горная равнина предгорий Калара. "Полк" располагался, вопреки приказа, схоронив командиров-маньчжур, погибших в несчастных случаях и в схватках с токкун-бандитами, на левом берегу Амура. Три добротные деревни. Четвёртая деревня - острог на Олёкме (тогда Тунгир; Олёкма (Олокма) от слияния Тунгира и Нюксе (Нюкжи). Русские защищали туземцев от чжурчжэней (маньчжуров).
Лучер - русских ждали "вторым Пришествием", как освободителей. И они пришли уже с бандитским ножом!
Дучар (повадившиеся волки - так их называли на правом маньчжурсколм берегу) что-то строили в лесу и им нужны материалы, а их можно добыть только у чжурчжэней; повадились русские заявляться и брать нужное в долг (котанг). Оказывается, построили монггол (морские корабли) и уплыли вниз по Амуру, обогнув Сахалин, занятый враждебными (неконтактными) народами, вышли в Океан. На ближайший остров, как планировалось, не решились. Там война. Оккупантов-тунгусов мохэ, якобы по просьбе айнов, японцы, во главе с генералом Абэ-по Хирафу ( в 660 г.) освободили (захватили) - загнали врага вглубь острова Хоккайдо.
Русские имели информацию от амурчан. На островах "жестокие враги" (убивают на месте). А вот на дальней земле (сейчас побережье США) живут "Айванки" (мирные тунгусы). Лучер (русские) отправились к "Дальней земле" и там поселились...
***
(Продолжение следует)
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------