1.
Не думайте, что худое случится не с Вами!
Не надейтесь, что чаша "Таман" (расплата) минует ваш дом.
.............................................................................................................................................................................................................................................
Таёжница из Забайкалья: "...не даны коренные значения топонимов в книжке "Исторические хроники (из жизни эвенков и бурят Севера Бурятии)"? Какое же основное села Уоян? В детстве, когда жили и кочевали в тайге, часто встречалось это название..."
Зинаида Александровна, в хрониках предусмотрена неизменяемая компактность материала (родовые предания) лингвистический анализ не применяется. Правда, даются переводы и объяснения происхождения вариантов названий, но они принадлежат информаторам.
Заинтересовавшая Вас "хроника" - в стиле летописи исчезающего тунгусоязычного племени Чилчагиров. Этнически образовалось от породнения тунгусов-ойратов и маньчжуров (чжурчжэней).
За последние десятилетия языковая стихия племени практически исчезла, благодаря чиновникам-исполнителям национальной политики. Сейчас, с назначением Голиковой, начинается процесс полной манкуртизации уничтожением (угнетением) национальных менталитетов. Се - предательство человека, коему верил безгранично!
Авторитет Голиковой - глубочайшая и чёткая по многозначности иллюстрация отношения Президента к народам России.
2.
"Уоян" ( в архивных документах "Вуоян"). Коренное значение - "Перетаск". Так правильно считали эвенки рода Танкеульевых (Танкеул - "рождённые (или искони жившие) на плато гор, горных равнинах"). Эвенкийский учёный Шубин Александр Сергеевич (Баханов) перевёл как "Большой (долгий) кривун (излука) реки". Верно. Накрепко связано со значением "перетаск".
Всякое название древних тунгусов - жизненноважная информация для кочевника. Шубинская входит в архаичный топоним "Уоян" как "эвды" или "мултувуде" ( по-русски "перетаск"), информирующая, во-первых, "кочевники достигли длинной петли реки (в десятки километров, как на Верхней Ангаре или в несколько километров, например, на Подкаменной Тунгуске (16 км.); во-вторых, сообщается, что здесь прямой путь, пересекающий по суше узкое место излучины реки. По "перетаску" тунгусы, сокращая путь, перетаскивали легкие лодочки "дяв" (берестовые оморочки, долблёнки и дощаники-стружки), манатки и провизию.
Таким образом, топоним "Уоян, Уян, Угоян, Вуоян", если отмести наслоения и догадки, сообщает, что в месте, названном так, река обязательно огромной петлёй и у основания её пролегает прямик-перетаск. Таких мест в Восточной Сибири достаточно. Наример, в Иркутской области (на р. Ока), в Красноярском крае - на Подкаменной Тунгуске и пр. Попутно. "Иркут" - тоже перетаск, но из одной реки в другую. Ещё замечу, что на Подкаменной "перетаск" назван "Угоян". Правильно: "Угэян" - заложено предками предупреждение: в кривуне "угэ-ми", то есть сильное волнение, опасное для "дяв" (оморочек и др.), особенно, гружённых.
Также существует ряд наслоенных значений, связанных событиями, целями, догадками информаторов и пр.
3.
Пренебрежительное ваше замечание о мистических наказаниях за нарушение захоронений и святынь древних народов, неспрведливо. Нет никакой суеверной надумнности. Мало того, наказания неверолятно жестокие. Преследуют до того момента, когда вдруг открывается "преступнику" и он вполне осознаёт причину.
Именно с предупреждением помещён на сайте материал (см.) "Конгактэл" (Колокольчики).
Нет ни одного закона (табу или оберега) бессмысленного. И учёный Елпидифор Титов, и эвенкийский учёный Александр Сергеевич Шубин, и учёный Алексей Алексеевич Макаренко, многие литераторы, в т. ч. Арсеньев, и геологи, и многие, многие другие ясно и чётко осозновали причину страшных бед в самый тяжкий момент своей жизни. Макаренко А.А. осенённый истиной, писал, что из-за попрания тунгусской культуры - изъятия сакральных предметов "шаманских юрт" для музея, постоянно испытывал изнуряющее тревожное состояние. Кроме этого, он жестоко наказан конкретно: "Кроме потери вещей меня постигло гораздо ужасное несчастье - в декабре 1908 года я похоронил горячо любимую дочь...". Шубин А.С.,перед смертью, прямо сказал жене Дарье Николаевне, что его единственную любимую дочь "забрали взамен шаманских манаток..."
Таких признаний искренних и косвенных множество. Ни один не остался безнаказанным.
Странно, Вы отрицаете мистические (природные, точнее, космические) силы. И в то же время безусловно верите в еврейского Бога Саваофа (условного отца Иисуса Христа), основанного на художественных мифах и притчах. Не осознаёте? Вы беспощадно подвержены идеологическому управлению. А древние Божества имелит одну цель: бережение вашего благополучного существования, что они вопреки Вам пытаются делать и сейчас через "ангелов-хранителей" (души Предков).
Манкуртизация ( с точки зрения национального сознания и духовности, президент поступает совершенно верно, даже, впитав определённую национальную идею, уничтожающую духовность иных, обязан это делать) продолжается и, с назначением тупой исполнительной силы (г.Голикова и иже с ней), усиливает цивилизационную гибель тех же тунгусов, неспособных сопротивляться, превращённых на породной земле в нежелательных и путающихся "под ногами". Тот же А.А. Макаренко выразил мнение практически всех учёных-тунгусоведов: "Несомненно, мы имеем в лице тунгусов весьма даровитых способных людей с благородной душой и детски наивных. Эти качества, столь ценные в человеке, и губят тунгусов".
4.
Правильное название рода, которое упорно искажают, - "Чилчагиры". Вы, считаете, в Тунгиро-Олёкминском районе Забайкалья чилчагиры остались, отделившись от племени во время миграции с Амура (с Б.Хингана). Да нет же! Миграция проходила далеко от сей территории. Чилчагиры не использовали обходной "Тунгирский путь", а следовали "Амазарским" (Эмэсар) на Силкари (Шилку), Ингоду и на Витим (Вэтэм). На Витиме племя раздвоилось по происхождению: мохэские (Шубин А.С. считал, что "мукрийские") остались (Баунтовский регион), а чжурчжэньская (протоманьчжурская) часть мигрировала вниз по Витиму до рек Чу и Вилюя. Чилчагиры стали жить кочевьем по реке Чу (Чуя) и прилегающим горным территориям; абороигены, в основном, киндыгиры (собственно эвэнкэ), называли реку Чуя и регион - "Жуя". Поэтому, проижвающие там племена, все народы Витимо-Олёкминского ареала называли "Жуеган". Земли "жуеганов" были благодатными. Жили счастливо до "чёрного времени" - страшной эпидемии гибельной Бома (чумы). Выжившие, преодолевая сопротивление витимских племён, бежали "куда нос смотрит".
Баунтовские, к тому времени, кроме кровной родовой связи, утратили с жуеганами непосредственное родство.
Появились чилчагиры на Тунгирской территории исторически недавно. И баунтовские, и верхнеангарские. Произошло в результате кровавых восстаний тунгусов 1688 года. Баунтовскими чилчагирами убиты ясачные сборщики на Баунте и промышленные люди на Бамбуйке. Восстали верхнеангарские чилчагиры, перебили казаков Верхнеангарского острога. На Кучиде освободили аманатов (заложников) и осадили острожек. Прадед "Володка" (Владимир), коего родичи величали "Амака", рассказывал: "Перед восстанием старики отправили моего этыркан (здесь:предка) и двух человек к эвенкам-киндыгирам на Няндаркан (р. Холодная). Эвенки собрали суглан, выслушали и давай "порозовать" (вести себя возбуждённо), луками и котор (пальмами-короткими копьями) махать, свирепый вид делали, орали изо всех сил: пойдём и убьём лучар! Мы уехали довольные. Но в назначенное время эвенки не явились. Неведомо нам было, что они живут по законам "Чифэн" (избегать опасности до последнего, когда уже некуда деваться). После узнали, след наш не простыл, как они торопясь разъехались по своим гулэ и в тот же день все, как один, "убежали" в горы".
На помощь колонизаторам подавлять восстание пришли казаки Нерчинского уезда. Среди них свирепстовали "мунгальские" тунгусы-чужаки (гантимуровцы). Пробиться к острожкам не смогли, подвергаясь постоянным нападениячм чилчагиров (ночных воинов). К осени, понимая безысходность и уязвимость после выпадания снега, чилчагиры-сопротивленцы бежали на восток. Верхнеангарские поселились на Тунгире (потомки их живут в с. Гуля и п. Тупик), а баунтовские - в верховьях Олёкмы (тогда Моклы) - потомки в с. Мрклокан и п.Тупик.
Аят!
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------