1.
Превращениями в идеологию история "оправдывает" господство меньшинства (узурпаторов власти). Бесстыдный обман!
Истинная - народная этнография и в произведениях деятелей "мира сего".
Вы "черпали" и там, и там.
Ущербна опора на источники, в основном, компилятивные (плагиат) и традиционные, когда на догадках. А последующие выдают как факт.
Не знаете родную историю, ориентируетесь на европейскую историографию измышлений и авторитарности предтечей.
2.
Насмешки над этнографами (хранителями национальной истории и культуры) несправедливы. Вот: якутский исследователь (фамилию не указали) означил остров Сахалин как "Восточная земля Саха", то есть якутов, с переводом: "Саха" (якуты) + "илин" (восток, направление, территория). Формально неверно. Однако суть скрылась акцентом на ассонансе корневых слов топонима "Саха..." и самоназвания якутов "Саха". "Затянуло" увязать сии омонимы, впадая в заблуждение.
3.
"Сахалян-ула" - маньчжурское название тунгусской реки Амур. Определение условное. На самом деле, оное относится к лексикону древнего народа Илоу (Илэн) - предков чжурчжэней и маньчжуров, распространённое на Приамурье и Приморье, включая пролив и остров. В позднее средневековье гидроним и название острова закрепились как бинарные: река Амур - "Сахалян-ула" (Чёрная река) и остров Янгкур - "Сахалян-ула" ("Остров Чёрной реки", с добавленной информацией - "хата" - видимые скалы острова.
В начале нынешнего Времени (разрушения "Дюкэчэ" - Ледяного барьера, заплотившего водные потоки, и схода вод Внутренних морей в Мировой океан), река возвеличена "Амуром" - "Великой водой" (по тунгусскому названию-синониму моря "Тесис" "Очищающее наводнение..."
"А" - восторженность. + "МУ" - вода. + "-Р" - суффикс множественного числа, в превосходной степени, поскольку эмоциональность гидронима определяет восклицание "А!".
Извечно остров "Сахалин" назывался "Янгкур" - "Видимая гряда сопок (гольцовых или скалистых). А за ними тундра". "Кур" - обозначает слитность видимого, связанность, родственность..."
4.
Перемены в Приамурье с нашествием с Хуанхэ тунгусоязычного народа Сушэн (сушеней) - миграция под напором Хань. Приход родственного этноса, цивилизованного, по сравнению с Илоу и другими абороигенами, значителен для переустройства древних военно-племенных союзов в средневековые государства - предтечей нынешних дальневосточных стран.
Для Реки утвердились два гидронима: древний - Амур (Великая вода) и илэно-сушэнский - "Сахалян-ула" (Чёрная река). Оное было принято (утверждено!) основными этносами Сибири и Дальнего Востока: татарами (общее название "монголоязычных и тюркских" народов в тот период) и, главное, признано князьями Хань. Автохтонные народы Приамурья и Приморья неизменно придерживались собственной топонимической культуры (тунгусы-илэ, тунгусы-корё, гиляки, айны, палеоазиаты...).
5.
Якутский исследователь убеждён: осров Сахалин - восточная земля якутов.
Утверждать "Сахалин" якутским названием неправильно. Однако есть основание полагать, что сам остров небезразличен якутам. В народной этнографии саха (подспудной памяти)такое впитанное убеждение от "принятых в нацию народов" существует. По крайней мере, в 1964-65 гг. нам сие разъяснял сказитель - якут Николай Габышев, живший (скрывавшийся от властей (?)) в селе Средняя Олёкма. А в 2004 году обсуждали тему в Старом Уояне с учёными из Якутска. Доктор наук Галина Ивановна Варламова, хорошо знавшая сей материал, должна была опубликовать рассуждения. Не успела?
Миграция Екэт (якэт, якол) изначально с юга по историческому "Пути между севером и западом" (о пути см. в летописях монголоязычных Хори). По многим причинам, особенно, связанным со скотоводством, Шествие на Байкале остановилось. После суглана (съезда старейшин и князей) на озере "Острых ножей" - "Катокэл", обострились разногласия между тремя князьями (по преданию: братьями, возглавлявшими разнородные "балаганы"), распались на три группы: тюркоязычные Екэт-саха и Екэжт-баджеи, Екэт -гулиган (разноязыкие). Единое название: Курэкэн (тунгусское): родственность, определяемая брачными союзами - "зятья"). Екэт-Саха стали "временным "житьём" в Баргузинской долине; Екэт-Гулиган на северных прибайкальских территория и на берегу Байкала; Екэт-Баджей обживали верхнеилэнское (ленское) побережье...
6.
В предыдущих материалах исход Екэт-Саха с Баргузина объяснялся легендарными и реальными причинамим. Особенно, устремлением на прародину, к чему подвигал двадцатилетний князь Саха, получивший жезл-копье власти умершего отца; Николай Габышев: " Когда Саха привёл передовой отряд на берег Илэн (Лены), он воткнул жезл в Землю. Отныне и во веки веков! И умер. Было ему двадцать семь лет..." К тому времени Екэт-Баджеи начали движение вниз по Илэн-Лене, а Екэт-Гулиган на Енисей, к кыргизам.
Шествие Саха по "Витимо-Тунгирскому рути" "втянуло" несколько крупных и малочисленных тунгусоязычных народов, таких, как манягиры (эвенки) и Батугиры (тунгусы).
Бату давным-давно сформировались в низовьях Амура и на острове Янгкур (Сахалян-ула"). Оттуда "побегом" из-за угроз поражением и рабством в войне с гиляками, с айнами-куе, айнами-куру и айнами-куги (отмечу: именно с айнами, в 14 веке, бежавшие из монгольского рабства, русские воины "охранного полка" породнилисмь, не рискнув следовать сотоварищи на ненадёжных кораблях на американский континет). Вторая причина: нашествие на землю Илоу (Илэ) тунгусов Сушэн с юга, очень опытных и беспощадных воинов, имевших подразделения необыкновенных лучников - манджуров (крепкоруких). Батугир, вместе с другими племенами, в том числе, с тунгусоязычными чилчагирами, укочевали на запад. Бату до Баргузинской долины и там прижились, мечтая о возвращении...
"Бату" переводится как "свирепые, вспыльчивые, непокорные". Они сразу же примкнули к Шествию Саха. Перед началом возвращения на прародину Сахалян-ула (Амур) и остров Янгкур (Сахалин), племенной союз "Бату" распался по национальному признаку: Бату-эвенки; Батулин - буряты; Бутулинцы вошли в состав саха-якутов и ушли с ними на север. Небольшая часть упорных Бату всё-таки пробилась до "края земли предков" и до недавнего времени (20 век) жили среди ульчей и нанайцев. Основная часть народа Бату (Батулинцы) долго и сокровенно хранили память о своём прошлом, объякутилась (?), как и их духовная память о породныхз Сахалян-ула и Янгкур, проникнув в народную этнографию Саха-якутов о "восточных землях", стала неотъемлемой частью якутской культуры, во всех смыслах.
Александр Гурьевич Латкин.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------