+79503886920
Без выходных, с 9:00 до 21:00

Статьи

04.11.2021
ИНФОРМАЦИЯ
04.11.2021

    В "Литературной России" опубликована моя заметка о новом сборнике поэзии Уруло Адо - Гаврила Николаевича Курилова, юкагирского поэта, учёного-лингвиста, доктора филологических наук.

    Гаврил Николаевич  - представитель талантливой семьи Куриловых,с  мировой известностью и культурным значением.

    Романист Семён Николаевич - старший брат - его произведения переведены на многие языки мира.

    Младший брат Николай - замечательный художник и писатель. Николай Николаевич близок мне. В своё время он, своим авторитетом и ответственностью, помог мне опубликовать ("пробил") "трудные" материалы.

    О сборнике стихотворений Г.Н. КУРИЛОВА см. в интернете "Литературная Россия" - "Так начнём новый аргиш". Автор Алесандр Латкин.

 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

 

                                                                41.

    Правление Уясу. Седьмой год. Неурожай. Начался голод - разрушение принципов и законов. Бедствие шибануло мгновенно. Запасов проводовольствия у чжурчжэней немного. Правители "выбивали" на налоги Ляо.

    Так нюйчженьские тунгусы-чжурчжэни в зависимости от земледелия? И "Будет день, будет и пища" ( утверждение Чифэн для пешего добытчика-собирателя) продолжается?

    Пышно расцвело воровство, разбои (рабы, оставшиеся без прокорма, лазили по тайге, ища пропитание, от безысходности нападали на стойбища), бродяжничество. От грабежа страдали богачи и знать. Вожди нервно требовали за воровство смертную казнь. Уясу в глубоких сомнениях. Обещал решиться... От Агуды возвратился с категорическим отказом. Постановил брать с вора трёхкратный штраф за похищенное. Только чем платить? Положение ухудшалось с каждым днём. Дошло до продажи жён и детей в рабство богатым. Зрело восстание. Уясу пал духом. Теперь уже по инициативе нескольких вождей, потребовали от Уясу встречи с Агудой "по голоду". После совета сделан решительный шаг, успокоивший народ ванян и союзников: все виды платежей отсрочить на 3 года. В 1111 году урожай оказался обильным, как и следующий. Последствия голода сошли. И власти смогли восстановить порядок. Сей факт очень важен для нашего сомнения, что чжурчжэни - потомки мукри (китаизированных хэйшуй) - искусных рыболовов и охотников; для них голод - крайне редкое явление.

    Голод и неспособность Уясу противостоять напастям, действия (в то время говорили: "по мысли Агуды") показали реального правителя. Власть полностью возложена на Агуду в начале 1112 года, поддержанное всеми. Простые чжурчжэни, подчёкивается, безмерно зауважали, когда "убедил" сомневающегося Уясу не допускать смертную казнь за воровоство пищи у богатых.

    Квинтэссениция (основа, сущность, суть) политики Агуды: безжалостность к угнетающим врагам, справедливость к народу.

    Дата прихода Агуды к власти подтверждается бесспорно.

 

                                                                 42.

    Кидани считали нюйчжи подданными. Чжурчжэни, из поколения в поколение,ждали Освободителя. Предки Агуды подстраивались ради сохранения народа под политику Ляо, поступаясь гордостью. Поэты восклицали: "Готовьтесь к Пришествию". И Агуда иносказательно объявил: "Я пришёл!" В 1112 году во время торжественного собрания киданьской знати и вождей подвластных тунгусских пдемён на "Празднике Первой рыбы". Идеологически, подкреплённый обычным законом " в единении мы сильны", проявление "добрых отношений, помощи друг другу". Оружие оставлялось в обозах. Прощались прогрешения вассалов, отменялись приговоры...

    Проводился на льду реки в конце марта - в начале апреля. Благородная рыба (хариус, валёк, ленок) - массово шла в верховья. Множество хищных рыбин (окунь, щука, таймень, осётр и др.) наедались до отвала, как и люди-рыбаки. На жор, из сорокаметрвых глубин, медленно поднимались рыбины Калуги. Её легко поймать крюком на подсек. Первую калугу должен добыть император. Как только весть об удаче императора распространялась по реке, начиналась всеобщая рыбалка. Наконец, по сигналу из императорского стана, начинался пир. В разгор празднества вожди зависимых племён, по очереди, плясали перед императором, одну из многих, пляску, выражающую покорность. Древний ритуал далёких-далёких предков, приводящий в особое состояние с высшими силами. 

    Праздник 1112 года проводился на реке Хун-тун. Вернее, на плёсовой части реки Сунгари. Протяжённый плёс ниже впадения реки Нонни (самый крупный приток Сунгари).

    Вожди, по обычаю, красочной и торжественной процессией пришли к стану императора Елюй Яньси (Тянь-цзо). Восседая на повозке, повелел начать пляски. Когда дошла очередь до Агуды, он категорически отказался: "Я плясать не способен!" Для тунгусов сие божественная весть: "Я пришёл!" Пьяный император потребовал: пляши! И Агуда опять отказался.

    Елюй Яньси вознамерился тут же убить нового правителя союза Ванян. Но ему доходчиво посоветовали не делать поспешность, соблюдая законы праздника, и из-за угрозы жизни самого императора, напомнив, что вокруг силы тунгусов в состоянии военного положения. И такое надо решать в стенах Ляояна (Восточная столица киданей). В фольклоре "Могзонских старцев": "Позже, когда знать перепилась, чтобы выслужиться перед императором, искали убить Агуду и затолкать под лёд, но он скрылся".

 

                                                                    43.

    К власти Агуда всё-таки пришёл в 1112 году, судя по празднику, где он уже вождь, с правом исполнения пляски покорности и поклонения императору Ляо. А не в 1114 по официальной истории.

    Уясу, при Агуде, прожил ещё два года. Умер в возрасте 53 лет.

    Агуда поразил простых людей-земледельцев, скотоводов, воинов и знатных. Аннулировал долги и отменил долговое рабство, продолжив политику опоры не на знать, а на народ. В истории мира идеологически приверженцем такой политики был В.И. Ленин, провозгласив опору на "рабочий класс", интересы коего - закон. Путь, конечно, сложный. Куда проще стать представителем богачей, марионеточно служа их интересам, подавляя, властвуя над массами, недоумевая, почему "тащит" неминуемо в пропасть тьмы застоя, порождая ненависть.

    Агуда в 1112 году, собираясь на главное имперское торжество - "Праздник Первой рыбы", ввёл военное положение, продолжая идеологическую работу разжигания "ненависти к киданям". О военном положении тунгусов, якобы для обороны от давнего врага Асу, планирующего убийство Агуды, докладывали Яньси. Пьяница император практически не занимался государственными делами. Беспечно "купался" в роскоши, любя себя, соколиную охоту и вечерние традиционные концерты хористов и музыкантов, исполняющих музыку на струнно-смычковых морин хуур или хунчир". Каждый вечер, перед императорской юртой располагались два хора по пятьдесят певцов. Один по левую руку от входа, другой - по правую. Между ними, напротив входа в юрту, усаживались искусные музыканты-скрипачи, бубнисты, барабанщики и голосовики-губнисты, обладающие горловым пением. Хоры пели прекрасные мелодичные песни поочерёдно. На "злобу дня" исполнялись "харилцаа дуу" - песни-переклички... Такой император устраивал всех - чиновников, генералов, богачей и простых киданей. А более всего "на руку" Агуде.

    В 1114 году практически началась война против Ляо. Приказано войскам готовить оружие. Применять его, если кидани появятся на землях тунгусов. Одновременно закрыли все проходы в горах засадами отборных воинов.

 

                                                                 44.

    План заманивания противника не сработал. Агуда надеялся вызвать нападение киданьской основной армии на территорию тунгусов. Этого же требовали от императора Яньси генералы. Киданьский правитель или не верил в серьёзность угрозы от преданных вассалов-тунгусов, или разгадал намерение разбить киданей, отрезая "кусками" в горной местности. Он продолжал слать Агуде распоряжения распустить войско, явиться с докладом и пр. Тунгусы продолжили "разжигать" конфликт, захватывая и убивая чиновников на Соколиной дороге, связывающей Ляо с Восточным морем.

    Агуда выставлял причиной войны отказ императора немедленно выдать мятежного вождя Асу. А его племя, бежавшее в Ляо после восстания, вернуть на породную землю.

    Агуда принимает решение начать наступление на пограничные войска киданей. На границе, на реке Ляолин произошла первая битва национально-освободительной войны. Именно тогда Агуда провозгласил стимулирующий закон, существовавший с древних времён: "Если будете храбро драться, то рабы станут свободными, свободные - начальниками, начальники получат высший ранг...".

    Победив киданей на Ляолине, Агуда стремительным броском подвёл войско к городу Танцзянчжоу (на восточном берегу Кутуньцзян). Город сдался.

    Кидани мобилиховали отборные силы ("для подавления восстания ванян и наведение порядка жёсткими мерами"). Командовал армией - генерал Сяофын. Войска расположились друг против друга опять на поле битвы у реки Ляолин. Агуда перед сражением усердно молился, призывая на помощь духов предков, оправдывая нестерпимыми обидами от киданей неминуемую гибель многих тунгусов. После он вышел к войску и произнёс традиционную вдохновляющую речь.

    Враг разбит. Военачальники чжурчжэней торжествовали, восклицая: крах империи! Агуда прервал торжество, благоларя воинов за отважный ратный труд, сказал: "До победы ещё так далеко!"

    Вторая победа на Ляолине породила панику  среди союзников киданей. Откололись племена северо-восточных областей империи. Большинство перешли на сторону Агуды.

    В начале 1115 года Агуда объявляет себя императором, назвав нарождающуюся державу "Золотая империя". Но от  плана укреплять (строить) империю, постепенно расширяясь, пришлось отказаться. Ляо, наконец-то, всерьёз спохватились. Началась подготовка к решающей битве, собирая грозную силу воинов и мирных земледельцев и скотоводов для заселения на отвоёванных территориях. Генералы киданей не сомневались в победе. Чтобы выиграть время, к Агуде направили послов "испросить мир..."

 

                                                                   45.

    Тунгусы, ни сам Агуда, ни вожди не ожидали такой мощи. Обозы киданей растянулись: "день скачи, а всё конца не видно!" Имеющие "вес" и авторитет в войске, выставили императору Агуде удьтиматум: или принять условия мира с киданями, отступив на свою территорию, или они выходят из войны. Через несколько часов Агуда вновь собрал вождей, зачитал "раболепное" письмо императору Ляо, с согласием на все условия. На самом деле, зная, что вожди почти не знают китайскую письменность, написал текст крайне оскорбительный, унижающий призывом стать вассалом Золотой империи и т.п. Вожди, просматривая тупо письмо, передавая из рук в руки, удовлетворённо кивали. Получив письмо, киданьский двор был в бешенстве. Немедленно составлен манифест войскам "уничтожать чжурчжэней по последнего"... Тунгусские вожди, загнанные "в угол",  приняли решение биться до конца. Манифест киданей распространён в войсках; теперь каждый воин знал, что он обречён на смерть...

    Историческое сражение:

    "После поражения ляосцев у города Дарок, войска возглавил сам император киданей. В битву брошены все силы. Агуда с холма наблюдал за войсками врага "как наползающие густые чёрные облака". Подавив естественный страх перед мощью, Агуда помолился и дал приказ выступить - ударить в правый фланг, заставляя ряды левого развернуться и смешать строй. Чжурчжэни совершили девять кровопролитных атак и отступили на высоты. Агуда послал несколько вестовых "к самому себе" так, чтобы их схватили и они рассказали киданям, что ещё одно войско готово к бою и командующий ждёт приказа вступить в битву. Агуда рассчитывал выиграть время, надеясь, что враги поверят и начнут перестраиваться. Ложная весть мгновенно, обрастая подробностями, разлетелась по войску, спровоцировав мятеж. Агуда, вопсользовавшись, разгромил огромную армию. Искали императора, но Елюй Яньси, получив сведения о подходе подкрепления тунгусов, бежал в начале сражения..."

    Чуть позже для Агуды возникла ещё одна проблема. В политической и военной сутолоке на прежней Бохайской территории, князец Юн-чан начал восстание и объявил себя императором. Подавляя восстание, Агуда, не планируя, напугал киданей и они начали спешное отступление севернее, в Халху. К 1118 году в Маньчжурии не осталось ни одного киданя. Они укрепились на территории нынешней Монголии и севере Китая.

    Император Ляо посылал Агуде послание за посланием, предлагая мир.

 

                                                            46.

    За два года Агуда провёл ряд реформ. Организовано чёткое централизованное управление. Создал пышный двор по китайскому образцу. Реорганизовал армию. Учредил военный совет...

    Война с киданями обрела затяжной характер. Её действительные масштабы требовали содействия сунского Китая. Агуда достаточно быстро договорился с императором Хуэй-цзуном на условиях возвращения захваченных китайских территорий, а чжурчжэни оставят за собой Халху (ныне Монголия) и Маньчжурию (тогда Манджурия). Кроме того, Китай обязался "дарить" Агуде тот же набор материальных ценностей (серебро, шёлк, вино, вату и пр.), что платил киданям.

    Семь раз император киданей Яньси пытался заключить мир с Агудой, непонятно на каком основании "снисходительно" и упорно предлагая прежнее, по сути, рабство. Вот условия киданей: "Агуда почитает императора Ляо старшим братом. Платит ежегодную дань. Наносит ежегодно визит (с подарками) императору в Средней столице. Уважает право киданей прохода по территории ччжурчжэней в Си Ся, в Китай и в Корею. Отдавать своих детей в заложники..."

    Агуда не отвечал, он действовал. В 1120 году перед войсками тунгусов пала Верхняя столица Хуанлунфу. Через два года новое наступление. Взято более двадцати городов. Наконец-то поймали старого врага ванян - Асу. Его жестоко, до смерти пытали...

    Агуда, празднуя успех, освободил заточённых в тюрьмах, разрешил выкуп тем, кто из-за нужды продал себя в рабство.

    Империя Ляо неизбежно распалась. У старого императора Яньси остались земли к северу. У нового, второго императора Чуня - южные земли. Ему удалось привлечь военную помощь извне. Нагрянули войска тангутского государства Си Ся. Чжурчжэни имели доступ в тыл тангутов, разгромили их и, продолжив наступление, взяли две последние столицы Ляо, в том числе Пекин.

    Остатки киданей ушли на запад. Возникло государство западных китаев, или каракитаев, просуществовавшее до 1204 года.

    За 10 лет чжурчжэни Агуды разрушили грандиозную империю киданей.

    Агуда умер в 1123 году, оставив огромную империю тунгусов. В неё вошли Маньчжурия (Манджурия), Северный Китай и значительная часть Монголии, потеснив племена дзубу- татар, в среде коих зарождалась Монгольская империя.

    Младший брат Агуды - Укимай (Уцимай), получив власть, расширил границы на юг, до старого устья Хуанхэ.

    Завершая разгром киданей, Укимай захватил в плен последнего императора Ляо - Яньси.

 

 

 

                                                   Конец восьмой части.

                                                   Конец пятой книги...

 

 

                                          Александр Гурьевич Латкин.

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

                                                                 34.

    Проводил ли Агуда при Ингэ становление государства - обоснование и планирование? В жизни союза он полевой командир кавалерийского подразделения и относительный наследник брата Уясу - будущего правителя.

    Факты выдают Агуду теневым государственным стратегом. Правда, Ингэ, по закону древних воспитанный, никому не доверял. И до времени ограничивал Агуду в росте, особенно, в сфере военной власти. Но следовал мнению племянника в решении серьёзных проблем внешней и внутренней политики.

    Самая важная причина, приведшая к судьбоносной межплеменной войне чжурчжэньских племён - "отказ Ванян от выборов племенных начальников и установление права назначать ставленников" - продукт политического мышления Агуды. Указ он подготовил, а Ингэ скрепил печатью...

    Сопротивление вождей половины союзных племён яростное. Решительно отвергли указ о начале централизованного правления чжурчжэньскими племенами по законам Ванян. Во главе оппозиции - вождь племени Хешиле (Хэшэле), известный нам с Вами - Асу. Тогда киданьские генералы убедили императора Елюй Яньси вынести "секретный смертный приговор" Ингэ и как можно скорее убить. Император потребовал прекращение военных действий против оппозиции, осаду ставки Асу - крепости Асучен снять, войско распустить, а самому немедленно явиться ко двору...

    Ингэ приказ отверг.

 

                                                                     35.

    Вождь Асу и соратник Маодуху всегда выступали против Ванян. Воспользовавшись возмущением тунгусов, мобилизовали огромное войско. Большинство вождей (35 деятелей), указом превращённых в ничтожества, выставили воинов. Асу и Маодуху захватили дороги в Китай, взяли под контроль обходные пути.

    Против Ванян выступили северяне - племена вождей Дигудея и Дунэня.

    Начало войны нужно считать 1096 год.

    Восстаёт сильное племя угулунь, под руководством вождя Люкэ. Люкэ выступил не за отмену указа, как остальные. Провозгласил: свергнуть гегемонию Ванян! Но накрепко увяз в сражениях (партизанских и открытых) с созниками Ингэ - многочисленными племенами Вачжунь и Уда.

    На чрезвычайном военном совете появляется Агуда. Прекрасно владея обстановкой, предложил, пока Люкэ бьётся с союзниками, а Дигудей и Дунэнь "стоят", тупо совещаясь, и не могут сообразить действия, сосредоточиться на войске Асу.

    Агуда исчезает с "передовой". По признакам, проявившихся позже, отправился проводить мобилизацию союзных племён и формирование войска.

    Восставшие превосходили Ванян по численности. В летописи: "Три против одного". Там же говорится, кидани, а их усиление Ванян не устраивало, были в недоумении. Последний указ Ингэ - чрезвычайно опасен последствиями. Кидани, в военном отношении, выбрали позицию пассивной поддержки восставших, покровительствовали мятежным вождям, угрожающе требовали остановить войну (ситуация вокруг крепости Асучен) и распустить войско.

 

                                                                     36.

    Серьёзная обстановка обострялась с каждым днём. Образовался новый племенной союз, скреплённый целью уничтожения врага - Ванян. Для киданей - альтернатива. Объединение Угулунь возглавлял решительный актёрски вождь Люкэ. Тридцать пять племён жаждали победы над силой, лишающей их самостоятельности.

    К радости Ингэ, на стороне Ванян, с тыла, в Приморье, выступили далёкие родичи - потомки Баохоли, брата предка Ванян - Ханну.

    Стало известно, кидани, оцнив масштабы и соотношения сил, окончательно на стороне восставших. Тогда Ингэ вернулся к плану Агуды ("Был вынужден, не очень этим двольный, так как не собирался его исполнять"): разделил армию. Одно войско взял под своё командование, а второе поручил племяннику Сагаю. Озадачивал Ингэ Сагая соображениями Агуды так: "Восставшие превосходят нас в три раза. Но они разрознены - на кого наткнулись, с тем бьются. А наша судьба зависит от одного: не допустить их объединения. Надо сокрушительно нанести удар по Асучену. Пойдём двумя путями, контролируя обе дороги, уничтожая колонны противника, не давая врагу слиться. Соединимся у стен крепости. Если уничтожим войско Асу, то наполовину победа за нами..."

    Асу доложили, кавалерийские отряды ванян всюду, от окоёма до окоёма. Пять колонн, следовавших в Асучен подкреплением, уничтожены.

    Асу оказался трусливым и никудышным военачальником. Ещё и осада не началась, он прытко бежал в Ляо. Император Елюй Яньси именно в день прибытия первого вождя-дезертира, подписывает "секретный смертный приговор Ингэ". Ингэ, когда решалась судьтба племени Ванян и его самого, отверг императорский приказ "явиться" и продолжил осаду Асучена.

 

                                                                     37.

    Восставшие заметили отсутствие Агуды. Его хорошо знали. Не раз видели в сражениях. Летопись "Цзинь ши" (во время сего восстания и межплеменной войны ему исполнилось 28 лет): "Агуда шёл в бой без шлема. Отлично владел оружием. Стрелял из лука, из седла, недостигаемый для стрел врага..."

    И вдруг ("быстрее ветра") весть: туго и густо надвигается! Огромная армия Агуды. Тут же вожди девяти племён вышли из восстания и скорым ходом умчались на породные территории. 

    Война продолжалась на два фронта. С переменным успехом. Восставшие начали теснить Сагая. Поддержанный несколькими военачальниками, выступил на очередном военном совете: отступить. Но тут прибыл вестовой от Агуды: ничего не предпринимать!

    В хрониках: Агуда с войском (прямым и опасным путём) перевалил хребёт Пэнниолин и соединился с армией Сагая. Сагай немедленно передал командование Агуде, даже не испросив разрешение Ингэ. Агуда действовал быстро. План наступления продуман ещё в походе. Сокрушительное наступление. Восставшие племена Агуда разгромил. Серьёзная сила осталась одна - войско Люкэ. Вождь Люкэ укрепился в ставке - в городе-крепости Люкэчен. Для Люкэ момент истины - первое сражение. Важный, стремительный, красноречивый в мирное время... Хватились, а Люкэ и след простыл. Он тайно удрал к киданям. Город взят штурмом малыми потерями.

    Агуда в сей войне обрёл славу непреклонного жестокого победителя. Приказывает: начальников от мала до велика истреблять! Мятежникам смерть!

    После Люкэчена воины Агуды обложили город Утачен. Когда обороняющиеся узнали, вождь их Ута сбежал к киданям, сдались. И всё равно командиры ута подверглись казням...

    В результате Ингэ формально отменил "свой" указ о назначениях родовых и племенных начальников. В реальности продолжали назначаться ("избираться" с решающего согласия правителя Ванян).

    Значительность Агуды во властной структуре союза действительно велика. Иллюстрация. Всевластный Ингэ не приказывает, а "Обращается к молодому Агуде с просьбой не назначать чиновников на востоке". Речь о четырёх восточных областях - Тумынь, Хунчунь, Ехуэй, Синсян.

    Похоже, Приморье - удел Агуды (породная территория Ванян). Он не стремился к абсолютной власти - "Ещё не время!". Но вёл политику "изначала государства".

    Приморье (сейчас российская земля) - там происходила жестокая война за объединение тунгусских племён и обретения независимости от мощных этносов Хань, Корё и Кидан. Дальний Восток, по стратегическому плану Агуды, прочный, несокрушимый тыл плацдарма нападения и уничтожения империи Ляо. Сценарий Агуды не заканчивался свержением Ляо. Далее борьба против Сунского Китая. Опять-таки этнического  "объединения", даже понимая: хань, как раса, "поглащает", независимо от победы над ней или  поражения от неё...

 

                                                                  38.

    Чжурчжэни становятся опасными северными противниками. Отсюда и политика Корё, по времени правильная, с точки зрения безопасности границ, особенно, в будущей большой войне. В ней никто несомневался, кроме верхушки киданьских правителей.

    На тунгусской территории, граничащей с Корё, обитали племена хэлани, пусани, лисулины и суйфуны. Много лет под сильным влиянием корейцев. Оккупированные корейским войсками в 1100 году, подчинились безоговорочно. Такой расклад не устраивал. Кидани потеряли торговый выход на Дальний Восток, а чжурчжэни влияние над стратегически важной территорией. Создалась угроза Приморью.

    В 1103 году умирает Ингэ.

    Главой Ванян становится старший сын Халибо - Уясу (брат Агуды).

    Обострение на востоке. К Уясу прибыл Агуда. После его отъезда Уясу снимает с границы Ляо войско Шидихуаня. Направляет на усмирение опять-таки крупных племён Хешиле. Хешиле - кровные враги ванян. Тунгусы (Ингэ, Сагай) разгромили их на реке Синсян (крепость Асучен). Многих жестоко истребили.

    Дипломатические усилия Уясу решить проблему мирно или "хотя бы с меньшими потерями" были неуспешными. Скоро стало ясно: длительная война неизбежна; никто (Корё, Ляо, Сун, тунгусы) не могут поступиться страной Ванян - Хелань (Приморье).

    В Хелани, спровоцированное Хешиле и корейцами, вспыхнуло восстание. Корейцы снабжали восставших, готовясь выступить на их строне, чтобы перейти к захвату Приморья.

    Шидихуань остановил карательное наступление. Противник возрадовался. Преждевременно. Тунгусский полководец ждал подкрепление. Задача из карательной стала боевой. Усилившись, Шидихуань перекрыл сообщение между мятежными городами. Их семь. Отрезал пути снабжения из Корё. В крепостях паника. После кратковременных осад, сдались.

    Корейцы отправили к тунгусам послов, объясняя восстание "недоразумением". Переговорами удалось выиграть время. Корейцы подтянули к границе оккупированной в 1100 году территории и Приморья. Началась полномасштабная война.

    Шидихуань, приняв решение "растянуть" войско корейцев, стремительно отвёл армию. Но закрепиться на новых позициях не смог. Корейцы без особых усилий захватили большую часть Приморья (Хелань), "покорив" местные племена. Правда, получили в тылу "партизанскую войну" дикарей, носившую грабительский характер - захватывали обозы.

    Главное командование Корё плохо понимало реальную обстановку, не прислушивались к боевым полководцам. Например, генерал Лиюн настаивал: "Что тунгусов, что хань, победив в нескольких сражениях, не думай, что дело кончено! Война предстоит жестокая. Хелань важна для Ванян - их породная земля. Они жаждут решающего сражения. У нас же нет духовной причины. Нужно быстрее перейти на оборонительные действия, чтобы сохранить войско". Несколько генералов и полевых командиров - приверженцев позиционной войны, поддержали Лиюна. Но главнокомандующий Лимган с пренебрежением отнёсся к мнению боевиков и вывел войско из крепости Чопхен.

    Ужасное сражение скоро превратилось в бойню. Тунгусские воины, прикопанные, буквально выскакивали из земли и убивали противников с тыла десятками. Конница тунгусов (основная их сила) "летала" вдоль нападавших, осыпая наступающих смертоносными стрелами и дротиками. Наконец, ударом с флангов, корейцы беспорядочно обращены в бегство.

    Поле боя завалено трупами - ступить некуда. Кровь текла густеющими ручьями.

    Вторая половина войска сдалась в плен.

 

                                                                  39.

    После поражения корейцы не смогли изменить ход войны. Очередная битва, развязанная новым гланокомандующим корейскими войсками Юнгваном, проиграна.

    Корейцы "запросили мир".

    Для чжурчжэней завершился очередной этап глобальной подготовки победами на Дальнем Востоке к выполнению основной задачи. Она заложена в сознании тунгусов со времён краха "Бохая", уничтоженного империей Ляо. Вытекала из логики "подспудной сверхзадачи" создания (продолжения) тунгусского государства, уничтожив империю киданей "Ляо" ("Железная империя").

    Раньше о свержении гегемона рассуждали среди избранных, чаще иносказаниями-притчами, то теперь борьба с киданями - проблема, обсуждаемая всеми тунгусами.

    Вырисовывался стратегический план войны. Начало с захвата восточных пределов империи силами приморских тунгусских племён.

    Центральная фигура и главный стратег - полководец Агуда на похороны брата дальневосточного вождя Шитумына (и кидани, и корецы внимательно отслеживали передвижения Агуды, реально оценивая его значение) прибывает в Приморье. На тайных, поэтому исключаем известную легенду, переговорах с Шитумыном и его ближайшим окружением, принимается непростое решение: войне быть; план боевых действий утверждён. Потому непростое решение, что на приморские племена ложилась тяжелейшая судьба противостоять будущему нашествию корейцев ( видна способность Агуды предвидеть события) и стать авангардом в войне с Ляо.

    Начинается идеологическая обработка. Идеи национально-освободительной войны всячески внедряются в массы.

    Агуда погружён в стратегическое долгосрочное планирование, в три этапа. Устранить из военного взаимодействия с Ляо Корё. Уничтожить Ляо. И приступить к борьбе с Китаем - империей Сун.

    Без решения первой проблемы никакого движения не будет, войну с Ляо приходится отодвинуть на неопределённый срок.

    Талантливый генерал корейцев Юнгван быстро реформировал армию. Скажем, посадил пехоту на коней, провёл обучение. В 1107 году конная армия корейцев перешла в наступление.

 

                                                               40.

    Чжурчжэни терпели поражение за поражением. Наконец, произошёл грандиозный разгром армии дальневосточных тунгусов. В тылу высадился десант - морской корпус корейцев. Неся большие потери, чжурчжэни стремительно отступили, оставив стратегически важную территорию Хелань - Приморье и Елань - Уссурийскую область.

    На земли, оставленные "коренными чжурчжэнями Восточного моря", корейцы торопливо заселили семьи земледельцев. Расчёт: вторая армия; будет снабжать корейские гарнизоны пропитанием, а когда придётся - встанут на защиту домов и хозяйств.

    Наисерьёзнейшая ошибка корейского руководства.

    Вторая касается генерала Юнгвана. Он объявил: война победоносно завершилась! И в 1108 году отбыл в Корё получать почести и награды. Боеспособность армии была утрачена...

    А в ставке ччжурчжэней один основной вопрос: смириться с потерей Хелани-Приморья или продолжить войну. Решение усложнялось событиями на границе с Ляо: война могла начаться в любой момент. Поэтому чжурчжэни опасались скоординированных действий Корё и Ляо - одновременного удара.

    А в ставках противников иные соображения. Корейцы не собирались объединяться с врагами киданями из-за "ненадобности" - война закончилась! А генералитет Ляо считал действия тунгусов очередным восстанием, даже, забегая вперёд, после наступления на территорию империи. А ввод войск на земли тунгусов неизбежно приведёт к затяжной и изнурительной партизанской войне. Однако, опасения войны на два фронта, сдерживали чжурчжэней. Даже талантливый полководец, соратник Агуды - Васай, и почти все полевые командиры выступили против продолжения войны с корейцами.

    Агуда прибыл в ставку ночью. Днём находился в подразделениях, беседовал с воинами и младшими командирами. А на заседание Совета явился в конце, когда все уже выговорились. Полководец сразу начал выступление:

    - Вы думаете, Корё остановится на этом!? Никогда! Они не просто оккупировали Приморскую территорию Хелань, они проводят массовое заселение земель. Вживаются! А это "живой щит" уже через несколько лет. Следующими шагами будут расширения. Равнинные области потеряем. А это наше коневодство! Война будет продолжаться бесконечно. Корейцы, отхватывая кусок за куском, всегда будут угрожать нам с тыла. Здесь! Здесь передний край борьбы с Ляо. Необходимо основательно разгромить корейцев. И тогда появятся условия обрушиться на Ляо... Если потеряем Хелань, значит потеряем всё!

    Глава чжурчжэней Уясу, поразмыслив, согласился:

    - Справедливо!

    Подготовка к решающим битвам началась в 1109 году.

    Передовые отряды корейцев разгромлены неожиданным ударом. Результат "второй" ошибки - главнокомандующего! Корейцы отступили. Но в июле, пополнившись свежими силами, начали неудачное наступление и перешли к позиционной войне.

    Сработала первая ошибка. Вся масса людей-переселенцев скрылась за крепостными стенами. Потребление провизии выросло втрое. Генералы тунгусов Валу, Вадай и Васай надёжно отрезали корейские гарнизоны от сообщения с Корё. Через месяц корейцы начали сдаваться.

    Корё запросило мира.

    Корейско-чжурчжэньская война закончилась.

 

 

                                          (Продолжение следует)

 

 

                                          Александр Гурьевич Латкин.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

                                                                              29.

    Хроники часто выражают давнее забытое событие. А трактовка нагружается личностным. Ошибочность в переводах неустранимая, кроме географических и хронологических данных. Незнание обычных законов, обрядовой символики приводят к догадкам на слухах и пересказах. Да ещё: подтасовка под идеологию правящей элиты. 

    Комплекс хроник - источник не вполне достоверный. Но доносит духовную атмосферу жизни предков, как части одного существа, продолженного в современнике и его потомках в будущем. По сакральной философии "Чифэн", каждый был и будет, даже в "чужой" расе, предназначенной (сформировавшейся) этническому смешению, если минуется планетарная катастрофа.

    Летописный момент в "Цзинь ши". Захват "Соколиной дороги" чжувэйскими и сюдаскими (тудаскими) независисмыми племенами тунгусов. Официальная история показывает приказ - "повеление" Ингэ, опираясь на летопись: "Тогда велел народу, обитавшему на реках Чжувэй и Туда, притворно загородить Соколиную дорогу"

    В сказаниях "Могзонских старцев", сбережённых последним из них Петрусём Абрамовым (Средняя Олёкма), говорится: Ингэ, из-за строжайшей секретности афёры, помчался в племена. Договорился с вождями "один на один". А не приказывал. Ляосцы - не придурки, если бы дорогу захватили подчинённые ванян тунгусы, то сразу заподозрили. Сие стало доступно только при Агуде, когда потребовалась родословная императора и жизнеописание его предков.

    Так же часто встречается как бы справедливое критическое замечание, но "замазывающее" смысл.

    Исходя из летописи, утверждают, Агуда держал речь не перед битвой за Нинцзянчжоу, а в начале войны с киданями, перед переходом ляоской границы. Верно по хронике, но превращение факта в частность. По обычаям и законам так говорилось сонингами (военачальниками) в каждом сражении. Штамп, имеющий статус стимулирующего закона: "Если будете храбро драться, то рабы станут свободными, свободные начальниками, начальники получат высший ранг".

    Толкования без знания сакрального, обычного, фольклорных материалов просто-напросто умертвляют смысл необычайно глубокий и философский. В данном материале философия "Чифэн" (Кодекс выживания). Она истекла изх наблюдения за животными, поведением в опасности.

    Волки, существующие миллион лет, главные учителя. В период ледниковых времён илэу (люди) использовали волков в добыче пропитания. Волки следовали за стадами северных оленей. За волками люди. Звери добывали оленей. Люди, размахивая дубинами и копьями, с рёвом, отнимали часть добычи. Вот когда у волков развился инстинкт "резать стадных животных" с запасом для нахлебников...

 

                                                                30.

    В августе 1068 года свет над крепостью Харбин огласился новорожденным. Мужчины разом встали. Невольно. Угунай - предводитель ванян, дед прибывшего в мир младенца, засмеялся: "Испугались!?" Угунай приехал к сыну Халибо по делам, и подгадал к рождению внука. Родившийся так орал - всем досадил! Женщинам повелели увести Иайю (роженицу) и унести младенца из пустой полутёмной комнаты, где происходили роды знатных. Мальчик смолк. Все уверенно согласились: "Добился-таки!"

    Громкий (дословно: имеющий силу принуждения, грозящий) - Агуда (от корня "Аг" и от значения "Агды" - гром). Из-за рождения внука Угунай задержался в Харбине на пять дней. А в 1074 году, перед смертью, вспомнил о мальчишке. Направил к внуку старого хань-учителя  китайского языка и письменности. С шестилетнего возраста Агуда впитывал великую древнюю культуру Поднебесной. Параллельно, вечерами, бесконечные истории о предках - мохэ.  Предки Агуды, в своё время, будучи поверженными  бохайцами, эмигрировали в Корё, где не прижились и ушли, во главе с мохэ Ханну (корейский вариант - Хай Пу).

    Агуда жил культурой мохэ. Во многом следовал бохайским обычаям. Недаром, став императором "Золотой империи", Агуда не просто взял за основу бохайскую политическую культуру, он повелел выискивать бохайцев, где бы не были, и привлекать к работе. Практически всё чиновничество империи - бохайцы, тунгусы мохэ.

    Язык и обычаи киданей Агуда изучил в непосредственном общении с ляосцами.

 

                                                                    31.

    Ванян - племена тунгусов разного развития. Некоторых с ванянцами связывал лишь язык. К ним относились эвэнкэ (спускающиеся с гор). А в их состав входили совершенно чуждые. Они одевались в одежды, сшитые из звериных шкур. Кочевали "перетаской" - тащили необходимое на плечах. Использовалась "ина" - наспинная доска для переноски тяжестей. Ина - та же понягэ, но без кожаных ремешков для связывания груза. К доске большой мешок для груза пришит жильными нитками через просверленные отверстия.

    Тунгусы-горцы очень выносливы и сильны физически. В.П. Абрамов, знавший множество сказаний ( в пересказах): "Умун ванянду эр ин - эвэнкэ ургэ" - "Ноша эвэнкэ тяжела (неподъёмна) для одного ванян". Таких подтверждений, что на северных окраинах Бохая жили племена-горцы, определяемые одним (эвэнкэ) экзоэтнонимом, в фольклоре тунгирвэ предостаточно, и выше говорилось много. Но называли себя "илэ" (человек).

    Тунгусы-скотоводы, обозначенные ещё сяньбийцами (предками киданей) "мурченами" (конные тунгусы), одевались уже "тяжело" - в шубы из шкур баранов, собак, лошадей, коров, свиней. Бирарвэ (приречные жители) снабжали мурченов халатами из рыбьей и змеиных кож. Нательные штаны, рубашки и чулки шили из тщательно выделанных ( до "мягкости пуха") оленьих, кабарожьих, кошачих шкур.

    Слой, к коему принадлежал Агуда, родовые и племенные вожди, их многочисленные родичи, знатные ванян, зажиточные одевались в тёплые и лёгкие шубы из соболей, белок, лисиц. Знатные имели тёплые ("приятные") шёлковые халаты на ватной подкладке. Ценные шёлк и вата поставлялись из Поднебесной. В домашних условиях знатные ванян - мужчины, женщины и дети находились в одежде, сшитой из чисто белого материала - холста.

    Агуда развивался встесторонне в атмосфере общения с земледельцами и огородниками (так их подразделяет летопись), часто бывал у скотоводов, разводивших коров, овец, свиней, собак (на мясо). Много обязательного времени мальчик проводил у коневодов, постигая работу создания кавалерийского коня, особого и тщательного ухода за ним. Только после сего он получил личного коня. Коневоды, обучая мальчишек и девчонок джигитовке, в перерывах занятий, угощали их простой пищей тунгуса-скотовода (мурчена) - отварным мясом, похлёбкой из гороха. А после - недоваренная пшеная жижа, заправленная собачьей сырой кровью и чесночным соком. Употребляли питком.

    Меж собой простые люди (по пересказу сказания В.П. Абрамова) Агуду называли "Длинноносым". Там же рассказывалось, прежде чем стать воином, в четырнадцать лет, мальчик должен проявиться охотником. Охотились тунгусы на лосоей, медведей и пушных зверьков с собаками. Оленей добывали скрадом или засадой у троп миграций. Основное мясо - изюбря. Осенью, когда мясо изюбря наиболее ценное (целебное), зверя добывали приманиванием оревуном - трубой из берёсты или из деревянных составных частей, подражая рёву самца- соперника, призывающего на брачный бой. В иное время, кроме периода с мая по конец августа, изюбрей загоняли собаками на скальные отстои. Как охотились на леопардов и тигров, ловили соколов (возможно, птенцами из гнёзд) - неведомо.

 

                                                                     32.

    Ко времени самостоятельной охоты, четырнадцатилетний Агуда овладел "средним" луком убойной силы на сорок шагов.

    Сначала освоить "засадную охоту".

    Находясь в укрытии с мальчиком-слугой, Агуда почуял врага страшнее зверя. У подростка тунгусский лук и киданьский дротик - короткое метательное копье "кида". По тропе бесшумно продвигались шивейцы. Несколько передовых воинов, разведывающих путь, чтобы напасть с тыла на поселение Улучен. Скотоводческое, отдалённое от чужих враждебных территорий. Построено не на возвышенности. А по берегам реки, на выходе из горного массива в степную долину. "Мазанные рожи" - по центру лица, со лба, чёрная полоса на нос, через губы на подбородок. Охотники за женщинами и детьми! Агуда и сопровождающий его мальчик-хань вступили в бой. Поразив переднего воина, Агуда затаился. Враги, не зная, кто и сколько им противостоит, замерли, выискивая зоркими глазами стрелка. Агуда шепнул напарнику: ползи, тревога, быстро. Мальчишка уполз. Добравшись до сухого дерева, начал бить колотушкой изо всех сил. Такой сигнал слышен в тайге на километр. Охотники вскочили на коней и помчались на тревогу. Сверху подоспели загонщики с собаками. Место захламлённое: чаща, останцы, валуны, валежник...

    Осторожное уничтожение окружённого врага длилось весь день. Последнего, из сорока, воина-чужака обнаружили собаками. Он ещё бросился с ножом, но пал бессознания, истекши кровью.

    Агуду отнесли до коней и сопроводили до Улучен (от Улув - крутобережный). В поселении Агуду занесли в лучший дом, уложили на кан - на шкуры и тюфяки, набитые каборожьей шерстью. Трёх посыльных отправили в разные места, где мог находиться шаман (саман) - он занимался собирательством лекарственного сырья. Шаман в племени - второй человек не по властности, а по влиянию. Он же - знахарь, выполнял даже хирургические операции по удалению из тела наконечников стрел, осколоков костей черепа, сшиванию ран нитками-жилками мышиных хвостов. У Агуду вырезал наконечник из плеча. И, умело, чуть раздвинув деревянным инструментом рёбра, вытащил другой. Не были отравлены, хотя обнаружили в карманах врагов глиняных шариках яд.

    Шаман распознал в подростке великую личность. Торопился, пока болеет раненый, высказать соображения. Шаманство (10 век) консервативное по сути начало терять могущество. Шаман не понимал естественные социальные перемены среди ччжурчженей. По его - в прежние времена мир тунгусов прекрасен. Сильнейший (могущий прокормить и уберечь от злобы мира) "брал власть в свои руки" (стадный закон выживания). Время власти вожака. Со временем вожак превратился в вождя, вынужденный учитывать и опираться на сообщества, объединённые семейными узами. Эпоха "Сушен" - "свободной семьи, принимающей независимые решения". Противоборство "сушен" и "властителей" привело к первобытному демократизму - к выборам родовых и племенных вождей. Однако подспудная война за интересы "сушен"-семьи и знати не прекрещалась вплоть до 10 века, когда "властители" полностью победили "сушен" в тунгусских объединениях. Власть вождей чжурчжэней стала наследственной: "от старшего брата к младшему, а после прекращения родовой линии - к сыновьям старшего брата.

    Агуда, за время выздоровления, получил от шамана практически все сведения по истории  народов нюйчжи ( в том числе, чжурчжэней), обычаям и нравам...

    Четырнадцатилетний подросток вдруг увидел объёмно картину будущего. Тогда же глубинно сформировалась манера затаённого политического деятеля, влияющего на власть имущих в судьбоносных решениях.

    Халибо прислал сыну боевой лук.

 

                                                                   33.

    Тунгусо-язычных объединений племён, имеющих собственные доктрины, было 72 союза. Большинство сопротивлялось консолидации вокруг Ванян (Ваньянь). Покорялись силой. Прежде говорилось о тунгусских племенах "хэсулуань". Амбагян (основатель империи Ляо) загнал вглубь страны около сорока тысяч нюйчженей; среди них, пока незначительное, но чётко организованное на выживание племя "манджур" (крепкоруких). Амбагян переселением устранил на то время возможное сопротивление гегемонии киданей, центром коего могли стать Хэсулуань. Другая часть нюйчжи оседло обитала от Сунгари до Мукдена, более восьмидесяти тысяч человек, находились в полной власти киданей, подчиняясь министерству "Военных лошадей". Вывод: империя Ляо имела реальную власть всего лишь над 120 тысячами тунгусов-чжурчжэней. Независимая часть племён нюйчжи (шивейцы), числом от 140 тысяч называлась "Шуннюйчжи" - "дикие нюйчжи". Они постоянно мигрировали в южном направлении, порождая проблемы как для киданей, так и для чжурчжэней. В состав шуннюйчжи входила вторая группа родов жестоких манджуров, коим ещё только предстояла историческая миссия объединить тунгусские народы, стать сначала частью Китая и потом раствориться в космосе расы Поднебесной - Хань, прежде уже поглотившей велико сянбийцев, киданей, тюкю (тюрок) и др. Шаманы-чифэн "приносили" из мира духов (Всеобщего Разума) вести, почти всем тунгусам предстоит стать китайцами, если не будут "вырваны все корни манджуров", то Ингэ (дядя Агуды) решительно отвергал требования шаманов. И даже приказал живьём закопать шамана, выкрикнувшего ему в лицо: "Акари!" (Дурак!). Агуда, являясь военачальником отряда кавалеристов Ванян, молчал. Он вообще мало говорил ("Помалкивал, опустив к груди длинный нос"). Но если говорил, то прислушивались и, как правило, соглашались.

    Кроме обозначенных племён существовало множество неучтённых групп в горах Шивей - эвэнкэ, сологоны, по рекам - бирачар, на озерах - амуткан. Были ещё ламуткан - морские жители. Например, большая группа тунгусских племён обитала на прибрежных территориях Восточного моря (Японского) от Корё (Кореи) и до Среднего Амура...

 

                                       ( Продолжение следует )

 

                                       Александр Гурьевич Латкин.

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                     

16.10.2021
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
16.10.2021

     Искренне поздравляем с переизбранием в Думу Ханты-Мансийского округа известного в мире писателя и политика ЕРЕМЕЯ ДАНИЛОВИЧА АЙПИНА. Мы очень дорожим дружбой с человеком самоотверженным в труде, талантливым, глубоко понимающим судьбы людские. Являясь председателем Ассамблеи малочисленных народов, заместителем председателя правительства ХМАО, он находит силы, чтобы помогать не только своим, но и творческим людям коренных народов Сибири, пребывающих в трудных условиях жизни. Не сомневались, что Еремея Даниловича переизберут. И всё равно очень обрадовались, потому что он человек, который не оставит в трудные времена, поможет, одобрит, подскажет и поддержит мудрым словом...

    Аят!

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

                                          

15.10.2021
ВЛАСТОЛЮБИЕ
15.10.2021

 

    Вы, Зинаида Михайловна, удивляетесь искренне, как, при ненависти к партии "ЕР", они выигрывают с таким отрывом.

    Ничего сверхъестственного... Да и отрыв чисто условный.

    Вопрос ваш, конечно, о бандитском захвате здания редакции "Литературная Россия" и журнала "Мир Севера".

    "Под стенами Кремля"!

    Лишний раз показывает полный крах заявленного властями "правового государства". И "ЕР" строительная "бригада" Путина, начиная с "обнуления", денно и нощно продолжает лепить сей беспредел. А в надстройке всё более и более складывается приспособляемость к простеньким, чаще всего показушным (десятки лет мусолят одни и те же проблемы, которые как будто решаются...), требованиям диктатора, с гордостью заявляющего о выполнении "своих обязательств", обязательств ими же установленных, причём по показателям прошедшего периода, хотя текущие товарно-денежные отношения уже совсем другие. В этом смысле, смысле благосостояния народа, "чугуный" потолок, который им никогда не пробить при сложившимся режиме. Диктаторство придавило страну. Если бы не природные ресурсы...

    В порядке иллюстрации, Зинаида Михайловна, поопутно отвечая на вопрос: что же происходит вокруг "Литературной России" ?, цепляюсь за вашу фразу о выборах в Госдуму... Ну, да! Вы правильно подозреваете гипотетическое, и с Вами миллионы граждан, что власть имущие действительно заранее спланировали результаты выборов (плюс-минус 3%) и более-менее осуществили жёсткую разнарядку.

    Однако не могу с Вами согласиться, что В.В. Путин напрямую в курсе всех политических технологий установок на уровне губерний (вот где выполняются чаяния правителей). Нет, конечно! Но косвенно - он причина и следствие желаемого результата. Все "из кожи вон" как боятся! Как изъяснился один из крупных чиновников: "О какой чстности вы хлопочете?! У нас нет другого коридора - только к победе! Для меня, например, я внуков учу, содержу всю семью, в 65 лет - проигрыш... полный крах! Нищета! И тысячам других... Тут уж не до жиру, быть бы живу! Мне и приказывать не надо - сделаю!"

   Так что Президент вполне уверенно думает, что всё "прозрачно и честно".

    Вообще, Зинаида Михайловна, победа "ЕР" состоялась. И чтобы мы не говорили - пустой звук. Но, по большому счёту, она иллюзорна как победа.  За "Единую Россию" (партия власти, по сути, здесь нет секрета, ветвь исполнительной власти) проголосовало 28 млн. 064 тыс.000 избирателей. Во-первых, это люди, поддерживающие политику государства (политику Президента) на личностных обстоятельствах (они обеспечены государством). Во-вторых, особый слой населения страны - Армия, Гвардия, чиновничество, бюджетники, различные службы и др.

    Теперь сранвите. Против политики "ЕР" (Президента): 26 млн. 853 тыс. 812 граждан, проголосовавших за партии пробившихся в ГД. О них и говорить нет смысла - никакого политического веса не имеют. Интересы противных "ЕР" избирателей, в реальности, защищать некому, как бы не хотелось, например, "КПРФ". Победившая, с мизерным перевесом в 1 млн.210 тыс. 188 человек, "ЕР" и брыкнуться не позволит, заставит "танцевать" под заказанную Путиным "музыку".

    Для России победа сия больше смахивает на поражение!

    Огромное число избирателей не хуже нас с Вами знают технические возможности чиновничьего слоя россиян, напрямую зависящих от итогов выборов (*политика "вознесённого меча") и не осуждают соотечественников: все хотят жить! Да только сами не хотят быть идиотами, потерявшими самоуважение. Вот по какой причине 52 млн. избирателей отказались от конституционного права выбирать, игнорируя пламенный призыв Путина В.В. прийти на избирательные участки.

    Если не учитывать сию грандиозную цифру, а делать сие никак нельзя, то видна всё равно убогая степень доверия существующей власти, явно антинародной, о чём красноречивы цифры.

    Уже говорил и повторяю, бандитское нападение на уникальную газету "Литературная Россия", сохранявшую десятилетия традиции многонациональной российской литературы, бьёт мощным рикошетом по Путину В.В. (подстава?). Вы, Зинаида Михайловна, знаете о моём личном отношении (выступал у Вас в школе) к Путину В.В. как к исторической личности. И вольное или невольное втягивание его в дешёвое по форме драматическое представление мне неприятно. Коротко поясняю. Московская власть (г-н Собянин) пошло в грубую, политически тупую атаку на газету шесть лет назад, чтобы передать здание "Преображенскому рынку". Дорогостоящая и значимая для Собянина сделка сорвалась. И уже оформленную передачу здания пришлось отозвать. Это явилось преамбулой политического "театрального действия". Тысячи людей, у нас и за рубежом, превратились в зрителей трагедии. "Драматург" Собянин втащил на сцену Кремль, Президента, сотни знатных людей, причём, в политической обнажённости.

    Многие специалисты-этнографы воспринимают "бандитское нападение" (длится с 2016 года) как этап методичного уничтожения уникальных национальных культур.

    Путин В.В. всё время торчит на злополучной "сцене". На него внимательно смотрят люди и участники борьбы. Он молчит. Даже когда он говорит (ежедневно!) с экранов ТВ - он молчит. Молчит о самом главном: о защите прав человека! об элементарном уважении!

    Мы ему написали коллективное письмо. И были готовы принять любой ответ, понять его позицию с уважением, ведь все мы имеем право на свою философию и идеологию. Промолчал. Возможно, как раз потому, что оберегает ту мизерную часть граждан (28 млн.) из 110 млн.300 тысяч избирателей.

    Именно молчание главы государства послужило сигналом к последней чудовищной атаке на журнал "Мир Севера" и газету "Литературная Россия", на национальные культуры, силами дагестанцев...

    А может, Зинаида Михайловна, всё гораздо проще. Нас просто презирают и считают недостойными даже формального ответа?! Диктаторская власть, умильно всхлипывая о "всенародной поддержке" и восклицая "надо сделать всё, чтобы Путин остался", ничего не делает, если сие вне интересов "Путинской России"?!

 

                                                Александр Гурьевич Латкин.

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

                                                                      

                                                                       23.

    Ингэ - преемник Полашу - новая формация идеи национального развития.

    Ин - жизнь;

    "гэ" - суффикс действия данным обстоятельством или предметом.

    Ингэ - живучий, но в смысле "выкарабкаться". Называли ребёнка, родившегося болезненным. Ожил вопреки, быстро набрал силу. В иных контекстах более десяти значений.

    С юности Ингэ в атмосфере борьбы за объединение племён, мигрирующих с севера и северо-запада. Принимал идеи предка Ханну. Многое отвергая. Резко, наотмашь. Совсем не вдохновляло призрачное будущее. По преданию тунгусам пройти через переличений (трансформаций) и влиться в расу - сохраниться "дял илэн" (национальным кодом) и возродиться в назначенное время; ни один народ не минует сего пути?

    - Это будем не мы! Мы - вот, сейчас! - Ингэ пресекал проявления перворелигии (кодекс выживания) - "Чифэн", как "злую духовность", не понимая философию живого-природы.

 

                                                                 24.

    Правителю мнится по силам выполнить не удавшееся многим предшественникам. Создание национальной силы, независимость и благосостояние - архисложная задача. Не зависит от индивидуума с момента, как первобытный человек усилился, продолжив руку палкой-копалкой. Сей уровень разума - уже взаимосвязь с Всеобщим Разумом, с Космосом и микромиром...

    В погибшем государстве Чжен (Бохай) проигнорировали предупреждение хань, предлагавших выступить против врага сообща. Отказались (король Да Уи) остановить военной силой национальное развитие степняков. Так и в миперии киданей Ляо, в свою очередь, воспринимали усиление чжурчжэней не как историческое явление, а как личностные свойства правителей.

    Ингэ, обретя власть, ужесточил борьбу с непокорными племенами. Разгромил восставшее против ляосцев крупное племя Хэшилэ на реке Синсян. Легко победил на границе с киданями ряд мелких племён, грабивших угоном скота и коней. Ингэ, используя успехи, смог убедить императора в совместных действиях скорейшего покорения тунгусов и присоединению их к союзу.

    Елюй Яньси (Таньцзо-ди) согласился. Когда он - девятый император Ляо принял власть в 1101 году, ни киатйцы, ни тунгусы, ни корейцы не могли даже предположить, что они имеют дело с последним императором мощной державы и что ей отпущено просуществовать ещё только 25 лет. Это сейчас мы оцениваем с высоты времени. Армия киданей из-за долгого "мирного" пребывания ослабела (так считается, хотя там целый комплекс причин, связанный с изживанием имперских образований). Фактор беспомощности государства, ведущий к краху. А тунгусы-чжурчжэни тем временем усиливались. Полководцы киданей, воевавшие с Ингэ, тревожно докладывали императору: "Сила его в уме. Смотрит хитро, думает глубоко, планирует далеко". Ингэ по идеям древних мохэ осторожно перешёл к содержанию племенным союзом постоянной дружины, по сути, регулярной армии. Создал. От Байкала до Приморья зазвучала фраза из древних времён: "Один воин-тунгус стоит трёх леопардов!" Даже император Яньси, неспособный мыслить государственно, понял, генералы правы... и решил "убить Ингэ".

    ...Тунгусы осадили укреплённое поселение вождя племени Асу (городок Асучей; в некоторых источниках - Асучень). К Ингэ прибыли надменные послы киданей. Приказ императора: войско распустить, осаду Асучей снять, самому немедля явиться ко двору. Ингэ (есть много трактовок тех событий, её суть одна - неподчинение) решительно вышел из юрты, оставив послов в недоумении - не привыкли к пренебрежению. Через несколько часов Асучей (Асучень) взят штурмом.

 

                                                                     25.

    Отношения Ингэ с киданями - смертельная хитроумная игра, как и с элитой тунгусов. Угроза гибели с обеих сторон повлияла на правителя Ванян. Показывал намёками враждебной тунгусской знати, что ведёт к независимости. А для киданей оправдывал действия как необходимость для империи Ляо. Например, император Яньси раздражённо и категорично приказывал освободить население Асучей (Асученя), выплатить лошадьми жителям за убитых. И опять Ингэ отказался. С хитроумным оправданием: "Если освободить и вознаградить, то от этого будет сильный вред Ляо, так как все племена возмутятся, попирая приказы и распоряжения".

    Вожди сдержанно одобрили. А император, посоветовавшись, признал правоту.

    У Ингэ хватило ума осознать преждевременность демонстрации возрастающей силы. Напряжённо искал выход. Надо сокрушить влияние генералов на императора, приговорившего Ингэ к смерти. Вдруг вспомнил сунского лазутчика. К чему? Восстановив разговор со шпионом, зацепился за фразу, что "император Яньси любит только соколиную охоту предков и ничего кроме. А соколов поставляете вы, чжурчжэни..." Как раз подготовлена партия птиц для отправки киданям. Они постоянно напоминали, так как Яньси с нетерпением ждал соколов. Ингэ, с сотней дружинников, помчался в племя Чжувэй, переговорив, поскакал в племя Сюда. С вождями, под строгой секретностью, заключил договор: они перекрывают "Соколиную дорогу". По ней в Ляо доставлялась дань, в том числе, соколами. Киданьские чиновники и торгаши, следовавшие по дороге, наткнулись на засаду и "едва унесли ноги... от тьмы диких лучников".

    Немедленно императорские посыльные поскакали к Ингэ. Вождь их принял и запугал. Сила тех племён велика и опасна. Посоветовал остаться в крепости. А сам отправился якобы в боевой поход. На самом деле, по летописи, организовал облавную охоту. Со стороны - крупное сражение! Стало известно в Ляо, идут страшные бои. "Битва" закончилась успехом. Яньси в благодарность отправил дорогие подарки. Ингэ вручил их вождям Чжувэй и Сюда.

 

                                                                    26.

    Очередная вспышка противоречий между непокорными тунгусскими племенами и киданями. Вожди крупного племени Адянь отправили к Ингэ посла Вадали, с предложением военного союза против ляосцев. Ингэ, подумав, заявил приближённым: "Ещё не время!" И всех поразил! Отважного воина, умного человека,борца за независимость Вадали схватили и выдали киданям на мучительную казнь. Такое серьёзное предательство восстановило доверие киданей к Ингэ. Секретный приговор был отменён. Ванян стали привлекать к совместным карательным операциям. До нас дошло описание одной из таких кампаний. Кидани самостоятельно не могли справиться с племенем вождя Хайли. Каратели несли большие потери. Ингэ предложил военачальникам киданей: "Уйдите так, чтобы противник видел отход войска. В задних рядах пусть будут отменные воины, чтобы могли быстро развернуться и вступить в бой..." Увидев отход войска с линии обороны, воины Хайли расслабились. Многие поторопились уйти с линии обороны. В это время пластуны тунгусов ворвались через укрепления, за ними налетели бойцы основного отряда. Скоро подоспели кидани. Хайли попытался сбить наступавших конной атакой, но был ранен стрелой в лицо, упал с коня. Деморализованные воины сдались. Голова Хайли предоставлена киданьскому двору. Император во время Праздника первой рыбы громко расхваливал Ингэ, наградил "верного" вассала повышением звания.

 

                                                                    27.

    Ингэ старательно продолжал политику "объединения племён", всячески показывая, что усмиряет племена на благо и спокойствие Ляо. Методично усиливал военную мощь Ванян (Ваньянь). Заметили! Корея, после переговоров с Ингэ, установила с чжурчжэнями дипломатические отношения. Пришедший к власти в 1100 году седьмой император династии Сун - Хуэй-цзун реально оценивал соотношение сил киданей и тунгусов, понимая, чжурчжэни уже в состоянии уничтожить Ляо. Но по каким-то причинам сдерживаются. Может, и правы чжурчжэньские правители: "Ещё не время!" С другой стороны, правитель Сун не дооценил и потому не подозревал угрозы для Китая от тунгусов. А зря!

    Параллельно военно-карательным баталиям, Ингэ занимался устройством внутренней жизни страны. Он сумел-таки порушить наиважнейшее - древний орган управления: Совет старейшин. Вождь заменил выборных старейшин родов своими уполномоченными - дуду, назначаемых единолично. Уже основа централизованного управления чжурчжэньскими племенами, то есть государственности.

    Ингэ, после одиннадцати лет правления, умер в 1103 году, оставив преемнику десятитысячную дружину, бойцов обученных, натренированных и экипированных по последнему слову того времени.

 

                                                (Продолжение следует)

 

 

                                          Александр Гурьевич Латкин.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

                             

                                                                       19.

    Сверхзадача этноса - распознание намерений противников: естественное принуждение к развитию. Китай обладал мощной сетью, изучая страны с плодородия почв и до причёсок дам царских домов. В грандиозную эпоху династии Тан, начальник разведки, путешествуя по Когурё перед войной, якобы полюбоваться реками, посещал китайских эмигрантов и... поражал осведомлённостью о жизни их утаённых родственников на родине. Намерения тунгусов (постулат "Чифан") иного свойства и глобального смысла, ханьским мудрецам известны издревле, возможно, благодаря единой религиозной вере начала Цивилизации: "уйти" в коренной этнос (носитель генофондов), явиться народом через века, а не погибнуть в генетическом одиночестве.

 

                                                                20.

    Власть у тунгусов в период возвышения Ванян (Ваньянь) поверялась кровопролитиями. Войны сковывали киданей, ослабляя напряжение на китайской границе, серьёзное, несмотря на мирный договор 1042 года. По нему Сун выплачивала Ляо дань, всячески избегая постыдного слова "дань". Отсюда странная формулировка в договоре столько-то серебра и шёлка: "Помощь на покрытие расходов на вооружение". Межплеменная война, отвлекая ляоские войска ( сдерживали возможные волнения на терриориях, где проживали оккупированные бохайцы, а также нападения диких тунгусов (эвэнкэ) с гор), дала возможность, например, сунскому императору Шэнь-цзуну провести серьёзные социальные реформы: денежный учёт, обращение земель, устройство промышленности, торговли и, главное, справедливое распределение налогового бремени. Реформы - мощное развитие экономики городов, как промышленных центров. Огромное влияние на обстановку в регионе. И на правителей чжурчжэней. Халибо не раз выражал недовольство удерживанием тунгусов на рынке Ляо, перекрыв выход в Китай и в Корею. Тунгусы вынуждены довольствоваться несправедливой торговлей с киданями. Началось зарождение осмысленной основы идеи национально-освободительной борьбы: победа или смерть!

 

                                                                    21.

    "По закону и по "воле" народа Ванян" правителем стал Полашу. Не похож на брата Халибо. "Высок, жилист, подвижен, но не так ловок в воинском деле и джигитовке, как Халибо в молодости. И страдал кашлем..." Ко всему относился с юмором, высмеивая человеческую надменность и глупость. Иногда иносказания его трудно понять. Но все, и близкие, и неприятели признавали Полашу высокообразованным. Свободно изъяснялся на киданьском и китайском. Хорошо знал обычаи киданей, корейцев и китайцев северных провинций. При брате Полашу, в качестве второго вождя, занимался внешей политикой, особенно, отношениями с Ляо.

   "Он кроил и лепил не торопясь, добиваясь задуманного".

    Полашу раздражал регламент длинющих переговоров с киданьскими представителями. Они панически боялись тунгусов. Погибало их в тунгусской стране действительно много. Послы чжурчжэней и чиновники Ляо, окружённые охраной, находились друг от друга на "расстоянии полёта стрелы". Между ними курсировали переводчики. Выслушав, шли к другим пересказывать. Полашу (его имя в истории Ляо - Оу-цзун) уразумел, "посредники" отстаивают чьи-то политические и экономические интересы, особенно, военачальников, искажают сказанное. Полашу запутал речь, вставляя китайские слова. Или нёс абракадабру. Переводчики в смятении. Их обвинили в неспособности. Решившись, тунгусского посла подвели к ляосцам. Полашу изложил "о возврате угнанных коней одним из диких племён" досконально и доходчиво за минуты. А так ушло бы больше часа. Глава чиновников - человек неглупый, представитель двора, спросил: "Зачем так поступил? Из подозрений или из-за неудобства?" Полашу осторожен. Чиновники меняются. А переводчики (осведомители высшей знати) остаются. Их расположение нелишне.

    - Я потому так поступил, что некультурен, как вы, дик.

    Дальнейшие контакты с Полашу кидани вели напрямую.

    Шубин А.С. рассказывал, где-то нашёл в текстах хроник, что Оу-цзун (Полашу) поддерживал связь с империей Сун оригинально. В его окружении "таился" китайский шпион. И не один. Оу-цзун как бы невзначай говорил: "Хорошо бы знать, что сказал бы киданям на нашем месте император Сун по Си Ся?"

    Си Ся - тангутское государство вело оборонительные войны против Сун и Ляо.

    Нужный ответ Оу-цзун получал как "кто-то где-то сказал..."

 

                                                                   22.

    Бэйнай, рвущийся вернуть чжурчжэней в русло обычных законов, после смерти Халибо, собрал войско.

    Полашу скорее не был шаманистом, раз закрепилось в истории: "... обращался к шаманству, когда прижмёт".

    Шаманы считали Халибо "ушедшим в Верхний мир" (статус "Духа-предка"). О других покойниках, убывших на Энгдекит (реку Мёртвых), через год, проводив обрядом, "забывали". В трудностях Полашу обращался к покойному брату. Перед сражением с Бэйнаем, приснилось. Халибо на белом коне. Седой-седой. Волосы до плеч. Борода до пояса. Голос его как гром прокатывался на степью: "Раздели войско на центр и два крыла. Победить сможешь в дыму, рискуя копытами и ногами коней..."

    Полашу трижды отводил войско от битвы, пока не добился расположения, чтобы несколько рек остались за спиной. Впереди степь, заросшая густой травой и мелкорослым кустарником-ерником. Расчёт Полашу на утреннее движение атмосферы. Воздух в долинах рек, на закате, затягивается и течёт вместе с водой. А на восходе устремляется от рек утренним ветром.

    Войско Бэйная, значительно превосходящее в силе, особенно, лучниками, так же тремя фронтами, пошло в наступление. Полашу выехал в степь, с пылающим факелом. И сразу сотни факельщиков помчались по линии атаки, швыряя огонь - сухая трава вспыхнула. Пламя подхватилсоь утренним ветром, с треском, охватив и кустарники.

    "Дым, - сообщает летопись, - поднялся до неба".

    Выждав, Полашу повёл конницу в небывало стремительную атаку по горячей земле, вслед за валом огня, в горьком дыму. У многих коней обгорели копыта до живого, ноги и  брюхи получили ожоги. И прротивник был разбит наголову. Угоревший Бэйнай заблудился в дыму, нарвался на чжурчжэней и был захвачен ("Поймали маутом" - арканом) и приволочён к Полашу на холм. Бэйная объявили мятежником и бросили в глубокую яму медленно умирать. Приходил Полашу на край и разговаривал с поверженным вождём. Неизвестно о чём они подолгу беседовали. Но спустя время, Полашу поступил так, как делал Халибо: простил мятежника и отпустил на все четыре стороны. Полашу не всегда следовал заветам брата: "Прости и приведи соратником в стан". Как и все вожди того исторического времени, Полашу был жесток. Например, вождя Мачан (его племя ро реке Чженьчжикой), восставшего против киданей, забравших табун молодняка племени, поймали, отрубили голову и предоставили доказательством киданьскому двору.

    Полашу правил недолго - через три года умер.

 

 

                                       ( Продолжение следует)

 

                                    Александр Гурьевич Латкин.

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

    

04.10.2021
ГЛУХОТА ВЛАСТИ
04.10.2021

 

    Уважаемые зарубежные единомышленники! Из Казахстана, Бельгии, Китая, США, Канады, Чехии, Нидерландов, Германии, Индонезии, Перу, Кубы, Узбекистана... и др. Огромная благодарность за моральную поддержку. По возможности отвечу на все вопросы. Сейчас о злободневном.

    Да, действительно, такое письмо существовало, иначе не опирался бы на него. Ряд писателей (скажем, граждан России, зная особое отношение нашего Президента к национальным литераторам) обратились с письмом, которое Вас заинтересовало и которое осталось безответным, проигнорированным, несмотря на обязательность по закону РФ, что ещё подтверждает негативное отношение к людям вообще, хотя декларативно "любовь", а на самом деле, ненависть, поскольку там враньё и забалтывание проблем двадцатилетнее, к россиянам мощным потоком льётся с экранов и страниц газет официального толка, исключая, пожалуй, действительно патриотичный телеканал "Звезда".

    Не буду пересказывать содержание письма. Приведу его полностью в доказательство его существования.

 

                                       Президенту Российской Федерации Путину В.В.

 

                               Уважаемый Владимир Владимирович!

    Мы, писатели России, глубоко обеспокоены и возмущены чудовищной ситуацией, которая складывается вокруг редакции газеты "Литературная Россия".

    Сегодня, когда литераторы народов России если не пребывают в упадке, то, как минимум, находятся в очень трудном положении; сегодня, когда издать книгу на национальном яязыке стало очень трудно, а найти хорошего переводчика - ещё труднее; сегодня, когда в федеральных СМИ пишут о национальных писателях и поэтах очень редко, только на юбилейные даты; именно сегодня Правительство Москвы оказывают мощнейшее давление на уникальное издание, которое многие годы занимается пропагандой многонациональной культуры и литературы России. А если сказать резче, то московские чиновники цинично уничтожают одно из немногих изданий, которое ещё занимается национальными литературами, регулярно публикуя авторов из самых разных республик и национальных округов РФ, от представителей коренных малочисленных народов Севера до жителей многонационального Кавказаского региона.

    Редакция "Литературной России" выпускает журнал "Мир Севера", в котором регулярно публикуются многие из нас - представители дальневосточных, сибирских, северных народов. Мы рассказываем на его страницах о своей культуре, обычаях, современной жизни, проблемах и успехах. Мы очень ценим, что редакции удалось сохранить журнал, хотя, как известно, в нынешних условиях, с учётом ударившей по индустрии пандемии коронавируса, это очень трудно.

    Кроме того, именно издательство редакции "Литературная Россия" выпустило серию книг, посвящённых национальным литературам. Ительменская, ульчская, долганская, нанайская, удэгейская... Это совершенно уникальная серия, что подтверждают даже сотрудники Института языкознания РАН.

    Именно коллектив "Литературной России" под руководством главного редактора, известного исследователя истории и культур народов России Вячеслава Огрызко подготовил и издал ряд других книг, посвящённых литературам свыше двух десятков народов нашей страны. Одна из последних книг Вячеслава Вячеславовича, "Мы - один мир" - повествует о дружбе народов и дружбе литератур.

    Владимир Владимирович, Вы не раз говорили, что сохранение мира и единства в нашей стране - это приоритетная задача государства. Воспитывать ценность взаимоуважения, способствовать культурному взаимообогащению народов России и нивелировать любую нетерпимость - это то, ради чего, во многом, работаем и мы, национальные писатели.

    Но сегодня нас хотят лишить уникальной, ведущей федеральной площадки для высказывания, где ещё помнят о существовании многонациональной литературы, где занимаются её вопросами вдумчиво, компетентно и регулярно.

    Редакцию "Литературной России" сегодня хотят немедленно выселить из редакционных помещений на Цветном бульваре в Москве, которые она получила в своё распоряжение ещё при СССР. При этом никакой альтернативы не предлагается. Фактически - московские чиновники-хозяйственники такими действиями попросту цинично уничтожают редакцию, и без того находящуюся не в самом завидном положении, редакцию, которая работает не ради извлечения прибыли, а ради общего блага страны.

    В коридорах власти нас не слышат. Не слышат даже призывов депутатов Госдумы. Что нам остаётся делать, как не обратиться к Вам с просьбой помочь редакции "Литературная Россия"?

    Вся надежда только на ВАС, Владмир Владимирович!

 

    Писатели: Еремей Айпин, Наталья Ахпашева, Бронтой Бедюров, Аскер Додуев, Танзиля Зумакулова, Арбен Кардаш, Анатолий Ким, Варвара Корякина, А. Латкин, Николай Лугинов, Герман Садулаев, Лейла Тамсханова, Камиль Тангалычев, Юрий Тхагаритов, Амарсана Улзытуев. Ирла Хуга (Хугаев), Атнер Хузангай, Василий Церенов, Виктор Шибанов, Эрдни Эльдышев, Хамзат Юносов.

    После публикации письма свою поддержку выразили многие писатели. Но ответа не дождались. Глухое многозначительное молчание до сих пор: "вы для нас никто!"

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

\

03.10.2021
ПОЯСНЕНИЕ
03.10.2021

     Отправить Обращение в Кремль не удалось ни со второго, ни с третьего компьютера. Ответ один : "В связи с нарушением действующего порядка отправка Ваших писем заблокирована".