+79503886920
Без выходных, с 9:00 до 21:00

Статьи

    Вас, как представителей малочисленных народов, должна беспокоить не изощрённая технология уничтожения неугодных, в данном случае мэрией Москвы. А очередной наиважнейший факт попрания национальных культур, при выспренних восклицаниях Президента о сохранении и развитии.

    Лживость или беспомощность?!

    Остановлюсь лишь на двух аспектах.

    "Литературная Россия" и "Мир Севера" - единственные издания федерального уровня поддерживающие национальные литературы в непростом существовании, а не отдельных (нескольких) представителей народов России, давно уже утративших национальные особенности.

    Уничтожая возможность литераторам севера доносить произведения, рассказывающих о жизни и бедах народов, до читателей - явная гибель культур. Отсюда нарушение Собяниным Конституции РФ, гарантирующей (ст.69) права коренных малочисленных народов. Они закреплены Указом Президента РФ "О стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г." Не работает! Блок законов, включающих статьи по сохранению национальных культур и языков, не работает! Да и никто не требует их исполнения. Так, вялые пожелания, что вроде как надо. Достаточно показухи!

    За всей трагедией МН, в том числе уничтожение журнала "Мир Севера", отстаивающего права северян и сибиряков, за всеми противонациональными действиями громоздится всемогущий Бизнес "группы товарищей". Как только сей узкий круг единомышленников вступил в дело, тогда судьба помещения редакции "Литературная Россия" была решена...

    Анна Владимировна (из Нерюнгри), ваше убеждение, что Собянин уже "не по зубам Путину", сомнительно. Это одна команда. И её интересы превыше всего! Патриотизма, чести, здравого смысла. Очевидно, что Президенту "национальбная политика" для красного словца. Главное, декларация, на которую можно кивать бесконечно (наш многонациональный народ и пр.) Дел-то никаких! Сплошь мероприятия, болтовня, скидывание в "пропасть чиновничью" средств... И ещё: ваше мнение, что можно найти (арендовать) другое помещение - непонимание ситуации. Будет начало конца. Какое-то время продержатся. Редакция едва выживала, сохраняя наш журнал "Мир Севера". Но это было возможно в условиях договора льготной аренды. Теперь этого не будет! И, при всём желании выжить, возможности скоро сойдут на нет.

    О причинах. Их предостаточно. Главная - помещение понравилось Бизнесу. В 2016 году началась нормальная, без претензий процедура продления договора льготной аренды. Департамент городского имущества Москвы не имел никаких возражений. Осталась только формальная доработка документов. И вдруг... на завершающем этапе департамент отказывает в аренде. Началась тупая, изнурительная оборона от чиновничьего натиска. Наконец, в начале 2018 года открылась реальная причина. Кем-то, кто устал ждать, дана отмашка и заместитель руководителя Департамента городского имущества А. Березин оформил документы о передаче редакционных помещений Преображенскому рынку Москвы.

    Вот Вам и вся национальная культура! Вот вам и законы, с указами... Не для них написано?!

 

                                                   Александр Гурьевич Латкин.

 

 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

04.05.2021
ХИМЕРА
04.05.2021

                                                               1.

    Густая тьма. Из фонарей уличных снег скользит.

    Местами в черноте - расплывчатые и неясные пятна света.

    Портнягин приоткрыл дверцу машины рассмотреть окно.

    В некотором времени необъяснимым образом оказался у куска плоти, с живыми чёрными глазами. Из глубин телесной неподвижности: "Позвони!" Проследил взгляд. В зеркале призрачная жена майора - корреспондета районной газеты.

    Перебила: "Сейчас не до поздравлений! "КГБ" арестовали преступника. Он у тебя оставил что-то на хранение. Очень-очень опасное. Друг мужа заходил. Особист. Проговорился. Второго января едут в Среднюю Олёкму. С обыском. Если найдут, тебя арестуют. У них и ордер есть. Я промолчала. Чуть не проболталась. Думай. Звонила Дружининым, Даниловой, Камакину, Галиакберову... Ни кто не знает, где ты... Где тебя носит?!"

    Ужас безысходности.

    "Золотодобытчик", по прозвищу "Кажу", принёс на зимовье тяжёлый сверток. Ещё в начале охотпромысла. Сохрани!

    Запихнул в чемодан со всякой необходимостью: боеприпасами, рыболовными снастями, починкой, нитками, шильями, иглами. Туда же, перед выездом из тайги, забросил полевые дневники. Сейчас чемодан у родственников. И свёрток!

 

                                                                   2.

    Снегопад обильный, но явно кратковременный. Не смягчал пронизывающий холод.

    Повторение чуда?! На исходе 1972 вышел на трассу - и случилась попутка - машина на Чару - срочный груз в Намингу.

    Порывом оделся теплее. И замер у обмёрзшей двери.

    Именно потому, что произошло тогда "чудо", так не повторится.

    Позвонил Камакину В.Н.: "Нужна машина! Вопрос жизни. И далеко!"

    "Кто же поедет тридцать первого декабря?! Никакой рыбой-мясом не заманишь! Люди уже начали провожать... Меня из-за стола выдернул! Ладно, перезвони через час".

    Час - вечность! Перезванивать бессмысленно.

    Яркая вспышка: человек таланта художника-литератора способен услышать вселенский крик в шёпоте.

    Услышал. Редактор газеты, писатель Красников Валентин Степанович. При условии, если договорюсь с редакционным шофёром.

    К вечеру 1 января доехали до Средней Олёкмы. Шофёр, Николай Мунгалов, загнал уазик во двор дома брата. Договорились выехать через сутки...

    Улучив момент, когда ненавидящий меня муж матери вышел в сени, а мать в дальнюю комнату, достал тяжёлый свёрток и утопил в поганом ведре. Если бы Терентьич заметил, обязательно сдал сотрудникам. После мытья посуды ведро наполнилось. Я его вынес и вылил на помойке так, чтобы вморозить злополучное до весны...

 

                                                                      3.

    В 1973 работал техником гидрометеостанции "Могоча". Однажды, в перерыве между командировками, познакомили с женщиной-гуранкой. Настойчиво умоляла встретиться с "девочкой".

    - Она называет меня Зюзю. Легче выговорить. Раньше хорошо говорила. А сейчас горлом. Сразу и не поймёшь. И читала много. Перестала. Показала ей ваш материал в "Могочинском рабочем". И она захотела встретиться. Странная. Говорит, что вы - её новый план. Представляет вас с букетиком живых цветов... Живых!

 

                                                                      4.

    Туча зависла над Могочей. В задней стене дома, тускло освещённой светом откуда-то, наверное, от железной дороги и окон соседних домов, чёрный Провал. И снег лохматый из фонарей скользит и скользит.

    Возможно, за тем безжизненным окном, до 1974 года, "девушка-существо" страдало мгновениями выходящих из подъездов ускользающих прохожих, болезненно конструируя ядовито-фиолетовый мир дома напротив.

    Кукольное мёртвое лицо. Густо покрыто косметикой. Сквозь всё равно виднелись сосудистые разветвления. Светло-русые кудряшки плохо скрывали залысину. Высокий лоб. Гладкий-гладкий из-за бледной, туго натянутой сухой кожи. Нос, губы, рот округлённой не закрывающейся дырой. Поражала шея - тонюсенькая. Жуткое ощущение усиливалось неподвижностью. Резко наткнулся на потрясающий взгляд живых чёрных глаз. Холодный, понимающий, пронзающий насквозь. Слова выдавливались из глубин горла:

    - Тебе сказали, меня зовут Эльвира. Неправда. У меня нет имени, потому что я - Химера. Квадраты, прямоугольники, с крышами плоскими и углами. Коробки. Окна - глаза. Всюду железо, бетон, кирпичи, асфальт, провода. Для жизни в клетках. Тысячи людей ютятся в них и не знают, что невероятно счастливы: они могут просто встать и уйти! Я смотрю, представляю, завидую и проклинаю. Я всё это прожила до конца. Больше ничего нет и дальше тоже. Я не умею смеяться. Лицо моё мертво. Тело моё - кусок умирающей плоти. Поэтому я - звук. Его никто не слышит. Вот приходит подруга матери. Её зовут Зина. Отвратительная особа. Называю Зюзю. Она всё время зюзит. Осыпает мать липкими восторгами. Я - её крест. Она смиренно тащит. Куда, для чего? Мать упивается страданиями. Возвышают над собственным ничтожеством?

 

                                                                     5.

    - Жёстко и откровенно... А может, мама любит тебя. Чтобы не случилось, надо жить.

    - Ну да, вы всякое существование называете жизнью, уроды! И любите в себе кого-то, то есть себя. "Любимый" умирает, а вы продолжаете любить. Нет, не труп. А в себе то, что там прячется. Вот что мамка любит. Ваши экивоки и приседания - от дъявола. Он возлежит в каждом. Не к нему ли любовь, ведь по Христу дъявол - всё человеческое! Больше всего ненавижу фиолетовый цвет. Цвет моих болей. Но подснежники прекрасны. Умирают. Тускнеют, просят о помощи. Надо поставить в воду... Придумала! На кухне есть стеклянные банки. И вода. Дверь закрыта на замок. Ключ высоко на гвоздике. Они до сих пор подозревают, что я могу малость двигаться. Дотянешься! Я не знала, что ты коротышка. Только быстрее. Пока сиделка Тамарка не вернулась. Зарабатывает, где только может. Квартиру в Сочи хотят. Денег много надо... Теперь закрой, ключ на место. А цветы поставь на подоконник, за штору. Иначе Тамарка выбросит. Их всё непривычное вокруг меня раздражает.

 

                                                                     6.

    Дом тот. И этаж. Несколько окон на разной высоте тускло жёлтым сквозь пелену снега. С другой стороны дома окна яркие и разноцветные. Праздник надежды!

    Возможно, за тем чёрным Провалом - узкая комнатка-пенал. Специальная кровать. Рядом инвалидное кресло. Лиловые цветы разбросаны. Стеклянная банка разбита. Лужа крови на полу и подоконнике. Мёртвые глаза в окно...

    - Мне однажды чуть не повезло. К нам взломал дверь бандит. У нас и поживиться-то нечем. Всё уходит на лекарства, сиделок и на их жажду страданий. Им приятно "великодушие". Мучают меня болью и стыдом. Великий стыд! Он у меня в животе... А потом бандит вошёл сюда. В руке нож. Я бандиту сказала: "Ты - радостный посланник Христа. Убейте меня, пожалуйста!" - Бросился прочь . И сшиб с ног Тамарку. Она вбежала спасать меня. Пыжилась от гордости. Уберегла немощную от убийцы. Не судьба. Боюсь, пока окончательно не сгнию, мне из Ада не выбраться. Не позволят...

 

                                                                    7.

    Тонкий запах, смешанный с дорогими духами, отдавал пропастиной. С трудом сдерживался, чтобы не сорваться в бегство.

    - Зачем я здесь?

    - Да Зюзю, Зинка, подруга матери. Тоже питается страданиями других. Понимаешь, они любят пытки. Или слабых выбирают или немощных уродов-химер. Сначала у них "так получилось". А потом приобретается необходимость. Подсели! Сука Зинка прочитала твой материал "Илька". Я в неё "влезла". Не хотела сначала. А теперь рада. Мы составили план, как жить дальше... У меня один вопрос к тебе: ты Ильку выдумал? Или она жила на самом деле?

    - Реальная женщина. Жила в Усть-Каре...

    - Ну, уходи. А я перед тобой в долгу. И отплачу!

 

                                                               ***

    Портнягин, закрыв дверцу, закутался в шубу.

    - Всё, Коля, поехали!

    Действительно, туча висела над городом, заснеживая.

    Доехали до "32-го километра" ( в прошлом прииск "Торопливый"). Небо оказалось чистым. Мириады мириад звёздных миров холодно сверкали в непостижимом Космосе.

 

 

                                          Александр Гурьевич Латкин.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

.

 

 

     

27.04.2021
"СТЕНА"
27.04.2021

    Ответ на вопрос Каплиной И.Д.: "...Говорите о Программе, которая может сбалансировать современность и национальные менталитеты. Существует она на самом деле? Очень, очень сомневаюсь!"

 

                                                                          1.

    Спасибо. Недоверие, с привкусом грубой провокационной хитрости, неприятно раздражает. Верность слова - единственное осталось. Ну, да ладно. Программа началась в 2010 году. Финансировалась эвенкийскими предпринимателями Андреем и Татьяной Туракиными. Единогласно была принята простыми эвенками. Но предприятия Туракиных ликвидировали по распоряжению президента Путина В.В.

    План "Национального производственного объединения" на изучении средневековой экономики (периода совпадения национального менталитета и производства жизнеобеспечения) тунгусов, монголов, татар, согдийцев и, особенно, хань. Учитывались оригинальные экономические модели в истории всего времени Дальнего Востока (например, устройство жизни "Молокан") и Сибири (экономика бурят, жуегнанов и др.).

    Программа - 12 разработанных Проектов-шаблонов, поскольку условия бытия на территориях разные, но отвечающих на вопрос: "Как?" Проекты "Национальные поселения", "Система на два длма", "Оленеводство", "Коневодство", "По-хозяйственное скотоводство и птицеводство", "Охотничий промысел", "Хозяйствование на таёжном участке в рамках закреплённой ответственности", "Занятость женщин", "Оразование детей", "Национальная культура" и т.д.

 

                                                                               2.

    "Национальное производственное объединение" - гибкая и трансформирующаяся концепция, в тестовом режиме. Осбенности. Чтобы перебороть ясностью сопротивление чиновников, отвергающих дельное с порога, если лично им не несёт выгоды, концепция обозначалась как "Трест". Заимствована структурность как "Централизованное управление объединёнными предприятиями, бригадами, семейно-родовыми общинами, самозанятыми гражданами, школьными образовательными бригадами, занятых национальным художественным промыслом, изготовлением изделий и сувениров для продажи (труд учеников оплачивался во время тестового эксперимента в Курумканском районе Бурятии)". Так же из системы "Трест" взяты в развитии некоторые управленческие и финансовые положения. Вся реальная власть объединения осуществляется компактным Правлением (стратегия и безусловный контроль), с целевым назначением "расширения" производства, чтобы всех жителей сёл и аулов трудоспособного возраста занять работой.

    Правление должно было назначаться государством.

 

                                                                                3.

    Все подразделения объединения, по целесообразности, могли существовать сами по себе, по законам РФ, но сотрудничая с "НПО" в товарно-денежном обороте. Если же они входили в него штатно, то утрачивали все льготы МН, в том числе налоговые, кроме установленного Законом возраста выхода на пенсию, т.к. большинство МН живут мало - в среднем до 48 лет. Приём в НПО осуществлялся по Трудовому законодательству РФ.

    По внутреннему порядку НПО реализует гипотетическую продукцию подразделений: приём, оплата, сбыт через оптовую продажу и рознично собственными торговыми пунктами (магазины и склады). Обеспечивает 100% занятость МН, в том числе вахтовыми командировками по договорам с ГРП, с/х предприятиями и т.п. В отдельных Проектах занятость всего коренного населения (независимо от национальности) предусмотрена основательно и детально. Вся продукция ( и иная производственная деятельность), которую предстоит добыть или изготовить, оплачивается авансированием, в пределах жизнеобеспечения и затрат на производство, с окончательным расчётом в конце трудового или финансового года, согласно отдельного проекта "Финансирование".

 

                                                                               4. 

    Для исполнения Программы предлагались ряд условий. "Стартовое" финансирование. Далее "Софинансирование", когда государственные средства используются, но в конце финансового года полностью восстанавливаются. При неэффективности "НПО" государство изымает вложенные средства. Система софинансирования тщательно прописана в соотвествующем Проекте. Главное условие, закрепление земель сельскохозяйственного назначения, с прекращением использования иными лицами земель, относящихся к сфере национальной деятельности (законодательно!).

    Земли, специально для Вас, госпожа Каплина, подчёркиваю, должны оставаться государственными, с закреплением на определённый срок, с полной ответственностью: противопожарной, антибраконьерской, лесоустроительной (по договору с лесхозами). Функции оплачиваемые! В договоре должно оговариваться право круглогодичного проживания "хозяина" в тайге или в степи (Проект "Два дома"), когда он имеет комфортабельное жильё в посёлке и такое же оборудованное на участке.

    Все проекты, объединённые Программой, предлагались несколько раз на имя Путина В.В., Медведева Д.А. и прочим. Последняя и окончательная попытка - обращение в ФАДН несколько лет назад.

    Реакция во всех случаях резко отрицательная. Это же совершенно противоречит законам устоявшейся системы, ведь надо будет работать каждодневно, а не проводить время от  времени помпезные мероприятия. Поэтому они (чиновники и правители) и гонят дурость! Вы, к примеру, пишите письмо В.В. Путину. Не читая, послание отправляют в республику или в область. Там спускается по инстанции до самого младшего нацклерка (исполнителя ответов). Тот бодренько сообщает, что с малочисленными народами у них всё распрекрасно (при 70% безработных!) В нашем случае, от приведённых в ответе "радостных" цифр, было дико смешно и печально. У них получалось, по числе важенок и телят, каждая матка приносила в год по три оленёнка!!!

    Вот кто заказывает "музыку"!

    "Национальные специалисты" не владеют материальной культурой, не говоря о всеобъемлющем понимании национального материала. В России национальную политику формируют бывшие офицеры, спортсмены и тренеры, удобные и податливые функционеры из числа народов... Стена не пробиваемая! Так что, коли хотите "бороться за права", то ради Бога! А с меня хватит, в конце концов, долбиться лбом в "стену"!

 

 

                                          Александр Гурьевич Латкин.

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    

     Путин доказал интеллектуальные способности. И как воин современного противотсояния "круговая оборона" от непрекращающихся ни на секунду враждебных действий. И как созидатель. Ещё и "эхи мултувра д-алви" - "не выпускающий свою мысль из рук", то есть "себе на уме".

    Но непонятна позиция, связанная с чрезвычайно бесполезной для государства "командой", способной к карьерному росту, и неспособной к продуктивной работе. Отсюда и тестовый режим в отраслях: провал - втык- провал - втык - провал....

    Чем объяснить, по-своему великое явление, что половина, как минимум, окружеия Путина - синикура! Рабством привычки?! Важно "роджное и привычяное лицо", а не дело? Признак "семейственности"! Въелось в систему. Приближённые, например, пресс-секретарь, выставляет Президента "дураком", обвиняет его в неспособности создать условия дляч определённой сферы жизни государства. Полный провал внутренней политики! Или Дмитрий Песков сам по себе?! Чьё выражает мнение?

    Правда, конкретищзировал: "Кремль..." Кого имеет в виду?!

 

                                                         ***

    В 2012 году, мы с Вами, поднимали проблему "утечки мозгов" в зарубежные страны. На то время кандидатов наук уехало 30 тысяч. Сейчас - уже 70 тысяч!

    Не изучив проблему, а она стратегическая - "потенциал государства", представляя Президента, вчера Дмитрий Песков заявил: "Кремль не видит трагедии в миграции отечественных учёных".

    Ослепли?! Или очень сильно зажмурились?

    Ни дело сделать, ни соврать толком!

    Далее Песков откровенно погнал "дуру": "Это не всегда отток, это чаще миграция. Учёные - абсолютно свободные люди, и они работают на тех местах, где реализуются наиболее интересные проекты, где создаются наиболее комфортные условия".

    Ничего ударчик?! Оплеуха!

    Ни черта сей глашатай не смыслит в подлинных мотивах "бегства молодых учёных" из удушающей атмосферы, где из тебя (авторское право не работает; попробуй, заикнись!) хитроумные дельцы от науки "высасывают" идеи и концептуальные разработки. Это жесточайший мотивирующий фактор. Тысячи молодых учёных в состоянии (в порядке вещей) донорства для заскорузлого монстра - слоя "учёной элиты". Совместные с боссами публикации чего стоят! Когда идеи, после публикации, уже на законных основаниях развивают, проталкивают, приводят в правильное оформление, присваивая. А ты остаёшься нищим, без жилья, оскорблённым и униженным. "Убивающая" проблема! И только одиннадцатая, как мы с Вами определили в 2012 году, идёт: "комфортные условия".

 

                                                             ***

    Дальше - больше!

    "Но, - вяло выдавливает Песков, сонно одаривая взглядом, - справедливости ради нужно напомнить, что какие-то учёные уезжают, потом возвращаются в Российскую Федерацию. Это двусторонний процесс, он абсолютно нормальный".

    Да ненормальный! Десятки тысяч уехали, а вернулись единицы. Мы знаем всего о нескольких молодых, не прижившихся на западе.

    Самое последнее исследование показывает серьёзность проблемы "возможного возвращения". Исследлователь-социолог Екатерина Дьяченко из РАНХиГС нашла в России 39 учёных, вернувшихся на родину. Сделала вывод: им в России не рады, пристроиться негде. Сию проблему (немаловажную часть её!) исследователь охарактеризовала так: "В России важнее, КОГО ты знаешь, чем ЧТО ты знаешь".

    "Кремль не видит"?

 

 

                                         

                                             Александр Гурьевич Латкин.

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

22.04.2021
ВАКЦИНАЦИЯ!
22.04.2021

    Наконец-то! Вакцина, после 3-х месяцев ожидания, досталась мне. Правда, как уже рассказывал, добиться какой-то ясности в нашем фельдшерском пункте не удалось, пришлось обратиться в участковую больницу Нового Уояна, где сделали сегодня, 22-го, первую прививку. Надо сказать, что сначала возникла сутолока, столпились. К терапевту образовалась шумливая очередь. Трудно было понять, что и как, потому что к терапевту были назначены и другие - больные. Но чуть позже появился главврач и быстро навёл надлежащий порядок. Специалист, делавший прививку - классная, укол даже не почувствовал.

 

   

    Не одного Вас, Валерий Фёдорович, взволновало. Воспринимайте с осторожным оптимизмом. Смиритесь. Исчезновение языка вне национальной жизни - процесс неизбежный и обусловленный Цивилизацией. За последние 20 лет исчезли 200 языков. В России из 140 практически все в опасности, выпадая из мыслительного поля в информационное, сузив разговорные пласты до предела. 20 признаны мёртвыми. В критическом состоянии 29. Под угрозой исчезновения языковые стихии даже крупных этносов (калмыцкий, бурятский, удмуртский). Вызывает опасение утраты: чеченский, якутский, тувинский и т.д. Ваш, эвенкийский, не просто под угрозой исчезновения, его, как духовной сущности, уже нет. Эвенков (тунгусов) - 38400. Языком якобы владеют 4310 человек. Цифра опросная. "Знают", но отдельные слова, даже пользуют, вставляя в русскую или бурятскую речь. О подлинном знании языка говорить не приходится. При опросе (перепись населния) отвечают: знаю. По Бурятии и Забайкальскому краю опросные данные: Бурятия - из 2 974 эвенков языком вроде как владеют 180 человек (Баунт, Баргузин). В Северо-Байкалськом районе - 1 человек. Резко отказался от общения, когда узнал, речь пойдёт о языке. В Забайкалськом крае - всего 69 человек из 1387. В экспедиции 2017 году постоянно сталкивался с объяснением фиктивного знания: "Считаю его родным языком. Я же эвенк! Не моя вина, что я его не знаю..."

    Путин, в очередной раз, ставит архисложную задачу: "Сохранение этнокультурного и языкового многообразия народов Российской Федерации". В стихии европейской культуры и социально-экономической действительности "необходимость" владения родными языками "умерла". Учёные, обременённые регалиями и званиями, мыслящих эллинско-римскими измерениями, смешны и безграмотны. Президент внимателен. И кивает, кивает согласно. Дескать, остановить вымирание языков нужно "прививанием людям желания (!) его использовать, убеждать в необходимости (!) знать родной язык..." В какой "необходимости" убеждать!? Необходимость либо есть, либо её нет! И она, в данном случае, и есть пустое ("мёртвое") убеждение. Реальная "необходимость" (нужда) - образ жизни, диктующий знание языка, как носителя производственной лексики.

    Утрата национального образа жизни (и языка) - историческая трагедия. В 80-х 20 века вспыхнуло краткое воодушевление мечтательными переменами. Быстро сменилось депрессией. Оказалось, народы Сибири загнаны в разлом Вечности между Прошлым и Настоящим. Постоянная душевная боль, упадок физического здоровья из-за чуждого рациона, стремление забыться в алкогольном одурманивании, паническая реакция на враждебные давления внешнего мира. Депрессия, как постоянство, толкало к самоубийству лучших, не утративших сознательный менталитет. И к 2020 году не стало духовной основы народа. "Точка невозврата" языкового и этнокультурного измерений у малочисленных народов пройдена. А у более крупных - почти. Гигантский вакуум стремительно заполняется тягой к определённым религиям... Те пустые ("мёртвые") призывы, коими Вы, Валерий Фёдорович, располагаете - ложные. Но хороши для одурачивания Путина и общественность. Якобы малочисленные народы стремятся в прошлое ( к каким истокам? к каменным топорам и к дубинкам?), в юрту, в диковатые и уже чуждые обычаи, в древние законы - бред! С нескрываемой завистью взирал на оленеводческий благоустроенный городок (Швеция), дома, тёплые квартиры, электричество от солнечных батарей, на стоянке более 60 дорогущих автомобилей - к городку проведена прекрасная дорога. Заработано, с помощью "госстарта", САМИМИ оленводами - саамами. Вдумайтесь, на шестьдесят членов общины (коммуны) - 9 тысяч оленей основного стада! А ведь программа жизни МН в современных условиях предлагалась и у нас. Более углублённая, чем в Швеции и в Норвегии. Также можно опираться на опыт национальной политики Китайской коммунистической партии. Начиная с 1982 года, мы "стучались во все двери". И ваш укор в бездействии немного оскорбляет. Но дело в другом. У национальной "кормушки" давно сформировался "междусобойчик" - этакий симбиоз чиновников, депутатов, учёных и нескольких сот функционеров, с коими "согласовываются" финансовые потоки. Подойти близко к имеющему силу "междусобойчику" невозможно. А уж критику они воспринимают крайне болезненно. Включаются все инструменты защиты: ложь, оговор, дискредитация как специалиста, запугивание судами, административный ресурс и т.д.

    Зажглась искорка в 14 часов 15 минут 13 ноября 2020 года. Президент издал Указ о создании Общероссийской общественно-государственной организации "Ассамблея народов России". Погасла. Организационная работа поручена ФАДН. Именно Агентство абсолютно не справилось с возложенными теми же функциями (см. пункт Указа №3). Опять какая-то странная игра?! Не вижу логики! Указ мог бы стать историческим, действующим продуктивно, как "Устав об управлении инородцев" (1822 год) Александра 1, подготовленный Михаилом Михайловичем Сперанским. К сожалению, в 1903 году был отменён. Кое-что осталось в новых уложениях, но уже не действующее. Нет сомнений. Агентство благополучно провалит путинское стремление решить раз и навсегда проблему отлаживания национальной политики в России. Схема "одурачивания" Президента проста. Исполнение Указа затягивается. Например, составлением Устава (со дня опубликования Указа прошло уже полгода!). В действительности, дело нескольких часов. Шаблон Устава Ассамблеи есть, выверен юридически, с учётом международного права, преамбула (Указ) есть. Всё расписано и указано досконально. Вноси изменения и работай! Времени на раскачку нет! Далее, возможно даже не ведая, из-за дилетентства смысл исказят, не зная, что делать тактически. И сведут всё к губительному и преступному иждивенчеству ( и потекут рублёвые ручейки невесть куда!), свалят ответственность на местные администрации. Тем и успокоятся. И потребуется новый Указ, поскольку, как бы мы не тревожились (нас всё равно никто не слышит!), национальные реакции неизбежны. А пока, убивая время, для Президента произведут много шума, тарабарщины, восклицаний, одобрений, организованных отовсюду (задействование функционеров). Вся предыдущая работа имеет явный признак фальсификации. Если же толк будет, то это чудо! Скорее всего, неизбежно превратят Ассамблею в очередную контору "Рога и копыта",с громкими заседаниями, конференциями, президиумами, плясками и песнями... "Мёртвые" мероприятия ради мероприятий, сотрясающих пространство бессмысленностью для дела. 

    И всё же! У неравнодушных к судьбе родных народов сейчас есть государственный документ, позволяющий (попытаться вопреки приватизации средств "междусобойчиком") вывести отстаивание прав коренных народов на новый уровень соблюдения властями законов РФ. Указ о создании "РАН" (Российской Ассамблеи народов") появился на фоне закреплённой Конституцией РФ сегрегации: разделения населения на "государствообразующий народ" и народы России. Поскольку статус народов Конституцией РФ не определяется, то их условно можно называть "негосударственными". Появилась ещё третья категория граждан: мигранты. Конечно, это совсем другая степень национальных проблем. Однако лично меня напугало, что достаточно было одной "искры", как в Якутии возникла волна неприязни, мягко говоря, которая докатилась даже до Бурятии. Конечно, сегрегация, а "отделено" более 20 млн. граждан, пока выглядит безобидно. Однако вкупе с другим новым положением Конституции РФ "введения государственного режима на той или иной территории", вполне, может привести к конфликтным ситуациям. Указ, конечно, не устраняет совершенно несвоевременный конституционный казус, однозначно поставивший под серьёзное сомнение основу Конституции РФ - "многонациональность государства". Но даёт возможность задействовать толковый раздел: "Разработка и реализация программ и проектов в сфере межнациональных (межэтнических) отношений; оказание некоммерческим организациям, гражданам РФ, а также иностранным гражданам информационной, консультативной и методической помощи в области реализации государственной национальной политики".

    Другие задачи, поставленные Указом, с тем "мозговым центром", на который опирается Президент, в целом не выполнимы. Прежде всего, как думается, исходя из Указа, избегая страшной заразы - иждивенчества, создать простые условия, при коих человек мог САМ обустраивать свою жизнь (Программа есть, опыт наш и зарубежный есть!), зарабатывая на то средства, в рамках своего менталитета, на ОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ С ДРУГИМИ ЭТНОСАМИ (комменсализм), ПРИ ОБЩЕЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ В БЛАГОПОЛУЧНОМ СУЩЕСТВОВАНИИ ДРУГ ДРУГА. Вторая злободневная необходимость, Валерий Фёдорович, Вам, как функционеру, необходимо понимать, - идеологическая составляющая. Идеологией интернационализма не должны заниматься, тупо и номинативно, думая, что призывов достаточно, дилетанты из ФАДН или агрессивные работники-шоумены официальных СМИ. Эту работу могут вести только сами национальные деятели, если единство народов будет не просто декларировано (слова словами, а сегрегация вот она, в Конституции РФ!), а реально существовать и укрепляться...

 

 

                                              Александр Гурьевич Латкин.

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     

                                                            1.

    Деятели систем авторитаризма не доказывают, а полагают. "Мне кажется". Затем: "мне так представляется". Последователи, указывая на догадки и измышления, восклицают: "Подлинные источники..."

    Геополитические претензии!

    Патриотизм на лжи!

    Превращение бандитов, убийц и грабителей в национальных героев!

    Вольное и невольное уничтожение аборигенов!

    Скрытая, а теперь и конституционная сегрегация!

    Дозированная, пропагандистская показуха, внедряя губительное, одурачивающее иждивенчество...

    Ещё извращённее данные, особенно, подправленные иезуитами, грезившими сибирскими территориями до Урала. И на север - до Заполярной Якутии.

    "Их" история - "захламлённый дремучий лес". Таит для них же опасные западни. Изолгались до абсурда. Образно и упрощённо: большинство их заявлений делаются в рамках казуистики: "снег белый, но это не значит, что он не чёрный..."

    Путь наш в легендарные мистические "коридоры" во Вселенную Прошлого.

 

                                                                          2. 

    Тунгусский князь и военачальник (шэли) Циси Чжунсян - "сделан" когурёсцем. Даёт возможность извращать историю, размахивая геополитическими флагами. В резервации Фаньян находились "тунгусы". Когурёсцы переселялись в другие места для выживания.

    Тунгусы формально едины. Разделены на две группы родов. Сохраняющую традицию национальной автономии, после имитации поддержки восставших киданей и Исхода на породные земли (Чанбайшан), возглавил Циси Чжуесян. Вторая (считали себя "чистыми" тунгусами-мохэ), частью смешанная с когурёсцйами, частью с согдийцами и тюркитами (татарами) были ханьско-тунгусские семьи, сгруппировались под властью Циси Биюйя. Объединение было уничтожено войском Ликайгу, направленного У Цзэтянь " вернуть на отведённые места..."

    Ещё аргумент. Имя для тунгусов - важнейшая информация о личности, о родовой принадлежности, о программе развития и предназначении. Было оно и у Чжунсяна (забылось!). Сын его Да Цзожун назван тунгусским Тэдэен. Внук восславлен родным именем Да Уи.

 

                                                                    3.

    В предыдущих материалах говорилось о средневеком государстве Чджэн (Бохае) и связанных событиях.

    В средние века по всей Сибири возникали государственные объединения - княжества и военно-политические союзы.

    Существовали недолго по историческим мерам. Большинство из них, стронутые "Шествием народов", начатое предками китайцев с Тибетского нагорья в долину Хуанхэ, со временем, превратились в коренные государства на новых освоенных территориях.

    Да Цзожун, сын Чжунсяна, первый король государства Чжэн (Бохая), мечтал расширить границы до окраин Илоу (Илэнвэ) - этническую территорию тунгусо-язычных племён. Эту работу вёл осторожно и вполне успешно. Провозгласить Чжэн независимым от Танского Хань. Как исключительно одарённый деятель Да Цзожун, проявлял себя выдержанным. Мечты мечтами (ими делилися только с сыновьями), а допустить новую войну с великой империей нельзя. Мир, как воздух, чтобы продолжить государственное строительство, провозглашая милосердие и спокойствие.

    Нельзя от ханьских правителей отнять - мудрость, скрытую за выспренними традициями самовозвеличивания до божественности.

    Император Поднебесной Чжун-цзун осознал положительную важность молодого тунгусского государства в геополитической битве со Степью. Одним существованием Чжэн сковывало враждебные Хань силы на севере. Чжун-цзун немедленно, удивив многих деятелей у себя и у соседей, в 705 году, направляет в Чжэн мирное посольство.

 

                                                             4.

    В 719 году тунгусский король (кэду) Да Цзожун умер.

    К власти пришёл его суровый сын - Да Уи.

    В именах знати не одно значение. "Да Уи" - "Очень или сверх, верх чего-либо. Например, умственности, физических возможностей, душевных качеств и т.п. " Тунгирвэ (Тунгиро-Олёкминские эвенки) переводят как "высший, божественный". Второе значение:" Умный, разумный, рассудительный". Слово "Уи" на Алдане, Зее, Учуре, Бурее, Амгуне и Сахалине произносилось - "Уйи" (Уи).

    Титул "Да". Переводят " король".  Нет же! Король - кэду (имеющий много жилищ). Царствующий, царь - Чан.

    "Да" - "Близкий, близость", определяющая потомственность, перемственность.

    Фактически Чжэн в реальной независимости. Да Уи считал, сил достаточно отстоять. Регулярная армия - более 10 тысяч воинов. Отправляя посольство в Поднебесную, король пишет  послание императору намеренно руническим письмом; им пользовалась межплеменная властная верхушка тунгусов, особенно, в отношениях с тюрками (татарами).

    Вызов и заявление! В китайской и российской литературе иронично награждают письмо короля ничтожностью, восхищаются ответом императора кэду Да Уи: поставили на место! Забывают, что император Сюань-цзун так не считал. Говорит о его образованности и ясности ума.

    Из докладов королю: "...Семь дней в Хань искали переводчика. Перевернули всю империю. А нам говорили: император думает над письмом. Был найден толмач (великий китайский паоэт Ли Бо), имевший записи татарского, мохэского и ханьского языков (словарный свод). Он унёс письмо переводить. И только на девятый день  получили перевод и ответное письмо, резкое и ожидаемое".

 

                                                                 5.

    Письмо короля Да Уи - яркая декларация независимости государства Чжэн, с объявлением девиза собственного правления "Илэмэ аяралдын" - "Милосердие и спокойствие" (именно сему девизу следовал отец). По сути, объявление войны Танскому Китаю и Японии провозглашением статуса независимого государства. В декларации Да Уи требовал прекратить захватывать тунгусские земли, отдать сто семьдесят шесть населённых пунктов Когурё. Взамен издевательские мелочи " всего получишь понемногу". Более того, Да Уи угрожает императору Сюань- цзяну сокрушительным вторжением...

    Отец Да Уи - Цзожун оставил гибкую систему, тяготеющую к эволюционному развитию отношений с Китаем. Создана крепкая безопасность государства, с одной стороны, энергичными дипломатическими отношщениями с государствами и племенными союзами. С другой, формированием сильной современной армии.

    Да Уи личностно никак не вписывался в систему воинственной доктриной. " Могзонские старцы" рассказывали, передавая из поколения в поколение, что Да Цзожун (называли его Тэдэен) планировал путь после себя под руководством младшего сына.

    Оъявление Да Уи полной независимости, под девизом отцовского "Илэмэ аяралдын", уже война двух держав (Китая и Японии) против молодого государства Чжэн.

    Не произошло!

 

                                                                     6.

    В истории Дальнего Востока и Забайкалья значительное место занимает девятый исмператор династии Тан - внук У Цзэтянь - Сюань-цзун (Ли Лунцзи).

    Через год начала его правления вспыхивает мятеж принцессы Тайпин. После подавления мятежа и казней до единого причастного, Сюань-цзун, как и тунгусский король Да Цзожун, стремился к политическому спокойствию внутри страны, так и во взаимооотношениях с соседями.

    Король Да Цзожун - тунгусское имя Тэдэен, в написании "Тэджоен" или "Тэдоен". Переводится: "истинный, правдивый, уверенный, надёжный; объединяющее значение: тэдэ - "правильно поступающий".

    Некоторая, скажем, недооценка государственного и исторического значения императора Сюань-цзуна, некорректная и ненаучная. Точно такое же надо сказать, забегая вперёд, и о канцлере (первом министре) Ли Линфу, якобы продержавшегося в должности восемнадцать лет за счёт "умелой лести".

 

                                                                     7.

    Сюань-цзун поставил наисерьёзнейшую задачу: создать эффективное административное правление. Требовал именно эффективности. А не витеиватой болтовни.

    С 716 до 736 года император, дававший сжатые сроки "на раскачку", сменил 5 канцлеров. Чиновники аппарата всех уровней увольнялись при малейшем подозрении в коррупции, главном обстоятельстве, сводящем все благие усилия на "нет" при любом режиме.

    Король Чжэн - Да Цзожун следловал исключительно тем же принципам государственного строительства.

    И вдруг... в 736 году в Хань выдвигается нужный императору деятель, по историческим наветам, с помощью лести, Ли Линфу. историки заинтересованных стран определии, якобы Сюань-цзун отошёл от дел совершенно и всеми государственными делами правил первый министр Ли Линфу. А сам он, дескать, чётко исполнял лишь любимый порядок ежедневных аудиенций.

    На самом деле, он ежедневно получал полную информационную картину дел в стране.

    Вообще, мы с Вами знаем, что правители всех времён и народов, первые 5-6 лет продуктивно деятельные, а далее неизбежно "включается" личностный фактор, приводящий к деградации, или к уничтожающей или к периодической, завершаемой, как правило, революциями, мятежами и насилием.

 

                                                                      8.

    Отметим особую тонкость эпохи Сюань-цзуна, достаточно редкая в истории правителей. Император сначала привёл государственное управление в надлежащий порядок. Узаконил его. Десять лет искал нужного беспрекословного исполнителя-педанта. Таким оказался Ли Линфу (см. жизнеописание). До появления необходимого управленца Сюань-цзун накрепко установил борьбу с коррупцией. Одновременно, изучив результаты работы тайной службы, в 714 году её ликвидировал, так как обнаружил влияние на госуцлдарственное правление и коорупционную оценку деятельности того или иного деятеля. Кстати, тайная служба создана бабушкой императора - У Цзэнтянь; одно время, после очередного мятежа, службу курировала принцесса Тайпин.

    Следующее: верховенство закона. Законы, если они приняты, плохие или хорошие, должно тщательно исполнять.

    Во исполнение создана единая система государственной службы. Никто не имел права вторгаться в сию сферу. Немедленно пресекалось. Например, известно, что влияние евнухов на государственную кадровую политику, через наложниц, велико. Сюань-цзун разом пресёк явление. Или: несмотря на то, что император в душе разделял основные постулаты буддизма, всё-таки, чтобы устранить влияние буддизма, усилившееся при императрице Вэй, в проблемах внутренней политики, к тому же ослабляло военную мощь (в моральном аспекте) государства. Император резко обессилил буддийские монастыри конфискацией земель. И готов был идти дальше. И т.п.

    В экономике. Главное, была разработана эффективная налоговая политика. Проведена полная ревизия финансовой системы. Император потребовал "экономию средств", возведя в главное качество финансовых чиновников. Сюань-цзун подверг ревизии даже военные расходы, до сели неприкосновенные. И произвёл сокращение как будто немотивированных значительных расходов на армию. И т.д.

    В средние века Китай в тех границах был уже перенаселён - 45 млн. человек. Сюань-цзун, борясь с перенаселением, одновременно закрепляя экспансию чужих территорий, организовывал безвозвратные военные экспедиции - солдаты оставались на захваченных землях навсегда, куда переселялись и их семьи.

    Только после полной разработки социально-политической системы и привлечении серьёзного исполнителя на должность первого министра Ли Линфу, император, не ослабляя ежедневного контроля, смог себе позволить вплотную заняться искусством, поэзией и музыкой.

 

                                                                  9.

    И всё-таки император совершил две наисерьёзнейших ошибки. Первая. Сокращение расходов на армию. Сфера особо единого "организма" не терпит ущемления любой части. Мгновенно распространяется снизу доверху и обратно до критичности ослаблением боеготовности. В результате были потеряны оккупированные территориии Когурё - захвачены тунгусским государством Чжэн. В 751 году китайская армия потерпела сокрушительное поражение от арабов в битве на реке Талас (сейчас граница Казахстана и Кыргызстана). Происходили постоянные набеги с севера, из Степи, которым армия не могла противостоять...

    Вторая ошибка. В 752 году умер первый министр ЛиЛинфу. И Сюань-цзун полностью подчинился влиянию жены, необыкновенной красавицы - Ян Гэйфуй. По её настоянию император назначает первым министром двоюродного брата Ян Гайфуй (у них явно далеко не чистые родственные отношения) - Ян Гочжуна. Эта ошибка привела к мятежу, переросшему в гражданскую войну, унесшей жизни миллионов ханьцев, в том числе, и саму императрицу и её брата - первого министра.

 

 

                                         Александр Гурьевич Латкин.

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

05.04.2021
БИТВА ПРИНЦЕСС
05.04.2021

                                                             1.

    Предтечи Фу Си для ханьских князей глинобитные стены покрывали снаружи камнями. Потолок-крыша накатывалась уклоном. Спасало от неожиданных нападений лазутчиков и предателей, от ветров и горных ледяных дождей.

    Изначало традиций "Дворца Поднебесной".

    Вся жизнь древнего правителя открыта простолюдинам. Но за глухими стенами уже творилось нечто таинственное - зародилась традиция личной жизни, влияющей на судьбоносные события в сплочённом сообществе.

    Фу Си вывел народ Хань к Хурнхэ в среднем течении.

    Жилище правителя построили на высоком берегу. Да затопило в половодье! Фу Си распорядился вплотную к стенам установить столбы из толстых брёвен, связать их поперечными балками. Построили бревенчатые стены. Комнаты коробками. Здание покрыли тройными крышами.

    Тунгусы и Хань считали живыми материалами глину и деревья.

    Первый дворец превратился в Цитадель власти. В нём творились скрижали будущей мировой истории.

    Тогда  усилиями женских устремлений княжеских дочерей начала зреть борьба за лучшее место во дворце.

    Властолюбие - природа женщины, с подспудной целью "завоевать" (подчинить) благорасположение сильнейшего, ограждая себя (семью) от враждебного (защищающегося от человека) мира.

 

                                                                  2.

    "Битва принцесс" приобрела изощрённый и кровавый характер в эпоху великой императрицы - У Цзэтянь. В 683 году умер император Гао-цзун. На престол возведён старший сын - Чжун-цзун. Мать сразу почувствовала сопротивление. Сам стремится к самостоятельности? Присмотревшись, У Цзэтянь выявила влияние. Жена Вэй, сверкающая молодостью и обоянием! Императрица, действующая решительно и на военных принципах упреждения, нанесла удар по невестке. Решение приняла пока шла из своих покоев в императорские.

    Только через 23 долгих года изгнания, мечтаний и планов жены, Чжун-цзун занял трон вторично. Сие произошло по решению второй всесильной женщины империи - принцессы Тайпин. Без её согласия свержение великой исператрицы не могло состояться.

    Чжун-цзун сослал гениальную мать в пригородный дворец Шаньян, "одарив" статусом регента.

    Через год У (У Хоу) Цзэтянь, мрачным днём 16 декабря 706 года, скончалась.

    Однако её эпоха продолжилась...

 

                                                                    3.

    Принцесса Тайпин рвалась к всевластию, но не была, как мать, образована военным мышлением. Умна, но в ней не было "чуть-чуть от Бога", чтобы всесторонне овладеть империей. Принцесса, много взявшая от властной матери, образована именно как правительница "за спиной" императора. Хотя искажённо имеет какое-то отношение к сверхзадаче вообще ханьской женщины, делающей судьбу, прежде всего, мужа. Непростое совпадение с культурой тунгусов, как южных, так и "сибирских". Исходит из одних древних генетических корней: "Хуркэн-кунгакан айилган ахатканди калтакачи овчэ". Из сего одна из главных задач ханьской и тунгусской женщин: скрыто от посторонних глаз участвовать и влиять: "Отува илакан, хотэвэ балдивкал, бэйэ тэкэнин окал!" - "Костёр разведи (семейный очаг), ребёнка роди (продолжение рода), корнем человека стань!" Нарушение сего ("до" или "сверх того") ведёт к дисгармонии мира.

    Сформировавшийся окончательно вид матриархата?

 

                                                                     4.

    У Цзэтянь, правившая Поднебесной 23 года при жизни слабого душой и телом мужа - императора Гао-цзуна. И продолжила править при сыновьях-императорах.

    Жена Чжун-цзуна Вэй все силы направила на отстранение матери мужа от власти. Известно чем это закончилось! У Цзэтянь вновь захватила власть, полно и жёстко. И на тунгусском севере  почувствовали вполне. И, покинувшим резервацию тунгусам, пришлось серьёзно учитывать политику Хань (Тан), то есть Танский Китай продолжил диктовать историческое развитие соседним странам. После Исхода на родину Сумо мохэ в 698 году, У Цзэтянь немедленно организовала мощный поход против тунгусов, под руководством опытного полководца Ликайгу (см. материал "Напиток Амикуна").

    Вернёмся к важному историческому проишествию 688 года - к мятежу против императрицы. Эпизод битвы принцессы Тайпин против матери? В мятеже участвовал муж Тайпин - Сюэ Шао, полностью от неё зависимый.

    В дестве Тайпин все "терпели" и любил лишь отец. Факт. Пятилетнюю дочку мать решительно вознамерилась отдать в даосский монастырь. Неожиданно отец, император Гао-цзун, не менее решительно воспротивился. Дочь осталась во дворце. У Цзэтянь обеспокоилась резко блеснувшим взглядом императора. Но скоро поняла, государственные дела его мало интересуют.

    Императрица раздражалась разодетой в белые и розовые шелка Тайпин, пока она была маленькой. Напоминала о малютке, убитой ради овладения властью и уничтожения первой жены императора.

    Тайпин в 16 лет выдали замуж за двоюродного брата Сюэ Шао.

    Возникают мучительные вопросы. Какова роль принцессы в мятеже против матери? Не был ли её муж жертвой, как стали жертвами в своё время убитая сестра Тайпин и жена императора, обвинённая в убийстве девочки? Кто раскрыл тщательно засекреченную подготовку к мятежу?

    После мятежа и казни мужа принцессы, мать резко меняет отношение к дочери. Более того, максимально приближает Тайпин к властвованию - делает её доверенным лицом в постоянной борьбе за власть.

    Тогда же императрица настояла на замужестве дочери.

    Тайпин во втором браке родила четырёх сыновей и три дочери.

 

                                                              5.

    Без одобрения принцессы, ведавшей тайной службой империи, свержение великой матери невозможно. Тайпин понимала, битва за власть выйдет на иной уровень, опасный для жизни не только её, но и семьи. Впрочем, принцесса уже на той высоте средневековой государственности, когда уход с "поля боя" так же равносилен гибели.

    На арене Битвы появляются две новые фигуры - жена императора Чжун-цзуна - Вэй и её дочь - принцесса Аньпэ.

    Вэй - коварная, жестокая, оскорблённая и озлобленная мучительной ссылкой.

    Аньпэ - принцесса, получившая провинциальное развитие, умна и расчётлива. Очевидно, именно принцесса Аньпэ - главный "мозговой" центр окружения Вэй.

    Всякая прдавляющая волю человека система использует религиозную основу (самовиноватость в личных бедах). Подсознательно люди сформировались на мировоззрениях шаманизма (верхняя ступень развития язычества, существующая параллельно тотемизму). Отсюда неистребимая вера в сверхестественные силы, ведущие (вопрос вопросов!) человека по судьбе (назначенной Богом, что невероятно спорно, поскольку нельзя поверить в то, что всё от Бога,  не разрушив саму веру).

 

                                                                    6.

    Вэй и принцесса Аньпэ опирались в идеологии на буддизм. Сами же, в насильственных побуждениях, далеки от "солнечной" веры.

    С 705 года, У Цзэтянь была ещё жива, заключенная в пригородном дворце, началось интенсивное развитие буддизма, главным образом, строительством духовных центров - буддийских монастырей, раздачей земель. Буддизм на короткое время становится официальной идеологией и быстро набирает мощь влияния на светскую власть.

    Император Чжун-цзун стремится к миру и сам направляет в тунгусское государство Чжен (Бохай) посольство, которое принесло удачные результаты. И при кэду (короле) Да Изожуне отношщения с Хань были уравновешенными 14 лет до смерти кэду и прихода к власти его сына Да Уи.

     Вэй становится полновластной правительницей. Однако, пока жива принцесса Тайпин, жив и страх потери власти и обязательной гибели от рук противников. Нужна кровавая чистка и уничтожение претендентов на престол. Этого император Чжун-цзун позволить не мог. Он погрузился в тяжёлые размышления. 3 июля 710 года Вэй приказала  соратникам отравить мужа.

    Началась спешная подготовка к объявлению Вэй новым правителем. При законных претендентах нужна не только аргументация. Необходимы решительные действия: претенденты должны умереть и умереть страшной смертью. Именно сей факт, коротко и энергично выраженный Тайпин, убедил племянника Ли Лунци вступить против преступной Вэй. Когда? - ответ принцессы: Сейчас! Силами твоей охраны.

    Императрица Вэй и её дочь, принцесса Аньпэ, были убиты. Начались многочисленные аресты и немедленные казни.

 

                                                                     7.

    Новым императором повторно, как и его страший брат, убитый Вэй, становится Жуй-цзун. Шесть лет прежнего императорства приучен матерью быть отстранённым от государственных дел. Его устраивала плодотворная власть матери. Он и сыну - Ли Лунци - давал наставления, что императорская власть - указ исполнителю. А исполнение - результат. А он - делу венец, который император должен принять...

    Жуй-цзун безропотно подчинился сестре - принцессе Тайпин. Наконец-то она стала фактической правительницей. Мечталось, что навсегда. Она, как и Вэй, не понимала, что масштаб личности У Цзэтянь для них и близко недостижим. При матери Жуй-цзун вообще не был задействован в государственных делах. при Тайпин на него возложены многие ритуальные и дворцовые обязанности. И он, волей не волей, вовлечен в жизнь государства, прикрывая фактическую правительницу, всё чаще противоречащей самой себе. В стране, расцветшая коррупция при Вэй, всё более усиливалась и начала диктовать выгодные для себя условия. Зрели мятежи и восстания. Волны негативного напряжения угнетали императора настолько, что несмотря на титанические усилия сестры, Жуй-цзун принял решение уступить трон сын Ли Лунцину. О чём и было немедленно, лишая Тайпин времени для манёвра, объявлено.

    Власть ускользала. Принцесса начала подготовку к мятежу против новоявленного императора Сюань-цзуна (Ли Лунци).

    Древние хань времён Фу Си: "Не удержавший власть, не способен её вернуть, ибо взгляд людей уже устремлён в будущее и они уже там, а не рядом..." Утверждение тунгусское, но со ссылкой в предании на ханьских мудрецов.

    Заговор был раскрыт несколькими предательствами. Мятежники схвачены и все до одного казнены. Были убиты и князья, двоюродные братья императора, сыновья Тайпин.

    Ей, соратнице в борьбе против Вэй, Сюань-цзун милостливо предложил покончить жизнь самоубийством.

    2 августа 713 года сорокавосьмилетняя принцесса Тайпин отравилась.

 

 

 

                                      Александр Гурьевич Латкин.

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

.

 

 

                                     Уважаемый господин Министр!

    У нас в селе Уоян к вакцинации относятся очень спокойно, философски, не заморачиваются, не шевелятся и не издают призывных звуков. По непроверенным фактам тупая неорганизованность присутствует и в других населенных пунктах республики, хотя отчёты руководителей звучат гордо прямо в левое ухо Путина; в него вдувают информацию, когда врут. В действительности, в селе Уоян Северобайкальского района Бурятии с вакцинацией очень странная обстановка. Никто ничего не знает: где, как, зачем!? Втихоря кого-то завакцинировали, избранных... и тишина! Здесь есть фельдшерский пункт, есть фельдшер, которую местные жители считают неквалифицированной. Обращались по сему поводу с жалобами. Но оказались заложниками законодательных обстоятельств. Фельдшер, как многодетная мать, неприкосновенна. Как и во всём, связанном с многострадальным здравоохранением в России, и по вакцинации тоже вакханалия. Сначала фельдшер отвечала на обращения, что надо набрать 4-х желающих привиться. Так прошло 1,5 месяца. Наконец, мы сами сформировалои группу. И вдруг она заявила, что она, фельдшер, никакого отношения к вакцинации не имеет. Езжайте сами в Новый Уоян, к терапевту. Он вас обследует, назначит день вакцинации...

    Во-первых, в селе Уоян 75% безработных. Много пенсионеров. И многие не в состоянии съездить в Новый Уоян. Поездка (дорога) обойдётся в 500 рублей + купить бахилы, маску, перчатки, что-то поесть. Если скромно: 740 рублей в общем. Отсидеть огромную очередь (терапевт один на несколько тысяч населения). Потерять день. Потом снова ехать в назначенный день (700 руб.). Потом ещё раз - на повторную прививку.

    Во-вторых, с населением никто не работает. как Вы поняли, и потому царит полная неинформированность. Если бы мы знали, что фельдшер вводит в нас (цель непонятна?) в заблуждение, то давно бы сами съездили. Или на то есть указание свыше?

    Так что получить вакцину можно будет неизвестно когда?

 

                                                              АГЛ.

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                           11.

    Из повествования "Могзонских старцев" - "Хождение в Фаньян".

    Бэркэн разыскивал родичей. Молился Духам предков ущелий Пэктусана и Небесного озера вершины вулкана. Раскрывается ещё: " Ты - вечно грозящий "дырой" (шан, сан - угрожающая дыра), где таится "Пэкту", оборони брата Анкэ и брата Такэси! Оборони народ мой..."

 

    Кочевникам на восток просьба с "Тунгирского пути": поспрашивать...

    Выяснилось: братья участвовали в последних сражениях королевства Когурё в 668 году. Их семьи угнаны в резервацию.

    В 668-669 г.г. часть тунгусских племён Сумо, входивших в состав королевства, переселены в Тан (Китай), в резервацию недалеко от города Фаньян.

    Резервация - особенная атмосфера выживания. Во время переселения ещё можно было Сумо разогнать по разным районам. Не смогли, поскольку основные оккупационные силы заняты массовым переселением когурёсцев в долины рек Ген и Хуай. А в 671 году (попытка) что-то изменить не получилось, кроме как жёстко контриолировать входы и выходы резервации.

    Сумо 30 лет томились на чужбине.

 

                                                                   12.

    В последние годы резервацией управляли сагдыгу: старейшина (вождь) и шэли (сэли) - военачальник. Звание архаичное. По-тунгусски "шэли" (сэли) - мамонт. Хищники, коих в "тучные" годы расплодилось велико, опасны для мамонтят. На закате мамонты среднего возраста, с ещё не загнутыми бивнями-клинками, выстраивались бок о бок вокруг маток, молодняка и детёнышей. При появлении саблезубов, львов, шакалов, пещерников-гигантов... Охранники-мамонты убирали хобот меж ног и угрожающе кивали головами. При нападении резко вздёргивали, подсекая бивнем хищника...

    "Шэли", как "оборона" (современные лингвисты путают "оборону" с "караулом, стоять в карауле" - "тыгичимни" и пр.) из наблюдения, с назначением "оборонить человека". Например, "сэлли" (+л - мн. число) - кольчуга: на выделанную кожу (ровдугу) нашивались костяные пластины (позже металлические). Сибирские тунгусы издревле использовали нефритовые диски. У южных тунгусов, в частности, у шаньюй мохе так назывался металлический панцырь - сэлливун. Другие металлические доспехи и щиты - "сэлми". Железный шлем - "сэлэмэ" или "шэлэмэ" (шелэм) и т.д.

 

                                                                     13.

    23 года со дня битвы у крепости Аньши.

    Бэркэну 53 года. Место под солнцем состоялось. Две жены, двенадцать детей. Хозяйство: около сотни оленей. Зять, муж Аи, после трёх лет обычных проживания в семье жены, не пожелал выделиться. Но во время охоты, с октября по март, уводил аргиш (кочевье, караван) на Эльпу.

    Летом 668 года к Бэркэну заехал встревоженный орочен-эвенк Кулберт. У гольцов "другие эвенки" - аборигены называли чужаков-тунгусов с востока, с ханьской стороны.

    Бэркэн как раз кочевал семьёй на лето туда - гнус начал досождать. На всякий случай договорились, что и как.

    Поддержка эвенков-тунгирвэ не потребовалась. Бэркэна ждал Ман - товарищ военных лет и "брат" по "каменной могиле".

    23 года назад Ман изгнан с Тунгира. Мешал выдать Аю за тунгирского эвенка и укрепиться навсегда. Ая, влюблённая до умопомрачения в Ман, отказалась от парня. Это за ним девушка гналась при обычном "похищении" шапочки Бэркэна.

    Выяснив в чём дело, потребовал ухода Ман.

    Ая ползала на коленях, цепляясь за ноги брата, умоляя отпустить её...

    Сейчас же Мана не узнала. И не понимала прошлые, сильные дикостью видового размножения чувства: пора пришла - она влюбилась...

 

                                                                     14.

    У Мана большая семья. Жена - стройная, красивая манджурка, а вторая - изрядно полная сумо, широколицая и вечно как будто мрачная. Буркнет что-нибудь и отвернётся. Детей - восемь - малышня. Забегая на тысячу лет вперёд: Ман - это предок тунгирских (верхнего течения Моклы (сейчас Олёкмы) Абрамовых (от жены манджурки). Потомки живут в сёлах Тупик и Средняя Олёкма. А потомки Бэркэна - Габышевы (Габзягир). Интересно, что Михаила Семёновича Габышева, по рассказу В.П. Абрамовыа, в детстве звали "Айя", а будущую его жену Евгению - "Маняня" (Мана) - Лапочка. Породнились-таки!

    После приветственных распросов, Ман сообщил, братья, их Бэркэн помнил детьми, "Угнаны в Тан (Хань). Находятся в резервации Фаньян".

    Бэркэн кивнул, продолжая внимать, но уже в напряжении, озадаченный походом на юг, за братьями.

    - Я с тобой, - вдруг оборвав рассказ. - Должен за жизнь. И... что Аю не отдал. До сих пор бы под твоей рукой собирался жить... А так встретил "свою женщину"! - Бэркэн подумал, речь о молодой манджурке. Но Ман показал на приземистую и ширококостную сумо. - Двадцать лет кочуем. Широко живём!

    - Ясно. Да только ты уж слишком тяжёл. Пузо эвон какое! Вернусь, порешаем как жить дальше! А пока кочуй с моими на Мозулто ( на голец).

    - Без толмачимни (переводчика) ничего не сможешь. А с боем и половины пути не пройдёшь. Там везде охрана "сагдях"...

    По южному региону языком общения (лингва франка) от Каспия до Тибета являлся согдийский. А по Сибири и Дальнему Востоку - лингва франка - тунгусский.

 

                                                                    15.

    На Тунгир возвратились глубокой зимой, с одним братом - Анкэ. Другой, оказалось, в рабстве у киданей (монголов).

    Такэси, назвал дедка, говоря, у мальчишки в голове "бурелом". Никогда не угадаешь, о чём он думает. Кого хочешь - запутает! В плену как-то отличился. Несколько раз был связным (переговорщиком) с тунгусскими племенами.

    Подозревал, будут искать, поэтому оставлял для Бэркэна предупреждающую информацию: "Не рисковать! Когда придёт время, буду сам!"

    Брат Анкэ вскорости умер от "лекин" (туберкулёза).

    Кочевье было долгим. И вот Бэркэну восемьдесят три. Схоронив сестру Аю, старик засобирался, внеся в жизнь кочевья суматоху и печаль.

    Со старшим внуком Савув ( он уже как три года управлялся с разросшейся семьёй), уединились для долгого разговора на скале, над Тунгиром.

    -...Поживу оставшееся на Могзоне. Рыбу и мясо всегда добуду. Кто заскучает, то там и найдёт. Когда-то давно - это стойбище прадеда - отца моей бабушки. Недалеко и твоя бабушка похоронена...

    Похоже, разговор состоялся на скальном обрыве плато. На нём село Средняя Олёкма. Других мест "на скале, над Тунгиром" нет.

 

                                                               16.

    Старик преодолел 28 километров до места последнего причала. Узкий каменистый берег. Стаскал манатки на высокий яр. Вытащил оморочку - лодочку. Не теряя времени, увязал на понягу "ужин". Пошёл рядом со звериной тропой. По тропе нельзя - запрещено обычным законом. Можно погибнуть от настороженного самострела - встречались в те времена часто потерянные, или провалиться в ловчую яму...

    Просторное Место - далеко-далеко осенняя тишина. Лиственницы в неподвижности. Иногда робкий шорох падающей ярко-жёлтой хвои.

    Ближе к берегу, на столбах, а более старые, ветхие, на деревьях, обрубленных на двух-трёхметровой высоте, устроены настилы. Могилы умерших детей. Местные хоронили взрослых высоко на деревьях в деревянных ящиках или в мешках из шкур и уже не появлялись. Но через год вызывали шамана сопроводить душу умершего на реку мёртвых - Энгдекит.

    - Пришлые с Амура, со стороны Китая издалёка, сильно отличались от наших "дикарей", - рассказывал Иван Прохорович (Проклятый). - Сам Бэркэн мог даже писать и говорить на разных языках. Все тунгирвэ (жители-аборигены долины Тунгира) уважали Бэркэна и его род... Нет, шамана у них не было. Бабушка Васильева запомнила рассказы стариков, у него славилась другая, неизвестная нам вера - "Дхэрмэ"...

    Приготовил на костре ужин, часть оставил на корине.

    Здесь похоронена жена Бэркэна. Он просто думал о ней, вспоминал, то улыбаясь, то печалясь... Всяко бывало в ушедшей жизни.

    Приближался закат.

    - Теперь буду часто с тобой разговаривать.

    Старику даже легче стало, радостнее.

    На следующее утро Бэркэн в несколько ходок всё перенёс к озеру (триста метров от берега реки), в последнюю очередь оморочку. Перевёз манатки на другую сторону протоки, соединяющей озеро и реку...

 

                                                                  17.

    В 697 году на озере Могзон случилось стойбище "Могзонских старцев", просуществовавшее 1333 года до 1931 - начала коллективизации. Последний из старцев доживал век на другом озере, в нескольких километрах от села Средняя Олёкма, Петрусь Абрамов, потомок Мана. Озеро стали так же называть "Могзон".

    А на родине, в момент "ухода Бэркэна в старцы", произошли великие события. В резервацию сумо "Фаньян" тайно проник брат Бэркэна - Такэси. Мохэский старейшина Циси Биюй проснулся, почувствовав, кто-то находится рядом. Разгрёб золу, бросил на угли комок тонких стружек. Вспыхнуло. Увидев Такэси, осердился. Но не на него, а на охрану.

    Вызвали шэли Чжунсяна. Старейшина и военный вождь внимательно выслушали посланника монголов-киданей (копьеносцев, метателей копий). Ушли совещаться. Вернулся старейшина: "Мы согласны поддержать восстание киданей, как только они выступят. Так и передай".

    Такэси заверил, что немедленно отправится в Степь.

    Оба они понимали, что сейчас и здесь выступать против хань - безрассудство. И Такэси, на самом деле, бежал от киданей семьёй. Но и Биюйю он не доверял, сообщая наиважнейшую весть, представлялся послом киданей.

    В 698 году семейство Такэси объявилось на Тунгире. В то же лето к Бэркэну на Могзон, с Витимского Калакана (вести нужные, как говорится, быстрее стрелы) приехал старик-орочен Короткан. Попросился доживать. Через несколько лет Такэси присоединился к старшему брату, с двумя оставленными семьями умирать стариками.

    Петрусь говорил, что были года, когда в летнее время на Могзоне жило пятнадцать старцев. И к ним приезжало много родственников - месяцами жили в безвременье хозяйственное...

    Циси Биюй и воевода шэли Чжунсян, воспользовавшись переброской ханьского войска из Фаньяна на подавление восстания киданей, спешным рейдом (согдийцы и тюрки охранного отряда разбежались) ушли на восток, на родную, исконно тунгусскую территорию плоскогорья Чанбайшан и реку Сунгари.

    Увидев Пэктусан, тунгусы падали на колени, старики ниц, обнимая землю.

 

 

 

                                        Александр Гурьевич Латкин.

 

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------